Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 18:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является ознакомить современную молодежь с разными направлениями культуры татарского народа.
Цель, в свою очередь, как представляется, предполагает решение следующих задач:
- изучить морфологию культуры Республики Татарстан.
- как можно шире раскрыть культуру татарского народа.
- изложить изученный материал и донести его до современной молодежи.
Религиозные
и межконфессиональные
отношения в Татарстане.
Наверное, трудно найти в России регион с таким разнообразием мирно сосуществующих представителей религиозных верований как Республика Татарстан. Это и мусульмане, и христиане (в числе которых – православные, старообрядцы, католики, протестанты различного толка), а также иудеи, кришнаиты, бахаисты...
Такое религиозное многообразие и мирное сосуществование различных кон-фессий во многом уникально, его изучение и, главное, сохранение – важная государственная задача. Важная еще и потому, что в последние годы – в русле демократических преобразований общест-ва, разрушения прежней идеологической системы – влияние религии на общество возросло.
В последние годы в республике идет интенсивный процесс возвращения культовых зданий верующим, в чем видится восстановление исторической справедливости. Начиная с 1988 года религиозным мусульманским и православным организациям передано более 50 культовых зданий – памятников истории и культуры: Азимовская, Соборная, Султановская, Закабанная, Апанаевская, Бурнаевская, Ново-Слободская «Иске-Таш» мечети в городе Казани, мечети в Аксубаевском, Арском, Кукморском и других районах республики; Петропавловский собор, Софийская надвратная церковь Богородицкого монастыря, Варваринская, Тихвинская, Богоявленская, Старообрядческие церкви, Ивановский монастырь в Казани, церкви и монастыри в Зеленодольском, Елабужском, Чистопольском и других районах. Только в 1996 году в столице республики верующим были переданы следующие культовые здания (помимо упомянутых): синагога, лютеранская кирха, католическая часовня. Органы государственной власти и управления в столице республики и на местах положительно решают вопросы передачи культовых зданий религиозным организациям с соблюдением установленного порядка. В настоящее время в большинстве городов и районов республики этот вопрос решен практически полностью12.
Несмотря на то, что религия отделена от государства, власти изыскивают средства и возможности для реставрации и ремонта культовых зданий – памятников.
К началу 1997 года было отреставрировано и сдано в эксплуатацию 104 мечети, 7 церквей и 2 молитвенных дома. В стадии строительства и реставрации находились 182 культовых здания, в том числе 148 мечетей и 34 церкви. К 1997 году в распоряжении мусульманских общин находилось 386 зданий мечетей, православных обществ – 99 церквей.
Наиболее традиционными для Татарстана
религиозными конфессиями являются ислам
и православие. Они оказывают наибольшее
влияние на общественно-политическую
обстановку в республике. За многие годы
сосуществования между ними сложились
доверительные отношения.
Татары - единственный народ в
Поволжье, исповедующий ислам, впитав
в
себя
все многообразие природы обширных
территорий, обогатившись опытом духовного
развития соседних народов, татарская
культура обрела неповторимые черты, сохранив
на протяжении веков особые, только
ей присущие отличия.
Казанские татары - единственный народ
в Поволжье, исповедующий ислам. Эта рели-гия
на земле наших предков, в Волжской Булгарии,
была принята официально в 922 году. Добровольность
ее принятия и обособленное географическое
расположение булгарских земель, а позднее
Казанского ханства от центра и других
мест распространения мусульманства привели
к тому, что казанские татары особенно
ревностно стали относиться к некоторым
заповедям ислама. Одна из них связана
с чтением Корана, священной книги мусульман.
Большое внимание уделялось и тщательному
изучению арабской грамматики. У каждого
правоверного мусульманина рядом с Кораном
имелся хотя бы рукописный экземпляр арабской
грамматики и несколько словарей. Второй
заповедью такого рода является запрет
пророка Мухаммеда изображать животных
и людей, что было принято во избежание
возврата к идолопоклонству. Поэтому у
мусульман получил развитие каллиграфический
орнамент, появился уникальный феномен
татарского изобразительного искусства
- шамаил.
В Поволжье, в первую очередь среди татар, ислам, безусловно, имел свои особенности. Они формировались уже в процессе проникновения ислама в регион и его утверждения и распространения среди татар. Распространение ислама в Поволжье произошло мирным путем. Начало этого процесса Ш. Марджани связывает с периодом правления халифа Мамуна (813—833). Риза Фахрутдинов предполагает возможность еще более раннего периода: через хазарских тюрков, во времена Абдаль-малика бине Мардан (годы правления 685—705). Некоторые новейшие археологические открытия в Подонье, где жили булгары до их переселения на Среднюю Волгу, также свидетельствуют о мусульманизации населения довольно рано.
Распространение ислама шло постепенно, но довольно интенсивно — в рамках сложившихся за долгие годы традиционных форм взаимоотношений между булгарами и Востоком. Этот процесс был вполне закономерным хотя бы потому, что в своем развитии булгарское общество уже было готово к переходу к иному качественному состоянию. Как считает Р. Фахрутдинов, в своем культурном и интеллектуальном развитии Волжская Булгария уступала разве что Ирану и Греции. Принятие ислама сопровождалось кардинальными изменениями в идеологической и культурной жизни булгарского общества. При этом, поднявшись на более высокую ступень своего развития, оно не только не потеряло самобытность, но и получило импульс для дальнейшего развития и совершенствования.
В первую
очередь, необходимо подчеркнуть, что
ислам в регион проникает через Среднюю
Азию. На это обратили внимание многие
исследователи. Так, известный востоковед
В.А. Гордлевский считает, что “среднеазиатские
купцы завозили на Волгу сперва ислам,
а потом, конечно, и учения, распространенные
в Средней Азии, или вернее: по дорожке,
проложенной купцами, пробиралась в Поволжье
и религиозная пропаганда".
Итак, конец IX — начало X вв. для Волжской
Булгарии стал периодом становления не
только государственности, но и религиозно-правовой
системы, юридической практики13.
Наличие в государстве многочисленной профессионально подготовленной прослойки духовенства дает возможность говорить о том, что оно, безусловно, стремилось адаптировать религиозно-правовую систему ханафитского мазхаба к местным условиям и потребностям государства. В Казанском ханстве, находившемся довольно далеко от основных центров мусульманской цивилизации, была выработана религиозно-правовая система, способная придать религиозному праву гибкость и узаконить региональные различия.
Политика насильственного крещения, начавшаяся
сразу же после присоединения края к составу
российского государства и продолжавшаяся
до начала XX века, не принесла серьезных
успехов. Тем не менее, ее результатом
стало возникновение новой этнической
группы татар, которая от других отличалась,
в первую очередь, по конфессиональному
признаку — крещеные татары (кряшены)
с присущим им православным вероисповеданием.
Процесс становления этой этнической
группы шел довольно медленно. Так, к 1719
г. в крае насчитывалось до 30 тыс. крещеных
татар. Однако даже для этой относительно
небольшой группы кряшен православный
образ жизни оказался не до конца приемлемым.
По словам Казанского митрополита Сильвестра,
кряшены не умели молиться, не посещали
церкви, хоронили по своим татарским обычаям
и на татарских кладбищах, детей не крестили
и при первой же возможности переходили
обратно в мусульманство. К 1926 г. количество
кряшен выросло только до 99 тысяч.
В 90-е годы ислам в Татарстане переживает
период возрождения. На 1 января 2004 в республике
функционирует 978 мусульманских общин,
из них зарегистрировано 802. По результатам
исследований 1990-1991 гг. 67 процентов респондентов-татар,
проживающих в различных регионах России,
считают себя мусульманами. По Татарстану
можно назвать более или менее религиозными
64,5 процентов опрошенных студентов (20
процентов отнесли себя к верующим и 44,4
процента — к колеблющимся). Среди специалистов
с высшим образованием 20,4 процента верующих
и 31,7 — колеблющихся.
Самостоятельное Духовное управление
мусульман Татарстана (ДУМ РТ) возникло
в августе 1992 года. Этому способствовали
многие процессы, происходившие в России:
суверенизация многих регионов, в том
числе и Татарстана, формирование довольно
мощного национального движения и др.
Быстрый рост количества мусульманских
общин и массовое строительство мечетей
во многом диктуют необходимость подготовки
мусульманских священнослужителей, что
предполагает создание системы религиозного
образования.
В 1990-е годы в Татарстане появились
первые мусульманские учебные заведения:
начиная от начальных курсов при мечетях,
средних специальных учебных заведений
(медресе “Танзиля”, “Юлдуз” в Набережных
Челнах и др.) до высших (медресе “Мухаммадия”,
Казанское высшее мусульманское медресе
имени 1000-летия ислама и др.). На сегодняшний
день зарегистрировано более 10 мусульманских
учебных заведений. В сентябре 1998 года
в Казани открылся Российский Исламский
университет, который должен стать научно-координационным
центром религиозных учебных заведений
Среднего Поволжья.
В республике появились мусульманские
периодические издания: газеты “Иман”,
“Вера”, журнал “Иман нуры” в Казани,
газета “Ислам нуры” — в Набережных Челнах.
Издание религиозной литературы в Татарстане,
которая появилась в огромном количестве,
в последние годы входит в определенное
русло.
Ислам, в течение многих веков сыгравший
огромную роль в истории татарского народа,
постепенно возвращается в нашу жизнь.
Какое место он займет в духовной культуре,
примет ли активное участие в оздоровление
нравственной атмосферы общества, это
уже покажет время.
Заключение.
Таким образом, морфология культуры – это раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, характеризующий ее внутреннее строение как целостность.
Мы выделили 4 сферами культурного творчества: материальную, духовную,
социальную и физическую культуру.
Например, это декоративное убранство татарского дома, узорная резьба по дереву, которые служили украшением жилища, вышивка, декорировка стен матерчатыми украшениями с ярким цветовым колоритом, ткаными и вышитыми полотенцами, пологами, скатертями, салфетками, намазлыками (ковриками для молитв).
Информация о работе Морфология культуры Республики Татарстан