Морфология культуры Республики Татарстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является ознакомить современную молодежь с разными направлениями культуры татарского народа.
Цель, в свою очередь, как представляется, предполагает решение следующих задач:
- изучить морфологию культуры Республики Татарстан.
- как можно шире раскрыть культуру татарского народа.
- изложить изученный материал и донести его до современной молодежи.

Файлы: 1 файл

правильный вариант.docx

— 652.21 Кб (Скачать файл)

   В 1825 г. было построено каменное здание, где с 1845 г. начинается и опера. В 1874 г. сформировалась отдельная драматическая труппа, для которой в 1906 – 1910 гг. выстроили отдельное здание – теперь здание Казанского государственного академического русского Большого драматического театра им. В. И. Качалова. На сцене театра играли А. П. Ленский, В. Н. Давыдов, К. А. Варламов, П. А. Стрепетова, М. Г. Савина, М. С. Щепкин. Казанский театр во второй половине XIX века был лучшим провинциальным театром России.

   С 1852 года художественную часть драматического театра возглавляет знаменитый тогда на всю Россию Н. К. Милославский, сыгравший здесь все свои коронные роли.

   С 1948 года Большой драматический театр носит имя В. И. Качалова. В Казани В. И. Качалов играл в 1897 – 1900 гг. – сначала небольшие роли, потом все более ответственные. В 1900 году В. И. Качалов был приглашен в Московский художественный театр (МХАТ).

   Создание национального татарского театра восходит к началу XX века. 22 декабря 1906 года в Казани состоялось первое публичное представление на татарском языке. Эта дата считается днем рождения Татарского государственного академического театра им. Г. Камала.

   Тогда были поставлены пьесы «Кызганыч бала» («Жалкое дитя») и «Гыйшык бэлэсэ («Горе от любви»). В то время на сцене играли только мужчины. Одной из первых женщин, которая вышла на театральные подмостки, была актриса С. Гизатуллина-Волжская.  
   Осенью 1908 года в Казани образовалась первая татарская театральная труппа «Сайяр» («Передвижник»). В нее вошли такие талантливые артисты, как И. Кудашев, Г. Кареев, С. Гиззатуллина-Волжская и другие. В создании театра, в определении его основного направления большую роль сыграли выдающиеся представители национальной интеллигенции – поэт Г. Тукай, драматург Г. Камал. Татарский театр знакомил зрителей с произведениями русской и зарубежной классики.

   В октябре 1920 г. была организована «Первая татарская образцовая государственная труппа», которая в 1922 г. переименовывается в «Первый государственный Показательный драматический татарский театр».  
   За прошедший с тех пор период в татарстанском драматическом искусстве появились новые имена талантливых актеров, режиссеров и драматургов.  
   В настоящее время в Республике Татарстан действует 13 театров, 7 из них в Казани. Профессиональные кадры для театров готовят Казанское театральное училище и Казанская государственная академия культуры и искусств. Высокий уровень татарстанских театральных коллективов подтверждают их многочисленные успешные гастроли в России и за рубежом.  
 

Музыкальное искусство Татарстана.

   Музыка татарского народа, прошла многовековый путь исторического развития. Ладоинтонационные (пентатоника) и ритмические особенности имеют общие черты музыкальными традициями тюркских и финно-угорских народов Поволжья, что дает возможность предположить связь лирических татарских напевов с историческим музыкальным эпосом языческой эпохи.       В народном музыкальном искусстве развивалось лишь сольное пение, традиционно одноголосное. Наиболее распространенными инструментами татарского музыкального фольклора были: гармонь-тальянка, курай, кубыз(скрипка), сурнай (восточный музыкальный инструмент). Частью

музыкальной культуры являлась духовная музыка9.

   Ислам влиял не только на культуру в целом, но и на развитие музыкального искусства. В самом Коране, как известно, нет прямого запрета музыки, она присутствует в мусульманском культе, помогая верующим постичь содержание священной книги мусульман –  Корана, который читался нараспев. Напевы речитаций сур (частей Корана) устно передавались от поколения к поколению в стенах религиозных учебных заведений.

   Профессиональное музыкальное искусство сформировалось в Татарстане достаточно недавно – начиная с конца первой четверти XX столетия. До этого в Казани, крупном губернском городе и одном из наиболее развитых экономических, научных и культурных центров тогдашней России, не было даже постоянно действующего музыкального театра. Казанцы знакомились с классической музыкой иначе – с большим успехом на сценах театров города выступали передвижные оперные труппы и оркестры. 

  С образованием в 1920 г. Татарской Автономной Советской Социалистической Республики начинается подъем национального музыкального искусства. В Татарстане открываются театр оперы и балета, консерватория, филармония, создается Союз композиторов. Марши Салиха Сайдашева, – одного из основоположников профессиональной татарской музыки, произведения Н. Жиганова, Ф. Яруллина, М. Музаффарова, 3. Хабибуллина, А. Ключарева, Р. Яхина, А. Лемана, А. Бакирова, И. Шамсутдинова, С.Губайдуллиной и других говорят о высоком уровне произведений композиторов Татарстана.

    В развитии национального искусства, в подготовке музыкальных кадров ведущая роль принадлежит Казанской государственной консерватории. Основанная в 1945 году, консерватория подготовила большое число оркестрантов, солистов оперы и балета, солистов концертных эстрад. В 1960 г. при консерватории открылась средняя специальная музыкальная школа, учениками которой были такие известные музыканты, как М. Плетнев, Р. Абязов, Р. Урасин.

   Большим событием в музыкальной жизни Казани стало создание в 1967 году симфонического оркестра. Почти все исполнители оркестра – воспитанники Казанской консерватории. В последние годы была проведена комплексная реконструкция здания концертного зала казанской консерватории, на базе которого был открыт Большой государственный концертный зал Республики Татарстан. В Большом концертном зале орган, установленный мастерами чехословацкой фирмы «Ригер-Клосс» в 1972 году, был заменен на новый инструмент голландской фирмы «Флентроп». В настоящее время он является одним из лучших в Европе.

   Крупнейшим центром развития татарской национальной музыки является театр оперы и балета им. Мусы Джалиля. Начало профессионального татарского музыкального театра относят к 1939 году, когда была поставлена опера Н. Жиганова «Качкын» («Беглец»), хотя первые пробы сил и возможностей в создании национальной оперы были сделаны еще в 1920-х годах (музыкальные спектакли Г. Альмухамедова, С. Габаши, И. Виноградова – «Сания» и «Эшче»). В рождении национальной оперы большая заслуга принадлежит Московской консерватории, подготовившей первый основной состав в татарской оперной студии.

   Событием в истории театра является создание и постановка балета Ф. Яруллина «Шурале» («Леший») и оперы Н. Жиганова «Алтынчеч» («Золотоволосая»), вошедших в золотой фонд национального музыкального искусства. В настоящее время в репертуаре театра оперы и балета западноевропейская и русская классика, лучшие национальные произведения оперного и балетного жанра, музыкальные комедии и оперетты. 
   Республика уделяет большое внимание развитию музыкального искусства. Только в Казани действует свыше 30 музыкальных школ, музыкальное училище, консерватория, ученики и выпускники которых регулярно занимают призовые места на всероссийских и международных музыкальных фестивалях и конкурсах. Большую известность в России и за рубежом приобрели международные музыкальные фестивали, проводимые в Татарстане: Международный фестиваль оперного искусства им. Ф. Шаляпина, Международный фестиваль классического балета им. Р. Нуриева, Международный фестиваль современной музыки «Европа-Азия». С успехом проходят гастроли музыкальных коллективов Татарстана, а произведения татарстанских композиторов находят своих поклонников далеко за пределами республики.
 

Традиции и праздники. 

   Семейно-родственные отношения татар прошли   сложный путь развития. К XVIII веку большие семьи начали исчезать, наметилась тенденция к образованию малых семей. Однако, между родственниками продолжала практиковаться широкая взаимопомощь в хозяйственных делах, при проведении свадеб, в праздниках по случаю рождения детей.

Традиционно господствовала семья, основанная на патриархальных принципах, с некоторыми элементами женского затворничества. Самыми значимыми  семейными событиями у татар, как и у других народов, были свадьба  и рождение ребенка. Существовало три  вида бракосочетаний: через сватовство, уход девушки к любимому без разрешения родителей и похищение девушки  без ее желания. Наиболее распространенным было бракосочетание по сватовству. Выбором  невесты занимались родители жениха, затем засылался сват. После сговора  родственники невесты начинали готовиться к свадьбе. За день до свадьбы родители жениха отправляли невесте выкуп и подарки. Во время бракосочетания и на свадебном обеде жених и невеста не присутствовали, их представляли отцы. Заканчивалась свадьба подачей щирбета родственникам жениха, что служило знаком сбора денег за невесту10.

    Радостным событием для семьи было рождение ребенка. На застолье по поводу рождения малыша мужчины и женщины приглашались отдельно. "Когда все приглашенные оказываются в сборе, ребенка на подушке подносят к мулле. Он спрашивает родителей, как назвать дитя. Мулла кладет ребенка ногами в сторону Каабы и читает молитву, затем три раза произносит: "Пусть твое драгоценное имя будет такое-то". Каждому из гостей подносят мед с маслом. Угощаясь приглашенный кладет на поднос деньги, сколько может"11. Яркими и интересными и по сей день в некоторых семьях остаются свадебные обряды - получение выкупа за невесту (калым), приданого самой невесты (бирнэ), религиозный обряд бракосочетания (никах) и другие обряды.

    Хотелось бы еще отметить и  татарскую национальную кухню, которая развивалась не только на основе своих этнических традиций, но и на которую большое воздействие оказали кухни соседних народов. В наследство от булгар в татарской кухне остались катык, бал-май, кабартма, дополнившиеся татарским чак-чаком, эч-почмаком, китайская кухня подарила пельмени и чай, узбекская – плов, таджикская – пахлеве. По древнему татарскому обычаю в честь гостя расстилалась праздничная скатерть и на стол выставлялись лучшие угощения. Гостеприимство на Востоке всегда ценилось высоко. "Негостеприимный человек – неполноценный", – считалось у мусульман. Гостей было принято не только угощать, но и одаривать подарками. По обычаю и гость отвечал тем же.

    Особые нормы и правила принятия пищи налагал ислам. По шариату запрещалось употреблять мясо свиньи, а также некоторых птиц, например, сокола, лебедя – последние считались священными. В девятый месяц мусульманского лунного календаря, рамазан, когда был ниспослан на землю Коран, все мусульмане старше 12 лет обязывались держать 29-30 дней пост- уразу – полное воздержание от еды и питья в светлое время суток. Шариат призывал соблюдать умеренность в еде не только во время уразы, но и в повседневной жизни. Один из главных пищевых запретов касался вина и других алкогольных напитков.

   Чай с печеными изделиями заменяет  порой завтрак или ужин, чай  – непременный атрибут встречи  гостя. К чаю подавалось угощение  из сладкого теста катлама,  кош-теле, чак-чак – обязательное  угощение на свадьбе, которое  приносила невеста, а также  ее родители. Ширбет – сладкий  фруктово-медовый напиток – употреблялся  также во время совершения  свадебного обряда, невеста посылала  его гостям, которые, выпив ширбет, клали на поднос ей деньги  в подарок. 

   Выражением эмоциональной и эстетической жизни народа выступают обряды и праздники. Традиционно праздничная культура татар включала в себя как религиозные (Курбан-байрам, Ураза-байрам, Рамазан),так и светские праздники, отмечаемые в определенное время года.

Календарный цикл националь-ных праздников и обрядов татарского народа начинается с Науруза, который праздновали в день весеннего равноденствия (21 марта) по солнечному календарю. Шакирды (ученики медресе) обходили дома с песнями - пожеланиями благополучия и здоровья и в ответ получали угощение от хозяев. Вскоре после Науруза наступала пора весеннего сева - самое красивое время года. В это время  устраивали праздник Сабантуй. История Сабантуя такая же древняя, как и сам наш народ.

    Уже за две недели до праздника начинался сбор подарков для победителей, подготовка к празднику. "Скакун заранее чует приближение сабантуя" - говорит татарская поговорка. Кульминацией праздника был майдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - керэш, и, конечно, конные скачки, воспетые в стихах и песнях, вызывающие восхищение и восторг - украшение татарского праздника. В начале лета наступала пора особых праздников встречи родственников - джиенов, которые приезжали накануне и оставались на 3-4 дня. Вечером проходили молодежные гулянья с песнями и танцами, хороводами и веселыми играми, завязывались знакомства парней и девушек, намечались будущие брачные пары. Особо почитаемыми считались мусульманские праздники.

   Самым значительным из них является Курбан-байрам. Это праздник жертвоприношения в память о готовности пророка Ибрагима принести в жертву Аллаху своего сына. За несколько недель до праздника начинают откармливать жертвенное животное, считается обязательным приготовить еду из мяса. Ураза-байрам отмечается по завершении тридцатидневного поста в месяц рамазан. С утра, отведав сладостей, мусульмане отправляются в мечеть, а вечером устраивается праздничное семейное застолье.  

Информация о работе Морфология культуры Республики Татарстан