Морфология культуры Республики Татарстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является ознакомить современную молодежь с разными направлениями культуры татарского народа.
Цель, в свою очередь, как представляется, предполагает решение следующих задач:
- изучить морфологию культуры Республики Татарстан.
- как можно шире раскрыть культуру татарского народа.
- изложить изученный материал и донести его до современной молодежи.

Файлы: 1 файл

правильный вариант.docx

— 652.21 Кб (Скачать файл)

     Во второй половине XVI века Казанское ханство присоединяется к Русскому государству. Приехавшие в Казань переселенцы из Москвы, Новгорода, Пскова и других русских городов привносят некоторые элементы русской культуры, которая, в свою очередь, не осталась свободной от влияния культуры Востока. Это проявилось в отчасти изменившейся архитектуре церквей (декоративные приемы, восточные орнаментальные детали), появлению пышной восточной узорности, полихромности, не свойственным русскому искусству, однако, укоренившимися в нем как следствие заимствования художественных образцов татарской культуры. Так Соборная восьмиминаретная мечеть Кул-Шариф, разрушенная на территории казанского кремля в 1552 году, по предположению историка М. Худякова послужила прообразом московского храма Василия Блаженного на Красной площади.

  Не менее ощутимо т атарское влияние проявилось и в бытовой культуре. Это относится к тюркским названиям предметов русской одежды. Например, старинная русская обувь - чоботы, башмаки была заимствована у татар, как и кафтан, казакин, кушак, тулуп. Перешло также множество слов, относящихся к торговле и домашнему обиходу: алтын, амбар, аршин, базар, бакалея, балаган, барыш, деньга, караван и другие.

    К XIX веку с появлением мануфактурного производства переживает период расцвета декоративное искусство. Именно тогда создаются классические образцы золотошвейной и тамбурной вышивки с богатым орнаментом, ювелирные украшения с изящной тканью, красочные женские головные уборы - калфаки, декоративные полотенца с тончайшими узорами. В этот период складывается классический татарский костюм, формируется единый национальный стиль в экстерьере и интерьере жилища, в обрядовых и бытовых изделиях.  

§ 2. Материальная культура Республики Татарстан.

Архитектура, зодчество, вышивка. 

   Теперь хотелось бы перейти к рассмотрению материальной культуры. Традиции строительства домов казанских татар складывались веками под влиянием религиозных, эстетических и культурных особенностей населения края. Чаще всего жилые дома с фасадной стороны огораживались забором. Дома отстояли от красной линии улицы на 2 метра. С одной стороны такое расположение было связано с влиянием ислама и затворничеством женщин, а с другой стороны эта традиция уходит в булгарские времена, когда глубинное расположение построек исходило из оборонных задач. Характерной особенностью было также деление жилища на мужскую и женскую половины.

   Декоративное убранство татарского дома отличается от традиционного украшения русских жилищ. Русские мастера применяли в основном резьбу по дереву; татары, напротив, использовали в основном богатую палитру красок. Основная гамма цветов почти всегда одинакова: зеленый, голубой, белый и желтый. Все цвета брались чистыми, без полутонов, отчего разрисовка ворот становилась сочной и яркой. Однако не только цвет, но и узорная резьба была важным элементом украшения жилища. Изображения солнца и геометрических знаков, птиц, цветов и мифологических символов можно и сейчас увидеть на старых домах и воротах. Оригинальным было и внутреннее убранство дома. Особую живописность интерьеру жилища придавала декорировка стен матерчатыми украшениями с ярким цветовым колоритом, ткаными и вышитыми полотенцами, пологами, скатертями, салфетками, намазлыками (ковриками для молитв).Спальные места огораживались занавесью (чаршау), пологом (чыбылдык). По мнению этнографов, основные черты татарского интерьера несут отпечаток далекого кочевого прошлого.

    Середина XVIII века стала началом нового этапа развития татарской архитектуры. Его характерной чертой было вступление в тесный контакт с русской культурой и, как следствие, восприятие элементов западно-европейской культуры. Архитектура татарских байских домов и мечетей обрела стилевые характеристики барокко и классицизма, сохранив при этом традиционные особенности планировки и формы булгарского зодчества6.

    Вышивка - один из древнейших  и популярных видов женского  изобразительного искусства. По  мнению профессора Н. Воробьева,  развитие этого вида искусства  было связано с затворничеством  женщин, которые редко выходили  из дому и свой досуг использовали  для рукоделия. В отличие от  русских, украинцев, мари и  других народов татары не применяли  вышивку в одежде, но украшали предметы бытового назначения: полотенца, салфетки, скатерти, покрывала и оконные занавески, намазлыки (коврики для молитв). Большая часть этих вещей связана с оформлением интерьера жилища. Обстановка и убранство татарского дома имело ряд особенностей. Дом не принято было делить на комнаты, а также загружать лишней мебелью, поэтому появились искусно вышитые занавески и пологи. Наиболее ценные из вышитых работ годами хранились на дне сундуков, доставались по случаю больших праздников.

   Особенно красочным дом становился во время свадебных торжеств - все украшалось вышитыми и ткаными изделиями новобрачной. Этот обычай, демонстрирующий трудолюбие и мастерство невесты, жив и сейчас в некоторых сельских районах. Традиции народной вышивки сохраняются на селе также в связи с праздником сабантуй - молодые снохи дарят свои изделия победителям спортивных состязаний и игр. Вышивка играет большую роль и в обряде, которым отмечается рождение первенца - молодая мать дарит полотенца своим близким и соседям. Вышивка делалась обычно на ярком насыщенном материале - зеленом, желтом, фиолетовом, бордо. Вышивали крученым шелком, позолоченным или посеребряным шнуром, бисером, жемчугом. Большое значение уделялось орнаменту, который состоял из геометрических и растительных мотивов. В композиция цветущего сада, создаваемого мастерицами, можно было узнать красные маки и желтоглазые ромашки, тюльпаны и анютины глазки. Особой красотой славились казанские полотенца, вышитые тамбуром серебряно-золотой нитью по белому шелку, они были известны далеко за пределами края. Широко распространено было также и узорное ткачество, также связанное с бытом и носившее характер домашнего ремесла. Орнамент обнаруживает сходство со среднеазиатскими и азербайджанскими ковровыми изделиями, тогда как цветовая структура (преобладание красного и различных его оттенков) не имеет аналогий. Техникой ткачества владело большинство татарок, но ткани со сложными и многоцветными узорами делались обычно особыми мастерами, имеющимися в каждой деревне7.

§ 3. Духовная культура Республики Татарстан.

Литература.

    Татарская литература имеет тысячелетнюю историю. Творчество Кул Гали, Сайф Сараи, Котба, Хисама Кятиба, Мухаммедьяра, Мауля Кулыя, Утыз-Имяни, Габделзяббара Кандалый, Ахмеда Курмаши занимает достойное место во всемирном творческом наследии.

   Традиции тюркской письменности сохранялись и развивались на протяжении веков. Уже в V-VI веках широко используется общетюркская руническая графика. Образцы древнетюркской письменности хорошо сохранились на каменных стеллах того времени. В Х веке вместе с исламом в Волжскую Булгарию проникает арабская письменность. Грамоте обучались в мектебе (начальная школа) и медресе (средняя школа). Принятие арабской графики способствовало установлению тесных культурных связей с Востоком, развитию литературы и просвещения. Как отмечает ученый Г. Давлетшин: "Ислам, в отличие от язычества, был религией с развитой письменной культурой. Литература, в частности поэзия, стала средством распространения научных и богословских идей. Нередко научные и богословские трактаты писались стихами". Образцом произведения, в котором использовался материал, почерпнутый из Корана, является  знаменитая "Поэма о Юсуфе" великого булгарского поэта XIII века Кул Гали. Только за последнее время эта поэма была издана в Казани около 80 раз. В 1983 году по решению ЮНЕСКО был проведен 800-летний юбилей этого крупнейшего представителя восточной поэзии.

   Последующие века развития литературы дали целый ряд выдающихся имен и произведений, таких как "Гулистан биттюрки" Саифа Сараи, "Тухва и Мардан" и "Нуры Содур" Мухамедьяра и многих других. Все эти произведения свидетельствуют о высоком уровне развития письменной литературы и духовной жизни в целом , являясь ценнейшими памятниками средневековой восточной поэзии и философии. Если в первые семь веков своего существования татарская литература знала только поэтический жанр, то с XVIII века большое развитие получает и проза.

   Первая книга на татарском языке была издана в Лейпциге (Германия) в 1612 году, а в России первое татарское книжное издание появилось в 1722 году. До 1928 татары использовали арабскую графику. В 1928-1938 годах была введена письменность на основе латинского алфавита, а с 1938 года - на основе русского алфавита (кириллицы). Русская графика не отражает всего многообразия фонетики татарского языка, поэтому в настоящее время стоит вопрос о возвращении к латинской графике. В устном народном творчестве татар представлены сказки, легенды, баиты (произведения эпического характера), песни, загадки, пословицы и поговорки. Сохранился эпос об Идегее, имеющийся у многих тюркских народов. Недавно он был опубликован повторно после запрета в 1944 году.

   Татарская литература новой эпохи, ее язык, стиль, поэтика, система жанров, получившие развитие в современной литературе, сформировалась в конце XIX и начале XX века. Большой вклад в развитие литературного процесса внесли классики татарской литературы Г. Тукай, Г. Исхаки, Ф. Амирхан, Г. Ибрагимов, Г. Камал, Ш. Камал, Х. Такташ, К. Тинчурин.

   Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарстане, но и далеко за его пределами. Творчество Тукая многогранно: он был поэтом и публицистом, литературным критиком и общественным деятелем и вошел в историю татарской литературы как великий народный поэт, заложивший основу национальной поэзии и создавший ее классический стиль. Говоря о татарской литературе нельзя не упомянуть поэта-героя Мусу Джалиля, автора знаменитого сборника стихов «Моабитская тетрадь», который был многократно издан и переведен более чем на 60 языков. Существенное влияние на развитие татарской литературы оказало творчество выдающегося драматурга Галиаскара Камала. С постановки в 1906 г. его пьесы «Жалкое дитя» начинается история татарского театра. Г. Камалом были переведены на татарский язык «Женитьба» и «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Гроза» А. Н. Островского, «На дне» А. М. Горького.

   Становление литературы и театрального искусства в республике связано также с творческой деятельностью Карима Тинчурина, талантливого драматурга, режиссера-новатора и заслуженного артиста Татарстана. За свою недолгую творческую жизнь К. Тинчурин написал более 30 пьес, многие из которых – «Казанские парни», «Американец», «Родина» – вошли в золотой фонд национальной драматургии и театра. А произведения «Голубая шаль» и «Без ветрил» по праву могут стоять в ряду классических произведений российского театрального искусства8.

   В 2006 г. в Татарстане состоялись празднования юбилеев Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля и других выдающихся деятелей литературы и искусства, а также столетия Татарского государственного академического театра им. Г. Камала, поэтому указом президента республики 2006 год в Татарстане был объявлен «Годом литературы и искусства».

Изобразительное искусство Татарстана.

   Изобразительное искусство Татарстана своеобразно и многогранно. В разное время на татарстанской земле творили такие известные мастера живописи как И. Шишкин, Н. Фешин, Б. Урманче.

   Уже к концу XIX века в Казани были все предпосылки для превращения ее в крупный центр искусства, художественного образования, выставочной деятельности и музейного строительства в России. К этому времени в городе постоянно работали профессиональные художники, в том числе молодые воспитанники Петербургской Академии художеств Н. Н. Белькович, X. Н. Скорняков, И. Тиссен. В частных коллекциях города накапливались произведения искусства, которые все чаще становились предметом общественного внимания. В 1894 году был основан, а в апреле 1895 года торжественно открыт Казанский городской научно-промышленный музей с богатой картинной галереей («лихачевским отделом»), в которую входили полотна русских, итальянских, французских, фламандских, голландских художников.

   На этом общем фоне закономерным  стало открытие 1 сентября 1895 года  Казанской художественной школы,  с историей которой связан  дальнейший прогресс всех видов  искусства, прежде всего живописи  и графики. С Казанской художественной  школой связаны имена таких  известных художников как Н.  Фешин, П. Беньков, Д. Бурлюк, П. Радимов.

   В первой четверти XX столетия начинают работать профессиональные татарские художники – живописцы и графики – Б. Урманче, Ш. Мухаметжанов, Ф. Тагиров. Большой вклад в искусство этих лет вносят К. Чеботарев, А. Платунова, Р. Нурмухаметов.

   Особый творческий подъем в изобразительном искусстве Татарстана наблюдается в послевоенные годы. Разнообразные традиции реалистического искусства связаны с Х. Якуповым, Л. Фаттаховым, Э. Зуевым.

   В 50-60 годы одним из ведущих жанров в искусстве республики становится пейзаж. Талантливыми пейзажистами являются К. Максимов, в чьем творчестве воплотились традиции русского реалистического пейзажа, Н. Кузнецов, А.Прокопьев, а также М. Усманов и А. Тумашев.

   Источником вдохновения для художников 70-80 гг. является история народа, ее персонажи, образы татарского фольклора, собственные впечатления (А. Абзгильдин, В. Федоров, Ш.  Шайдуллин, И. Зарипов). Высокий профессионализм, привержен-ность реалистическим традициям школы живописи отличают работы А. Хисамова, В. Акимова.

   Достойно представлена в Татарстане скульптура. Первый мастер ваяния с профессиональным академическим образованием появился в Казани только в 1904 году – им был ученик В. Беклимишева П. Дзюбанов, а к концу 1908 года на скульптурном отделении художественного училища уже занималось 19 человек. 
   Скульпторами-классиками в республике по праву считаются Б. Урманче, С. Ахун, А. Абдрашитов.

   Говоря о современном изобразительном искусстве Татарстана, нельзя не упомянуть имен молодых талантливых художников: E. Титов, Р. Яманов, И. Тухватуллин, С. Румак, Г. Фаузрахманов, С. Догадов, Л. Гильмутдинов, А. Тимофеев.  

Театральное искусство Татарстана. 

Начало  развития театрального искусства в  Татарстане связано с возникновением в 1791 г. в Казани публичного театра, дававшего регулярные представления для горожан. Однако первые представления на русском языке для городской публики были даны в Казани еще в 1728 г. студентами славяно-латинской академии.  
 
   В 1802 году помещик П. П. Есипов выстроил в городе деревянное здание для театра, где давала спектакли сформированная им из своих крепостных крестьян и нескольких вольных труппа, во главе которой в 1805 году становится знаменитый актер и драматург П. А. Плавильщиков, заложивший основы художественной культуры казанского театра.

Информация о работе Морфология культуры Республики Татарстан