Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 13:30, курсовая работа
Разлучение естественнонаучных и гуманитарных знаний, дифференциация наук, противопоставление культуры природе и т.д. были порождены классицистической системой взглядов, ускоренно непропорциональное развитие которых совпало с закатом (“осенью”, по выражению Й. Хёйзинги1) Средневековья и деятельностью гуманистов Возрождения, выдвинувших на первый план самодостаточную личность, что само собой определяло ее роль в историческом процессе. Еще более этот процесс ускорился в условиях европейского Просвещения с его дискретно-аналитической, энциклопедически-рациональной парадигмой миропонимания, на питательной почве которой взросла вся современная наука.
1.Введение………………………………………………………………………………...3
2.Определение понятий «наука» и «система»…………………………………………..8
3.Соотношение естественнонаучной и гуманитарной культуры…………………..…13
4. Сходство и различия социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин ………………………………………………………………………………………………15
5.Заключение……………………………………………………………………………….17
6.Список литературы …...…………………………………………
Система строится так, что на метапредметном уровне непомерное для непосредственного восприятия многообразие понятий, проблем, терминов сводится к относительно небольшому количеству ключевых первосмыслов – фундаментальных категорий, объектов, символов (слово, число, знак), в традиционной системе обучения находившихся за рамками учебных предметов. Таким образом, для конструирования целостной образовательной системы предусматриваются комплексы метапредметных учебных дисциплин, охватывающих как “язык” означенных первосмыслов, так и законы, правила, условия его функционирования17.
Наука - особый вид
познавательной деятельности, направленной
на выработку объективных, системно
организованных и обоснованных
знаний о мире. Взаимодействует
с другими видами
Соотношение естественнонаучной и гуманитарной культуры.
Гуманитарная культура основывается на знаниях этики, религиоведения, юриспруденции, искусствознания, философии, литературоведения, педагогики и других наук. Системообразующие ценности гуманитарных наук — гуманизм, идеалы добра, истины, красоты, совершенства, свободы и т. д. Эти ценности имеют решающее значение в целеполагающей деятельности людей, так как поднимают человека от состояния животного эгоизма к всесторонней общественной жизни.
Те или иные группы ценностей и соответственно виды гуманитарной культуры могут наполняться специфическим социальным содержанием. Их общественная значимость относительна и утверждается в соответствии с той или иной ролью, которую они играют в определенную историческую эпоху. Например, религиозные ценности католицизма доминировали в общественной жизни государств западной Европы в XI—XIV вв. В настоящее время в этих государствах превалируют политические и правовые ценности (демократия, права человека и т. п.).
Существенную роль в современной индустриальной цивилизации играют экономические и утилитарно-практические ценности, в которых осмысливаются явления материальной культуры.
Важно подчеркнуть, что и в гуманитарном знании, и в целом в гуманитарной культуре существенным образом представлены интересы субъекта. Поэтому неизбежны различные варианты осмысления и оценки "позитивности" одних и тех же общественных явлений для того или иного человека, группы, социума, государства. В этом и заключается специфика гуманитарной культуры. Естественно-научная культура во многом исключает субъективизм ученого.
Специфика естественно-научной культуры состоит в том, что знание о природе постоянно совершенствуется, отличается высокой степенью объективности, представляет собой наиболее достоверный (истинный) слой массива человеческого знания, имеющего большое значение для существования человека и общества. Кроме того, это глубоко специализированное знание. Для "рядовых" потребителей естественно-научной культуры необходимы научно-мировоззренческие популярные "переводы" (толкования) знаний о природных объектах. В любом случае для человека вообще естественно-научная культура есть важнейшее средство социализации, а для многих специалистов — решающее условие их эффективной деятельности.
Специфика гуманитарной культуры состоит в том, что знание о системе ценностных зависимостей в обществе активизируется исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. В основе актуализации нередко лежат общечеловеческие ценности (гуманизм, демократия, права человека, нормы морали и т. д.). Все это имеет решающее значение в социальной адаптации индивида. Проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом. При этом не исключается возможность толкований, противоречащих реальным свойствам объектов, насыщенность теми или иными идеалами и проектами будущего.
Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур заключается в следующем:
· они имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека и человечества в создании оптимальных условий для самосохранения и совершенствования;
· осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами (это нашло свое выражение, например, в этике естествознания, рационализации гуманитарной культуры и т. п.);
· взаимно координируют в историко-культурном процессе;
· являются самостоятельными частями единой системы знаний науки;
· имеют основополагающую ценность для человека, ибо он выражает единство природы и общества.
Антропная основа естественно-научной и гуманитарной культур приобретает на рубеже XX—XXI вв. первостепенное значение.
Сходство и различия социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.
Социально-гуманитарное знание
по отношению к другим видам знания имеет
как ряд общих черт, так и ряд особенностей,
на которые указывают С.А. Воробьев19, Б.Г. Могильницкий20, В.И. Разумов21, Л.Н. Сучков22 и
другие методологи. На этой основе, соответственно,
выделяются следующие черты сходства
и различия социально-гуманитарных и естественнонаучных/
Данным частично определяются дидактические цели гуманитарного образования, которые реализуются через усиление методологической составляющей в структуре учебной деятельности (теории, законы, принципы, модели, понятия, величины, научные факты, системы способов исследования, познания и преобразования мира, алгоритмы деятельности и т.д.).
Любая наука, а соответственно, и учебная дисциплина, описывает изучаемые объекты, явления и процессы в конкретных и точных понятиях (теориях), представляющих сложные конструкты – формализованное знание. Процесс его получения называется формализацией - выделением и переводом внутренней структуры объекта, явления или процесса в определенную информационную структуру (формы – таблицы, схемы, графики и модели), представлением области знания или ее фрагмента в виде совокупности конечной системы понятий (теорий) и связей между ними. Анализ проблем механизма формализации социально-гуманитарного знания имеется в общенаучных и педагогических исследовательских программах И.С. Ладенко23,24, С.П. Никанорова25, В.И. Разумова21 и других исследователей. Формализация социально-гуманитарного знания – процесс выделения и перевода внутренней структуры объекта, явления или процесса в определенную информационную структуру, представление области знания или ее фрагмента в виде совокупности конечной системы понятий (теорий) и связей между ними. Содержание понятий (теорий) социокультурных объектов, явлений или процессов выражается через формы (таблицы, схемы, графики и модели).
Многообразие концептуальных подходов к анализу социокультурной действительности, необходимость формирования умений в формализации социально-гуманитарного знания для повышения качества образования обусловливают актуальность его использования в учебной деятельности. Механизмом разработки форм социально-гуманитарного знания является совокупность средств конструирования форм знания социокультурной действительности, адекватных принципу системной целостности26.
Заключение.
И в заключении хотелось бы отметить ошибки неиспользования системного принципа в науке.
Системный подход получил особое звучание в последние десятилетия. Азарт энтузиастов этого направления, сыгравших немалую роль в углублении понимания сущности систем и эвристической роли системного подхода, выразился однако, и в том, что этот подход абсолютизировался и иной раз толковался как особое и новое глобальное направление научной мысли вопреки тому факту, что истоки его содержались ещё в античной диалектике целого и его частей. Принцип системности - исконная черта диалектического метода.
Метафизическая абсолютизация системного метода развивалась по такой схеме. Первым вариантом явился тезисо «десубстанциализации» мира (разновидность махизма с его тезисом о том, что «материя исчезла») и соответственно о выдвижении на первый план структурных моментов бытия без их конкретного материального носителя. Этот тезис основывается на той идее, что раз стабильным моментом в процессе изменения системы является не сама имеющая материальный носитель система, а её структура, то в основе мира лежит десубстанциализированная структура как чистое отношение.
Однако конкретное развитие частных наук, применяющих системный подход, опровергло эту идею. Например, известный в лингвистике тезис «язык - это система чистых отношений», провозглашённый в начале века, привёл лишь к излишней математизации языка, а в конечном счёте к превращению лингвистики как науки в систему логических построений, в которой добытое этой наукой новое знание представляло собой, по существу, не новое знание о языке, а уточнение и углубление логических операций мышления. Но как только перед лингвистами встала необходимость создания искуственныхязыков для общения с ЭВМ, математические выкладки сразу же потеряли свою определённость, и лингвистика опять обратилась к живой плоти языка, к её звуковой материи.
Таким образом, структура, взятая вне субстанциального наполнения, как вещественного,так и энергетического свойства, представляет собой не самостоятельно существующий объект, но логическое понятие.
Вторым вариантом, явившимся определённой детализацией первого, стала философия структурализма, в которой выдвигался новый тезис о статистических и неизменяемых, то есть фактически априорно заданных, структурных схемах, особенно в мышлении. В основе культурной эволюции лежит с точки зрения этой концепции некий «фундаментальный шифр», состоящий из неизменного набора структурных архетипов (кодов, элементов), прояляющихся в действительности в самой разнообразной форме, но лишённой какого бы то ни было развития. Помимо частичного возрождения кантовского априоризма и привкуса метафизики в этой концепции философского структурализма отчётливо прослеживается и идеалистическая тенденция, так как априорные структуры здесь заменяют собой идеальное первонвчало мира, а идея развития подменяется идеей «воспроизводства архитипических структур». Но, как известно, источником развития, появления новых форм, в том числе и новых структур, является материальное взаимодействие и обоюдная обусловленность конкретных явлений, которые для осуществления этого взаимодействия должны иметь материальную - вещественную или энергетическую оформленность. Чистые структуры не взаимодействуют между собой, у них нет для этого «точки опоры».
Информация о работе Наука как система (или о сходстве естественнонаучных и гуманитарных моделей)