О культуре и искусстве Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 19:02, доклад

Описание работы

Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси.
Значительное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. Распространенными были и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян.

Файлы: 1 файл

Фольклор.docx

— 51.65 Кб (Скачать файл)

   Фольклор 

      Письменные  источники свидетельствуют о  богатстве и разнообразии фольклора  Древней Руси.

      Значительное  место в нем занимала календарная  обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой  частью аграрного культа. Обрядовый  фольклор включал в себя также  предсвадебные песни, похоронные  плачи, песни на пирах и тризнах.  Распространенными были и мифологические  сказания, отражавшие языческие  представления древних славян. На  протяжении многих лет церковь,  стремясь искоренить остатки  язычества, вела упорную борьбу  с «поганскими» обычаями, «бесовскими  игрищами» и «кощунами». Тем не  менее, эти виды фольклора сохранились  в народном быту вплоть до XIX-ХХ  веков, потеряв со временем  свой начальный религиозный смысл  .

      Существовали  также такие формы фольклора,  не связанные с языческим культом,  как пословицы, поговорки, загадки,  сказки, трудовые песни. Авторы  литературных произведений широко  использовали их в своем творчестве.

      Письменные  памятники донесли до нас многочисленные  предания и легенды о родоначальниках  племен и княжеских династий, об основателях городов, о борьбе  с чужеземцами. Народные сказания  о событиях II-VI веков отразились  в «Слове о полку Игореве».

      Значение  исторических жанров фольклора  возрастает с образование государства  и началом складывания древнерусской  народности. На протяжении многих  лет народ создавал и хранил  своеобразную «устную» летопись  в виде прозаических преданий  и эпических сказаний о прошлом  родной земли. «Устная летопись»  предшествовала летописи письменной  и послужила одним из ее  основных источников. К числу  таких преданий, использованных  летописцами, относятся предания  о Кие, Щеке и Хориве и  основании Киева, о призвании  варягов, о походах на Константинополь,  об Олеге и его смерти от  укуса змеи, о мести Ольги древлянам,  о белгородском киселе, и многие  другие. Летописное повествование  о событиях IX-Х веков практически  целиком основано на фольклорном  материале.

      К Х веку  относится возникновение нового  эпического жанра – героического  былинного эпоса, явившегося вершиной  устного народного творчества. Былины  – устные поэтические произведения  о прошлом. В основе их лежат  реальные исторические события,  прототипами некоторых былинных  героев являются реально существовавшие  люди. Так, прообразом былинного  Добрыни Никитича был дядя  Владимира Святославовича – воевода  Добрыня, имя которого неоднократно  упоминается  в летописи.

      Однако былины  редко сохраняли точность фактических  деталей. Но не в точном следовании  историческим фактам было достоинство  былин. Главная их ценность  в том, что эти произведения  созданы народом и отражают  его воззрения, оценку сущности  исторических событий и понимание  социальных отношений, сложившихся  в Древнерусском государстве,  его идеалы.

      Большинство  былинных сюжетов связано со  временем княжения Владимира  Святославовича – временем единства  и могущества Руси и успешной  борьбы со степными кочевниками.  Но истинный герой былинного  эпоса не князь Владимир, а  богатыри, олицетворявшие народ.  Любимым народным героем стал  Илья Муромец, крестьянский сын,  мужественный воин-патриот, защитник  «вдов и сирот». Народ воспел  и крестьянина-пахаря Микулу Селяниновича.

      В былинах  отразилось представление о Руси  как едином государстве. Главная  их тема – борьба народа  с иноземными завоевателями, они  проникнуты духом патриотизма.  Идеи единства и величия Руси, служения родине сохранялись  в былинах и во времена политической  раздробленности, золотоордынского  ига. На протяжении многих столетий  эти идеи, образы героев-богатырей  вдохновляли народ на борьбу с неприятелем, что и предопределило долговечность былинного эпоса, сохранившегося в народной памяти.

      Существовала  устная поэзия и в княжеско-дружинной  среде. В дружинных песнях прославлялись  князья и их подвиги. Отзвуки  этих песен слышатся, например, в  летописной характеристике князя  Святослава и в описании его  походов. В княжеских дружинах  были свои «песнотворцы» - профессионалы,  слагавшие песни-«славы» в честь  князей и их воинов. Такими  придворными певцами были, вероятно, упоминаемый в «Слове о полку  Игореве» и «словутый певец  Митуса», о котором говорится  в Галицко-Волынской летописи.

      Устное народное  творчество продолжало жить и  развиваться и после появления  письменной литературы, оставаясь  важным элементом культуры средневековья.  Его влияние на литературу  сохранялось и в последующие  столетия: писатели, поэты использовали  сюжеты устной поэзии и арсенал  ее художественных средств и  приемов.

Русская письменная литература возникла на основе богатых  традиций устного народного творчества, уходящего своими корнями в глубину  столетий. За многими оригинальными  произведениями древнерусской литературы стоит фольклор как один из важнейших  источников. Устная поэзия оказала  большое влияние на художественные особенности и идейную направленность письменной литературы, на формирование древнерусского языка.

       Характерная  особенность русской средневековой  литературы – ее острая публицистичность. Памятники литературы являются  одновременно и памятниками общественной  мысли. В основе их содержания  – важнейшие проблемы общества  и государства.

       Одним  из основных оригинальных жанров  формирующейся русской литературы  стало летописание. Летописи –  это не просто памятники литературы  или исторической мысли. Они  являются крупнейшими памятниками  всей духовной культуры средневекового  общества. В них воплотился широкий  круг представлений и понятий  того времени, отразилось многообразие  явлений общественной жизни. На  протяжении всего средневековья  летописание играло важную роль  в политической и культурной  жизни страны .

       Самым  значительным памятником летописания  является «Повесть временных  лет», написанная в 1113 году монахом  Киево-Печерского монастыря Нестором  и дошедшая до нас в составе  более поздних летописных сводов XIV-XV веков.

      Однако «Повесть  временных лет» - не самое первое  летописное произведение. Ей предшествовали  летописные своды. Можно считать  точно установленным существование  сводов, составленных в 70-х и  90-х годах: XI век в Киево-Печерском  монастыре. Достаточно обоснованным  является мнение о существовании  Новгородского летописного свода  50-х годов XI века. Летописная работа  велась и в других центрах.  Отголоски летописных традиций, отличных от киево-печерской,  обнаруживаются в более поздних  летописных сводах.

      Что касается  времени возникновения русского  летописания и его начальных  этапов, то здесь многое продолжает  оставаться неясным. По этому  вопросу существует несколько  гипотез. А.А.Шахматов считал, что  «Древнейший» свод был составлен  в 1039 году в связи с установлением  Киевской митрополии. По мнению  Д.С.Лихачева, первым историческим  произведением было «Сказание  о первоначальном распространении  христианства на Руси», составленное  в 40-х годах XI века и послужившее  основой для свода 70-х годов  . М.Н.Тихомиров начало летописания  связывал со «Сказанием о русских  князьях» (Х век), составленным, по  его мнению, после крещения Руси  и имевшем нецерковный характер. Таким образом, становление оригинальной  русской литературы связано с возникновением летописания, наиболее полно отразившего в себе ее характерные особенности.

       Как и  всякая летопись», «Повесть временных  лет» отличается сложностью состава  и разнообразием включенного  в нее материала. Кроме кратких  погодных записей и более подробных  рассказов о политических событиях, в нее вошли тексты дипломатических  Ии юридических документов, и  пересказы фольклорных преданий, и выдержки из памятников переводной  литературы, и записи о явлениях  природы, и самостоятельные литературные  произведения – исторические  повести, жития, богословские  трактаты и поучения, похвальные  слова. Это позволяет говорить  о летописи, как о синтетическом  памятнике средневековой культуры, как о своеобразной энциклопедии  средневековых изданий. Но это  не простая механическая сводка  разнородного материала, а цельное  произведение, отличающееся единством  темы и идейного содержания.

      Цель труда  сформулирована автором в его  заглавии: «Се повести времяньных  лет, откуду есть пошла Руская  земля, кто в Киеве нача первее  княжити, и откуду Руская земля  стала есть». Из этих слов  следует, что происхождение и  история государства рассматривались  автором в неразрывной связи  с происхождением и историей  киевской княжеской власти. При  этом история Руси давалась  на широком фоне всемирной  истории.

       «Повесть  временных лет» - памятник средневековой  идеологии. Позиция автора сказалась  и на отборе материала, и  на оценках различных фактов  и событий. Основное внимание  уделено событиям политической  истории, деяниям князей и других  представителей знати. Хозяйственная  жизнь и быт народа остаются  в тени. К массовым народным  движениям летописец относится  враждебно, рассматривая их как  «казнь божию». Отчетливо проявилось  в летописи и религиозное мировоззрение  ее составителя: конечную причину  всех событий и поступков людей  он видит в действии божественных  сил, «провидения». Но за религиозными  расхождениями и ссылками на  волю Бога часто скрываются  практический подход к действительности, попытки выявить реальные причинно-следственные  связи между событиями. 

      Послужив  основной местных летописных  сводов периода политической  раздробленности, «Повесть временных  лет» сыграла огромную роль  в утверждении и сохранении  идеи единства Руси в сознании  последующих поколений, живших  во времена княжеских усобиц  и суровых испытаний монголо-татарского  ига. Она оказала большое влияние  на формирование самосознания  русской народности на протяжении  нескольких последующих столетий.

      С XII века  начинается новый период в  истории русского летописания.  В условиях политической раздробленности  оно приобретает областной характер. Значительно увеличивается количество  центров летописания. Кроме Киева  и Новгорода, летописи велись  в Чернигове и Переяславле,  В Полоцке и Смоленске, во  Владимире и Ростове, и других  городах. Летописцс сосредотачивали  внимание на локальных событиях, рассматривая историю своих земель  как продолжение истории Киевской  Руси и сохраняя в составе  местных летописей «Повесть временных  лет». Создаются родовые княжеские  летописи, жизнеописания отдельных  князей, исторические повести об  отношениях между князьями. Составителями  зачастую были уже не монахи, а бояре и дружинники, а иногда  и сами князья. Это усиливало  светское направление в летописании.

      В летописании  появлялась местные индивидуальные  черты. Так, в Галицко-Волынской  летописи, повествующей о жизни  князя Даниила Романовича и  отличающейся светским характером, главное внимание было уделено  борьбе княжеской власти с  непокорным боярством, описанию  междоусобных войн. В летописи  почти нет рассуждений религиозного  характера, зато в ней явственно  слышны отзвуки дружинной поэзии.

      Местный  характер особенно отличает новогородское  летописание, скрупулезно и точно  фиксировавшее события внутригородской  жизни. В нем наиболее полно  отразилась демократическая направленность, роль городского населения в  общественной жизни. Стиль новогородских  летописей отличается простотой  и деловитостью, отсутствием церковной  риторики.

      Владимиро-Суздальское  летописание отражало интересы  все более усиливавшейся великокняжеской  власти. Стремясь утвердить авторитет  Владимиро-Суздальского княжества  и обосновать притязания его  князей на политическое и церковное  главенство на Руси, летописцы  не ограничивались описанием  местных событий, а старались  придать летописанию общерусский  характер. Ведущая тенденция владимирских  сводов – обоснование необходимости  единой и сильной власти владимирского  князя, которая представлялась  преемницей власти великих князей  киевских. Для этого широко использовалась  религиозная аргументация.

      Один из  древнейших памятников древнерусской  литературы – «Слово о законе  и благодати». Оно написано в  30-40 годах XI века придворным княжеским  священником Иларионом, ставшим  позднее первым киевским митрополитом  из русских. Использовав форму  церковной проповеди, Иларион  создал политический трактат,  в котором нашли отражение  злободневные проблемы русской  действительности. Противопоставляя  «благодать» (христианство) «закону» (иудаизм), Иларион отвергает свойственное  иудаизму понятие богоизбранничества  и утверждает идею перенесения  небесного внимания и расположения  с одного избранного народа  на все человечество, равноправия  всех народов. Своим острием  «Слово» направлено против притязаний  Византии на культурное и политическое  главенство в Восточной Европе. Этому положению Илларион противопоставляет  идею равноправия всех христианских  народов независимо от времени  их крещения, выдвигает теорию  всемирной истории как процесса  постепенного и равного приобщения  всех народов к христианству. Рус, приняв христианство, заняла  достойное место среди других  христианских государств. Тем самым  дается религиозное обоснование  государственной самостоятельности  и международного значения Руси. «Слово» пронизано патриотическим  пафосом, гордостью за Русскую  землю.

Информация о работе О культуре и искусстве Древней Руси