Фольклор
Письменные
источники свидетельствуют о
богатстве и разнообразии фольклора
Древней Руси.
Значительное
место в нем занимала календарная
обрядовая поэзия: заговоры, заклинания,
песни, являвшиеся неотъемлемой
частью аграрного культа. Обрядовый
фольклор включал в себя также
предсвадебные песни, похоронные
плачи, песни на пирах и тризнах.
Распространенными были и мифологические
сказания, отражавшие языческие
представления древних славян. На
протяжении многих лет церковь,
стремясь искоренить остатки
язычества, вела упорную борьбу
с «поганскими» обычаями, «бесовскими
игрищами» и «кощунами». Тем не
менее, эти виды фольклора сохранились
в народном быту вплоть до XIX-ХХ
веков, потеряв со временем
свой начальный религиозный смысл
.
Существовали
также такие формы фольклора,
не связанные с языческим культом,
как пословицы, поговорки, загадки,
сказки, трудовые песни. Авторы
литературных произведений широко
использовали их в своем творчестве.
Письменные
памятники донесли до нас многочисленные
предания и легенды о родоначальниках
племен и княжеских династий,
об основателях городов, о борьбе
с чужеземцами. Народные сказания
о событиях II-VI веков отразились
в «Слове о полку Игореве».
Значение
исторических жанров фольклора
возрастает с образование государства
и началом складывания древнерусской
народности. На протяжении многих
лет народ создавал и хранил
своеобразную «устную» летопись
в виде прозаических преданий
и эпических сказаний о прошлом
родной земли. «Устная летопись»
предшествовала летописи письменной
и послужила одним из ее
основных источников. К числу
таких преданий, использованных
летописцами, относятся предания
о Кие, Щеке и Хориве и
основании Киева, о призвании
варягов, о походах на Константинополь,
об Олеге и его смерти от
укуса змеи, о мести Ольги древлянам,
о белгородском киселе, и многие
другие. Летописное повествование
о событиях IX-Х веков практически
целиком основано на фольклорном
материале.
К Х веку
относится возникновение нового
эпического жанра – героического
былинного эпоса, явившегося вершиной
устного народного творчества. Былины
– устные поэтические произведения
о прошлом. В основе их лежат
реальные исторические события,
прототипами некоторых былинных
героев являются реально существовавшие
люди. Так, прообразом былинного
Добрыни Никитича был дядя
Владимира Святославовича – воевода
Добрыня, имя которого неоднократно
упоминается в летописи.
Однако былины
редко сохраняли точность фактических
деталей. Но не в точном следовании
историческим фактам было достоинство
былин. Главная их ценность
в том, что эти произведения
созданы народом и отражают
его воззрения, оценку сущности
исторических событий и понимание
социальных отношений, сложившихся
в Древнерусском государстве,
его идеалы.
Большинство
былинных сюжетов связано со
временем княжения Владимира
Святославовича – временем единства
и могущества Руси и успешной
борьбы со степными кочевниками.
Но истинный герой былинного
эпоса не князь Владимир, а
богатыри, олицетворявшие народ.
Любимым народным героем стал
Илья Муромец, крестьянский сын,
мужественный воин-патриот, защитник
«вдов и сирот». Народ воспел
и крестьянина-пахаря Микулу Селяниновича.
В былинах
отразилось представление о Руси
как едином государстве. Главная
их тема – борьба народа
с иноземными завоевателями, они
проникнуты духом патриотизма.
Идеи единства и величия Руси,
служения родине сохранялись
в былинах и во времена политической
раздробленности, золотоордынского
ига. На протяжении многих столетий
эти идеи, образы героев-богатырей
вдохновляли народ на борьбу с неприятелем,
что и предопределило долговечность былинного
эпоса, сохранившегося в народной памяти.
Существовала
устная поэзия и в княжеско-дружинной
среде. В дружинных песнях прославлялись
князья и их подвиги. Отзвуки
этих песен слышатся, например, в
летописной характеристике князя
Святослава и в описании его
походов. В княжеских дружинах
были свои «песнотворцы» - профессионалы,
слагавшие песни-«славы» в честь
князей и их воинов. Такими
придворными певцами были, вероятно,
упоминаемый в «Слове о полку
Игореве» и «словутый певец
Митуса», о котором говорится
в Галицко-Волынской летописи.
Устное народное
творчество продолжало жить и
развиваться и после появления
письменной литературы, оставаясь
важным элементом культуры средневековья.
Его влияние на литературу
сохранялось и в последующие
столетия: писатели, поэты использовали
сюжеты устной поэзии и арсенал
ее художественных средств и
приемов.
Русская письменная
литература возникла на основе богатых
традиций устного народного творчества,
уходящего своими корнями в глубину
столетий. За многими оригинальными
произведениями древнерусской литературы
стоит фольклор как один из важнейших
источников. Устная поэзия оказала
большое влияние на художественные
особенности и идейную направленность
письменной литературы, на формирование
древнерусского языка.
Характерная
особенность русской средневековой
литературы – ее острая публицистичность.
Памятники литературы являются
одновременно и памятниками общественной
мысли. В основе их содержания
– важнейшие проблемы общества
и государства.
Одним
из основных оригинальных жанров
формирующейся русской литературы
стало летописание. Летописи –
это не просто памятники литературы
или исторической мысли. Они
являются крупнейшими памятниками
всей духовной культуры средневекового
общества. В них воплотился широкий
круг представлений и понятий
того времени, отразилось многообразие
явлений общественной жизни. На
протяжении всего средневековья
летописание играло важную роль
в политической и культурной
жизни страны .
Самым
значительным памятником летописания
является «Повесть временных
лет», написанная в 1113 году монахом
Киево-Печерского монастыря Нестором
и дошедшая до нас в составе
более поздних летописных сводов
XIV-XV веков.
Однако «Повесть
временных лет» - не самое первое
летописное произведение. Ей предшествовали
летописные своды. Можно считать
точно установленным существование
сводов, составленных в 70-х и
90-х годах: XI век в Киево-Печерском
монастыре. Достаточно обоснованным
является мнение о существовании
Новгородского летописного свода
50-х годов XI века. Летописная работа
велась и в других центрах.
Отголоски летописных традиций,
отличных от киево-печерской,
обнаруживаются в более поздних
летописных сводах.
Что касается
времени возникновения русского
летописания и его начальных
этапов, то здесь многое продолжает
оставаться неясным. По этому
вопросу существует несколько
гипотез. А.А.Шахматов считал, что
«Древнейший» свод был составлен
в 1039 году в связи с установлением
Киевской митрополии. По мнению
Д.С.Лихачева, первым историческим
произведением было «Сказание
о первоначальном распространении
христианства на Руси», составленное
в 40-х годах XI века и послужившее
основой для свода 70-х годов
. М.Н.Тихомиров начало летописания
связывал со «Сказанием о русских
князьях» (Х век), составленным, по
его мнению, после крещения Руси
и имевшем нецерковный характер.
Таким образом, становление оригинальной
русской литературы связано с возникновением
летописания, наиболее полно отразившего
в себе ее характерные особенности.
Как и
всякая летопись», «Повесть временных
лет» отличается сложностью состава
и разнообразием включенного
в нее материала. Кроме кратких
погодных записей и более подробных
рассказов о политических событиях,
в нее вошли тексты дипломатических
Ии юридических документов, и
пересказы фольклорных преданий,
и выдержки из памятников переводной
литературы, и записи о явлениях
природы, и самостоятельные литературные
произведения – исторические
повести, жития, богословские
трактаты и поучения, похвальные
слова. Это позволяет говорить
о летописи, как о синтетическом
памятнике средневековой культуры,
как о своеобразной энциклопедии
средневековых изданий. Но это
не простая механическая сводка
разнородного материала, а цельное
произведение, отличающееся единством
темы и идейного содержания.
Цель труда
сформулирована автором в его
заглавии: «Се повести времяньных
лет, откуду есть пошла Руская
земля, кто в Киеве нача первее
княжити, и откуду Руская земля
стала есть». Из этих слов
следует, что происхождение и
история государства рассматривались
автором в неразрывной связи
с происхождением и историей
киевской княжеской власти. При
этом история Руси давалась
на широком фоне всемирной
истории.
«Повесть
временных лет» - памятник средневековой
идеологии. Позиция автора сказалась
и на отборе материала, и
на оценках различных фактов
и событий. Основное внимание
уделено событиям политической
истории, деяниям князей и других
представителей знати. Хозяйственная
жизнь и быт народа остаются
в тени. К массовым народным
движениям летописец относится
враждебно, рассматривая их как
«казнь божию». Отчетливо проявилось
в летописи и религиозное мировоззрение
ее составителя: конечную причину
всех событий и поступков людей
он видит в действии божественных
сил, «провидения». Но за религиозными
расхождениями и ссылками на
волю Бога часто скрываются
практический подход к действительности,
попытки выявить реальные причинно-следственные
связи между событиями.
Послужив
основной местных летописных
сводов периода политической
раздробленности, «Повесть временных
лет» сыграла огромную роль
в утверждении и сохранении
идеи единства Руси в сознании
последующих поколений, живших
во времена княжеских усобиц
и суровых испытаний монголо-татарского
ига. Она оказала большое влияние
на формирование самосознания
русской народности на протяжении
нескольких последующих столетий.
С XII века
начинается новый период в
истории русского летописания.
В условиях политической раздробленности
оно приобретает областной характер.
Значительно увеличивается количество
центров летописания. Кроме Киева
и Новгорода, летописи велись
в Чернигове и Переяславле,
В Полоцке и Смоленске, во
Владимире и Ростове, и других
городах. Летописцс сосредотачивали
внимание на локальных событиях,
рассматривая историю своих земель
как продолжение истории Киевской
Руси и сохраняя в составе
местных летописей «Повесть временных
лет». Создаются родовые княжеские
летописи, жизнеописания отдельных
князей, исторические повести об
отношениях между князьями. Составителями
зачастую были уже не монахи,
а бояре и дружинники, а иногда
и сами князья. Это усиливало
светское направление в летописании.
В летописании
появлялась местные индивидуальные
черты. Так, в Галицко-Волынской
летописи, повествующей о жизни
князя Даниила Романовича и
отличающейся светским характером,
главное внимание было уделено
борьбе княжеской власти с
непокорным боярством, описанию
междоусобных войн. В летописи
почти нет рассуждений религиозного
характера, зато в ней явственно
слышны отзвуки дружинной поэзии.
Местный
характер особенно отличает новогородское
летописание, скрупулезно и точно
фиксировавшее события внутригородской
жизни. В нем наиболее полно
отразилась демократическая направленность,
роль городского населения в
общественной жизни. Стиль новогородских
летописей отличается простотой
и деловитостью, отсутствием церковной
риторики.
Владимиро-Суздальское
летописание отражало интересы
все более усиливавшейся великокняжеской
власти. Стремясь утвердить авторитет
Владимиро-Суздальского княжества
и обосновать притязания его
князей на политическое и церковное
главенство на Руси, летописцы
не ограничивались описанием
местных событий, а старались
придать летописанию общерусский
характер. Ведущая тенденция владимирских
сводов – обоснование необходимости
единой и сильной власти владимирского
князя, которая представлялась
преемницей власти великих князей
киевских. Для этого широко использовалась
религиозная аргументация.
Один из
древнейших памятников древнерусской
литературы – «Слово о законе
и благодати». Оно написано в
30-40 годах XI века придворным княжеским
священником Иларионом, ставшим
позднее первым киевским митрополитом
из русских. Использовав форму
церковной проповеди, Иларион
создал политический трактат,
в котором нашли отражение
злободневные проблемы русской
действительности. Противопоставляя
«благодать» (христианство) «закону»
(иудаизм), Иларион отвергает свойственное
иудаизму понятие богоизбранничества
и утверждает идею перенесения
небесного внимания и расположения
с одного избранного народа
на все человечество, равноправия
всех народов. Своим острием
«Слово» направлено против притязаний
Византии на культурное и политическое
главенство в Восточной Европе.
Этому положению Илларион противопоставляет
идею равноправия всех христианских
народов независимо от времени
их крещения, выдвигает теорию
всемирной истории как процесса
постепенного и равного приобщения
всех народов к христианству.
Рус, приняв христианство, заняла
достойное место среди других
христианских государств. Тем самым
дается религиозное обоснование
государственной самостоятельности
и международного значения Руси.
«Слово» пронизано патриотическим
пафосом, гордостью за Русскую
землю.