О культуре и искусстве Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 19:02, доклад

Описание работы

Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси.
Значительное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. Распространенными были и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян.

Файлы: 1 файл

Фольклор.docx

— 51.65 Кб (Скачать файл)

Архаичные народные праздники  вроде новогодних гаданий, разгульной масленицы, «русальной недели» сопровождались заключительными магическими обрядами и были своего рода молениями богам  об общем благополучии, урожае, избавлении от грозы и града. Для новогоднего  гаданья от урожая использовались сосуды – чары. На них часть изображали 12 различных рисунков, составлявших замкнутый круг, - символ 12 месяцев.

К моменту принятия христианства славянская религия не успела выработать строгих форм культа и жрецы не выделились в особое сословие. Место  жертвоприношения – капище – не превратилось в храм даже тогда, когда  на нем стали ставить изображения  богово – идолов.

При воцарении в Киеве  Владимира Красное – Солнышко была проведена своего рода языческая  реформа. Стремясь поднять народные верования до уровня государственной  религии, он приказал поставить кумиры шести богов: Перуна с серебряной головой и золотыми усами Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргля и Мокоми. Культ главного бога – Перуна был  введен в Новгороде Добрыней (воспитатель  Владимира). Вокруг идола Перуна горело восемь негасимых костров, а память об этом вечном огне сохранилась у  местного населения вплоть до XYII в.

Языческая обрядность включала и различные виды искусств. С помощью  скульптуры, резьбы, чеканки создавались  изображения, обладание которыми, думали славяне, давало власть над силами природы, предохраняло от бед и опасностей (амулеты, обереги). Языческие символы  проявлялись в славянском фольклоре (образы березы, сосны, рябины), в зодчестве  – на кровлях жилищ вытесывались изображения птиц, конских голов.

Славяне строили многокупольные деревянные языческие храмы. Но их храм был скорее местом хранения предметов  поклонения. Обряды же сопровождались произнесением заговоров, заклинаний, пением, плясками, игрой на музыкальных  инструментах, элементами театрализованных действий.

Ни одна культура духовно  развитого народа не может существовать без письменности. По мнению некоторых  современных лингвистов и историков, Кирилл (ок. 827- 869 г .г.) и Мефодий (ок. 815- 885 г .г.) были не создателями, а лишь реформаторами уже существовавшей азбуки, основанной на греческом алфавите и использовавшейся при записи Велесовой  книги. Кроме того, высказано мнение, что славяне имели и свою оригинальную систему письма: так называемую узелковую  письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги-клубки. Память о древнем  узелковом письме осталась в языке  и фольклоре. Мы до сих пор завязываем «узелки на память», говорим и  «нити повествования», «хитросплетении  сюжета».

Период письменной жреческой  культуры, возможно, начался у славян задолго до принятия христианства. Сказка о клубке бабы Яги восходит к временам Матриархата. По мнению известного ученого-фольклориста В.Я. Проппа (1895 –1970 гг.), баба Яга – это типичная языческая  жрица, хранительница «библиотеки  клубков» в берестяных коробках ( не отсюда ли выражение «наврать с три  короба»?). В древности узелковая  письменность была распространена достаточно широко. Узелковым письмом «кипу» и «вампум» пользовались древние  инки и ирокезы. Письмо «цзе –шен»  было известно в Древнем Китае. Об узелковой письменности финн, угры, карелы широко упоминается в карело-финском  эпосе «Калевала».

Православие стало вытеснять  древнюю культуру и веру славян не ранее XI в. – много позднее, чем  у других европейских народов. До этого она существовала не менее  полутора тысячи лет. Ее принято возводить  к культуре скифов-сколотов – высокоразвитого  земледельческого народа, жившего в  Приднепровье в VI – IV вв. до н.э. Культура прославян-сколотов пришла в упадок во время сарматского нашествия  в Ш в. до н.э. Дальнейшее ее культурное развитие – в течении ряда веков  поступательное – было прервано вторжением гуннов во время Великого переселения  народов IV – V вв. н. э. Тем не менее, от легендарного славянско-антского князя  Буса (он упоминается в «Слове о  полку Игореве» и готским историком  Иорданом) и до Владимира славянская культура развивалась почти полтысячелетия.

Наследие столь мощного  пласта славянской культурной архаики  заявляло и продолжает заявлять о  себе со всей очевидностью: в образе мышления, стиля и фразеологии  речи, мимике и жестах, неосознаваемых движениях души, соприкасающейся  с миром родной природы.

КИЕВСКАЯ РУСЬ

Два с половиной века на территории Восточной Европы формировалось  и процветало древнерусское государство  – Киевская Русь. Начинается процесс  собирания восточнославянских племен под единой княжеской властью  с помощью военной силы и рождается  в Гардарике (скандинавское название Руси, означающее «страна городов») молодое сильное государство. Древнерусская  культура, соединившись с христианством  и более развитой византийской культурой, породила качественно новый тип цивилизации, просуществовавшей несколько столетий и сохранивший свои важнейшие устои в русской, украинской и белорусской культурах. Начало эпохи Киевской Руси принято относить либо к летописному рассказу о признании на княжение в Новгород в 862 г . вражеских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, либо определять временем киевского похода легендарного вещего Олега в 882 г . Завершающий период, как правило, княжением в Киеве Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.) иногда, правда, доводят до времени Владимира Мономаха (1113 –1125 гг.). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси – середина IX –н. XII века.

На развитие культуры Киевской Руси наибольшее влияние оказали  быстрый рост городов, принятие христианства, сохранение языческого влияния, творческое освоение культуры Византии и Болгарии. Летописи насчитывают в IX - X вв. 24 русских  города, в XI в. – 88, а в XII уже 119 городов. За этими цифрами просматривается  крутой экономический и культурный подъем славянского государства.

Важнейшим событие культурной жизни этого периода является принятие Русью христианства. Принятие христианства от Византии было подготовлено всей предшествующей историей Руси. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому  опыту Византии явились традиционные политические, экономические и культурные связи Киева и Константинополя. В памятнике «Повесть временных  лет» приводится большой рассказ  о сомнениях Владимира и его  бояр при выборе веры. Византийское богослужение произвело на русских, впервые знакомившихся с христианством, сильное впечатление. Около 988 г . Владимир крестился сам, крестил свою дружину  и бояр под страхом наказаний  крестил всех русских. Формально  Русь стала христианской. Язычество  начало свой долгий путь слияния с  христианством.

Фактором, подготовившем  принятие христианства Русью стало  создание братьями Кириллом и Мефодием во второй половине IX в. славянской письменности на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв. Они  прибыли из Византии по приглашению  князя Ростислава с миссионерскими целями в 863 г . С принятием христианства Русь стала испытывать широкую потребность  в освоении религиозных книг. Кирилл и Мефодий положили начало переводу Священного Писания и богослужебных  книг с греческого на славянский язык. Один из письменных памятников Киевской Руси «Русская правда» написан подлинно народным, простым, ясным языком.

Русская литература родилась в первой половине XI в. в среде  господствующего класса. Русская  культура в Средневековье была элитарной. В Древней Руси ведущую роль в  литературном процессе играла церковь. Наряду со светской, широкое развитие получила литература церковная. Материалом для письма служит пергамент, телячья  кожа особой выделки. Бумага вытесняет  пергамент в XY – XYI вв. Писали чернилами  и киноварью и вплоть до XIX в. используя  гусиные перья.

Древнерусская книга –  это объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненной кожей. В XI в. на Руси появляются роскошные книги  с киноварными буквами и художественными  миниатюрами. Переплет их оковывался золотом  и серебром. Таковы Остромирово Евангелие ( XI в.) и Мстиславово Евангелие ( XII в.). Древнерусская литература представлена литературой переводной и оригинальной. Начальный этап переводной древнеславянской письменности определялся наряду со Священным Писанием произведениями раннехристианских отцов церкви IY – YI вв.: Иоанна Златоуста (350-470), Василия  Великого (ок. 330-379 гг.), Григория Нисского (ок. 335-ок.394 гг.), Кирилла Иеруса Мелеского. Переводились также произведения массовой литературы: Хроника Ионна Малалы, «Христианская топография» Косьмы Индикоплова, апокрифы, патерики. Наибольшей популярностью пользовалась Псалтырь, богослужебная и толковая.

Первые оригинальные сочинения, написанные восточнославянскими авторами, относятся к концу XI – нач. XII вв. Среди них такие выдающиеся памятники, как «Повесть временных лет», «Сказание  о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского». Замечательным произведением является «Слово о законе и благодати», написанное первым митрополитом из русских Илларионом. Он осуждает «Ветхий Завет» за его идею о народе-избраннике и подчеркивает, что одно из преимуществ «Нового Завета» в утверждении равенства народов.

Среди жанров древнерусской  литературы летопись, развивавшаяся  в течении восьми веков ( XI - XYIII вв.)занимает центральное место. Летописи – это  сосредоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места  в мировой истории – являются одним из важнейших памятников и  письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. Летописание, по наблюдению отечественных ученых, появилось на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись, возможно, была составлена в конце Х в. она  была призвана отразить историю Руси со времени появления там новой  династии Рюриковичей и до правления  Владимира с его впечатляющими  победами, с введением христианства на Руси.

Вторая летопись была создана  при Ярославе Мудром (он заложил  храм Святой Софии).

Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» в оригинале  имеет более пространное название: «Се повести временных лет, откуда есть и пошла Русская земля, кто  в Киеве нача первее княжити». Дошла  до нас летопись в рукописных копиях не старше XIY в. Из них наиболее замечательны две: сборник 1377 г ., Лаврентьевской летописью  по имени писца-монаха Лаврентия  и Ипатьевская летопись по месту  хранения – Ипатьевскому монастырю  в Костроме. Таким образом, Киев стал местом возникновения первого общерусского летописного свода, повествующего  об истории Русской земли в  целом.

Другой распространенный жанр древнерусской литературы –  житие – буквально соответствует  греческому «Жизнь» и латинскому « VITA ». Он представляет жизнеописание  знаменитых епископов, патриархов, монахов  – основателей тех или иных монастырей, реже биографии светских лиц, но только тех/, которые считались  церковью святыми. По преданию, Нестору-летописцу  принадлежит авторство всех трех дошедших до нас житий – первых христианских князей – братьев Бориса (? – 1015) и Глеба (? - 1015) – «Сказание  о Борисе и Глебе и житие  игумена Феодосия (? – 1074) – основателя Киевской лавры (Житие Феодосия Печерского»).

Речи, называвшиеся в старину  «поучениями» и «словами» относятся  к жанру красноречия. Все дошедшие до нас памятники церковного и  светского красноречия Киевской Руси (в XIY в. исчезает) по содержанию и  форме делятся на дидактические  и эпидактические, то есть торжественные. Дидактическое красноречие –  это область, доступная всем, кто  владел пером, оно преследовало практические цели назидания, информации, полемики. Яркий образец – «Поучения  Владимира Мономаха».

Торжественное красноречие  – область творчества, требовавшая  не только глубины идейного замысла, но и большого литературного мастерства. Древнейшим памятником этого жанра  является «Слово о законе и благодати».

В начале XII в. на Руси появляются произведения путешественников – паломников. Наиболее популярным из подобных «хождений» было «Хождение Даниила», которое  было написано по впечатлениям от посещения  «Святых мест» в Палестине.

Национальный дух русской  литературы питался во многом фольклором. В XI в. на Руси появились первые библиотеки.

Особого развития в Киевской Руси достигли архитектура, живопись, прикладное искусство, ремесло.

Рост городов и развитие храмового строительства после  принятия христианства предопределило подъем зодчества в X – н. XII веков. Гражданское строительство было преимущественно деревянным. Христианские храмы в Киеве имелись еще  до крещения Руси Владимиром. Славились  новгородские, псковские, тверские деревянных дел мастера. К сожалению, от деревянного  зодчества периода Киевской Руси и времен монголо-татарского ига  ничего не сохранилось.

После принятия христианства в конце X в. на Руси началось каменное строительство. Первые сооружения такого типа были построены византийскими  мастерами. В 989 г . в Киеве была заложена Десятинная церковь Успения богородицы. На ее содержание было отпущена десятая  часть доходов князя. В 1037- н.1040 –  х. годов в Киеве был построен Софийский собор (София-Премудрость  Божия). Это памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства. Во внутренних помещениях собора сохранились  мозаика, мозаичным был и пол. Многие фрески написаны на русские  сюжеты. Изображена семья Ярослава Мудрого, бытовые сцены: скоморошья пляска, борьба ряженых, охота на медведя.

В 30-е годы XI в. были построены  каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. В этом, же веке были построены храмы в Полоцке, Чернигове, Выдубицком и Киево-Печерском  монастырях. В Вышгороде под Киевом в честь первых русских святых-князей Бориса и Глеба – возводится грандиозный  храм площадью 600 кв. м . Выдающимся произведением  зодчества Киевской Руси стал Софийский  Собор в Новгороде (1045-1050 гг.) Он строже киевского, имеет пять куполов, расположенных  в символическом порядке, гораздо  мощнее и суровее, сложенные из местного известняка стены. В интерьере нет  ярких мозаик, а только фрески. В  числе храмов времен Киевской Руси нельзя не назвать Борисоглебский собор  в Чернигове (1120-1123 гг.) и Троицкую Надвратную церковь Киевско-Печерской  Лавры. Оба здания поражают своей  оригинальностью и красотой. Архитектурные  храмовые памятники Киевской Руси относятся  к числу шедевров мировой архитектуры. ВЫ них закладывалась духовная жизнь  Киевской Руси и основы общности культур  русского, украинского и белорусского народов.

Информация о работе О культуре и искусстве Древней Руси