О культуре и искусстве Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 19:02, доклад

Описание работы

Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси.
Значительное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. Распространенными были и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян.

Файлы: 1 файл

Фольклор.docx

— 51.65 Кб (Скачать файл)

К временам Киевской Руси относится  зарождение особого отношения в  русской культуре к иконе. Для  русского народа в ней отражалось видение мира, философия жизни, важнейшие  эстетические представления. Широкую  панораму иконописи той поры дают мозаичные и фресковые произведения Софийского Собора в Киеве. Все они  посвящены важнейшим библейским сюжетам и отображают своеобразное видение православного христианства русскими и византийскими мастерами. На центральном месте, самом светлом  и большом из 13 куполов храма  изображен Пантократ (Христос-Вседержитель) – поясное изображение Христа, благославляющий правой рукой и  в левой руке держащего Евангелие. В алтарной апсиде дано мозаичное  изображение Богоматери Оранты (Оранта – один из иконографических образов  Богоматери, в переводе с латинского «молящийся»). Высота Оранты 4,5 метра . Она олицетворяет собой Софию (Премудрость), просит о милости за грехи человеческие.

К XII веку искусствоведы относят  создание иконы Владимирской богоматери – одного из шедевров древности. Богоматерь держит младенца на руках и, склонившись, прижимается к нему щекой. Младенец ласкается к матери, обхватив левой  ручкой ее шею сзади и стремясь обхватить правой ручкой спереди. Глаза  Богоматери полны печали. Не по-детски серьезен и лик ребенка. Икона  была одной из прославленных в  Древней Руси. Ее авторство приписывалось  евангелисту Луке. В 1169 г . Андрей Боголюбский, перенося столицу из Киева во Владимир, перевез икону в новую столицу. Отсюда ее название – Владимирская.

От XI в. сохранилась икона  «Петр и Павел», находившаяся в  Новгородской Софии. От начала XII в. сохранилась  икона, изображающая святого Георгия  в рост. Она подвергалась многочисленным обновлениям, как и предыдущая икона. Георгий – воин в правой руке держит копье, в левой держит меч. Величавая, торжественная фигура Георгия, в прекрасной одежде, напоминает о доблести русских воинов, защищавших Древнюю Русь.

Интереснейшей страницей  древней живописи являются миниатюры, которыми украшают рукописные книги. Первое место занимают Остромирово Евангелие (1056-1057), написанное дьяконом Григорием  по заказу Остромира, приближенного  сына Ярослава Мудрого – князя  Изяслава (правил в Киеве с 1054-1078 гг.) Пергаментная рукопись написана кириллицей и украшена высокохудожественными  миниатюрами и искусными орнаментами. Обильно украшен миниатюрами  на религиозные темы «Изборник Святослава» (1073), скопированный дьяконом Иоанном  с болгарского оригинала Х  века. Насыщенно украшались миниатюрами  летописи.

В Киевской Руси были высоко развиты ремесло, декоративно-прикладное искусство. Древнерусские мастера  умели ковать и лить металлы, чеканить, гравировать, чернить, покрывать орнаментом оружие, шлемы воинов, женские украшения, владели резьбой по дереву и металлу. Ювелирная техника русских мастеров была сложной, а изделия Руси пользовались спросом. Многие украшения выполнены  в характерной техники зерни: на изделия напаивался узор, состоящий  из множества шариков. Применялась  также скань – рисунок наносили тонкой проволокой, наполненной на металлическую поверхность, промежутки между сканными перегородками заполняли  разноцветной эмалью.

Скульптура широко проявлялась  в рельефах на различных изделиях из разнообразных материалов. Одним  из ярких образцов того времени считается  рельеф на красном шифре из Михайловского  Златоверхого монастыря, изображающий двух всадников, сражающихся со змеем, как воплощение зла: Георгия Каппадокийского  и Федора Стратилата (См.: история  русского искусства т.1, илл.8).

Киевская Русь превратилась в страну высокоразвитой культуры. Эта культура смогла вобрать в  себя самые высокие образцы культуры соседних народов и, особенно, наиболее развитой в тот исторический период византийской материальной и духовной культуры. При этом самобытная русская  культура не только сохранила свою самостоятельность и оригинальность, но и, впитав и переработав великие  достижения этой культуры, смогла стать  чистым и могучим источником культурного  развития малых народов, входивших  в состав Киевского государства 


Информация о работе О культуре и искусстве Древней Руси