Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 19:02, доклад
Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси.
Значительное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. Распространенными были и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян.
К временам Киевской Руси относится
зарождение особого отношения в
русской культуре к иконе. Для
русского народа в ней отражалось
видение мира, философия жизни, важнейшие
эстетические представления. Широкую
панораму иконописи той поры дают
мозаичные и фресковые
К XII веку искусствоведы относят создание иконы Владимирской богоматери – одного из шедевров древности. Богоматерь держит младенца на руках и, склонившись, прижимается к нему щекой. Младенец ласкается к матери, обхватив левой ручкой ее шею сзади и стремясь обхватить правой ручкой спереди. Глаза Богоматери полны печали. Не по-детски серьезен и лик ребенка. Икона была одной из прославленных в Древней Руси. Ее авторство приписывалось евангелисту Луке. В 1169 г . Андрей Боголюбский, перенося столицу из Киева во Владимир, перевез икону в новую столицу. Отсюда ее название – Владимирская.
От XI в. сохранилась икона «Петр и Павел», находившаяся в Новгородской Софии. От начала XII в. сохранилась икона, изображающая святого Георгия в рост. Она подвергалась многочисленным обновлениям, как и предыдущая икона. Георгий – воин в правой руке держит копье, в левой держит меч. Величавая, торжественная фигура Георгия, в прекрасной одежде, напоминает о доблести русских воинов, защищавших Древнюю Русь.
Интереснейшей страницей
древней живописи являются миниатюры,
которыми украшают рукописные книги. Первое
место занимают Остромирово Евангелие
(1056-1057), написанное дьяконом Григорием
по заказу Остромира, приближенного
сына Ярослава Мудрого – князя
Изяслава (правил в Киеве с 1054-1078
гг.) Пергаментная рукопись написана кириллицей
и украшена высокохудожественными
миниатюрами и искусными
В Киевской Руси были высоко
развиты ремесло, декоративно-прикладное
искусство. Древнерусские мастера
умели ковать и лить металлы, чеканить,
гравировать, чернить, покрывать орнаментом
оружие, шлемы воинов, женские украшения,
владели резьбой по дереву и металлу.
Ювелирная техника русских
Скульптура широко проявлялась в рельефах на различных изделиях из разнообразных материалов. Одним из ярких образцов того времени считается рельеф на красном шифре из Михайловского Златоверхого монастыря, изображающий двух всадников, сражающихся со змеем, как воплощение зла: Георгия Каппадокийского и Федора Стратилата (См.: история русского искусства т.1, илл.8).
Киевская Русь превратилась
в страну высокоразвитой культуры.
Эта культура смогла вобрать в
себя самые высокие образцы культуры
соседних народов и, особенно, наиболее
развитой в тот исторический период
византийской материальной и духовной
культуры. При этом самобытная русская
культура не только сохранила свою
самостоятельность и