Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 19:02, доклад
Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси.
Значительное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. Распространенными были и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян.
В XII-XIII веках
в живописи отдельных
От живописи
Владимиро-Суздальской Руси
Распространение письменности, появление рукописных книг привело к возникновению еще одного вида живописи – книжной миниатюры . Древнейшие русские миниатюры имеются в «Остромировом Евангелии», где помещены изображения трех евангелистов. Яркое орнаментальное окружение их фигур и обилие золота делают эти иллюстрации похожими на ювелирное изделие. В «Изборнике» князя Святослава (1073) помещена миниатюра, изображающая семью князя, а также рисунки на полях, имеющие сходство со светской живописью киевской Софии.
Несмотря
на свою относительную
Развитие
древнерусской культуры
Образование
централизованного Российского
государства переопределило
Главным
содержанием культурно-
Культура
и искусство Древней Руси не
стали простым продолжением
1. Становление искусства Древней Руси
История древнерусского искусства насчитывает почти тысячелетие. Оно зародилось в 9-10 вв., когда возникло первое феодальное государство восточных славян - Киевская Русь.
В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.
Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном. Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле.
Формируясь и развиваясь
в тесном взаимодействии со многими
культурами близлежащих, а порой
и весьма отдаленных стран, древнерусское
искусство, представляющее целостное
и ярко самобытное явление, заняло свое
особое место в истории мирового
искусства. По своему значению оно стоит
в одном ряду с Византией и
крупнейшими очагами
В отличие от Византии Древняя Русь вступила на путь феодализма, минуя рабовладельческий строй. Это обусловило более непосредственную и глубокую связь феодальной художественной культуры с народными художественными представлениями.
Существенные особенности
древнерус-ского искусства в
Прогрессивное значение имело принятие христианства. Оно способствовало более органичному и глубокому усвоению всего лучшего, чем обладала передовая для того времени Византия. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры.
Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология. Суровое аскетическое христианство Византии на русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние было особенно велико. Не случайно во многих церковных памятниках культуры мы видим совершенно светские, мирские рассуждения и отражение чисто мирских страстей.
С 10 века древнерусское искусство имело очень тесные связи с византийским. Из Византии привозились иконы, ткани, ювелирные изделия и многое другое. Некоторые памятники византийского искусства стали подлинной русской святыней, например знаменитая икона Владимирской Богоматери.
Греки принимали участие в украшении многих древнерусских храмов. Творчество этих художников обретало на русской почве черты, свидетельствующие о сильнейшем воздействии местных художественных вкусов. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи. И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастья.
Не случайно опять же одним из любимых образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей. Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не сразу.
В своих основных обличьях
они развивались в течение
столетий. Но потом, уже облившись
в более или менее устоявшиеся
формы, долго и повсеместно сохраняли
свою силу. И даже тогда, когда единая
Русь политически распалась, общие
черты русской культуры проявлялись
в культуре отдельных княжеств.
Гостева С. Художественные памятники Древней Руси как отражение ее истории и традиций
Лекции по дисциплине «Художественная культура России»
1. Культура древних славян
2. Киевская Русь
3. Культура Руси периода феодальной раздробленности
4. Русская культура XV-XVI вв.
Укрепление единого
5. Начало нового периода в истории русской культуры - XVII в.
КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН
Древние славяне были людьми ведической культуры, поэтому древнеславянскую религию правильнее было бы именовать не язычеством, а ведизмом. Слово «веды» - созвучно современному русскому «ведать», «знать».
Основными памятниками культуры славянской древности являются народное творчество – это мифы, священные песни, сказания, пословицы, поговорки – своеобразные обобщения жизненного опыта, передававшиеся из поколения в поколение. Большинство ученых считает, что тексты древнеславянских священных песен, мифов погибли после христианизации Руси. В отечественной исторической науке даже то немногое, что осталось – Велесову книгу, написанную новгородскими жрецами не позже IX в., считают подделкой. Велесова книга – памятник сложный и емкий. Подделать его так же трудно, как невозможно заново создавать Библию, Ригведу, Авесту. Велесова книга разрешает давний спор о происхождении славян. По Велесовой книге у древних славян архаическая Троице -Триглава: Сварог – небесный бог, Перун – громовержец, Велес (Волос) – бог разрушитель Вселенной, хотя различные жреческие школы славян неодинаково понимали тайну Троицы.
С широким распространением материнских культов связано почитание женских предков. В эпоху патриархата материнские культы трансформируются в женские ипостаси богов и приобретают некую единую функцию – становятся покровительницами дома, очага, огня территории, страны, человека семьи, любви в виде хозяек, бабушек, матерей. Однако в целом женские культы всегда тяготеют к одному из двух своих проявлений: они олицетворяют мир любви либо небесной (славянская Леле), либо (славянская Мать Сыра Земля).
Уровень духовной зрелости древних славян, их философские воззрения можно реконструировать по их космогоническим мифам. Термин «космогония» происходит от греческих слов «космос» – мир, Вселенная; «гонеа» - рождение. С именем Сварога связан древний космогонический миф славян о сотворении Земли Прародителем нашим – Родом – Родником Вселенной.
Сотворив Землю – матушку, Сварог учредил в ней три подземных царства.
« А чтоб в море Земля не ушла опять, Род родил под ней Юту мощного – змея дивного, многосильного. Тяжела его доля – держать ему годы и века землю – матушку.
Так была рождена Мать Сыра Земля. Так на змее она успокоилась. Если Юта – Змей пошевелится – Мать Сыра Земля поворотится».
В древнеславянских космогонических мифах, так же как и в мифах других древних народов, всегда переплетены предания о происхождении богов (теогония) и людей (антропогония), мир которых вторичен по отношению к рождающим силам космоса, но тесно с ними взаимодействуют.
Сын Сварога – Перун, второе лицо славянской Троицы – Триглавы, бог войны и грозы, оживляя явленное, следил за миропорядком, вращая солнечное золотое кольцо. После христианизации Руси культ Перуна был заменен Ильей Пророком, а в фольклорной традиции Ильей Муромцем и Егорием Храбрым. Третья ипостась – Велес (позже Свентовит) – первоначально был богом света у западных славян.
Ведическое мировоззрение
славян обнаруживает в себе черты
древнего диалектического
Согласно Велесовой книге,
легендарных братьев Киа, Щека и
Хорива – внуков Перуна, правомерно
считать не только основателями Киева,
но мифическими прародителями
Непрерывная борьба и поочередная
победа Светлых и Темных сил природы
наиболее зримо замечательна в представлениях
славян о круговороте времен года.
Его исходной точкой было наступление
нового года – рождение нового солнца
в конце декабря. Это празднование
получило у славян греко-римское
название – «коляда» (лат. Calendae –
первый день нового месяца). Полную победу
нового громовника над зимой –
«смертью» в день весеннего равноденствия
справляли обрядом похорон