Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 23:17, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть образы природы в произведениях П.И. Чайковского и русских художников 19-20 вв.
Объект: образы природы в музыке и живописи.
Предмет: образы природы в творчестве Чайковского (цикл «Времена года») и русских художников 19-20 вв.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Образы природы в произведениях П. И. Чайковского.................5
1.1 П.И. Чайковский. Образы природы в творчестве………..…………………5
1.2 П.И. Чайковский. Цикл «Времена года»…………………………….……...9
Глава 2. Образы природы в творчестве художников 19-20 вв………..….17
2.1 Образы природы в творчестве И.И. Левитана……………………………..17
2.2 Образы природы в творчестве А.К. Саврасова, И.И Шишкина и В.Д. Поленова………………………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы…………
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Образы природы в произведениях П. И. Чайковского.................5
1.1 П.И. Чайковский. Образы природы в творчестве………..…………………5
1.2 П.И. Чайковский. Цикл «Времена года»…………………………….……...9
Глава 2. Образы природы в творчестве художников 19-20 вв………..….17
2.1 Образы природы в творчестве И.И. Левитана……………………………..17
2.2 Образы природы в творчестве
А.К. Саврасова, И.И Шишкина и В.Д. Поленова…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Природа – одно из наиболее широких понятий. Явления и объекты природы – это и свет далёких звёзд, и взаимопревращения мельчайших элементарных частиц, бескрайние просторы океана и простирающиеся рядом леса и луга, могучие и мелкие реки. Это и бесконечное разнообразие жизни на Земле…[6, с.179]
Образы природы присутствуют и в литературе и в живописи, и в музыке разных времён.
Как писал И.Н. Крамской: «Пейзаж Саврасова есть лучший, и он действительно прекрасный…»
«Живопись Левитана подобна
звукам эоловой арфы. Она поёт о
самом сокровенном в
Чудесные пейзажи живописцев открывают нам красоту природы. Сама образная природа искусства основана на эмоциональном восприятии жизни. Впечатления действительности должны взволновать художника, пройти через его душу и сердце.
А музыка? Музыка – самое глубинное средство расширения мирочувственных пространств сознания. Ещё нет у младенца дискретных знаний о мире, отсутствует мировоззрение и миропонимание, слова родной речи ещё не начали членить действительность, а музыка речевых интонаций, напевы колыбельной уже проникают в душу, настраивая её на правильное отношение к миру. Воплощая образы природы, музыка в то же время снимает покров с сущностных отношений человека и мира, потому что ведь именно таково её призвание.
В музыке, природа выступает в качестве источника чувств, эмоций, настроений композитора, которые ложатся в основу произведения. Здесь и проявляются те самые выразительные возможности музыки, составляющие её суть. С другой стороны, природа может выступать в музыке как предмет изображения, отображения её конкретных проявлений (пение птиц, шума моря, леса, раскатов грома и т. п.).
Разные способы изображения природы объединяют различные направления искусства в одно целое.
Актуальность: воспитать чувство любви к прекрасному, к природе, Родине. Развить эстетический вкус.
Цель работы: рассмотреть образы природы в произведениях П.И. Чайковского и русских художников 19-20 вв.
Объект: образы природы в музыке и живописи.
Предмет: образы природы в творчестве Чайковского (цикл «Времена года») и русских художников 19-20 вв.
Задачи:
Методы исследования:
Разные способы изображения природы объединяют различные направления искусства в одно целое.
Глава 1 Образы природы в произведениях П.И. Чайковского
1.1 Чайковский. Образы природы в творчестве
Имя Петра Ильича Чайковского, продолжателя традиций Глинки и Даргомыжского, выделяется среди композиторов – классиков. Его бессмертные произведения стоят в одном ряду с произведениями А.С.Пушкина, Л.Толстого.
Чайковский глубоко
П.И. Чайковский родился 25 апреля 1840 года в г. Воткинске в семье горного инженера, директора металлургического завода. Детство его протекало в Воткинске, затем в Волопаевске. Первые уроки на фортепиано начались в эти годы. По исполнению 10 лет Чайковский был определен в Петербургское училище правоведения. В училище преподавалась музыка для желающих. Именно здесь начались серьезные занятия музыкой. Чайковский посещает симфонические концерты, знакомится с произведениями русских и западных композиторов. Особенное впечатление производят на него оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» и «Дон Жуан» Моцарта.
В 1859 году Чайковский, оканчивая училище правоведения, получает чин титулярного советника. Начинается служба в Министерстве юстиции, которая тяготит Чайковского, так как все яснее становится, что его призвание - музыка. Он писал: «Я очень много занимался теорией музыки и теперь решительно убедился, что рано или поздно, я променяю службу на музыку».
В 1862 году Чайковский поступает в Петербургскую консерваторию, где занимается у известных педагогов А. Рубинштейна и Н. Зарембы, сыгравших большую роль в воспитании молодого композитора.
Отказавшись от службы в Министерстве юстиции, Чайковский целиком посвящает себя музыке, очень много сочиняет.
В 1868 году Чайковский успешно заканчивает Петербургскую консерваторию кантатой для хора и оркестра. По приглашению директора только что открывшейся Московской консерватории Н. Рубинштейна он начинает педагогическую работу в консерватории, где ведет композицию, гармонию, теорию музыки, инструментовку. На основе опыта педагогической работы Чайковским было написано «Руководство к практическому изучению гармонии», изданное в 1872 году.
В Москве Чайковский оказывается в центре музыкальной жизни. Он знакомится с рядом выдающихся музыкантов, артистов, поэтов. Знакомство с драматургом Островским, Одоевским, поэтом Плещеевым, дружба с Н. Рубинштейном, музыкальным критиком Кашкиным, встречи с Л. Толстым - все это сыграло положительную роль в утверждении реалистических принципов Чайковского.
Помимо педагогической работы
Чайковский выступает как музыкальный
критик. Он пишет о значении творчества
Глинки, о том, что развитие национальной
музыки должно идти по пути, начатому им;
предсказывает большое будущее
начинающему композитору
В то же время Чайковский напряженно занимается сочинениями. Очень плодовитым был этот период: 3 симфонии, первый фортепианный концерт, вариации на тему рококо для виолончели, 4 оперы - «Воевода», «Опричник», «Ундина», «Кузнец Вакула», три квартета, балет «Лебединое озеро», фортепианный цикл «Времена года». Оптимистично и радостно творчество Чайковского этого времени. В то же время появляются драматические произведения - «Ромео и Джульетта», «Буря», «Франческа да Римини».
Большую поддержку Чайковскому всегда оказывали Н.Г. Рубинштейн - пианист и дирижер, пропагандировавший его произведения, издатель Юргенсон, печатавший его сочинения, Ларош - музыкальный критик.
Переутомление и неудачная женитьба в 1877 году вызвали нервное заболевание. Чайковский уезжает за границу. В этом ему оказывают большую помощь друзья, особенно Н.Ф.Фон Мекк – большая почитательница таланта Чайковского, письма к которой были своеобразным дневником композитора.
Излечивает Чайковского напряженный, всецело поглощающий труд. Опера «Евгений Онегин» и четвертая симфония – выдающиеся произведения этого времени. Одновременно с работой над произведениями Чайковский как дирижер с успехом выступает в Берлине, Женеве, Париже, Америке, Лондоне, где ему в 1893 году присваивают степень доктора музыки Кембриджского университета.
Последнее десятилетие композитор также много работает. В эти годы им написаны множество опер. Последние годы Чайковский жил в Майданове и в Клину – под Москвой. Сюда приезжали друзья и ученики композитора Н.Д. Кашкин, композитор С.И. Танеев и другие. Просматривались новинки в музыке, разгорались споры. Вдали от Москвы и Петербурга, особенно проявилась черта Чайковского – умение работать, по 14 часов в сутки. Он работал, считая что «вдохновенье – гостья, которая не любит посещать ленивых, она является к тем, которые ее призывают.
Последним произведением Чайковского была Шестая симфония, которой он дирижировал 16 октября 1893 года, а 25 октября его не стало. В настоящее время в Клину находится дом-музей Чайковского. Там бережно хранятся книги, рукописи, адреса, обстановка, в которой жил композитор, все то, что может нам рассказать о талантливейшем русском композиторе второй половины XIX века. [9, с.6-31]
Тёмной ночью белых лилий, сон неясный тих.
Ветерок ночной прохладой, обвевает их.
Ночь их чашечки раскрыла, ночь хранит цветы
В одеянии невинном, чистой красоты… (И. Бунин) [5, с.13]
Петр Ильич Чайковский очень сильно любил природу, и она любила его. Он говорил: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи». В этот перечень также входит и русская природа, которую он любил «больше всякой другой». С самых юных лет Чайковскому красоты природы доставляли огромные удовольствия несравнимые даже с занятиями музыкой. Чайковский обладал «способностью в каждом листке и цветке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоящее, мирящее, дающее жажду жизни».
В письмах и дневниках
Чайковского сохранились
«Отчего простой русский
пейзаж, отчего прогулка летом в
России, в деревне, по полям, по лесу,
вечером в степи, бывало, приводила
меня в такое состояние, что я
ложился на землю в каком-то изнеможении
от наплыва любви к природе, от
тех неизъяснимо-сладких
«Такие минуты достаточны, чтобы ради них с терпением переносить маленькие невзгоды, которыми переполнена жизнь. Они достаточны, чтобы любить жизнь». [13, с.61-62]
«Только в одиночестве и на лоне симпатичной природы можно испытать минуты действительного счастья. Даже искусство не может дать тех моментов экстатического восторга, которые даёт природа…». «Очень приятно усесться где-нибудь повыше и посмотреть на необыкновенной величины старые ивы, растущие внизу вперемежку с тополями, на село с скромной церковью (какую прелесть придаёт всякому сельскому виду скромная деревенская церковь), на дальний лес. Я просидел около часу на этом месте и испытал одну из тех чудных минут, когда всякие заботы и треволнения куда-то скрываются. Вместо них предаёшься самым разнообразным и отрывочным мыслям и фантазиям». [14, с.115-116]
Эмблемой творчества П.И. Чайковского в глазах как музыкантов, так и не музыкантов в особенности, давно стали его 12 фортепианных пьес «Времена года» - произведение «не случай», написанное по заказу редактора музыкального журнала «Нувеллист» Н.М. Бернарда. Литературная версия истории создания этого произведения известна по мемуарам Н.Д. Кашкина: раз в месяц, по напоминанию слуги А.И.Софронова Чайковского в один присест писал по пьесе, которые тот отправлял редактору. На деле же, если заглянуть в письма, а также документы, собранные в томе «Музыкальное наследие Чайковского», всё обстояло ещё быстрее: первые две пьесы Чайковский отослал редактору в декабре 1875 года, затем, по очереди, ещё три, и последние семь пьес, от «Баркаролы» до «Святок», были написаны подряд в одной тетради. Заглавия и эпиграфы сочинил издатель. Так или иначе, на протяжении всего 1876 года читатели журнала «Нувеллист» каждый месяц получали новую фортепианную пьесу Чайковского, предназначенную для музицирования как в столичной гостиной, так и в глуши усадьбы, в быту, подобном тому, что взрастил когда-то ребёнка Чайковского. [11, с.36]
Цикл объединяют различные по настроению пьесы. Среди них – две жемчужины: «Баркарола» и «Осенняя песнь». [1, с.34-36]
1.2 Чайковский. Цикл «Времена года»
В рассматриваемом цикле «Времена года», ставшем уникальным в своём жанре, композитора привлекала возможность выразить свою любовь к русской природе, которую он так любил, по его словам, больше всякой другой, родной земле, людям, быту с праздничными и трудовыми буднями. И действительно, в искренних, правдивых музыкальных образах двенадцати пьес всё выражает национальный характер, составляющий суть творчества Чайковского.
Пьесы цикла – картины русского быта в разное время года – создают лирическое настроение. Музыка выражает жизнь природы, которая здесь тесно сплетена с жизнью людей; извечный круговорот смены времён года опоэтизировано и волнующе передаёт и порывы к счастью, элегическую мечтательность и размышления, грусть и надежды, светлую радость, беззаботную удаль, тревогу. При печатании пьес названия месяцев не указывались. Эпиграфы к пьесам подбирал сам издатель, обратившись к произведениям русских поэтов, на стихотворения которых композитор наиболее часто писал свои романсы: В.А. Жуковского, А.Н. Майкова, Н.А. Некрасова, А.Н. Плещеева, А.С. Пушкина, А.К. Толстого, А.А. Фета. [10, с.61-63]
Информация о работе Образ русской природы в творчестве Чайковского и русских художников 19=20 вв