Образ русской природы в творчестве Чайковского и русских художников 19=20 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть образы природы в произведениях П.И. Чайковского и русских художников 19-20 вв.
Объект: образы природы в музыке и живописи.
Предмет: образы природы в творчестве Чайковского (цикл «Времена года») и русских художников 19-20 вв.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Образы природы в произведениях П. И. Чайковского.................5
1.1 П.И. Чайковский. Образы природы в творчестве………..…………………5
1.2 П.И. Чайковский. Цикл «Времена года»…………………………….……...9
Глава 2. Образы природы в творчестве художников 19-20 вв………..….17
2.1 Образы природы в творчестве И.И. Левитана……………………………..17
2.2 Образы природы в творчестве А.К. Саврасова, И.И Шишкина и В.Д. Поленова………………………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

курсовая работа Емельяновой Е. В..docx

— 67.46 Кб (Скачать файл)

Министерство  культуры Республики Беларусь

УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

Факультет заочного обучения

Кафедра мировой и художественной культуры

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «ОБРАЗ РУССКОЙ ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЧАЙКОВСКОГО И РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ 19-20 ВВ.»

Выполнила: студентка 2 курса, ФЗО

Емельянова  Е. В.

Научный руководитель:

Шкор  Л. А.

 

Минск 2011 г. 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Образы природы в произведениях П. И. Чайковского.................5

1.1 П.И. Чайковский. Образы природы в творчестве………..…………………5

1.2 П.И. Чайковский. Цикл «Времена года»…………………………….……...9

Глава 2. Образы природы в творчестве художников 19-20 вв………..….17

2.1 Образы природы в творчестве И.И. Левитана……………………………..17

2.2 Образы природы в творчестве А.К. Саврасова, И.И Шишкина и В.Д. Поленова………………………………………………………………………….22

Заключение……………………………………………………………………...28

Список литературы………………………………………………………….....30

 

Введение

Природа – одно из наиболее широких понятий. Явления и объекты  природы – это и свет далёких  звёзд, и взаимопревращения мельчайших элементарных частиц, бескрайние просторы океана и простирающиеся рядом леса и луга, могучие и мелкие реки. Это и бесконечное разнообразие жизни на Земле…[6, с.179]

Образы природы присутствуют и в литературе и в живописи, и в музыке разных времён.

Как писал И.Н. Крамской: «Пейзаж  Саврасова есть лучший, и он действительно  прекрасный…»

«Живопись Левитана подобна  звукам эоловой арфы. Она поёт о  самом сокровенном в человеческом сердце, в русской душе», - писал  замечательный живописец К.Ф. Юон.

Чудесные пейзажи живописцев открывают нам красоту природы. Сама образная природа искусства  основана на эмоциональном восприятии жизни. Впечатления действительности должны взволновать художника, пройти через его душу и сердце.

А музыка? Музыка – самое  глубинное средство расширения мирочувственных  пространств сознания. Ещё нет  у младенца дискретных знаний о мире, отсутствует мировоззрение и  миропонимание, слова родной речи ещё  не начали членить действительность, а музыка речевых интонаций, напевы колыбельной уже проникают в  душу, настраивая её на правильное отношение  к миру. Воплощая образы природы, музыка в то же время снимает покров с сущностных отношений человека и мира, потому что ведь именно таково её призвание.

В музыке, природа выступает  в качестве источника чувств, эмоций, настроений композитора, которые ложатся в основу произведения. Здесь и проявляются те самые выразительные возможности музыки, составляющие её суть. С другой стороны, природа может выступать в музыке как предмет изображения, отображения её конкретных проявлений (пение птиц, шума моря, леса, раскатов грома и т. п.).

Разные способы изображения природы объединяют различные направления искусства в одно целое.

Актуальность: воспитать чувство любви к прекрасному, к природе, Родине. Развить эстетический вкус.

Цель работы: рассмотреть образы природы в произведениях П.И. Чайковского и русских художников 19-20 вв.

Объект: образы природы в музыке и живописи.

Предмет: образы природы в творчестве Чайковского (цикл «Времена года») и русских художников 19-20 вв.

Задачи:

  1. Рассмотреть жизненный и творческий путь Чайковского;
  2. Проанализировать цикл «Времена года» Чайковского;
  3. Рассмотреть творчество художника И.И. Левитана;
  4. Рассмотреть творчество А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, В.Д. Поленова.

Методы исследования:

  1. Анализ периодической печати;
  2. Анализ учебных изданий.

Разные способы изображения  природы объединяют различные направления  искусства в одно целое.

 

Глава 1 Образы природы в произведениях П.И. Чайковского

1.1 Чайковский. Образы природы в творчестве

Имя Петра Ильича Чайковского, продолжателя традиций Глинки и Даргомыжского, выделяется среди композиторов – классиков. Его бессмертные произведения стоят в одном ряду с произведениями А.С.Пушкина, Л.Толстого.

Чайковский глубоко национальный композитор. В произведениях он показывает жизнь русского общества, его быт; дает картины русской природы. Чайковский композитор, дирижер и публицист.

П.И. Чайковский родился 25 апреля 1840 года в г. Воткинске в семье  горного инженера, директора металлургического  завода. Детство его протекало  в Воткинске, затем в Волопаевске. Первые уроки на фортепиано начались в эти годы. По исполнению 10 лет  Чайковский был определен в Петербургское  училище правоведения. В училище  преподавалась музыка для желающих. Именно здесь начались серьезные  занятия музыкой. Чайковский посещает симфонические концерты, знакомится с произведениями русских и западных композиторов. Особенное впечатление  производят на него оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» и «Дон Жуан» Моцарта.

В 1859 году Чайковский, оканчивая училище правоведения, получает чин титулярного советника. Начинается служба в Министерстве юстиции, которая тяготит Чайковского, так как все яснее становится, что его призвание - музыка. Он писал: «Я очень много занимался теорией музыки и теперь решительно убедился, что рано или поздно, я променяю службу на музыку».

В 1862 году Чайковский поступает  в Петербургскую консерваторию, где занимается у известных педагогов  А. Рубинштейна и Н. Зарембы, сыгравших  большую роль в воспитании молодого композитора.

Отказавшись от службы в  Министерстве юстиции, Чайковский целиком  посвящает себя музыке, очень много  сочиняет.

В 1868 году Чайковский успешно заканчивает Петербургскую консерваторию кантатой для хора и оркестра. По приглашению директора только что открывшейся Московской консерватории Н. Рубинштейна он начинает педагогическую работу в консерватории, где ведет композицию, гармонию, теорию музыки, инструментовку. На основе опыта педагогической работы Чайковским было написано «Руководство к практическому изучению гармонии», изданное в 1872 году.

В Москве Чайковский оказывается  в центре музыкальной жизни. Он знакомится с рядом выдающихся музыкантов, артистов, поэтов. Знакомство с драматургом  Островским, Одоевским, поэтом Плещеевым, дружба с Н. Рубинштейном, музыкальным  критиком Кашкиным, встречи с Л. Толстым - все это сыграло положительную  роль в утверждении реалистических принципов Чайковского.

Помимо педагогической работы Чайковский выступает как музыкальный  критик. Он пишет о значении творчества Глинки, о том, что развитие национальной музыки должно идти по пути, начатому им; предсказывает большое будущее  начинающему композитору Римскому-Корсакову; приветствует связь с народным творчеством  норвежского композитора Грига.

В то же время Чайковский напряженно занимается сочинениями. Очень плодовитым был этот период: 3 симфонии, первый фортепианный концерт, вариации на тему рококо для виолончели, 4 оперы - «Воевода», «Опричник», «Ундина», «Кузнец Вакула», три квартета, балет «Лебединое озеро», фортепианный цикл «Времена года». Оптимистично и радостно творчество Чайковского этого времени. В то же время появляются драматические произведения - «Ромео и Джульетта», «Буря», «Франческа да Римини».

Большую поддержку Чайковскому  всегда оказывали Н.Г. Рубинштейн - пианист и дирижер, пропагандировавший его произведения, издатель Юргенсон, печатавший его сочинения, Ларош - музыкальный критик.

Переутомление и неудачная  женитьба в 1877 году вызвали нервное  заболевание. Чайковский уезжает за границу. В этом ему оказывают  большую помощь друзья, особенно Н.Ф.Фон  Мекк – большая почитательница таланта Чайковского, письма к которой были своеобразным дневником композитора.

Излечивает Чайковского  напряженный, всецело поглощающий  труд. Опера «Евгений Онегин» и  четвертая симфония – выдающиеся произведения этого времени. Одновременно с работой над произведениями Чайковский как дирижер с успехом выступает в Берлине, Женеве, Париже, Америке, Лондоне, где ему в 1893 году присваивают степень доктора музыки Кембриджского университета.

Последнее десятилетие композитор также много работает. В эти  годы им написаны множество опер. Последние годы Чайковский жил в Майданове и в Клину – под Москвой. Сюда приезжали друзья и ученики композитора Н.Д. Кашкин, композитор С.И. Танеев и другие. Просматривались новинки в музыке, разгорались споры. Вдали от Москвы и Петербурга, особенно проявилась черта Чайковского – умение работать, по 14 часов в сутки. Он работал, считая что «вдохновенье – гостья, которая не любит посещать ленивых, она является к тем, которые ее призывают.

Последним произведением  Чайковского была Шестая симфония, которой он дирижировал 16 октября 1893 года, а 25 октября его не стало. В  настоящее время в Клину находится дом-музей Чайковского. Там бережно хранятся книги, рукописи, адреса, обстановка, в которой жил композитор, все то, что может нам рассказать о талантливейшем русском композиторе второй половины XIX века. [9, с.6-31]

Тёмной ночью  белых лилий, сон неясный тих.

Ветерок ночной прохладой, обвевает их.

Ночь их чашечки  раскрыла, ночь хранит цветы

В одеянии невинном, чистой красоты… (И. Бунин) [5, с.13]

Петр Ильич Чайковский очень сильно любил природу, и  она любила его. Он говорил: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи». В этот перечень также входит и русская природа, которую он любил «больше всякой другой». С самых юных лет Чайковскому красоты природы доставляли огромные удовольствия несравнимые даже с занятиями музыкой. Чайковский обладал «способностью в каждом листке и цветке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоящее, мирящее, дающее жажду жизни».

В письмах и дневниках  Чайковского сохранились высказывания о том, как он любил русскую  природу.

«Отчего простой русский  пейзаж, отчего прогулка летом в  России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводила  меня в такое состояние, что я  ложился на землю в каком-то изнеможении  от наплыва любви к природе, от тех неизъяснимо-сладких ощущений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляет убогий русский, родимый пейзаж» (из письма к фон Мекк).

«Такие минуты достаточны, чтобы ради них с терпением  переносить маленькие невзгоды, которыми переполнена жизнь. Они достаточны, чтобы любить жизнь». [13, с.61-62]

«Только в одиночестве  и на лоне симпатичной природы  можно испытать минуты действительного  счастья. Даже искусство не может  дать тех моментов экстатического восторга, которые даёт природа…». «Очень приятно  усесться где-нибудь повыше и посмотреть на необыкновенной величины старые ивы, растущие внизу вперемежку с тополями, на село с скромной церковью (какую прелесть придаёт всякому сельскому виду скромная деревенская церковь), на дальний лес. Я просидел около часу на этом месте и испытал одну из тех чудных минут, когда всякие заботы и треволнения куда-то скрываются. Вместо них предаёшься самым разнообразным и отрывочным мыслям и фантазиям». [14, с.115-116] 

Эмблемой творчества П.И. Чайковского в глазах как музыкантов, так и не музыкантов в особенности, давно стали его 12 фортепианных пьес «Времена года» - произведение «не случай», написанное по заказу редактора музыкального журнала «Нувеллист» Н.М. Бернарда. Литературная версия истории создания этого произведения известна по мемуарам Н.Д. Кашкина: раз в месяц, по напоминанию слуги А.И.Софронова Чайковского в один присест писал по пьесе, которые тот отправлял редактору. На деле же, если заглянуть в письма, а также документы, собранные в томе «Музыкальное наследие Чайковского», всё обстояло ещё быстрее: первые две пьесы Чайковский отослал редактору в декабре 1875 года, затем, по очереди, ещё три, и последние семь пьес, от «Баркаролы» до «Святок», были написаны подряд в одной тетради. Заглавия и эпиграфы сочинил издатель. Так или иначе, на протяжении всего 1876 года читатели журнала «Нувеллист» каждый месяц получали новую фортепианную пьесу Чайковского, предназначенную для музицирования как в столичной гостиной, так и в глуши усадьбы, в быту, подобном тому, что взрастил когда-то ребёнка Чайковского. [11, с.36]

Цикл объединяют различные  по настроению пьесы. Среди них – две жемчужины: «Баркарола» и «Осенняя песнь». [1, с.34-36]

1.2 Чайковский. Цикл «Времена года»

В рассматриваемом цикле  «Времена года», ставшем уникальным в своём жанре, композитора привлекала возможность выразить свою любовь к  русской природе, которую он так  любил, по его словам, больше всякой другой, родной земле, людям, быту с  праздничными и трудовыми буднями. И действительно, в искренних, правдивых  музыкальных образах двенадцати пьес всё выражает национальный характер, составляющий суть творчества Чайковского.

Пьесы цикла – картины  русского быта в разное время года – создают лирическое настроение. Музыка выражает жизнь природы, которая  здесь тесно сплетена с жизнью людей; извечный круговорот смены времён года опоэтизировано и волнующе передаёт и порывы к счастью, элегическую мечтательность и размышления, грусть и надежды, светлую радость, беззаботную удаль, тревогу. При печатании пьес названия месяцев не указывались. Эпиграфы к пьесам подбирал сам издатель, обратившись к произведениям русских поэтов, на стихотворения которых композитор наиболее часто писал свои романсы: В.А. Жуковского, А.Н. Майкова, Н.А. Некрасова, А.Н. Плещеева, А.С. Пушкина, А.К. Толстого, А.А. Фета. [10, с.61-63]

Информация о работе Образ русской природы в творчестве Чайковского и русских художников 19=20 вв