Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 23:17, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть образы природы в произведениях П.И. Чайковского и русских художников 19-20 вв.
Объект: образы природы в музыке и живописи.
Предмет: образы природы в творчестве Чайковского (цикл «Времена года») и русских художников 19-20 вв.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Образы природы в произведениях П. И. Чайковского.................5
1.1 П.И. Чайковский. Образы природы в творчестве………..…………………5
1.2 П.И. Чайковский. Цикл «Времена года»…………………………….……...9
Глава 2. Образы природы в творчестве художников 19-20 вв………..….17
2.1 Образы природы в творчестве И.И. Левитана……………………………..17
2.2 Образы природы в творчестве А.К. Саврасова, И.И Шишкина и В.Д. Поленова………………………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы…………
Любовь к природе во многом определила и литературные симпатии художника, как верно заметил В. Бакшеев, сам хороший пейзажист. Он вспоминал, что Левитан вместе с Архиповым и Нестеровым зачитывался романом Мельникова-Печерского «В лесах и на горах», восхищаясь поэтичными картинами родной природы. [8, с.2-5]
Поездка на Волгу в 1886 году
даёт новое направление творческому
развитию Левитана. Волга в первый
момент не поразила художника, но скоро
он попадает под обаяние её широких
просторов. В своём стремлении передать
эту новую открывшуюся ему
величавую красоту Левитан
Картина «Вечер на Волге» носит ещё переходный характер, это первые подступы художника к изображению великой реки. Левитан, хотя и ищет новые средства воплощения образа природы, но как будто ещё не может до конца отрешиться от прежнего камерного её восприятия. По-прежнему во многом интимен созданный им образ; само изображение даётся очень приближенным к зрителю – нет ещё достаточной широты охвата пейзажного мотива. Большую роль в раскрытии содержания образа играют повествовательные элементы – лодки, вытащенные на берег, огоньки на противоположном берегу реки помогают ощутить наступление вечера. Но при всём этом художник явно стремится к обобщению, к передаче широких волжских просторов и пытается добиться этого чисто живописными средствами. После ранних работ Левитана картина «Вечер на Волге» кажется, предельно простой и скромной по своему колориту. Колористическая гамма строится на сочетании серых и зеленовато-палевых тонов, почти неразработанных в оттенках, художник избегает выписанности своих прежних пейзажей и берёт цвет крупными планами: тёмная, зеленовато-палевая береговая полоса, серо-стальная гладь реки, тёмно-серая, глуховатая по общему тону полоса сгустившихся облаков и серебристый просвет неба у края картины. Такое колористическое решение помогает Левитану добиться большего обобщения в пейзаже. Цвет в картине «Вечер на Волге» уже начинает играть значительную роль в передаче эмоционального строя пейзажа. Приглушённый, спокойный и мягкий он способствует впечатлению тишины, которой объята широкая река. Состояние покоя, в который погружена природа, помогает художнику освободиться от будничности её трактовки, дать Волгу во всей её величавости. Оттого-то так любит Левитан в эти годы изображать Волгу в предвечерний час, и именно эти изображения наиболее удаются художнику.
Той же тишиной надвигающейся ночи полна картина «Вечер. Золотой плёс» - одна из самых выразительных и красивых картин. В ней Левитан приходит к ещё большему обобщению, даёт более широкую картину природы. Да и само состояние природы оказывается в полотне более сложным, более тонко разработанным. Художник запечатлевает переходный момент, когда пепельно-золотистые краски неба, золотой туман предзакатного часа, окутывающий зеркальную гладь Волги и скрадывающий очертания дальнего берега, ещё борются с сумраком наступающего вечера, но уже вот-вот будут поглощены сгущающейся мглой. Тишина спускается на землю. Лёгким силуэтом – как страж этой тишины – рисуется в широких просторах волжского пейзажа церковь. Ей вторит в отдалении другая, почти тонущая в серовато-мглистой пелене тумана. Деревья и кусты ближнего берега также начинают смотреться тёмными, обобщёнными силуэтами, усиливая ощущение надвигающейся темноты.
Ещё более трагично по мироощущению
грандиозное полотно «Над вечным
покоем» (1894), полное беспредельной
тоски и скорби. Суровая, безразличная
к человеку и величественная природа
живёт в картине своей особой,
тревожной и напряжённой
Но Левитан не стал певцом
уныния, безнадёжности и скорби.
Его чуткость ко всем проявлениям
жизни природы, к её красоте помогла
художнику преодолеть свой душевный
разлад, отчаяние и вернуться к
жизни. 1895 год отмечен созданием
целого ряда мажорных, жизнеутверждающих
образов. Левитан как будто переживал
второе рождение. Ему вновь открылась
красота весеннего пробуждения
природы, бьющих в ней ключом жизненных
сил, её пышного цветения, то есть всего
того, что свидетельствует о
Восьмидесятые годы – годы безвременья и глухой реакции уходили в прошлое. Близилась первая русская революция. Изменение общественной атмосферы в стране также не могло не сказаться на душевном состоянии Левитана.
Природа в эти годы приобретает особое значение, особую важность для художника. Левитан начинает пристально всматриваться в процессы, происходящие в природе, постигать их высокий смысл. Характерна в этом плане тематика картин художника: «Март», «Весна – большая вода», «Золотая осень», «Лето. Берег реки» и т.д. – всё это поэтические картины различных времён года, в которых отражается постоянная изменчивость природы, течение её жизни. [15, с.3-15]
Сравнивая Левитана с другими пейзажистами, Чехов назвал его королём, считая его талант «огромным, самобытным и оригинальным», «проникнутым человечностью». «В природе столько воздуха и экспрессии, что сил нет описать… Каждый сучок кричит и просится, чтобы его написал Левитан…» В одном из писем он радуется за друга: «…был я на передвижной выставке. Левитан празднует именины своей великолепной музы. Его картины производят фурор… Успех у Левитана не из обыкновенных». И Левитан, и Чехов предпочитают «скромные, но зато задушевные тона нашего севера», тонко чувствуя его и мастерски изображают. [12, с.12-15]
2.2 Образы природы в творчестве Л.К. Саврасова, И.И. Шишкина, В.Д. Поленова
Левитан явился продолжателем
лирического направления в
Саврасов один из первых обратился к самым простым видам, находя в этой обыденности, в самых незамысловатых пейзажах неизъяснимую прелесть. При этом картины художника каким-то образом всегда связаны с жизнью родного народа. Даже в тех случаях, когда людей на полотне нет, ощущается их присутствие. Всегда понятно – это Россия. При этом неизменно звучит задушевная интонация. Такова жемчужина его творчества – «Грачи прилетели», таковы лучшие его полотна: «Вид на Кремль в ненастную погоду», «Лосиный остров в Сокольниках», «Оттепель. Ярославль», «Радуга» и другие. [8, с.2-5]
Незатейливая, простая красота русской природы долгое время казалась прозаичной и недостойной кисти художника. То ли дело сочные по цвету и разнообразные по очертаниям итальянские или крымские пейзажи! Но наступил момент, когда и из прозы родилась поэзия. Русская реалистическая живопись обратилась, наконец, к той природе, с которой была связана практика постоянного соприкосновения, и увидела в ней особое, иногда спокойное, подчас величественное, но всегда полное достоинства очарование. Начало этому положила знаменитая картина Саврасова «Грачи прилетели» (1871), явившаяся, по сути, программным произведением русской живописи. В этой незатейливой по сюжету, имеющей небольшой размер картине художник сумел выразить неяркую, но удивительно душевную красоту родной природы. «…Словно русская муза …нашла новый источник вдохновения там, где его никто и не думал искать… Впервые в отечественной пейзажной живописи обрёл голос лирический субъект, отсюда исключительная чистота и проникновенность национальной ноты, извлечённой художником из простейшего мотива. В этом смысле шедевр Саврасова сопоставим с лучшими страницами русской лирической поэзии и прозы» (С.М. Даниэль). Сколько тоски и горькой иронии вызывают раскисшие под дождями просёлочные дороги России, но размокшая дорога на картине Саврасова «Просёлок» (1873) не вызывает насмешки и раздражения. Напротив, появляется ощущение ностальгической тоски по этим безбрежным просторам, наполненным свежим, промытым дождём воздухом. [3, с.13-17]
Как-то раз Саврасов сказал своим ученикам: «…Художником трудно сделаться, надо быть всегда влюблённым… В дерево, в снег, в лес… Если это дано – хорошо, если – нет, что делать, душа вынута».
Саврасов не писал о своей любви к России, не провозглашал её публично, но щедро излил это святое чувство. И светится им каждый кусочек полотна… Помните, Снегурочка А.Н. Островского просит у матери Весны: «Дай мне сердечного тепла!» Саврасов отдал всё своё сердечное тепло людям. И оно второй век согревает их…
«Обыкновенный русский пейзаж!» - скажет иной. Но так ли это, если в его небесах и поднебесьях, полях и опушках, цветах и травах сама поэзия, сама тишина, радость и печаль, о которой можно сказать словами поэта: «Печаль моя светла…»
Когда пейзаж впервые выставился на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1871 году, его оценили очень высоко. В.В. Стасов назвал «Грачи прилетели» «…наверное, лучшей и оригинальнейшей картиной, чуть ли не классическое произведение, в высшей степени примечательного А.К. Саврасова». И.Н. Крамской, строгий, взыскательный своих оценках, писал художнику Ф.А. Васильеву спустя неделю после открытия выставки: «Пейзаж Саврасова есть лучший, и он действительно прекрасный…» Он отмечал, что в работах других художников тоже есть «деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах»».
Звание художника Саврасов
получил за «Вид Московского Кремля
при лунном освещении» и два этюда
«Московские окрестности». В этих
работах он проявил чуткость к
красоте, способность возвышенно-
Совсем другие ощущения возникают
у зрителя при восприятии пейзажей
Ивана Ивановича Шишкина. Сама концепция
творчества художника прописана
им на одном из эскизов: «…раздолье,
простор, угодье. Рожь… Благодать…
Русское богатство». Художник «выработал
тип ландшафтной композиции, в
которой познавательно-
Когда на выставке появились полотна Васильева и Шишкина, столь разные по всему и одновременно – оба прекрасные, члены жюри заспорили, кому присудить первую премию. В результате всё же она досталась Шишкину, хотя Крамской предлагал сделать на этот раз исключение и дать две первые премии. Васильев получил за «Мокрый луг» вторую премию. Крамской писал тогда художнику: «Вещи взаимно исключают одна другую и взаимно заменяют. Большей противоположности трудно себе вообразить». Глядя на эти картины, понимаешь, перед каким трудным выбором оказалось тогда жюри.
Шишкин был ровесником Саврасова (разница – два года), но представлял совсем иное направление в пейзажной живописи – эпическое, монументальное. Он открывал книгу природы, скорее, как педантичный учёный. Его не интересовали скромные, неброские, трогательные виды, он стремился к передаче богатства, величия русских лесов и полей. При этом мог с поразительной тщательностью выписывать самые мелкие цветы и былинки.
«Сосновый бор…», «Сосны, освещённые солнцем», «Лесные дали», «Дерби», «В лесу графини Мордвиновой. Петергоф», «Дубы», «Рубка леса» и множество других превосходных полотен создают обобщённый портрет величественной родной природы. Сколько поэтических строк приходит на ум, когда смотришь на произведения Шишкина.
Ширь безбрежная. От края до края золотятся хлеба. Сосны-великаны как бы застыли на страже, охраняя покой этой доброй, хлебородной земли. «Рожь» - картина-симфония, картина-поэма. Благодаря широкой линейной перспективе (в отличие от лесных пейзажей) и цветовому обобщению в передаче поля спелой ржи и почти безжизненной воздушной среды, живописец достигает монументальности повествования. Пейзаж намеренно статичен, словно запечатлён художником для вечности. Шишкин восхищается величием и мощью русских просторов и передаёт нам своё восторг. Верный себе, он не случайно выбрал именно сосны для этой картины (как впрочем, и для многих других). Ему хотелось показать богатырей-долгожителей – вечно зелёные хвойные деревья.
Шишкину чужды тонкие цветовые решения и передача игры света, чуждо всё трепетное, переменчивое, преходящее. Живописец всегда точен и даже суховат при воспроизведении любого придорожного цветка. И композиционное и чисто живописное решение картины подчинены одному – воспеванию силы и богатства родной природы.
Несколько иной путь избрал Василий Дмитриевич Поленов, с творчеством которого связано дальнейшее развитие русской пейзажной живописи. «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», - писал он Виктору Васнецову. Чтобы добиться этого ощущения, художник много работал с этюдами на природе, стараясь как можно лучше овладеть световоздушной перспективой при естественном освещении. Мастерски освоив пленэрную живопись, Поленов и в картины внёс непосредственность и лёгкость этюда, прозрачность воздуха и удивительный, мягкий свет.
Информация о работе Образ русской природы в творчестве Чайковского и русских художников 19=20 вв