Образ русской природы в творчестве Чайковского и русских художников 19=20 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть образы природы в произведениях П.И. Чайковского и русских художников 19-20 вв.
Объект: образы природы в музыке и живописи.
Предмет: образы природы в творчестве Чайковского (цикл «Времена года») и русских художников 19-20 вв.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Образы природы в произведениях П. И. Чайковского.................5
1.1 П.И. Чайковский. Образы природы в творчестве………..…………………5
1.2 П.И. Чайковский. Цикл «Времена года»…………………………….……...9
Глава 2. Образы природы в творчестве художников 19-20 вв………..….17
2.1 Образы природы в творчестве И.И. Левитана……………………………..17
2.2 Образы природы в творчестве А.К. Саврасова, И.И Шишкина и В.Д. Поленова………………………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

курсовая работа Емельяновой Е. В..docx

— 67.46 Кб (Скачать файл)

Самым ярким примером этих достижений явился «Московский дворик» - любимая картина многих поколений, и написанные друг за другом «Бабушкин  сад» и «Заросший пруд». [8, с.2-5]

И.И. Левитан, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин и В.Д. Поленов – талантливейшие художники, всю жизнь трудившиеся  и постигшие тайны пейзажного, живописного мастерства. Их картины – словно маленькие музыкальные пьесы, лёгкие и жизнерадостные, на века остались интересны и популярны.

 

Заключение

В истории культуры природа  часто была предметом восхищения, размышления, описания, изображения, мощным источником вдохновения, того или иного  настроения, эмоций. Очень часто  человек стремился выразить в  искусстве своё ощущение природы, своё отношение к ней.

Итак, большое количество произведений, как в живописи, так  и в музыке, посвящены природе. Природа и искусство тесно  связаны между собой. Она выступает  как стимул творчества, как сокровищница идей, настроений, которые ложатся  в основу произведений.

Воплощая образы природы, музыка и живопись непреднамеренно  объединяются в одно целое, снимая покров с сущностных отношений человека и мира. Свет добра и любви, источаемый звуками природы, трогает в сердцах людей самое сокровенное. Благодаря этому на свет появилось столько грандиозных произведений искусства.

Чувство близости природы  с человеком, часто достигает  степени восторга и упоения, важного  для воплощения творческих идей и  замыслов.

Косвенный способ отображения  природы связан с воплощением  образов сельской жизни, незатейливых танцев, бесхитростных празднеств, изображений пастушеских свирелей, перекличек сигналов охоты.

Природа – душа человека. Духовная целомудренность образа –  основание всего последующего развития искусства, развёртывающегося как  поэма о жизни, о её глубине  – совершенной любви, стремлении, взлётах, о боли и душевных волнениях  и о просветлении. Соединение света  и скорби, бесконечного, душевно-эмоционального и духовно-чувственного начал создаёт полноту, свойственную подлинной красоте.

Стихии воды, огня, земли, воздуха и эфира. Это одна из основ  не только искусства, но и вообще человеческого  мышления.

Как говорил сам П.И. Чайковский: «Я не хотел бы, чтобы из-под моего  пера являлись симфонические произведения, ничего не выражающие и состоящие из пустой игры в аккорды, ритмы и модуляции. Симфония моя, разумеется, программа…»

Каждое из природных начал  часто проникает в музыку и  живопись вне явных изобразительных  намерений, хотя, не будучи узнанным в  конкретном образе, всё же хранит в  себе связь человека с природным  миром.

 

Список литературы

  1. Ильченко, О.С. Певцы родной природы: 7 класс / О.С. Ильченко // Литература в школе. - 2003. - №4. - С. 34-36.
  2. Казанцева, Н. Природа в Музыке / Н. Казанцева // Искусство в школе. - 2004. - №3/4. - С. 6-9.
  3. Кашекова, И. Пейзаж в русском искусстве / И. Кашекова // Искусство в школе. - 2004. - №6. - С. 13-17.
  4. Киселёва, Е.Г. Мир высокой поэзии: к 170-летию со дня рождения А.К. Саврасова / Е.Г. Киселёва // Урок литературы. - 2000. - №2. - С. 2-7.
  5. Кропотова, В.Ф. Цветы в литературе: урок накануне лета /         В.Ф. Кропотова // Урок литературы. - 2001. - №4. - С. 13.
  6. Культурология: учебное пособие / С.В. Лапина, [и др.]. - 3-е изд. - Минск: Тетра-Системс, 2006. - 496 с.
  7. Медушевский, В. Красота природы в музыке и её этические основания/ В. Медушевский // Искусство в школе. - 2004. - №6. - С. 5-10.
  8. Ненарокомова, И. Поэзия природы. Русский пейзаж / И. Ненарокомова // Урок литературы. - 2007. - №3. - С. 2-5.
  9. Пётр Чайковский // Наша история. 100 великих имён. - 2010. - №4. -   31 с.
  10. Прибегина, Галина Алексеевна. П.И. Чайковский / Г.А. Прибегина. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Музыка, 1986. - 200с.
  11. Сизко, Г.С. Вечные темы искусства. «Времена года» / Г.С. Сизко // Музыка в школе. - 2009. - №2. - С. 33-41. - (Музыкальный лекторий).
  12. Сопко, Светлана Петровна «…Союз волшебных звуков, чувств и дум…»: А.П. Чехов, И.И. Левитан, П.И. Чайковский / С.П. Сопко // Урок литературы. - 2000. - №1. - С.12-15.
  13. Холодовский, В. Дом в Клину / В. Холодовский. - Москва, 1960. - С. 61-62.
  14. Чайковский, П.И. О музыке, о жизни, о себе. - СПб., 1976. - С.115-116.
  15. Юрова, Т. Исаак Ильич Левитан (1860-1900) / Т. Юрова // Изобразительное искусство в школе. - 2005. - №5. - С. 3-15.

Информация о работе Образ русской природы в творчестве Чайковского и русских художников 19=20 вв