Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 19:57, реферат
Историческая судьба армянского народа сложилась так, что он вынужден был на протяжении многих веков создавать свои материальные и духовные ценности не только на своей этнической территории, но и в возникших во многих странах колониях (общинах). Армянская диаспора образовалась как результат национального и религиозного преследования, массовых гонений и насильственных переселений армян из Армении в связи с непрерывными войнами, особенно начиная с арабского завоевания (VII в.) и нашествия сельджуков (ХI в.). Определенную роль в миграциях армян играли также социально-экономические и культурные факторы.
К числу стран, где армяне получили возможность мирной жизни в созидательной деятельности, относится Россия, на территории которой в разные исторические периоды было создано несколько армянских колоний. Наиболее крупные из таких колоний образовались на Северном Кавказе.
Введение………………………………………………………………………………………………
1.Обычаи и традиции армян терского левобережья…………………………
2.Обычаи и традиции армян Сукко……………………………………………………..
3. Обычаи и традиции черкесогаев……………………………………………………..
4. Обычаи и традиции амшенских армян……………………………………………
5. Обычаи и традиции крымских армян………………………………………………
6. Обычаи и традиции армян села Гайкадзор…………………………………….
7. Особенности одежды амшенских армян в конце XIX в…………………
7.1 Мужская одежда…………………………………………………………………………
7.2 Женская одежда………………………………………………………………………….
7.3 Головные уборы………………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………………………...
Историческая судьба армянского народа сложилась так, что он вынужден был на протяжении многих веков создавать свои материальные и духовные ценности не только на своей этнической территории, но и в возникших во многих странах колониях (общинах). Армянская диаспора образовалась как результат национального и религиозного преследования, массовых гонений и насильственных переселений армян из Армении в связи с непрерывными войнами, особенно начиная с арабского завоевания (VII в.) и нашествия сельджуков (ХI в.). Определенную роль в миграциях армян играли также социально-экономические и культурные факторы.
К числу стран, где армяне получили возможность мирной жизни в созидательной деятельности, относится Россия, на территории которой в разные исторические периоды было создано несколько армянских колоний. Наиболее крупные из таких колоний образовались на Северном Кавказе.
Отдаленность от Родины очень сильно повлияла на сохранение, а точнее на преобразование традиций, обычаев, обрядов армян, в том числе и семейных. Множество традиций было перенято у народов, живущих по соседству. Некоторые обычаи претерпели больше изменений, другие – меньше. Но в целом армянам все-таки удалось сохранить в первозданном, передаваемом из поколения в поколение, виде обряды своего народа, своей культуры, своей семьи.
В среде притеречных армян сохранились и бытовали на протяжении ХIХ в. обычаи взаимопомощи, уважения к старшим, гостеприимства. По словам современников, они пышностью встречали прибывших, а в дни праздников приглашали к себе всех проходивших мимо. Одних принимали по-азиатски, других по-европейски, но охотнее всего на нарах, устланных коврами, за пловом.
В семьях бытовали обычаи избегания. Женщина могла говорить с мужем, лишь когда они были наедине. После брака даже дома она закрывала нижнюю часть лица, а в церковь по воскресеньям выходила под покрывалом. Только после рождения ребенка женщина могла разговаривать с родственниками мужа.
По мнению одного из дореволюционных авторов, не было теснее и крепче семей, чем армянские. Старшие в них особо почитались. Пока были живы отец и мать, никаких разделов не было, все жили вместе. Дети воспитывались под строгим надзором старших. Женщины у армян не считались работницами. Они были заняты только в семье: воспитывали детей, готовили, шили и пр. В семьях детей обучали чтению и письму на родном языке. Все праздники обязательно отмечались в семейном кругу.
Семейными торжествами были крестины, сговор и свадьбы. В воскресные дни также собирались семьями в садах, на ковер ставили блюда и вино, танцевали и пели под балалайку, скрипку, бубен.
Похоронно-поминальная обрядность также носила, в основном, семейный характер. Умерших перед похоронами везли в церковь, на поминки собирались родственники и знакомые. Поминки сопровождались трапезой, одариванием бедных. Несколько раз в году армяне ходили на могилы, поминали умерших. Сюда приносили мясо, хлеб, вино, фрукты, и священник 6лагославлял эти яства. В такие дни приносили богатые дары местной церкви. Умершим посвящали следующие после Рождества, Пасхи, Преображения и Вознесения дни.
По словам современников, общественные праздники армян испытали воздействие со стороны других народов, в частности, русского, постепенно утрачивались их существенные элементы. Так, накануне Нового года кузнецы три раза ударяли молотком по наковальне. Почему? Этого уже никто в середине века не помнил (в Закавказье же продолжало бытовать поверье, что эти удары укрепляют цепи Артавазда, прикованного в ущелье, чтобы он не опустошил землю). Утром первого января, по поверью, выходя из дома, нельзя было возвращаться с пустыми руками (хоть с вязанкой дров), для того, чтобы не терпеть нужду в течение года.
Трапезундцы, поселившиеся в Сукко, первоначально строили дома без фундамента, позже стали возводиться жилые постройки из самана на фундаменте. Дома были прямоугольной формы, имели камышовую или черепичную кровлю. Черепицу местные жители называли "татаркой", ей придавали специфическую форму полумесяца. Пол в жилище был земляной, мазаный навозом. В доме, как правило, было не более двух комнат. Маленькая кухня служила для приготовления пищи (там находилась плита), хлеб трапезундцы пекли в русской печи. С середины ХХ века стали строиться каменные дома на фундаменте.
Строить дом молодому мужчине разрешалось только после женитьбы, до этого времени он жил в доме отца. Строительство жилища сопровождали ритуалы, которым отводилось важное место, при выборе места для постройки дома и. закладке стен. Так прежде чем начать строительство, на выбранном участке раскладывали камни, и если на следующий день под камнями обнаруживали насекомых, то это место считалось непригодным для поселения. Когда приступали к возведению стен, то по углам предполагаемого строения необходимо было положить монеты.
Традиционный рацион трапезундцев - жителей села Сукко включал молочную, растительную и мясную пищу. Из молока приготавливали такие продукты, как сыр-брынзу (миндзе), масло (йэк), мацун. Местные жители использовали в пищу овощи, из которых готовили различные блюда. Фасоль (лобйа) употреблялась в пищу варенной. Широко было распространено выпекание кукурузных лепешек.
Мясные блюда часто готовили на праздники, это баранина с острой овощной приправой, болгарский перец, фаршированный мясом и чесноком, долма и другие.
Амшенские армяне, переселившись в Сукко, продолжали отмечать народные и религиозные праздники (Пасха, Хындрэлэс, Вардэвор, Рождество, Нор Дари):
Пасха (3адик) празднуется по армянскому календарю, на неделю раньше православной. Накануне Пасхи в Страстную Пятницу нужно красить яйца, причем обязательно покрасить, несколько яиц крапивным настоем, т.к. считается, что Иисус Христос прятался в крапиве. Эти яйца после покраски имеют зеленый цвет. Так же красят яйца луком и другими естественными красителями. На Пасху ходят в церковь.
На следующий день после Пасхи отмечают День Поминовения. Идут на кладбище к могилам умерших родственников. На кладбище берут с собой еду, т.к. считается, что в этот день покойники протягивают руки И ждут угощений.
Хындрэлэс (день Святого Георгия) празднуется 23 апреля. Люди в этот день идут в церковь поклониться иконе св. Георгия. Делают мадах - жертвоприношение (забивают барана), устраивают угощения с выпивкой. В этот день считается грехом работать. В землю закапывают 3 луковицы и говорят, чтобы все грехи ушли в этот лук.
Вардэвор (Вардавар) празднуется молодежью. Молодые люди собирают гвоздику, которая растет на склонах. Набирают 10-15 пучков по 7 цветков в каждом, затем к каждому цветку цепляется бумажка с именем юноши. Одна из девушек поет и достает цветок: считается, что юноша, чье имя написано на Бумажке, прикрепленной к цветку, будет ее суженым. Праздник сопровождается песнями.
Парни и девушки на Рождество (Дзнунд) колядовали, устраивали обряжение.
На Нор Дари (Новый год) дети ходили по дворам села и разбрасывали пшеницу, пели и танцевали, их одаривали пряниками и конфетами. По одной из версий в этот день происходило ряжение.
Мадах (жертвоприношение) армяне - жители села делали прежде не только на календарные праздники, но и при стихийных бедствиях (засуха), и для излечения больных.
При травме или болезни отрубали голову барану, а пострадавшего проводили через льющуюся кровь животного. После этого устраивали угощение. Считалось, что действия такого рода должны способствовать выздоровлению.
Во время засухи, сельчане собирали деньги и покупали годовалого бычка, которого забивали на берегу реки. Там же устраивали угощение с обильной выпивкой. Люди плескали друг на друга воду. Информанты указывают, что после этого, вечером, обязательно шел дождь.
Другим магическим действом, призванным вызвать дождь, было вождение куклы - Кушкури, по селу. Девушки, обычно 5-6 человек, делали куклу из тряпок и ходили с ней по селу, собирая разные продукты (масло, горох, муку и др.). Затем шли на берег реки, где готовили, устраивали угощение. Девушки плескались водой, сталкивали друг друга в реку. Считается, что Кушкури - это богоматерь, дева Мария.
Среди семейных праздников свадьба безусловно занимает центральное место. Свадебная обрядность амшенских армян включает предсвадебные обряды (сватовство, заручение), собственно свадьбу и послесвадебную обрядность. Свадьба трапезундцев вирилокальна по месту проведения основных обрядов, санкционирующих создание новой семьи. Выбор невесты обычно зависел от воли родителей жениха, они договаривались с родственниками девушки о заключении брака. Затем в дом невесты засылали сватов.
Сама свадьба справлялась, как правило, поздней осенью или зимой, когда был собран урожай. Свадьбу играли несколько дней (2-4 дня). В субботу праздновали в доме невесты без жениха. В воскресенье, на следующий день, свадьба продолжалась в доме жениха. Невеста одевалась в свадебный наряд у себя дома, при этом пели жалобные песни-плачи прощания невесты с родителями. Свадебный наряд невесты включал юбку, "шторовую" кофту, кожаные лапти (чарохи). На голову невесте надевался венок из 3-х рядов восковых цветов, белого или розового цвета.
Невеста покидает дом родителей под звуки кеманчи Жених дает выкуп родителям невесты - золотые украшения. Невеста дарит родственникам жениха вышитые платки.
Через неделю после свадьбы невеста приходила навести родителей, этот обряд называется "послед" (мэриryр).
В культурной традиции амшенских армян существует много предписаний, обуславливающих поведение женщины во время беременности и отношения к ней окружающих. Женщину, вынашивающую ребенка, окружают заботой и любовью. Ей ни в чем не отказывают, т.к. считается, что если беременной не дать вещь, которую она просит, то ребенок родится с "косыми глазами", потому что беременная женщина оставляет свои глаза на той вещи. Категорически запрещается бить беременную женщину.
Недопустимо проявление насилия и самой роженицей, и ее ближайшими родственниками. Считается, что если беременная женщина ударила кота, то у младенца будут кошачьи волосы на спине. Ограничения касаются некоторых работ, обычно выполняемых женщинами. Беременной нельзя шить, нельзя возиться с мясом.
В Сукко удалось записать несколько вариантов гаданий, которые практиковались девушками, для того чтобы узнать о предстоящем браке.
На Святки гадали на суженого: перед тем как идти спать, над тарелкой с водой устанавливают "люстик" из палочек - во сне должен прийти суженый.
Гадание кольями: в старину двор обносили кольями. Девушки отсчитывали девять кольев и на последнем повязывали платок. Если на следующий день платка не было, то девушка скоро выйдет замуж.
Амшенские армяне, проживающие в селе Сукко, сегодня контактируют с русскими и другими народами. Безусловно, на их культуру оказывают влияние традиции окружающего населения. А урбанизация способствует процессу этнической нивелировки и стиранию культурных границ. Все же среди трапезундцев, коренных жителей села, продолжает жить
культурное наследие их предков.
Среди западных адыгов обитала наиболее древняя по времени появления на Северном Кавказе группа так называемых черкесских армян, или черкесогаев.
Переселившись в Армавир, черкесогаи первые десятилетия сохраняли заимствованные у горцев основные элементы их традиционной культуры. Распространенным типом жилища был длинный турлучный дом из трех комнат, без окон, под двухскатной крышей из камыша и соломы, с глинобитным полом, разделенный на мужскую и женскую половины, с открытым очагом в центре средней комнаты. Во дворе размещались турлучные постройки для скота, амбары, пекарня, курятник, кухня и небольшая кунацкая. Убранство состояло из нескольких деревянных кроватей, покрытых войлоком, небольшого стола и полок для хранения посуды и постельных принадлежностей. В последней трети ХIХ в. появляются городские виды построек просторные кирпичные дома, с большими окнами, черепичной двух - или четырехскатной крышей, с городской меблировкой, покупной, фабричной посудой; исчезает деление на мужскую и женскую половины, традиционный очаг заменяется русской или голландской печью. Среди мужчин, в первую очередь состоятельных, вместо черкесского национального костюма стала распространяться европейская одежда, вначале как парадная. Несколько дольше сохранялась женская традиционная одежда, основу которой составляла белая длинная рубаха, присборенная на плечах, и длинные узкие штаны. Поверх ру6ахи надевали длинную кофту со складками на груди, застегивающуюся на ряд мелких пуговиц. Голову повязывали небольшим тонким платком. Девушки носили простые платья и шаровары, обычно из хлопчатобумажной ткани. Бытовала традиционная кожаная или сафьяновая обувь
Праздничная одежда черкесогаек по своему покрою практически ничем не отличалась от повседневной, но шилась она из лучших тканей - шелковых и шерстяных. Нарядные традиционные черкесские костюмы с золотыми нашивками, разрезами, украшениями, а также сложные головные уборы, распространенные в той или иной степени еще в середине ХIХ в., в., позднее, ко второй половине прошлого столетия, почти вышли из употребления.
Наи6ольшей устойчивостью отличалась пища, соответствовавшая во многом традициям черкесской кухни. Вначале в пище черкесогаев преобладали мясные и молочные продукты. Употребляли баранину, говядину, конину, мясо обычно варили, а на зиму коптили. Готовили кислое молоко, разные виды сыров, творог, молочные супы на пшеничной или кукурузной муке; вместо хлеба употреблялась обычно паста - густая просяная каша, которую подавали ко всем блюдам. Впоследствии существенно возросла доля продуктов земледелия (кукурузные и пшеничные лепешки-маджодж, круто сваренная крупная лапша - фабе-халюв, тонкие лепешки с сыром из слоёного теста-губыл и др.). Любимыми блюдами оставались куриное мясо с пшеничным и чесночным соусом - четлыпш, баранина с чесночным острым соусом - лелепш, разного рода сладкие печенья - с сахаром (шушук-курабье) и медом (адыгы-курабье). Позднее в пищу черкесогаев вошли блюда, заимствованные от других народов, - щи, борщ, калмыцкий чай и др. От переселившейся в Армавир части нахичеванских армян они научились готовить некоторые армянские супы, толму, гату, халву и другие характерные для армян в целом традиционные блюда.