Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 19:57, реферат
Историческая судьба армянского народа сложилась так, что он вынужден был на протяжении многих веков создавать свои материальные и духовные ценности не только на своей этнической территории, но и в возникших во многих странах колониях (общинах). Армянская диаспора образовалась как результат национального и религиозного преследования, массовых гонений и насильственных переселений армян из Армении в связи с непрерывными войнами, особенно начиная с арабского завоевания (VII в.) и нашествия сельджуков (ХI в.). Определенную роль в миграциях армян играли также социально-экономические и культурные факторы.
К числу стран, где армяне получили возможность мирной жизни в созидательной деятельности, относится Россия, на территории которой в разные исторические периоды было создано несколько армянских колоний. Наиболее крупные из таких колоний образовались на Северном Кавказе.
Введение………………………………………………………………………………………………
1.Обычаи и традиции армян терского левобережья…………………………
2.Обычаи и традиции армян Сукко……………………………………………………..
3. Обычаи и традиции черкесогаев……………………………………………………..
4. Обычаи и традиции амшенских армян……………………………………………
5. Обычаи и традиции крымских армян………………………………………………
6. Обычаи и традиции армян села Гайкадзор…………………………………….
7. Особенности одежды амшенских армян в конце XIX в…………………
7.1 Мужская одежда…………………………………………………………………………
7.2 Женская одежда………………………………………………………………………….
7.3 Головные уборы………………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………………………...
Наиболее распространена была малая семья сильными патриархальными традициями. Долго сохранялся обычай кровной мести, перенятый у черкесов. Наряду с браком по сватовству черкесогаи нередко прибегали к похищению невесты, большей частью с предварительного согласия девушки и ее родителей. Если же такого согласия со стороны родителей не было, то юноша должен был уплатить большой калым. Сваде6ное торжество проходило в доме жениха в присутствии множества гостей, сопровождалось обильным угощением, танцами, песнями, причем со временем среди черкесогаев стали распространяться и русские песни и танцы, а также элементы русского свадебного обряда. Невесту в свадебный наряд (который состоял из шелкового или шерстяного платья небольшой круглой шапочки и черкесских украшений) наряжала одна из родственниц жениха. Первое время после замужества молодая не должна была выходить из дома, даже к своим близким родственникам, избегала посторонних мужчин. Только после того, как ее родители устраивали в честь своей дочери торжество, одаривая при этом членов ее новой семьи, молодой разрешалось посещать дома своих родителей и близких родственников. Положение невестки в семье мужа становилось более прочным лишь после рождения ею двух - трех детей, а в случае ее бездетности - по прошествии шести-семи лет (Аракелян 1984, 94-107). Молодой муж в течение некоторого времени после свадьбы должен был избегать тестя, пока тот не устраивал в честь зятя торжественный обед с приглашением родственников и не одаривал его богатым подарком, в большинстве случаев конем. В ответ зять устраивал угощение для тестя и родственников своей жены. С этого времени обе семьи становились связанными близкими узами.
Довольно специфичными у черкесогаев были похоронно-поминальные обряды. Смерть ими воспринималась как длительный сон, поэтому, стараясь как бы "разбудить" покойного, полагалось поднимать сильный шум, трясти его тело. Лишь после этого начиналось громкое оплакивание, длившееся от трех до семи дней. Специальные плакальщицы воспевали в траурных песнях - плачах лучшие качества покойного, вспоминали разные эпизоды его жизни, при этом царапали до крови свое лицо и грудь, рвали на себе волосы. Мужчинам не полагалось плакать, но они тоже, в знак глубокой скорби, наносили себе удары, оставлявшие заметные следы. Веря в загробный мир, черкесогаи клали в могилу различные продукты и предметы; принадлежавшие покойному: мужчине - его воинские доспехи и оружие, женщине - части ее одежды, украшения. Нередко убивали любимое покойным животное, лучшие куски мяса которого клали на могилу. В течение трех дней после похорон ранним утром полагалось ходить на кладбище, взяв с собой заранее испечённые пышки, которыми угощали прохожих. Поминки, которые были обязательны, устраивали также на седьмой, сороковой дни и в годовщину после смерти. В дни поминок одежду покойного вешали на стену и, прежде чем выпить за упокой его души, обливали ее вином.
Тесное переплетение христианства и язычества наблюдалось и в народных календарных праздниках. Некоторые из них были, по всей видимости, заимствованы после переселения с гор от новонахичеванских армян и поэтому во многом сходны с общеармянскими, например, обряды во время Великого поста, праздника св. Саркиса, сопровождавшегося гаданием девушек, праздника псыутж, связанного с обливанием друг друга водой наподобие вардавара, праздника св. Акоба, когда, полагалось приносить в жертву этому святому и каждому мужчине в семье по петуху, кровью которого делали кресты на лбу у детей, на воротах дома, двери курятника. Жертвенное мясо варили и ели всей семьей, а также угощали соседей и родственников.
При сильном влиянии на духовную культуру черкесогаев черкесского фольклора, с переселением их в Армавир начинают прослеживаться некоторые отголоски армянского фольклора. В дальнейшем, со значительным увеличением в Армавире русского населения этнокультурное развитие черкесогаев стало идти в тесном контакте с ним. В их среде становились заметными элементы материальной и духовной культуры русских, в частности большое распространение получили русские песни, пляски, а также русский язык.
Частыми стали браки с русскими. В этот период получают распространение русифицированные формы их фамилий, например, Бароновы, Арсентьевы, Давыдовы и др.
Ныне большая часть черкесогаев живет в городах Армавире, Майкопе, Краснодаре.
В 1926 г. В состав Майкопского округа был образован национальный Армянский район с центром в селе Елизаветпольском, переименованным впоследствии в с. Шаумян. (В 1953 г. В связи с упразднением в Краснодарском крае 24 районов, был ликвидирован и Армянский район.)
Компактное расселение амшенских армян (внутри них существует деление на трапезундцев, ордуйцев и джаникцев – по названию мест, откуда они переселились), особенно в сельской местности, в привычных для них географических условиях, а также в продолжающейся изоляции от основного этнического массива - Армении, во многом способствовало сохранению их этнокультурной специфики как одной из историко-этнографических групп армянского этноса. В то же время значительное влияние на их повседневный быт оказали традиции местного окружающего населения. Основным занятием сельских, армян-переселенцев было земледелие (кукуруза, пшеница) и скотоводство (мелкий и крупный рогатый скот (буйволы, свиньи, лошади). Значительное развитие получили традиционные для них табаководство и садоводство. При устойчивости амшенского диалекта западноармянского варианта языка большинство современных армян, особенно мужчин, свободно владеет русским языком, который для городских жителей становится иногда родным. Современные дома в селах - в основном кирпичные, нередко двухэтажные, с балконами, подчетырехскатными крышами из шифера или жести, из нескольких у комнат с городской мебелью. Традиционный костюм амшенских армян (Кузнецов 1992) сменился общегородской одеждой, даже среди лиц пожилого возраста. В то же время в пище сохранились многие блюда традиционной кухни - шашлык, хашлама, хаш, толма, плов с изюмом, лоби, гата. В большом количестве употребляют овощи, фрукты, зелень, виноградное вино. Из излюбленных солений – турша, зеленая фасоль с чесноком, зеленью и перцем, из напитков - кофе. Традиционные молочные продукты (мацун, домашний сыр) и хлеб (выпеченный на металлическом листе - садж из кукурузной муки - лазди hац, а позднее из пшеничной муки - йока) заменены покупными.
Для данной группы армянского этноса, как и для армян других регионов, характерным остается традиционный подход к определению главы семьи, т.е. большинство семей возглавляет старший в доме мужчина (здесь он называется термином донэхазяин). Это в основном однопоколенные семьи (брачная пара), двухпоколенные (муж, жена, дети) и сложные полные семьи (родители, их женатые и неженатые дети, внуки). Лишь в одном случае в семьях третьего типа главой был женатый сын при отце. Исключение составили три семьи в с.Дефановка, возглавляемые женой при муже, однако в этих случаях у женщины был второй муж, перешедший жить в ее дом. Женщины возглавляют, в основном, такие семьи, в которых мать живет с неженатыми детьми, или неполные трехпоколенные семьи (мать, женатый сын, внуки).
В основе взаимоотношений старшего и младшего поколений в армянской семье по-прежнему сохраняется (хотя, может быть, уже не в той степени, как в прошлом) глубокое уважение к старшим, признание их жизненного опыта, трудовых заслуг. В то же время в современной семье уже не наблюдается традиционное, строго регламентированное распределение домашних обязанностей между свекровью и невесткой. Игравший в прошлом большую роль в семейных взаимоотношениях архаический обычай избегания остался, главным образом, лишь в памяти старшего поколения.
При вступлении в брак местные армяне придерживаются традиции строгой экзогамии, когда запрещаются браки между ближайшими родственниками до 5-го, а иногда и до 7- го колена. В то же время брачный круг в настоящее время значительно расширился за счет социально неоднородных браков, браков между городской и сельской молодежью, между местными армянами и армянами других регионов проживания, не поощряемых, как известно, в прошлом.
Немало традиционных моментов сохраняется в семейной обрядности амшенских армян. Так, для свадьбы остаются характерными основные ее этапы: досвадебный, в который входят выбор невесты, сватовство, сговор (хоск дрел, хнамутюн, хнамутин), обручение (ншандрек, ншандевуш); само сваде6ное торжество (hарсаник); послесваде6ные обряды. Но в каждом из этих этапов можно выделить наряду с традиционными новые черты.
Например, при определенной живучести традиционного обычая выбора невесты родственниками юноши в последние десятилетия молодые люди все чаще сами знакомятся и принимают решение о вступлении в брак, при этом не забывая предварительно ставить в известность об этом родителей, в первую очерёдь мать, поскольку мнение родителей продолжает играть важную роль при выборе брачного партнера. Вовремя прихода в дом девушки сватов в число которых входят отец юноши с 2-3 родственниками, обычно братьями, а в последнее время и его мать. Сохраняется обычай, когда родители девушки, хотя и зная заранее о приходе сватов, делают вед, что им ничего не известно об этом и что они вообще не думают о замужестве дочери. Сама же девушка не должна показываться сватам на глаза. Обычай требует не давать согласия сватам с первого раза. Лишь на третий приход сватов в доме невесты накрывают стол; а невеста в знак согласия вручает отцу жениха на специальном большом подносе (сини) полотенце с вы шитыми на нем петухом и цветами (йаглух), за что тот должен дать денежный выкуп. В ответ родители жениха по традиции преподносят невесте в этот день в качестве задатка какое-либо ювелирное украшение. Тогда же договариваются о сроках обручения и свадьбы. Обычно обручение устраивают через 1 день после сговора. В дом невесты приходят жених, его родители, родственники, а также посаженый отец (кнгя, кнгяhайр) и его жена (кнгягин, кнгямайр). Вовремя обручения жених и невеста обмениваются кольцами. Обряд сопровождается музыкой, танцами. Спустя один-два месяца после обручения устраивают свадьбу. Обычно она начинается в пятницу вечером и кончается в воскресенье после обеда. Свадебную одежду для невесты покупает сейчас сторона жениха, а фату и венец - посаженый отец. В число обязательных свадебных персонажей входят здесь также брат невесты (hайснахпер) и сестра невесты (hайснакуйр). Кульминационный момент свадьбы - переход невесты в дом жениха, что полагается сделать здесь до захода солнца. Когда свадебный поезд подходит к дому жениха, его маты, танцуя, дарит невесте кольцо, жениху и посаженому отцу - по рубашке. Отец и мать жениха посыпают на головы молодым конфеты, зерно, мелкие деньги. Брат невесты - требует петуха, которого режет затем у ног невесты. Под Ноги молодым кладут две новые тарелки, которые они должны разбить одним ударом, причем первым это должен сделать жених; при входе в дом жениха невесты на колени сажают маленького мальчика в знак пожелания ей первенца-сына; невесту отводят в отдельную комнату, где она немного отдыхает Вместе с hайснакуйр и где ее кормят яичницей, считающейся обрядовым блюдом у армян. После этого невесту ведут к накрытым столам, где начинается застолье с многочисленными тостами, продолжающееся до глубокой ночи. В качестве подарков невеста получает от близких родственников золотые украшения, от других гостей - отрезы материи, посуду, а в последнее время чаще деньги. Полагается, чтобы число подарков было четным, если же оно нечетное, то посаженый отец дарит что-нибудь. Первую ночь в доме жениха невеста ночует вместе с hайснакуйр, а вторая ночь - брачная. На следующий после свадьбы день невеста одаривает родных жениха принесенными из родительского дома подарками.
В последнее время армяне, живущие в Адлере и в окрестных селах, устраивают свадебное застолье в городском кафе. Естественно, что в таких случаях многие традиционные моменты соблюдаются уже не всегда. По прежнему большое внимание уделяется приданому невесты (джеhез), в которое входят, как правило, постельныё принадлежности, одежда, предметы обихода, мебель.
Хотя похоронно-поминальая обрядность амшенских армян сохраняет в целом свои традиции, но и в ней за последние десятилетия произошли определённые изменения. До войны покойника, завернутого в белую материю и с закрытым воском ртом, хоронили без гроба, на кладбище его несли на специальных, изготовленных из семи досок носилках.
После войны начали хоронить в самодельных гробах, а уже 60-х годов - в специально заказанных. До 60-х годов женщинам не полагалось принимать участия в похоронах даже самого близкого человека. Первые поминки у местных армян принято устраивать в день похорон, но до погребения. Эти поминки наиболее многочисленны. Пришедшие приносят в дол покойного продукты, деньги в качестве помощи его семьи. После похорон в доме покойного собираются только родственники. На следующий день после похорон близкие, взяв с собой мясо, яйца, конфеты, водку, идут на кладбище, где немного закусывают и выпивают за упокой души, а остальное оставляют на могиле. Поминки устраивают также на 7-й, 40-й дни и через год после смерти. В эти дни приходят по приглашению. На 40-й день родные покойного снимают траур. В годовщину на могиле устанавливают надгробный памятник. Могилы умерших родственников старшего поколения принято посещать на пасху (затик).
С наибольшим торжеством местные армяне отмечают встречу Нового года. Полагается, чтобы каждый в новогодний час был в своем доме. Принято, чтобы утром Нового года в дом первой с поздравлениями пришла какая-нибудь девочка или девушка как олицетворение всего чистого, доброго, у которой "нога лёгкая". Поэтому заранее договариваются, кто в чей дом придет с поздравлением. В новогоднюю ночь молодежь ходит с мешками по дворам, просовывает их через дверь дома, оставляя шнурок у себя; и жители наполняют мешки сладостями. Иногда в честь Нового года стреляют в воздух из ружей. К новогоднему столу готовят плов, долму, хашламу, туршу, всевозможные сладости.
Переселение крымских армян на территорию России отразилось и на характере их построек, в том числе жилых. Городская застройка могла осуществляться только по составленным русскими архитекторами проектным образцам, принятым в Новороссии, в частности в стиле южного варианта русского классицизма, сменившимся с середины ХIХ в. так называемым "кирпичным стилем" и псевдо6арокко, а в начале ХХ в. - модерном и псевдоклассицизмом. В селах первое время после переселения сохранялись традиционные дома из тесаного камня и глины, состоящие из прихожей и двух жилых комнат с низкими лежанками. (В начале ХХ в. они были вытеснены меньшими по размеру домами из соломы и глины под камышовыми,а позднее черепичными крышами. С середины 1950-х годов дома начали строиться из кирпича, причем тип дома менялся в сторону увеличения размеров, числа комнат, этажности. Ныне селах получил распространение. просторный полутораэтажный дом из красного кирпича под четырехскатной крышей из шифера, с большими окнами со ставнями, выкрашенными а зеленый цвет. Интерьер дома, как правило, современный, с городской мебелью, лишенный какoй-либо этнической специфики. Перед домами палисадники с цветами, главным образом вьющимися красными розами. Эти дома, расположенные улицам и линиям по своему внешнему и внутреннему виду сходны с домами окружающих народов. Порой даже армяне свой дом называют не армянским термином «тун», а хатой.
К началу ХХ в. традиционный костюм армянских переселенцев начал постепенно исчезать. Дольше всего сохранялся традиционный головной убор замужней женщины - поши (небольшая круглая шапочка из материи, украшенная вышивкой, бисером), замененный впоследствии платком, повязанным на русский манер под подбородком.
Этническая специфика в материальной культуре сохраняется больше всего в пище, хотя и в ней ощущается влияние русской и украинской кухни. По праздникам готовят толму, называемую здесь голубцами, люля-кеба6, изредка шашлык. Сохранилось приготовление из измельченной баранины, приправленной различными специями, высушенной на солнце традиционной колбасы - суджук. Из молока готовят молочный суп - катнапур, а также заимствованные от русских творог и сметану. Распространен плов, называемый нередко кашей. Плов с изюмом обязателен на свадебном и поминальном столах. Употребление зелени ограничено укропом и петрушкой. Солят, главным образом, огурцы. Распространены печеные изделия домашнего приготовления: слоеные пирожки с мясом (пури самса), с лебедой, традиционные сладкие печенья - гата, хурабиа, торты, бисквиты, трубочки с кремом. От русских заимствован куриный суп с домашней лапшой, который подается на свадьбах и поминках, от украинцев - вареники с творогом, приготовляемые в дни религиозных праздников. Хлеб повсюду покупной.
Взаимоотношения членов семьи друг с другом, практически не обремененные старыми патриархальными нормами семейно-родственного этикета. Архаический обычай из6егания исчез у них в 1930-х годах. Несколько слабее родственные узы. Практически не соблюдается сейчас обычай родственной и соседской взаимопомощи; во многом утрачено традиционное гостеприимство.
Еще более
свободные взаимоотношения
Наиболее ярко традиции отмечаются в семейной о6рядности местных армян. Как и у армян других регионов, современная свадьба включает в себя три главных этапа: сватовство, сговор (здесь он называется hац похел , что значит: обмен хлебом), обручение (ншандук, беh - поставить метку, залог) и свадебное торжество (hарсаник).Сохраняются такие традиционные моменты, как одновременное начало свадьбы и в доме жениха и в доме невесты ; ее кульминационный момент _ перевоз невесты в дом жениха; значительная роль посаженного отца и матери (гнкаhайр и гнкамайр); обряд одевания невесты и прощания ее с родительским домом. Примечательно, что здесь сохранились и некоторые предсвадебные обряды ,, уже утраченные в других регионах, например, смотрины (джугаб), обряд кройки ее свадебного платья (хумаш), о6ряды одевания жениха и его бритья, сопровождаемые различными веселыми шутками. Во время обязательной торжественной встречи новобрачных у порога дома жениха, когда мать его обсыпает молодых сладостями, зернами пшеницы или риса, мелкими Монетами; а под ноги молодым кладут две принесённые из дома невесты тарелки, которые они должны разбить одним 'ударом, здесь сохранился старинный обычай, прежде не встречаемый нами у армян, когда отец жениха в момент встречи выпускает над головами новобрачных двух белых голубей с красными лентами на шеях. Имеются и другие отличия. Например, здесь по традиции принято, чтобы невеста обходила всех присутствующих на свадьбе гостей и с каждым здоровалась за руку, а наиболее почетным - целовала ее; за свадебным столом совершенно не произносят тосты; музыканты (за плату) играют почти без перерыва, причем не только армянские мелодии, но и русские, украинские, молдавские, узбекские, а участники свадьбы, в том числе и новобрачные, много танцуют, в основном армянские народные танцы в довольно быстром темпе; невесту выводят под звуки старинного марша "Прощание славянки"; в числе свадебных персонажей сохранились ряженые (джамалы); за свадебным столом сменяется несколько партий гостей (всего приглашенных до 1500 человек); срок возвращения молодой невестки после свадьбы в родительский дом сокращен до одного вечера. Одновременно утрачена обязательность требования девственности невесты, в связи с чем в последнее время нередки свадьбы, когда невеста уже ждет ребенка; из дома невесты молодые едут сначала в загс на торжественную регистрацию брака, а затем уже N Лом жениха (в других регионах проживания армян брак, как правило, регистрируют после рождения ребенка). Так же, как и других регионах проживания, у донских армян принято давать невесте в приданое (джеhез) постель, ковры, одежду, мебель. В качестве свадебных подарков родственники преподносят золотые украшения, а остальные гости дают деньги.