Обычаи и традиции армян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 19:57, реферат

Описание работы

Историческая судьба армянского народа сложилась так, что он вынужден был на протяжении многих веков создавать свои материальные и духовные ценности не только на своей этнической территории, но и в возникших во многих странах колониях (общинах). Армянская диаспора образовалась как результат национального и религиозного преследования, массовых гонений и насильственных переселений армян из Армении в связи с непрерывными войнами, особенно начиная с арабского завоевания (VII в.) и нашествия сельджуков (ХI в.). Определенную роль в миграциях армян играли также социально-экономические и культурные факторы.
К числу стран, где армяне получили возможность мирной жизни в созидательной деятельности, относится Россия, на территории которой в разные исторические периоды было создано несколько армянских колоний. Наиболее крупные из таких колоний образовались на Северном Кавказе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………

1.Обычаи и традиции армян терского левобережья…………………………

2.Обычаи и традиции армян Сукко……………………………………………………..

3. Обычаи и традиции черкесогаев……………………………………………………..

4. Обычаи и традиции амшенских армян……………………………………………

5. Обычаи и традиции крымских армян………………………………………………

6. Обычаи и традиции армян села Гайкадзор…………………………………….

7. Особенности одежды амшенских армян в конце XIX в…………………

7.1 Мужская одежда…………………………………………………………………………

7.2 Женская одежда………………………………………………………………………….

7.3 Головные уборы………………………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Доклад по МХК.docx

— 104.12 Кб (Скачать файл)

Поскольку сейчас женщины рожают в больнице, традиционные обряды, включавшие различные магические моменты, охранявшие роженицу от злых духов, отпали. После выписки женщины с ребенком из больницы приходит поздравить (ачкед луйс) с подарками ее мать. Она же готовит приданое ребенку. В отличие от армян других регионов здесь полагается, чтобы 40-й день ребенку исполнился в доме матери роженицы. Поэтому за 2-3 дня до этого срока женщина с ребенком в сопровождении свекрови идет туда, а через 5-6 дней возвращается в дом мужа. После этого устраивают большое семейное торжество (адев) с приглашением родственников с обеих сторон. Устойчиво сохраняется традиция давать детям имена их бабушек и дедушек. Поэтому широко распространены такие старинные армянские имена: Хачерес, Хачехпар, Луйспарон, Лусеган, Вардерес, искуи, Србуи, Такуи, Шогакат. В тоже время встречаются, главным образом среди женщин как старшего, так и последующих поколений, русские имена, например, Устинья (в форме Устья), Екатерина, Елизавета (в форме Савет). 

Основные  традиционные моменты сохраняются в похоронно-поминальной обрядности, хотя и в ней происходят определенные изменения. Хоронят здесь на следующий день после смерти, а не на третий день, как принято у большинства армян. На покойника полагается надеть всю новую одежду. С 19з0-х годов стали хоронить в гробу, который по местному Называется "сундук" .Поминки устраивают в день похорон (hoгуhац, буквально: хлеб для души), на 7-й и 40-й день со дня смерти и в годовщину. В последнее время, как и у большинства армян, здесь наблюдается тенденция к сокращению поминальных дней, поскольку иногда объединяют hoгyhaц с 40-м днем либо 7- и 40-й дни, главным образом в случае смерти старых людей. Во время поминальных дней родные покойного приносят на кладбище подносы с печеными сладостями, в частности гатой, тортом, бисквитом, конфетами, яблоками, а также отварное мясо, водку, с 1970-х годов - цветы. Собравшиеся в память покойного выпивают по рюмке водки, немного закусывают. На могиле оставляют поднос со сладостями и яблоками (их должно быть нечетное число), а также рюмку водки. Затем идут в дом покойного и приступают к поминальной трапезе. 3а стол садятся сначала мужчины, а женщины - во вторую очередь. У местных армян сохранился обычай, по всей вероятности привнесенный черкесогаями (который они, в свою очередь, заимствовали от черкесов) и не наблюдаемый нами нигде, - по завершении поминок раздавать их участникам так называемый "пай", включающий гату  либо сдобную булку, а в последние время еще яблоко и плитку шоколада. Как и у всех армян, раньше в дом умершего было принято приносить продукты, в основном рис и сахар, а также печеные изделия, конфеты, а с 1970-х годов вошел в обычай широко распространенный на Кавказе сбор денег. Траур по покойному соблюдают в течение 4д дней. К годовщине на могиле устанавливают надгробный памятник. По-прежнему распространены эпитафии. Помимо обязательных поминальных дней, четыре раза в году сельские жители отмечают дни поминовения усопших (мерелоц), когда они посещают могилы близких. В эти дни также полагается приносить на кладбище подносы со сладостями и фруктами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Обычаи и традиции армян села Гайкадзор.

 

Самый старый дом в деревне (1920-е  г.) – саманный, ничем не отличающийся от домов окружающего населения. Видимо, здесь трапезундские переселенцы никогда не строили характерных для Понта двухэтажных деревянных срубов. Сохранилась память о строительных обрядах: при закладке по углам клали четыре монеты, первым в новый дом должен был зайти хозяин и т.д.

От традиционной одежды ничего не сохранилось. Правда ахалкалакские переселенцы отличаются своим внешним видом : их женщины даже летом часто носят черные чулки и платки.

Из обрядов  календарного цикла сохранилось немного Известные во всех историко-этнографических районах театральные представления ряженых здесь устраивались не на Рождество и Крещение (дзнунд), а на Новый год (нор дари) и, возможно, на Пасху (задик). Рядились в цыгана, деда, невесту, мужчины переодевались в женщин, и наоборот. Лицо ряженые закрывали, мазали сажей, иногда выворачивали одежду.

Из обязательных новогодних блюд и  кушаний информанты ты называют особые пирожки, которых должно быть семь  с семью разными начинками (творог, фасоль, тыква-дэтум, горох, хороч , варенье и повидло). В один из пирожков клали монету, в другой – соль. Рано утром в первый день Нового года шли к источнику и оставляли у него три пирожка. Потом из источника брали воду и умывали ей своих родных и близких, так как в начале Нового года  «все должно быть свежим». Существовали гадания, когда специально приглашенный соседский мальчик, стоя спиной ко всем, наугад распределял пирожки (кому с солью, кому с монетой,). Иногда в этот день утром в дом пускали собаку и смотрели какой лапой - правой или левой она сначала ступит.

Летом во время засухи, для того чтобы пошел дождь, обливали друг друга водой. Иногда делали еще жертвоприношения (модах). В качестве жертвы выступали бычки.

При граде  на улицу выносили хачиргат (надочажную крестовину) и посыпали солью.

В целом несмотря на то, что традиционная культуру армян Гайкадзора уже подвергалась влиянию урбанизации, и частично разрушена, она требует дальнейшего изучения и представляет несомненный интерес для исследователя.

 

 

 

 

  1. Особенности одежды амшенских армян в конце XIX в.

 

До и в период первой мировой войны коренные жители Понта (Трапезундского вилайета) - армяне - после погромов и миграций вынуждены были отдалиться от Родины и найти постоянное прибежище на Черноморском побережье Кавказа и в меньшей степени Крымского полуострова, другая же часть в Константинополе и различных зарубежных странах.

Сведения о родной культуре, быте и нравах амшенских армян сохранились в воспоминаниях долгожителей. То же относится и к сведениям, позволяющим восстановить представления об их одежде.

Старая одежда амшенских армян, в осо6енности мужская,  вовсе не была подобна их новой одежде конца XIХ в. Мужские патриархальные, достигающие до пят, широкие и сборчатые шалвары и длинные архалуги постепенно уступают свое место узким, наподобие кальсон, зипка и короткой чухе. В 1910- х г. в деревнях только единицы из стариков были одеты в старый костюм: шалвары, достигающие до земли широкими складками и обернутые несколько раз белым поясом; архалуг от верха и до колен; иногда короткая чуха; белый кукула(6ашлык) на голове, длинные крылья которого всегда расклаадывались на плечах; хтулик (шерстяные носки) на ногах; украшенные тhозлух на голенях; кожаные лапти, одетые на носки и завязанные вокруг лодыжек белыми завязками. Так одевались почти все амшенские армяне.

В деревнях, разбросанных по прибрежным склонам реки Сера округа Платана, что в З0-40 км на юго-запад от Трапезунда, в 1900-х г. место старых матриархальных штанов с длинной мотней у амшенцев прочно заняли так называемые кес шалвар (полушалвары) - тизлух, или, как еще говорили, Тhнонйайи шалвар (шалвары из Тонья). Они были также сборчатые, только короткие, до колен. Молодежь же начала одевать светлые без складок простые шалвары. Показательно, что и женский фартук в указанных деревнях способом повязывания существенно отличался от женских фартуков окружающих амшенцев; здесь фартук завязывался сбоку.

 

7.1 Мужская одежда.

 

Шабик (рубаха - И.К.) — сшитая из домотканой конопляной ткани, нательная одежда с рукавами, покрывающая тело от шеи до бедер; грудь до пояса открыта. Вокруг шеи связывалась кантами или застегивалась простыми пуговицами. Большая часть населения из деревень Амшена, особенно после 1900-х г., уже не шила белье из конопляной ткани. Носящие шабик - вартикh, так же как и ишлуг из конопляных тканей, оставались большей частью лишь в отдаленных деревнях. В тех же деревнях, где хлопчатобумажных тканей было много, белье из конопли носили редко.

Вайдикh (вартикh) - полотняные, нижние шалвары, одеваемые прямо на тело и покрывавшие его до колен; мешковидные, широкие и свободные; завязывались спереди гачником (учгyр), который пропускался внутри сшитого целиком пояса (учгурлуга) и оборачивался вокруг. В ряде сел так называли только женскую одежду, мужскую же называли иштони, что дословно означало внутренние вартикh (шалвары). Постепенно вместо ламповидных (фэнэрли) вартикh с короткими штанинами, доходящими до колен, носимых только со штанами, у которых длинные штанины, начали одевать также длинные вартикh, с доходящими до лодыжек штанинами. Концы штанин иштони делались на пуговицах или крепились к голеням короткими кантам. Форма поясной части вартикh не изменилась: подпоясывались гачником, пропущенным внутри, и закрепляли его спереди петлей. Летом в сильную жару амшенцы, одев только упомянутую нижнюю одежду, часто без рубахи, шли работать в поле. Короткие вартиh старой формы оставались только в некоторых деревнях у тех людей, которые одевали Тhонйайи или амшенские короткие шалвары старой формы.

Ишлуг - или верхняя рубаха; шили из конопляной ткани, окрашенной в разные цвета. От нижней рубахи отличалась тем, что рукава ишлуг могли заканчиваться пуговицей или манжетами (билэзуг); воротник был выше воротника нижней рубахи; грудь с разрезом, но так чтобы нижняя рубаха не была видна. Верхняя рубаха делалась длинной, от шеи до бедер. В начале ХХ в. верхнюю рубаху из домотканой ткани носили в незначительном количестве большей степени в изолированных и отдаленных деревнях и малоимущих хозяйствах. Верхнюю рубаху, такую, как раньше, но из привезенных из города тканей, делали экономные амшенцы. Изменилась также и форма верхних рубах, получившая более приличный вид.

Йэлэх - это полукурточка (жилет), напоминающая костюм, сделанный из домашней грубой шерстяной ткани. Зимой йэлэх делали с подкладкой и большим пазушным карманом, в котором держали кошелек с деньгами, огниво и табак и др. Йэлэх одевали на верхнюю рубашку, и он доходил до пояса. Были такие йэлэхи, сшитые из козьих и овечьих шкур, которые надевали в холодные сезоны, особенно пастухи и охотники.

Архалух — делали из толстых тканей, которые изготовлялись из шерстяных ниток. В моем представлении это — пальто (накидка), напоминающее сверху костюм (враhаг), полы которого доходили до колен, сзади - со складками, с двух боков карманы, без воротника. Пуговицы были круглой формы, только сделанные из ткани. Вокруг архалуг был окантован тесьмой (найтнhан); изготовленной дома. Под архалуг пришивали подкладку, некоторые - под весь, другие только спереди.

Либадэ — можно считать теплой разновидностью пальто (накидки), с подкладкой, выполненного в толстом слое хлопчатобумажной ткани или грубой шерсти. Прежде пуговичные застежки заменяли грудные завязки (кйонкhси кап), матерчатые пуговицы и отверстия для пуговиц (котшкзмайр, тйуймэ) или иликhлуг (кольцо для пуговицы, сплетенное из нитки). У ли6адз было 1 или 2 пазушных кармана. Этот вид одежды был надежным другом погонщиков мулов, отправляющихся по дальним дорогам. В домашних условиях либадэ одевали, большей частью, старые мужчины и женщины. Гайдж (короткое, "картш") либадэ покрывало тело лишь по пояс, чем отличалась от либадэ, доходящего до колен. Оно делалось из домотканых или привозных из города толстых тканей.

Лэн шалвар — широкие шалвары, "лайн шалвар" - характерная старая верхняя одежда амшенцев. У них были длинные и плотные складки, которые доходили до пяток. Концы штанин стягивались разноцветными тесемками шириной в  5-6 см (гайтhан) и обвязывались под коленями. Учгур пропускали внутрь пришиваемого учгурлуга (пояса), вокруг шалвар и завязывали спереди.

Шалвар, шалвары - в конце ХIХ в. шалвары, прежде делаемые с длинной мотней, изменились на шалвары и зипка простой формы. Шалвары напоминали нынешние штаны. Штанины (тот, биджах) доходили до пяток, спина свободная, на поясе перевязаны, впереди образовывались незначительные складки. Гачник проходил внутри поясной части, его концы завязывались спереди. Шалвары шили из одноцветной материи, как из домотканой, так и из привозной городской. В округе Мала новые шалвары мало чем отличались от старых (штанины доходили да колен), которые называли Тhонйайи или кес шалвар (полушалвары).

Зипка - считались самой совершенной, новой формой штанов. Их штанины (от пяток и до седалища) были такие узкие, что одевающий с трудом натягивал их на себя. Поясная часть (учгурлуг), большей частью, шилась отдельно из крашеной ткани (красной, желтой, зеленой). Гачники плели женщины из хлопчатых или шелковых ниток, оставляя по двум концам

кисточки (пhискhйул). Некоторые их также привозили из города. Малоимущими учгур или гачник делался из конопляных ниток или в виде бинтов из обычных тканей. Гачник завязывался спереди зигка. Штанины зипка были обшиты черным кантом или шнуром шириной 8-10 мм. Такой кант пришивался также в передней части зипка, сверху вниз, в направлении колена, от пояса и до конца штанин (по линии соединения швов).Чуха - неразлучный друг зипка и сделана из той же ткани «чуха». Чуха амшенцев по длине доходила немного ниже пояса, ее концы сидели на поясной части зипка. Грудь ее была открыта, застегивалась она только ниже пояса в спадающей части. Пуговицы круглой формы (иликh) делались из той же ткани, петлицы по обе стороны (котшакамэр, илиhлуг) тоже представляли собой кольца, сплетенные из цветной нитки. Рукава имели в ширину 8-10 см, спереди у запястья с разрезом и 2-3 круглыми пуговицами. Рукава застегивались или закатывались назад. По всем краям чуха расшивалась кантом или узорами из разноцветных ниток.

Чуха-йэлэх - в начале прошлого столетия йэлэх из домотканых тканей носили, главным образом, пожилые или небогатые люди. Йэлэхи, сшитые из такой ткани, называли чуха-йэлэх, которые отличались от предшествующих более приличной кройкой шитьем: левая пола достигала в длину правого рукава, туго стягивалась на правой стороне груди и застегивалась под

Рукавом. Грудь чуха-йэлэха в области шеи была немного открыта, откуда виднелась поддетая рубаха. Края пол обшивались 2-3 рядами кантов. На правой стороне чуха-йэлэха у зажиточных иногда был карманчик для часов, цепочки которых крепились на левой стороне.

Коди - пояс амшенцев делался из белой шерсти, конопли, 8-12 см шириной, 4-5 м длиной, его наматывали поверх шалвар на поясницу. Кое-кто употреблял ещё пояс, сделанный и из других тканей.

Некоторые из трапезундцев, носящих амшенскую одежду, подпоясывались шелковыми разноцветными блестящими поясами. Амшенский крестьянин использовал пояс не только как обычное перепоясывание или украшение костюма, но и как средство переноски и предохранения: для того чтобы не повредить переносимую в нем ношу. В ряде деревень мужской пояс называли мэджкhкап. Охотники и воо6ще люди, обладающие оружием, подвязывались также простым кожаным ремнем, который называли мэджкhи каши. С такого ремня свисали принадлежности огнестрельного оружия ("йагтан", "кантhар кhилэн", "матhаран"), ножи "пhиштоф .

Информация о работе Обычаи и традиции армян