Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 19:57, реферат
Историческая судьба армянского народа сложилась так, что он вынужден был на протяжении многих веков создавать свои материальные и духовные ценности не только на своей этнической территории, но и в возникших во многих странах колониях (общинах). Армянская диаспора образовалась как результат национального и религиозного преследования, массовых гонений и насильственных переселений армян из Армении в связи с непрерывными войнами, особенно начиная с арабского завоевания (VII в.) и нашествия сельджуков (ХI в.). Определенную роль в миграциях армян играли также социально-экономические и культурные факторы.
К числу стран, где армяне получили возможность мирной жизни в созидательной деятельности, относится Россия, на территории которой в разные исторические периоды было создано несколько армянских колоний. Наиболее крупные из таких колоний образовались на Северном Кавказе.
Введение………………………………………………………………………………………………
1.Обычаи и традиции армян терского левобережья…………………………
2.Обычаи и традиции армян Сукко……………………………………………………..
3. Обычаи и традиции черкесогаев……………………………………………………..
4. Обычаи и традиции амшенских армян……………………………………………
5. Обычаи и традиции крымских армян………………………………………………
6. Обычаи и традиции армян села Гайкадзор…………………………………….
7. Особенности одежды амшенских армян в конце XIX в…………………
7.1 Мужская одежда…………………………………………………………………………
7.2 Женская одежда………………………………………………………………………….
7.3 Головные уборы………………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………………………...
Силалух - с сер. ХIХ в. те, кто носил как зипка, так и Тhонйайи шалвар, повязывали на свои спины кожаный ремень с карманчиками, который назывался силалух. В карманчиках силалуха хранили табак, огниво и трут. К силалуху подвешивались нож в ножнах, кинжал, принадлежности огнестрельного оружия.
Габалаг - верхняя одежда, сделанная из, войлока, водонепроницаемая накидка, без рукавов и плеч, в которую вставляли голову. Габалаг использовали пастухи, путники, погонщики мулов: ввиду того, что он должен был предохранять от дождя и холода, а ночами служил одеялом. Габалаг имело большинство амшенских крестьян.
Кhэпhэнэг - цельная неразделенная верхняя одежда, типа накидки, также приготавливаемая из войлока, без рукавов, в которую вставляли плечи. Способы использования те же, что у габалаг. Основное различие кhэпhэнэга и га6алага было в том, что габалаг скрывал также голову.
Йапhунджи - применение такое же, как и у кhэпhэнэга, только очень редко встречались в селах амшенцев.
Колоз - старый головной убор амшенцев. В деревни Мала еще в 1909 г. его носили пастухи, чьи головы покрывали конусообразные войлочные головные уборы - колоз.
Кукула-башлуг - обычный убор, покрывающий голову; кукула шили из материи разного цвета, по вкусу носящего. В центральной части, ото лба до макушки башлуг расшивался шелковыми нитками, а также лентами, сплетенными из ниток золотого или серебряного галуна. C макушки свешивалась кисть (пhискhйул), перевязанная тонкой ниточкой из шелковых нитей или позумента. Концы рукавов (ушей), ок. 20-30 см длиной, обшивались подкладкой из шелка различного цвета или простой материи. Только то, что башлуги, в 1900-х г., как и большая часть привезенного из города, были сравнительно дорогостоящими, послужило причиной того, что они были недоступны большей части амшенцев. Обычные простые башлуги женщины-амшенки шили из шерстяных тканей, сделанных своей рукой: скромные и незатейливые, окаймленные простыми тканями, самодельными кистями или без них. Длинные рукава кукула выполняли роль шали, что избавляло от необходимости носить ее на шее.
Фэс - очень мало распространен. В отдельных деревнях даже в 1900-х г. фэс считался богатым мужским головным убором горожан ("кhагкhнцоц').
Тhозлух (ноговицы) неотделимая часть амшенской одежды, которая одевалась на голени (поверх гулпа) до колен. Тhозлухи у взрослых мужчин большей частью были одинаковые, связанные из белых ниток, а у молодежи – разноцветные, украшенные рисунчатым орнаментом. В дождливое время и в заснеженных лесах (особенно пастухи) часто носили гамаши, сделанные из козьей шерсти, поскольку гамаши, конечно, были более водонепроницаемы.
Галчин - назывались шитые ноговицы, сделанные из домотканой шалевой ткани или из привезенного и города сукна ("чуха"), которые закрывали всю голень по колено (у некоторых также колено). Суконные галчин, те, которые в основном шились по заказу в городе, были расшиты и оторочены кантами. Носили галчин большей частью молодые, поверх новой формы зипка.
Мэстh - назывались доходящие до колен с голенищами, без грубой подошвы сапоги, которые изготавливали из кожи теленка или козла "hасыл аратс". На мэстh, безусловно, одевали чарохи или чапhула. Отличались высокой ценой, так что эта обувь была доступна лишь богатым. Мэстh привозили из городов.
Гулпа – носки; делали амшенские женщины и мужчины из конопляных, шерстяных и хлопчатых ниток. В последние десятилетия ХIХ в. из конопляных ниток гулпа делать перестали, а изготовление их из хлопчатых ниток ("манатс") только входило, поэтому делали носки, главным образом, из шерстяных ниток. Для ношения зимой, в холодно и дождливое время изготавливали "эркэнтшит" (длинноголенные) гулпа, которые заменяли тhозлух. Как голень, так и лицевая часть ступни гулпа (особенно у молодежи и новобрачных) расшивались узорами.
Гылэ гулпа - эти связанные из козьей шерсти (из "гылэ"), гулпа были грубой и неплотной вязки с дырами, поэтому их надевали только на шерстяные или связанные из каких-либо других ниток гулпа, ибо козья шерсть не всасывает влагу.
Чарок (кожанные лапти - основной обувью были сделанные из кожи крупного рогатого скота чарохи, завязки которых несколько раз оборачиваясь вокруг гулпа, завязывались вверху. Большинство чарохов шилось из кожи, выделанной ("hасылватс") в домашних условиях.
Чапhула (чусты, туфли) - в 1900-е г., хотя чарохи все еще' оставались главной и повседневной обувью, уже не было и для женщин и для мужчин исключением, чтобы по праздникам, идя в гости и выезжая в город, они одевали новый вид обуви, привезенной из города (мужчины - чапhула, женщины - йэмэни). Чарохи постепенно заменялись, на чапhула, напоминающие нынешние домашние с закрытым верхом чусты , но с низкой пяткой или без пятки; с острым и загнутым кверху носом. Их превосходство в сравнении с чарохами, кроме приличного вида, было еще и в том, что они защищали лицевую сторону ноги от грязи и дождя.
Кункуш, или кункуш чарох - так назывались чарохи, сшитые из кожи крупного рогатого скота, целиком снятой от голени до пятки (из "кункуш"), или длинноголенная обувь.
7.2 Женская одежда.
Одежда амшенских женщин, в сравнении с мужской одеждой, намного медленнее подвергалась изменениям. Это постепенное преобразование, с сохранением всей атрибутики: от плеч и до ног одеваемыми компонентами и разновидностями. до конца XVIII в., а в отдельных деревнях и округах, даже до начала нашего столетия, женские одеянии все еще шились в основном из домотканого полотна.
Шабик (рубаха) - в конце ХIХ в. и частично в начале ХХ в. женская рубаха шилась большей частью из домотканой хлопчатой ткани. Правда, были деревни, где большинство рубах оставались сшитыми из конопляных тканей. Женская рубаха покрывала все тело до половины голеней.
Вайдикh (вартикh, нательные штаны) - шили из разноцветных
домотканых тканей и привезенных из города ситцев,
окрашенных в яркие цвета (красные, желтые,
малиновые,
полосатые). Вартикh делали с широкими
и длинными складками, которые спускались
до голеней. Гачник, пропущенный внутри пояса, кольцом завязывался
спереди, штанины подвязывали под коленкой.
В определенных местностях (округ Мала,
некоторые деревни округа чаршампа) концы
широкого со складками женского вартикhа,
виднелись из-под энтhари. У такого вартикhа
штанины подвязывались выше лодыжек.
Зибун (зпун) - вид платья, одеваемого на рубаху и доходящего до ступней ног. До конца ХIХ в. зи6ун, в основном, шили из домотканой и окрашенной ткани, которая постепенно заменялась на ткань, привозимую из города. По обоим бокам зибуна, сверху вниз, от бедра до края пол имелись разрезы; его широкий воротник завязывался спереди, пропущенной внутри шейной подвязкой или застегивался на пуговицу или ожерельем-застежкой. Края пол, рукава и грудь -обшивались разноцветными пhул. Девушки украшали праздничные зибун галуном и шелковыми нитками, разноцветными hулункh (бусинами) и пhул (россыпями круглых металлических бляшек).
Онтhэри (энтhари, антhари) - тоже платье, доходящее до пят. От зибуна отличалось тем, что разделялось от пояса вниз на 3 (иногда, также 4) части, которые назывались паррак
(ребро) или мат (палец). Повседневные онтhэри шили простыми и незатейливыми, украшались они подобно праздничным зи6ун.
Блуз или ишлуг - эта длиннорукавная одежда, которая доходила до пояса, одевалась на зи6ун или онтhэри. Грудь ее слегка открыта, без пуговицы, бывала также, с воротником, который застегивался спереди.
Йэлэх - женский йэлэх был одеждой в форме полукуртки, без рукавов и воротника, которая туго сидела на теле. Были йэлэхи, застегивающиеся спереди и сбоку. Немолодые женщины подшивали и подкладывали хлопок или шерсть, зимой внутрь йэлэхов, которые после этого назывались такh (теплый) или дзмэрвонцу (дзмэрва "зимнйй") йэлэх.
Кйонкhслуг (нагрудник) - в ряде деревень округа Мала вместо йэлэха носили своеобразный нагрудник, передняя часть которого была цельная и закрытая и крепилась кантовыми завязками за шеей и к спине. Старым женщинами шили теплые нагрудники с шерстяной или хлопчатой подкладкой. Молодые женщины и девушки одевали нагрудник как рабочую верхнюю одежду.
Враhaг - своеобразной амшенской женской верхней одеждой была женская курточка (батшкон), которая одевалась на йэлэх или ишлуг. Полы враhага покрывали йэлэх и сидели на поясе, грудь была открыта в форме сердца. Простые рабочие враhаги были без украшения, у праздничных - рукава, грудь и края украшались разноцветными улункh и мелкими бляшками гнул . Видом и формой очень мало отличались от мужской чуни, но были более тонко сшиты и украшены.
Гогноц (фартук) - был неотделимой частью амшенской женской одежды. Это был не тот рабочий фартук, который в наши дни носят женщины, кухонный, домашний. Этот фартук подобно юбке покрывал все от пояса до ступней ног, подобно переднику (пhэштомал) охватывал тело вокруг. Его повязывали для ношения утром и снимали, ложась в постель вечером. Фартук амшенской сельчанки был постоянной рабочей верхней одеждой. С этой целью фартук шился грубо, делался из полос шерстяной ткани, имеющих 20-30 см в ширину (вала). Каждый фартук был составлен из 3-4 таких паррак («ребер») - полосок сшитых вместе. Он повязывался украшенными кантами, выполненными из цветных шерстяных ниток 2-3 м длиной и 10-20 мм шириной, которые пришивали к 2 верхним углам и называли тсупhкh. К кантам тcyпhкh пришивали узкие и тонкие тзавязки 60-70 см длиной, к завязкам разноцветные кисточки. Тсупhкh опоясывали спину 3-4 раза и крепко завязывались завязками. Повсеместно женский большой фартук завязывался сзади, за исключением округа Мала, где женщины завязывали его сбоку. Для того чтобы при ходьбе, сзади сквозь щели фартука не было видно одетое белье, некоторые изнутри под фартук подвязывали грубую шаль (йэтэвноц - "задник"), которая подкладывалась в форме треугольника в места, где были щели фартука. Те, у кого была возможность, особенно молодежь, подвязывали привезенные из города кистчатые шали ярких цветов (большей частью персидские).
Мэджкhи шал (спинная шаль), или коди (пояс) большей частью подвязывали пожилые и старые женщины; но были деревни и округа, где подобный пояс составлял неразрывную часть женской одежды. В этих деревнях по праздничным дням девушки и молодые женщины на фартук повязывали привезенный из города пояс с прекрасными красками (сложенный треугольной формой на спине). Это было самое выдающееся украшение их одежды. Спинную шаль из шерстяных ниток (большей частью черных) вязали женщины.
Фистан - юбка. Нарастающее из года в год соприкосновение с городом чувствительно воздействовало как на весь быт, так и на женскую одежду. Это изменение стало особенно заметным в конце ХIХ в. Прежние зи6ун и энтhари постепенно уступали свое место новым формам платья: фистан (или плуз) и пhэш (юбке, скрывающей тело от пояса вниз). Фистан покрывал все тело от плеч до ступней ног, был с рукавами, доходящими до запястья, и грудной частью с пуговицами или без них. Рукава заканчивались манжетами на пуговицах или без них. Более всего фистан носили женщины средних лет или пожилые. Девушки и молодые женщины же в основном одевали преобразованные плуз и пhэш или кисафистан (полуфистан). Юбка покрывала тело от пояса до ступней ног. В ближайших к городу деревнях больше распространилась юбка с узким поясом, которую сзади застегивали на застежку (крючок, пуговица) или фиксаторами (шнурками). Были также юбки, преимущественно в дальних деревнях, с широким разрезом и густыми складками, у которых пояс был в виде хонджакала (учгурлуг ), а гачник, проходящий внутри него, завязывали сзади. У большинства барышень и молодых женщин гачники заканчивались разноцветными кистями.
7.3 Головные уборы.
Атрибутами старых головных уборов амшенских женщин были: маленький тазообразный головной убор и повязанный на него платок. В холодные сезоны голову, наверх платка, оборачивали в теплую шаль, связанную из шерсти и хлопка. Тазообразный головной убор назывался тhабда или фэс. Он шился из сукна или какой-либо другой грубой материи и подвязывался под шеей тонкими нитями или платком. Thaблa малоимущих шились просто и грубо, лишь некоторые украшались монетами, выполненными под золотые и серебряные, сверкающими улункh и маленькими бляшками пнул. Часто для того, чтобы тhабла не ходил взад и вперед, его подвязывали позади головы, под косами особым тонким платком (hэдгаб). Тhабла имущих женщин были украшены золотыми или серебряными монетами, иногда также драгоценными камнями.
Лачак - головной убор, различной величины, сшитый из тонкой ткани, четырехугольный. Сворачивая треугольником, его повязывали на тhабла, и он покоился под шеей или позади головы. Лачак был общераспространенным головным убором, который привозили из городов: девушка и невеста, совершеннолетняя или старая женщина - все равно - подвязывали лачак, с тем лишь отличием, что у молодых он был ярких цветов, красиво украшен и подвязывался позади головы под косами, а пожилые, нося над ушами, опоясывались им под шеей. В дни траура все одинаково носили черный лачак.
Клхи шал (головная шаль) - зимой обязательным головныму6ором женщин в возрасте была шаль, которая оборачивалась вокруг головы и шеи. Имеющие возможность привозили ее из города, большинство же вязали из шерстяных ниток или шили из какой-либо шерстяной ткани.
Курба (гулпа) - женщины-амшенки, у которых штанины вартикh шились по колено, надевали длинноголенные гулпа; в тех же деревнях, где штанины женских вартикh доходили до ступней ног, необходимости в ношении длинноголенных гyлпа не было. Девушки и молодые женщины одевали большей частью белые и разноцветные украшенные длинные или короткие гулпа. В конце ХIХ в., попутно с изменением всей одежды, шерстяные короткие гулра сменились хлопчатыми, достигающими колен. Как шерстяные, так и хлопчатые гулпа изготавливали девушки и все пожилые женщины. Гулпа, доходящие до колен, на конце крепились завязками вартикh.
Обувь - вплоть до первых десятилетий ХХ в. основной обувью всех амшенцев, в том числе и женщин, были трехичарох. И лишь как воскресная и праздничная обувь с начала ХХ в. распространилась простейшая форма башмаков - йэмэни. Видимо, они были подобны современным женским домашним кожаным туфлям с подошвой из жесткой кожи, низкими пятками, открытой лицевой частью, сшитыми из тонкой кожи.
Армянская одежда городов Трапезундского вилайета ощутимо отличалась от описанной сельской одежды. И хотя в городах создавалась самобытная одежда, в тоже бремя приезжие из различных гаваров, особенно женщины, годами надежно сохраняли свою давнюю одежду: на народных праздниках, играх часто можно было увидеть ванцев, каринцев и женщин из других округов, которые привезли свой прежний костюм.