Обычаи и традиции народа Северного Кавказа и отображение их в региональных СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 06:45, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе рассматривается этнология народа Северного Кавказа, предмет и проблемы, так же рассматриваются обычаи и традиции народа Северного Кавказа.
Цель работы: изучить обычаи и традиции Народа Северного Кавказа.
Основные методы исследования: анализ теоретического материала, анализ практического материала.
В результате работы выявлено: Этнология - это наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды.
Очень важно помнить традиции своего народа. Они сохраняются в музыке, танцах, в языке. Только тогда ты сможешь понять и с уважением относиться к другим культурам. Чтить традиции, религию — превыше всего.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…………..3
1 Этнология Северного Кавказа…………………….…………………….5
1.1 Предмет и проблемы этнологии…………………………………………..5
1.2 Этнологические школы и направления……………………………….…..9
1.3 Этногенез Кавказского народа…………………………………………...12
2 Анализ газет и журналов……………………………………………………..18
2.1 Культура народов Северного Кавказа…………………………………...18
2.2 Традиции, обычаи и современность Северного Кавказа ………………22
2.3 Свадебные обряды и ритуалы в Северного Кавказа……………………29
2.4 Застольный этикет и традиционная пища народа Северного Кавказа…………………………………………………………………………....35
Заключение……………………………………………………………………….39
Список используемых источников и литературы…...………………………..40

Файлы: 1 файл

Курсовая по СМИ - копия.docx

— 109.90 Кб (Скачать файл)

   Конструктивизм. Согласно конструктивистскому подходу к пониманию:  этничность - это не что иное, как интеллектуальный конструкт писателей, ученых, политиков. Для конструктивизма этничность - вопрос сознания; членство в этнической группе зависит от представлений индивида о том, что такое эта группа11.

Поэтому для определения этничности решающее значение имеет не культура этноса, а те культурные характеристики, которое в данный момент подчеркивают различия и групповые границы.

Этнос в конструктивизме понимается как общность людей на основе культурной самоидентификации (самоопределения) по отношению к другим общностям, с которыми она находится в фундаментальных связях.   Отличительной особенностью этой концепции этноса и этничности по сравнению с другими концепциями является не добавление в определения этих понятий новых признаков, а введение в любой подобный перечень элемента «представления об этих признаках». Так, признаками этнической общности являются не общее происхождение, а представление об общей исторической судьбе общности, а также вера в то, что это - наша культура, а не сам по себе очерченный культурный облик, который без такой веры ни о чем не говорит.12

Современная этнология, основанная на философии постмодернизма, подчеркивает неопределенность, бесконечность трансформации и текучесть этничности, поскольку она есть результат внутреннего выбора, вариант согласия только части социально активного населения.

Следствием выше представленных концепций является распространение следующего определения этноса - это группа, члены которой имеют общее наименование (этноним), обладают комплексом сходных черт в культуре, мифом об общем происхождении и коллективной исторической памятью, связывают себя с определенной территорией и чувством солидарности. Причем наиболее важна субъективная сторона: коллективное сознание, мифология, воображение, а не связь с территорией и историческими процессами в качестве объективной данности. 13

 

    1. Этногенез Кавказского народа 

 

В соответствии с классификациями, принятыми в этнологической науке, Кавказ считается самостоятельной историко-этнографической областью, но при этом Северный Кавказ рассматривается как часть целого. В свою очередь, на Северном Кавказе обычно выделяют в качестве особых историко-этнографических подобластей Дагестан, а также Восточный, Центральный и Северо-Западный Кавказ.

Северный Кавказ относительно невелик по площади, однако он представляет собой пример замечательного многообразия народов, языков и культур. Особенно отличается этим Дагестан. Арабские средневековые географы называли Кавказ «горой языков»14.

На языковом разнообразии сказались контакты местного населения с пришлыми группами. Сложные исторические процессы формирования этносов и их культур нашли свое отражение в многочисленных легендах и сказках народов Северного Кавказа, нередко совпадающих в своей смысловой основе. В результате этих процессов ираноязычными стали осетины (более 600тыс. чел.), тюркоязычными — карачаевцы (173 тыс.), балкарцы (75тыс.), кумыки (286 тыс.). Антропологические данные и культура этих народов свидетельствуют о родстве их с теми группами горцев, что говорят на так называемых собственно кавказских языках15. Ученые до сих пор не могут дать бесспорного ответа на вопрос, почему в одних случаях сравнительно небольшие группы пришлого населения смогли «навязать» свой язык части коренных жителей, а в других случаях языковая ассимиляция не произошла.

Древнейшие языки местного населения — собственно кавказские, для которых характерны дробность и многообразие. В Дагестане язык жителей одной долины и даже аула (например, аула Кубачи) сильно отличается от языка соседей. В то же время есть и крупные языковые общности — аварцы (594 тыс. чел.), лезгины (295 тыс.), осетины и др. Одно из возможных объяснений этого факта — географическая изолированность.16

На Северном Кавказе обильно представлены различные этнические названия — как экзоэтнонимы (этнические имена, присвоенные носящим их народам другими народами), так и эндоэтнонимы (самоназвания). Например, названия, под какими известны остальному миру такие народы, как чеченцы (более 1 млн. чел.)1 или ингуши, — это экзоэтнонимы; а сами себя они называют иначе: соответственно, нахчо и галгаи (кроме того, у этих двух народов есть общепринятое общее название — вайнахи, от которого происходит такой термин, как «нахско-дагестанские языки»). Осетины называют кабардинцев касаги, балкарцев — асы, чеченцев — цеценага, ингушей — мадал.17

Сложная языковая ситуация на Северном Кавказе отражает не менее сложную этническую историю населяющих его народов. Находки эпохи палеолита свидетельствуют, что освоение человеком Северного Кавказа началось в глубокой древности и что прошло много времени, прежде чем здесь сложилась теперешняя картина расселения народов.

Выявлено несколько потоков переселенцев на Северный Кавказ в более поздние эпохи (первоначально с юга). В дальнейшем содержанием этнической истории этого района Земли стало взаимодействие новых пришельцев и ранее расселившихся здесь этносов. В позднем неолите (VII— IV тыс. до н, э.) совершился переход от присваивающего хозяйства (собирательства, охоты и рыболовства) к производящему (земледелию и скотоводству). Раньше он начался в близких к Кавказу областях Западной Азии. Увеличение численности населения и связанные с этим поиски новых земель для посевов способствовали миграциям в направлении Кавказа из Малой Азии. В эпоху неолита земледельческое население отсюда расселилось на Северо-Западный Кавказ, проникнув туда по побережью Черного моря. Стали формироваться связи аборигенов Северного Кавказа со степными племенами. Здесь закладывались основы адыгского этноса. Предки адыгов обитали в верховьях Терека и Кубани, в прилегающих к ним предгорьях и на равнине. Часть местных племен расселилась в труднодоступных горных районах. Они могли составить основу формирования осетин, карачаевцев и балкарцев. В пределах современной Чечни западный поток мигрантов на рубеже III—II тыс. до н. э. был остановлен встречным — из Западной Азии по побережью Каспия — движением племен куро-аракской культуры. Полагают, что в процессе ассимиляции пришельцев началось расхождение диалектов и формирование современных языков восточнокавказской группы — дагестанских и нахских.18 В эпоху поздней бронзы расцветает каякентско-хорочаевская культура, носителей которой считают прямыми предками как дагестанцев, так и чеченцев и ингушей.

В конце II тыс. до н. э. население Северного Кавказа попало под сильное влияние степных племен Юго-Восточной Европы, среди которых исследователи склонны видеть и древнейших индоевропейцев (то есть племена, говорившие на языках индоевропейской семьи). Их воздействие на местные племена было различным. В одних случаях произошло культурное и этническое смешение с преобладанием степных элементов, в других — горные районы стали укрытием для аборигенов.

Ранний железный век в Юго-Восточной Европе ознаменовался образованием скифского государства. Язык народа, давшего ему название, принадлежал к миру иранских языков19. Тогда-то, вероятно, и произошла иранизация культуры и языка некоторых северокавказских народов — например, осетин (самоназвание upon, на западе Северной Осетии —дигорон). В конце I тыс. до н. э. на всей территории былого господства скифов их сменили также иранские по языку племена сарматов. Но ряд племен Прикубанья сумел сохранить древнюю культуру и язык.

Среди коренных этносов Северного Кавказа есть народ, происхождение которого непосредственно с Кавказом не связано. Но его история тесно сопряжена с ним. Это — ногайцы (58 тыс, чел.), занимающие ныне часть степей Предкавказья. Предки современных ногайцев исстари кочевали, а затем перешли к оседлой жизни. Этническая история ногайского народа ведет начало от времени распада Золотой Орды в конце XIV в. Из ее состава выделился мангытский юрт (племя) во главе с Едигеем, происходившим из тюркизированно-го монгольского племени мангытов. Когда Мангытская Орда получила название ногай — неизвестно, В середине XVI в. из-за феодальных междоусобиц Орда распалась на больших и малых ногайцев. Современные ногайцы — потомки их обоих.

На протяжении веков в жизни народов Северного Кавказа происходили значительные изменения: менялись границы расселения отдельных народов, протекали процессы ассимиляции или консолидации. На сложные внутренние этнические процессы оказывала воздействие острейшая внешнеполитическая борьба, внешняя экспансия, столкнувшая на Кавказе интересы Турции, Ирана, России и других стран.20

В конце Великой Отечественной войны (1944) несколько народов Северного Кавказа (балкарцы, ингуши, карачаевцы, чеченцы) подверглись депортации в восточные районы СССР. Лишь в конце 1950-х гг. после того как депортация была официально признана незаконной, эти народы вернулись в места прежнего проживания. В годы депортации они сумели сохранить традиционный образ жизни.21

Картина расселения горских народов на протяжении их истории часто менялась из-за малоземелья. Нехватку земли горцы испытывали всегда. Особой остроты эта проблема достигла в конце XIX в.. Одним из способов ее решения стало переселение горцев в предгорья и на равнину. Наиболее активно этот процесс протекал во второй половине XX в. В него были вовлечены многие народы Дагестана. Советское государство поддерживало переселение, результатом которого стало создание новых крупных населенных пунктов, некоторые из них превратились в города, Важно отметить, что по этническому составу большинство новых селений стали многонациональными, что также изменило этническую картину расселения народов Дагестана.

В 1990 г. национальные республики Северного Кавказа приобрели статус субъектов Российской Федерации.22

В 1994 — 1995 гг. чрезвычайное обострение отношений между центральной властью России и руководством Чечни (Республики Ичкерии) переросло в вооруженный конфликт23. Борьба местных незаконных вооруженных формирований против властей и населения соседних республик (например, Дагестана) и областей, а также против федеральных вооруженных сил существенно осложняет межэтнические отношения на Северном Кавказе.

Таким образом, предмет этнологии постоянно расширяется, что не дает возможности дать четкое определение этой науки. Поэтому в отечественной и зарубежной этнологии нет какого-то общепринятого определения этнологии, а существует довольно большое количество определений, основанных на различных методологических подходах, которые подчеркивают, по мнению их авторов, наиболее существенные черты этнологической науки. Разные определения предмета исследования этнологии являются выражением частично различных постановок вопросов, а частично и различных теорий и конструкций. В совокупности все эти определения предмета, постановки проблем, объяснения и описания составляют этнологию как науку в целом, даже когда отдельные исследовательские направления или отдельные ученые занимаются тем или иным аспектом этой науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2    Анализ газет  и журналов

2.1 Культура народов Северного  Кавказа

 

 

Рассмотрим мир традиционной культуры Северного Кавказа, для которого характерна ритуализированность коммуникационного процесса. При этом в коммуникации большой удельный вес имели невербальные формы, что объясняется региональным разнообразием языков. Облик человека, манера держаться, двигаться, определять свое пространственное положение, жесты и мимика представляют особого рода текст, который с легкостью читается (опознается) в северокавказской традиционной культуре.

Сегодня очень мало людей до конца понимают важность и значение культурного наследия в жизни каждого отдельно взятого человека. В этой статье можно более подробно рассмотреть эту проблему.

 

Журнал «Краснодарский край», №5 сентябрь/октябрь.

Автор статьи: Али Аскеров. 
Тема: Культура и традиции Северного Кавказа из первых уст.

 

 «В последние несколько лет все чаще слышны возгласы о том, что «России нужна новая национальная идея» или же «надо возрождать культурные ценности и самосознание россиян». Под ширмой этих возгласов уверенно повышается потребление алкоголя, растет смертность, количество ДТП и произвол коррупции. Хочу сказать, что я полностью согласен с тем, что 98% всех наших сегодняшних проблем возникли от того, что мы забываем свою культуру.

И что мы видим? Вместо того, чтоб реально повышать общий культурный уровень россиян, все чаще в разных концах страны вспыхивают очаги межнациональной розни. Ведь, не зря же были придуманы лозунги «хватит кормить Кавказ», «отделим Северный Кавказ от России» и так далее. Реальность же совсем другая. Самый простой пример: многие из нас прибегают к услугам общественного транспорта. К слову нужно сказать, что проезд в городском транспорте не приносит никакого удовольствия, но если бы только так.

Вот и я, за неимением личного автомобиля, частенько «путешествую» в российских автобусах. И несколько раз я замечал очень интересную картину – входит в автобус пожилая женщина или старичок, все места заняты (в основном, молодежью) и никто не думает уступить место. Северный Кавказ в этом отношении может дать фору всем регионам России. Я не могу представить себе такую ситуацию, например, в Дагестане. Да там всем автобусом люди вскочат и уступят свое место. Если же кто не уступит, то ему довольно популярно объяснят, что есть «хорошо», а что «плохо».

Кому-то может показаться, что все это носит элементы архаичности. Но, друзья, ненормально, когда старик в 80 лет стоит на ногах, а девушка, лицо которой замалевано и зашпаклевано, уютно греет попу на мягком сидении. Гнать за шиворот нужно таких! Да, жестко, но действенно. А знаете, почему так происходит? Потому, что нам до фени (простите за сленг) на то, что происходит вокруг. Потом говорят, что вот, мол, «кавказцы такие наглые и некультурные» или «давайте запретим лезгинку». Я думаю, есть более важные вопросы и проблемы, которые нужно было решать уже вчера, чем просто говорить о том, что такие кавказцы нехорошие24.

На самом деле, на Кавказе, кроме обозначенной выше динамики сталкивания адатов и шариата, присутствует и другая проблема – традиции предаются забвению. Причем, это заметно во всем, в танцах, в отношениях мужчин и женщин, в быту, в отношениях детей к родителям. Причем, когда кто-то пытается заявить об этом во всеуслышание, его тут же начинают «клевать» со всех сторон.

Я считаю, что идет массовая идеологическая война не только с мусульманством, но и с православием. Навязываются ложные западные ценности, развращающие нашу молодежь. Происходит стирание культурных традиций, забываются слова честь, совесть, чувство собственного достоинства - основа любой религии, культуры, нации. Мы теряем то, что делало нас уникальными.

 

Газета «Вольная Кубань» 2013-11-19.

Автор статьи : Анастасия Воронович.

Тема: «Венок дружбы» объединяет народы.

 

«ФЕСТИВАЛЬ. Всемирный день толерантности в Краснодаре отметили фестивалем национальных культур «Венок дружбы народов Кубани». Он прошел в Доме культуры железнодорожников. В этом году фестиваль собрал представителей более чем тридцати национальностей. Среди участников — русские, поляки, украинцы, узбеки, ассирийцы, корейцы, адыги, грузины и многие другие.

Информация о работе Обычаи и традиции народа Северного Кавказа и отображение их в региональных СМИ