Обычаи и традиции народа Северного Кавказа и отображение их в региональных СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 06:45, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе рассматривается этнология народа Северного Кавказа, предмет и проблемы, так же рассматриваются обычаи и традиции народа Северного Кавказа.
Цель работы: изучить обычаи и традиции Народа Северного Кавказа.
Основные методы исследования: анализ теоретического материала, анализ практического материала.
В результате работы выявлено: Этнология - это наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды.
Очень важно помнить традиции своего народа. Они сохраняются в музыке, танцах, в языке. Только тогда ты сможешь понять и с уважением относиться к другим культурам. Чтить традиции, религию — превыше всего.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…………..3
1 Этнология Северного Кавказа…………………….…………………….5
1.1 Предмет и проблемы этнологии…………………………………………..5
1.2 Этнологические школы и направления……………………………….…..9
1.3 Этногенез Кавказского народа…………………………………………...12
2 Анализ газет и журналов……………………………………………………..18
2.1 Культура народов Северного Кавказа…………………………………...18
2.2 Традиции, обычаи и современность Северного Кавказа ………………22
2.3 Свадебные обряды и ритуалы в Северного Кавказа……………………29
2.4 Застольный этикет и традиционная пища народа Северного Кавказа…………………………………………………………………………....35
Заключение……………………………………………………………………….39
Список используемых источников и литературы…...………………………..40

Файлы: 1 файл

Курсовая по СМИ - копия.docx

— 109.90 Кб (Скачать файл)

Начальник управления по работе с политическими партиями, общественными объединениями и межнациональным отношениям департамента внутренней политики Петр Лыков подчеркнул, что вдвойне приятно видеть в зале такое большое количество молодежи. И надо отдать должное, именно зрители смогли создать незабываемую творческую атмосферу. Согласился с этим замечанием и представитель Республики Адыгея при главе администрации Краснодарского края Тимур Трахов.

А председатель Центра национальных культур Олег Гиоргизов обратился к зрителям:

— Многонациональная Россия и Краснодарский край зарождались сотни лет назад. На протяжении этого времени формировались традиции и обычаи единства и взаимопомощи разных народов. Во многом благодаря России всем народам, проживающим на этой территории, удалось сохранить свою культуру. Мы — граждане одного государства. Не случайно на эмблеме Центра национальных культур есть приписка: «Мы едины». В ваших руках — руках молодежи возможность передать эти традиции будущим поколениям.

Перед началом мероприятия в холле прошла выставка, на которой были представлены традиционные национальные костюмы, музыкальные инструменты и литература славянских народов, народов Адыгеи и Таджикистана.

А на сцене развернулось красочное представление, открыл которое ансамбль «Кубанушка». Молодые артисты, среди которых были как профессионалы, так и любители, волновались перед выступлением, хотя это был только фестиваль, а не конкурс. Однако каждому хотелось выступить идеально.

В зале собрались студенты разных вузов Кубани. Некоторые ребята пробирались за кулисы, чтобы поддержать своих друзей и однокурсников. Это сейчас они надели традиционные костюмы, и сразу бросилось в глаза, что каждый из них представляет свой мир, полный загадок и особенностей. А в повседневной жизни и те, кто сегодня был в фирменных футболках вуза, и те, кто блистал адыгейскими, грузинскими, русскими народными костюмами, добрые друзья»25.

На мой взгляд, очень важно помнить традиции своего народа. Они сохраняются в музыке, танцах, в языке. Только тогда ты сможешь понять и с уважением относиться к другим культурам. Чтить традиции, религию — превыше всего. Как может человек не знать традиции, историю, культуру своего народа, забыть свои корни? Это же неправильно.

 

 

2.2 Традиции, обычаи и современность Северного Кавказа

 

Журнал «Краснодарский край», №2 май/июнь

Автор Статьи: Наима Нефляшева.

Тема: Северный Кавказ сквозь столетия. Традиции ухаживания на   современном Северном Кавказе.

 

          «Традиция ухаживания в XXI веке, конечно же, изменилась. Сами по себе традиционные институты, обеспечивающие индустрию брака, исчезли, а на смену им пока не пришли стабильные аналоги.

         Во-первых, современные ухаживания на Северном Кавказе стали публичными. Молодые люди бывают вместе в кафе, кино, гуляют в парках, выезжают на природу в компании общих друзей.

          Однако считается, что слишком часто попадаться на глаза людям, тем более родственникам со стороны девушки и молодого человека, не стоит. В публичных местах, в общей компании молодежи - не зазорно появляться вместе, естественно, при соблюдении определенной дистанции и допустимого времени суток. Если молодых людей часто видят одних, в неурочный час, да еще на короткой дистанции - это предосудительно.

           Православный священник из Майкопа заметил, что "русские девушки в целом ведут себя раскрепощенней горянок. Никогда не видел между горцем и горянкой поцелуев в общественных местах. Но на юге, на Кавказе более строгие отношения, чем в России, центральной ее части».

           Во-вторых, демонстративным знаком серьезности намерений молодого человека  стало его  знакомство с братом девушки. В этом случае он может через брата или вместе с ним пригласить девушку в компанию своих или общих друзей.

           В-третьих, практически исчез институт«девичьей комнаты». Например, у восточных черкесов (кабардинцев) он утрачен уже давно. «Ни то, что сейчас, даже во времена моей бабушки этого уже не было. Очень жаль, что данная традиция утеряна. Считаю ее очень полезной. Проверяется терпение парня и серьезность намерений, хотя, конечно, это не гарантия семейного счастья.

            Хотя настоящие, серьёзные ухаживания и сегодня предполагают хотя бы одно официальное посещение родительского дома невесты. Разрешение (неофициально) на них даёт сама девушка.

В-четвертых, большое влияние на новые традиции ухаживания оказывают социальные сети. В сетях знакомятся, могут договориться о встрече и сами. Многие молодые люди считают, что девушке не следует принимать ухаживания в соц.сетях от молодого человека, которого она не знает или с кем у нее нет общих знакомых.

            Практически не изменились общественные ожидания от девушки, принимающей или отвергающей молодого человека. Как и в XVIII-XIX-начале XX веков, молодые люди считают, что девушке следует «принимать или отвергать ухаживания сдержанно, показав свою реакцию»26.

            Сейчас, молодые люди говорят также о том, что «современные девушки стали меркантильными, крайне рациональными и рассудительными. И красивые вечные ценности для них перестали играть роль перед возможностью поездить на BMW или перебраться из провинции в большой город. Многие хотят красивой жизни, хорошую квартиру, машину, путешествия по всему свету и ребеночка, чтобы покрасоваться фотографиями в соц.сетях. Никто не мечтает родить много детей и всю жизнь посвятить их воспитанию. В наши дни все неопределенно. Мы стоим перед выбором. Сейчас есть те, для которых пример служит Голливуд, западный образ жизни. Есть те, для которых категорически неприемлем этот путь. Те, кто хотят сохранить свои обычаи и традиции, очень красивые, кстати, и имеющую под собой очень серьезную основу. Есть те, кому правила поведения диктует религия. Сейчас непонятно, кто и что возьмет вверх. Но я надеюсь, что мы не растворимся в этом мире, не станем экспонатом в музее. 

 

 

 

Газета «Кубань сегодня» № 43.  5.11.2012.

Автор статьи: Захарченко С. В.

Тема: Традиции Северного Кавказа.

 

«Уже несколько лет мы сидим за одной партой. Я – русский до седьмого колена (наверное). Мой друг - выходец из Дагестана.

Он классный парень, у нас много общего. И все же  он другой. Другой национальности. Другой религии. Других убеждений. И дело не в том, что он не ест свинину  и считает грехом присутствие собаки в доме. Он иначе смотрит на девочек, иначе воспринимает незнакомых людей, по – другому относится к данному слову ( научил  и меня всегда выполнять обещанное), у него образцовые, можно сказать, отношения с родителями. Он изумил  меня (и восхитил одновременно!) сообщением о том, что свадьба его сестры была абсолютно безалкогольной.

И я задумался. Почему мы разные? Мне захотелось больше знать, чтобы лучше  понимать своего друга. Тем более, что сегодня  проблема культуры межнационального общения для жителей Северного Кавказа – одного из самых   многоконфессиональных и густонаселенных ( 50 чел. на кв.м) регионов России – весьма актуальна.  Здесь проживают представители более 100 народов, принадлежащих к различным языковым группам и исповедующих все крупнейшие мировые религии: христианство, ислам, иудаизм и буддизм»27.

Я считаю, для того, чтобы понять одного человека, надо знать  историю, традиции народа, порой трагическую, противоречивость его культурных ценностей, создаваемых веками, нужны достоверные, объективные знания.

«В связи со сложившейся в стране обстановкой следует особо сказать и о традициях трезвости горцев. Объясняют это обычно влиянием религии и недоступностью алкоголя. Как известно, в аулах для повседневного потребления и к торжественным событиям в каждом доме готовили слабоалкогольный  хлебный напиток  (вид пива). При желании могли бы научиться делать и более крепкие напитки. Совершенно игнорировать значение религии неправильно, но главным фактором сохранения трезвого образа жизни следует считать мощное общественное мнение, культивируемое в среде простого народа. Дело в том, что мужчина (даже на свадьбе) рисковал потерять авторитет и стать притчей во языцех на многие годы. Теперь же общественное мнение скорее оправдывает, а иногда даже поощряет пьянство»28.

Оценивая в целом нравственные нормы горцев, мы видим, что они не только соответствуют требованиям общечеловеческой морали, но и вписываются хорошо в систему ценностей нашего общества. Любое нарушение обычая становилось предметом заинтересованного обсуждения. С человеком, совершившим бесчестный поступок, переставали здороваться, разговаривать. В воспитании детей тоже наиболее универсальным средством была нравственная оценка каждого действия и поступка. Таким образом, создавалось представление о нравственном поведении человека, основанном на уважении достоинства другого человека. Формируя с малых лет в детях чувство собственного достоинства, стыда и совести, добивались того, что молодые люди могли весьма прилично вести себя в любой ситуации.

«Взаимодействие между людьми держится на добрых традициях человечности. В основе правил общения горцев лежит принцип уважения старшего. Оно проявляется не только в общепринятом приветствии  старшего и обычае уступать ему дорогу и место. В трудовом коллективе младшие освобождают старших от бытовых, хозяйственных забот, выделяют им более легкую, спокойную работу, с готовностью выполняют их поручения. Детей учат уважать взрослых и слушать их.

Будет уместно рассмотреть и некоторые традиции, обычаи, связанные с воспитанием детей в семьях. Горец скитался на чужбине, терпел невзгоды и лишения, чтобы семья не испытывала нужды и жена с детьми были прилично одеты и обуты.

К браку детей готовили с малых лет психологически и практически. Сейчас в печати распространяется девиз: «Женщине — женское, мужчине — мужское». Так вот у горцев воспитание всегда было сугубо половым, т.е. дифференцированным по отношению к мальчикам и девочкам. Мать обучала дочку домоводству и кустарному промыслу. А отец уже с 8-10 лет брал с собой сына пасти скот или в отходничество. Начиная с колыбельных песен детям внушали мысль о браке как о самом значительном событии в жизни человека, воплощающем мечту о личном счастье»29.

Почитание родителей — одна из главных моральных заповедей горцев. Молодые не смеют в присутствии старших выяснять отношения между собой, проявлять свой характер. Почитание родителей — самая справедливая и гуманная традиция, ибо ничто человеку не может заменить того удовлетворения, которое он испытывает, доживая свои дни в обстановке любви и уважения благодарных детей.

«У горцев главным направлением в подготовке молодого поколения к жизни  основным средством воспитания  был труд. Даже игрушки были уменьшенными копиями всевозможных орудий труда, используемых в быту и хозяйстве. Дети с малых лет вместе со взрослыми участвовали в производственном процессе. С годами постепенно привлекались к выполнению все более сложных и трудоемких производственных операций и таким образом, к совершеннолетию полностью овладевали всеми тонкостями нелегкого сельскохозяйственного или ремесленного труда.

Глубоко корнями в историю уходят свободолюбивые и патриотические традиции горцев. История Дагестана — это история борьбы за независимость. Любовь к родной земле и готовность защищать ее были всегда присущи горцам. Горец превыше всего ставил свободу и наготове держал коня и оружие, чтобы выступить в любую минуту по зову родины. Трусость каралась всеобщим презрением»30.

Хочется сказать, что в традициях народов Кавказа  много непреходящего, актуального для сегодняшнего дня, идущего в русле формирования общечеловеческих ценностей.

Постоянный акцент на конфликтности, напряженности, дезинтеграции  не охватывает всю полноту многокрасочной жизни на Северном Кавказе и не способствует формированию  созидательной, объединяющей составляющей духовно-нравственных качеств личности, общества. Конфликты, происходящие на Кавказе, нельзя пресечь с позиции силы. Да это и вообще неверный путь- путь разжигания новых войн. Установление мира возможно  через диалог культур, через посредничество языков, литературы, искусства.  Уверена, что  русскому человеку, полезно знать языки, культуру народов Кавказа, рука об руку шедших с ним на протяжении многовековой истории.

 

Журнал «Краснодарский край», №4  август/сентябрь.

Автор статьи: Али Аскеров . 
Тема: Гостеприимство — святой долг кавказца.

 

«Гостеприимство на Северном Кавказе считается,  чуть ли не самым главным обычаем. Древнему обычаю гостеприимства кавказцы следуют и сегодня. Существует много поговорок, притч и легенд, посвященных этому замечательному обычаю.

Гостеприимство особенно ярко проявляется в сельской местности. Когда кавказская семья садится за стол для приема пищи, всегда накрывают на 1 персону больше, чем людей в семье. Считается, что гость, который может прийти во время еды, сразу должен садиться за стол. Кроме того, в каждом доме (особенно в селах) имеется «комната гостя», которая всегда готова к приему.

Говорят, что в старину на Северном Кавказе, если враг просился в гости, то на то время, пока он гостит, все обиды принимающая сторона забывала. А по традиции, первые 3 дня гостю не принято было задавать вопросы: кто он, откуда и так далее. Гость живет в доме на правах почетного члена семьи. Защита жизни и здоровья гостя, а также его имущества возлагалось на хозяина дома. Не принято было спрашивать у гостя, какой он национальности»31. Я считаю, что это очень полезное правило. Согласно этикету, гость не должен платить за прием, но он может сделать подарок детям хозяев.

Кавказское гостеприимство всегда было примером для подражания. Вот только по-моему сейчас понемногу это отходит в прошлое. Я знаю, что обычай гостеприимства присущ и русскому народу, но в последние годы, к сожалению, самые лучшие обычаи и традиции в России придаются забвению.

 

 

    1.  Свадебные обряды и ритуалы Северного Кавказа

 

Журнал «Краснодарский край», №8  декабрь/январь.

Автор статьи: Али Аскеров. 
Тема: Обычаи и обряды кавказских свадеб.

 

«У каждого человека есть такие моменты в жизни, которые запоминаются надолго и могут полностью изменить судьбу. Несомненно, свадьба является одним из самых ярких событий в жизни людей. И сегодня я открываю новую рубрику на тему «Кавказская свадьба: обычаи и обряды». Вы спросите, почему целую рубрику? Хотел сначала написать на тему кавказских свадеб одну статью, но потом понял, что эта тема настолько обширна, что в одной статье я не смогу рассказать и сотой доли накопившейся информации по этой этому вопросу.

Если говорить об обычаях и обрядах кавказских свадеб, то нужно внести ясность в то, что у каждого народа свои свадебные обычаи. Вы сами знаете, что только в Дагестане 36 коренных народностей. И, признаюсь, я не знаком со свадебными обрядами всех народов, поэтому буду изучать и рассказывать вам постепенно. Сегодня рассмотрим несколько обрядов, которые присущи свадьбам всех кавказских народов.

Информация о работе Обычаи и традиции народа Северного Кавказа и отображение их в региональных СМИ