Обычаи и традиции народа Северного Кавказа и отображение их в региональных СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 06:45, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе рассматривается этнология народа Северного Кавказа, предмет и проблемы, так же рассматриваются обычаи и традиции народа Северного Кавказа.
Цель работы: изучить обычаи и традиции Народа Северного Кавказа.
Основные методы исследования: анализ теоретического материала, анализ практического материала.
В результате работы выявлено: Этнология - это наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды.
Очень важно помнить традиции своего народа. Они сохраняются в музыке, танцах, в языке. Только тогда ты сможешь понять и с уважением относиться к другим культурам. Чтить традиции, религию — превыше всего.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…………..3
1 Этнология Северного Кавказа…………………….…………………….5
1.1 Предмет и проблемы этнологии…………………………………………..5
1.2 Этнологические школы и направления……………………………….…..9
1.3 Этногенез Кавказского народа…………………………………………...12
2 Анализ газет и журналов……………………………………………………..18
2.1 Культура народов Северного Кавказа…………………………………...18
2.2 Традиции, обычаи и современность Северного Кавказа ………………22
2.3 Свадебные обряды и ритуалы в Северного Кавказа……………………29
2.4 Застольный этикет и традиционная пища народа Северного Кавказа…………………………………………………………………………....35
Заключение……………………………………………………………………….39
Список используемых источников и литературы…...………………………..40

Файлы: 1 файл

Курсовая по СМИ - копия.docx

— 109.90 Кб (Скачать файл)

В последние годы свадебные обычаи и обряды на Кавказе стали упрощаться, а некоторые вообще начинают исчезать. Причин для этого несколько:

1. Многие сельские жители переезжают в города, а там свои условия жизни и быта.

2. Многие свадебные традиции очень обременительны с финансовой точки зрения, поэтому от таких традиций отказываются. Самый простой пример: у многих народов Кавказа (азербайджанцы, аварцы, даргинцы, лезгины, табасаранцы и так далее) играют две свадьбы: сначала невеста, потом жених. И каждая свадьба на 300-700 человек, а это очень затратное дело. Поэтому, кстати, я категорически против этого обычая.

3. Также, в последние годы на Кавказе очень распространено такое явление, как межнациональная свадьба. Как я уже говорил, у каждого народа свои свадебные традиции. Стороны жениха и невесты, дабы не обидеть своих новых родственников, принимают решение следовать «общим» обычаям, при этом многие свои упускаются.

4. Ну и последнее, традиции кавказских свадеб постепенно уходят в прошлое в силу того, что место традиционной культуры занимает массовая культура. Западный образ жизни семимильными шагами завоевывает себе на Кавказе «место под солнцем». Сюда же можно отнести и появление интернета»32. 

Но надо понимать, что «уходят в прошлое» — не значит, что их нет. Вполне возможно, что они не исчезнуть, а просто трансформируются под реалии сегодняшнего дня. Этот путь кажется мне более логичным и вероятным.

«Итак, первый обычай, который мы сегодня рассмотрим – это то, с чего начинается каждая кавказская свадьба – появление жениха и невесты. Этот момент – одни из самых красочных и волнующих, все встречают жениха и невесту стоя и аплодируют им. Традиция заключается в том, что на всех азербайджанский свадьбах и свадьбах народов южного Дагестана, откуда я родом, жених и невеста входят в зал под звуки музыки «Вагзалы».

Все уже знают, если заиграл «Вагзалы», то вот-вот должны войти жених и невеста. Этот обычай насчитывает уже несколько веков. Хочу сказать, что это очень красивая мелодия и, к тому же, является одним из двух главных национальных танцев азербайджанцев, первый танец — «Яллы».

Еще один обычай кавказских свадеб – танец жениха и невесты. Тут нужно подчеркнуть, что танцуют обязательно под национальную музыку. Раньше жених и невеста на свадьбе вообще один раз танцевали – именно этот танец. Сейчас же почти всю свадьбу они могут танцевать. Но обычай танца жениха и невесты сохраняется. Во время исполнения этого танца близкие родственники жениха и невесты подходят и дают в руки деньги невесте. Это тоже еще один обычай. А жениху принято деньги класть в карман, и делают это друзья жениха. Это символизирует достаток вновь образовавшейся семье.

На этом заканчиваю, но знаю, что сейчас у многих возникнут вопрос по обычаям и традициям кавказских свадеб. Самый распространенный вопрос, который мне задают: «Почему на Кавказе принято играть две свадьбы?». Раньше свадьбы играли совсем по-другому. Невеста видела своего жениха (уже мужа) только после свадьбы. Свадьбу играла сторона невесты, где присутствовали только женщины, а на свадьбе жениха были только мужчины. Лицо невесты всегда закрывалось и все могли ее увидеть только на следующий день (после брачной ночи), это мероприятие называют «уз ачан», что в переводе значит «открытие лица»33.

Таким образом, Кавказская свадьба — это особенный праздник. И музыка, и танцы очень красивые. национальные традиции уходят в прошлое, и зачастую независимо от национальности просят просто обычную классическую свадьбу с традициями, понятными каждому. Обычаи и традиции Кавказских свадеб — очень интересная и обширная тема. Я думаю, что узнавая и уважая  традиции других народов, будем больше беречь и свои.

 

Газета «Кубанские Новости» №12  25/12/2012.

Автор статьи: Алексей Гусев.

Тема: Адыгская свадьба: старинные обычаи и обряды.

 

  

«Много столетий назад жизнь людей была насыщена множеством обрядов. Одним из самых красочных ритуалов, конечно же, была и остается свадьба. У адыгов она проходила в несколько этапов.

В начале, как это и принято во всем мире, было сватовство. Данную миссию выполняли старшие из рода жениха – дядя по материнской линии и трое-четверо мужчин по отцовской. С семьей предполагаемой невесты сваты договаривались о трех визитах. Если после трех визитов гостям ни разу не накрывали на стол и не обещали дать ответ, то это расценивалось как отказ. Если же семьи договаривались, то начиналась подготовка к свадьбе. Все эти ритуалы, включая и сам процесс свадьбы, были оговорены в неписаном этикете адыгов «хабзэ».

Бывало, что влюбленным не разрешали жениться. Тогда жених мог выкрасть свою невесту, но исключительно по договоренности с ней. Если после того, как ее привозили в дом жениха, она уходила – это сильно портило репутацию молодого человека, а учитывая, что для адыга его имя было превыше всего, то это было подобно смерти»34.

Сегодня частенько крадут невест - в большинстве случаев это очень молодые ребята и девушки, и многие из них создают хорошие и крепкие семьи.

«На первом этапе свадьбы около пятидесяти всадников во главе с женихом приезжали забирать невесту из дома. При этом им мешали проезжать, создавали различные препятствия. Около трех дней гости жили в доме невесты, где их также пытались вывести из равновесия различными провокациями, тем самым проверяя терпение жениха и его сопровождающих. Уезжая с будущей женой, жених дарил теще лошадь, и молодые отправлялись к родственникам будущего мужа. Причем, когда он увозил невесту, жители аула не давали их кортежу спокойно проехать, могли нападать на всадников с кольями. Бывало, что убивали лошадей или даже людей. С невестой все время находился ее родственник – молодой парень, который оберегал ее и следил, чтобы все с ней обращались хорошо. Подъезжая к дому жениха, кортежу вновь не давали свободно въехать»35.

Такие жестокие ритуалы объяснялись тем, что в обоих родах при создании нового союза возникало нежелание, в одном случае, отдавать свою дочь чужим, а в другом, принимать чужую женщину.

Впрочем, и в наше время свадьба для всех ее участников это стресс. И нередко в порыве эмоций происходят различные происшествия. Но все же свадьба - это всегда радостное событие, и стройный ряд красивых машин, медленно и достойно движущихся по городу одно из самых завораживающих зрелищ. Молодые люди и девушки сегодня гордятся своими обычаями, и многие свадьбы проходят в традиционном стиле.

Традиционные свадебные обряды - это очень красиво. Особенно, когда невесту приводят в новый дом, в котором она не была, и выводят потом во двор к гостям. Еще мне очень нравится, когда невесты одевают национальные платья - "сай". Тем более, что сейчас их так красиво шьют. Часты и межнациональные браки, когда соединяются целые культуры и появляется новое прочтение свадебных обрядов, когда каждая сторона привносит свой колорит в общий праздник.

«Когда невеста оказывалась во дворе жениха, перед ней расстилали дорожку из шелковой ткани, и она заходила в дом. Для молодоженов отводили специально подготовленное помещение, в котором невеста могла находиться от одного месяца до года, или даже больше. Во время ее пребывания там, она не занималась хозяйственными делами, а принимала гостей и подарки. Чем большее уважение оказывалось девушке, тем дольше она находилась в этой комнате.

Жених скрывался у своего друга до тех пор, пока все вопросы по поводу уплаты калыма и бракосочетания не были урегулированы. Современные свадьбы сохранили элементы древних обычаев, так невест и сегодня заводят в дом по дорожке, уплачивают за нее калым и выделяют специальную комнату, но все это делается в более короткие сроки.

Самым насыщенным днем был «нысэщэджэгу» - празднование свадьбы с танцами, играми, обрядами ухода бабушки из дома, ввода невесты в большой дом и на кухню. В честь бракосочетания могли устраиваться скачки. Свадьбу начинали и завершали хороводным танцем. Все празднества длились до трех дней, княжеские свадьбы могли длиться до девяти дней. Как и раньше, на современных свадьбах распоряжается специальный ведущий «джегуако» - «играющий». В своих руках он держит символ власти – фундуковую палочку, и направляет весь ход мероприятия по традиционному плану»36.

Таким образом, свадьба – это сложный комплекс обрядов, и большое испытание для молодых. Но в первую очередь это красивый ритуал, через который люди говорят всему миру о своей любви.

Несмотря на наличие общих черт, свадебные обряды народов данного региона, сохраняют различия, обеспечивающие этнокультурную специфику того или иного народа. И я думаю, это правильно.

 

 

    1.  Застольный этикет и традиционная пища народа Северного Кавказа

 

Газета «Вольная Кубань» 21.03.12. №5. С.4.

Автор статьи: Марина Кобцева.          

Тема: Застольный этикет ногайцев.

 

«У ногайцев существовали и определенные этикетные позы сидения за столом. Мужчинам полагалось сидеть по-турецки, женщинам - подмять под себя одну ногу, а вторую, согнув в колене, поставить перед собой.

Участники семейной трапезы обязаны были соблюдать определенные нормы поведения. Первым к пище прикасался глава семьи. Брать пищу следовало обязательно правой рукой. Есть за столом, следовало неторопливо и аккуратно, не причиняя неудобств окружающим. Брать из общей посуды полагалось те куски, что расположены ближе всего. Во время трапезы считалось неприличным выбирать себе лучший кусок, если он находился в непосредственной близости от одного из сотрапезников, откусывать от целой лепешки, макать надкушенный хлеб в общую чашу со сладостями или подливами. Неприличным было наблюдать за соседом во время еды, откусить и положить обратно в общее блюдо непонравившийся кусок хлеба, мяса. От членов семьи, не говоря уже о госте, требовалось, чтобы в случае необходимости посторонний предмет, случайно попавший в блюдо, был удален незаметно для остальных сотрапезников. Эти правила на Северном Кавказе и в Дагестане были распространены повсеместно .

Определенные правила существовали и при распределении мясной пищи. Самыми престижными частями бараньей туши считались: голова (правая сторона ее), лопатки или тазовые кости - их выделяли для главы семьи и старших участников застолья, часть грудинки и мякоть от ножки - для главной хозяйки. Существовали и определенные куски мяса, которые предназначались отдельно мужчинам и отдельно женщинам. Так, например, бедренные части - «орта сан», часть ножек - «ер басар», «бут», ребра - «кабырга» полагались сыновьям, а грудинка - «тоьс», сердце - «юрек», почки - «буйрек» - дочерям. Остальные, куски (шейная часть, самые нижние части ножек) считались менее престижными и предназначались для снох и младших участников трапезы. В результате этнокультурного взаимодействия с ногайцами эти правила распределения мяса были переняты адыгами.

Не принято было оставлять еду в чашке, но и вычищать ее дно кусочками хлеба считалось неприличным, не принято было доедать за кем-либо еду, наступать на пищу, пренебрегать ею, выражать свое недовольство по поводу качества того или иного блюда. Во время трапезы не позволительным считалось вести посторонние разговоры. По окончании трапезы ногайцы за еду благодарили Аллаха, а не хозяина, как это принято сейчас. Первым из-за стола вставал глава семейства, затем все остальные»37.

Таким образом, этикетное поведение участников семейных мероприятий кавказского народа заключалось в произнесении тостов, здравиц, благопожеланий, связанных с различными семейными событиями, которые у разных групп имели свои специфические особенности. Это очень хорошие традиции, они показывают образованность  и воспитанность человека.

 

 

Журнал «Краснодарский край», №6  ноябрь/декабрь

Автор статьи: Али Аскеров.  
Тема: Долма — изысканная «королева» кавказской кухни. Хинкал – разновидности и необходимые продукты.

 

«Сегодня я подготовил для вас рецепт изумительного блюда кавказской кухни. Многие кулинары на протяжении веков считали и продолжают считать это блюдом венцом кавказского кулинарного искусства. Не буду вас и дальше интриговать. Итак, наш объект приготовления в данной статье – долма.

Мой знакомый частенько шутит: «Если кавказский плов – это «шах» всех блюд, то долма – первая и самая красивая жена шаха!». Кстати, слава этого блюда привел к тому, что до сих пор не утихают споры о том, кто же первым его придумал. Кстати, нужно отметить, что долма получила широкое распространение в Закавказье и на юге Северного Кавказа. Если быть точнее, то только на юге Дагестана, в Азербайджане и Армении. Хотя, похожие блюда готовят в Греции, Иране и Турции. Да зачем нам так далеко идти, если даже в русских семьях частенько хозяйки готовят голубцы. А это и есть своеобразная разновидность долмы. 

Не знаю почему, но кавказские народы на каждом шагу пытаются доказать свое превосходство друг над другом. Речь уже не идет о том, кто первым придумал лезгинку. Сейчас идут ожесточенные споры по поводу того, какой именно народ придумал то или иное блюдо. Я не хочу присоединяться ко всем этим спорам и дебатам, потому выскажу мнения всех сторон. Итак, первое и самое большое различие во мнениях сложилось вокруг названия блюда. Давайте рассмотрим два самых распространенных мнения:

  • Азербайджанцы утверждают, что «долма» имеет тюркское происхождение и произошло от слова «ДОЛдурМАк», что в переводе значит «заполнять, наполнять чем-то». А как вы знаете, долма – это фарш, завернутый в виноградные листья.

  • Армяне же доказывают, что происхождение блюда «толма» (именно так называется долма в Армении) связано со словом «толи», что в переводе с армянского значит «виноградные листья».

Дагестанский хинкал – это самое народное блюдо на Северном Кавказе. Ведь, не зря та официантка из анекдота уточняла, какой именно хинкал принести. Меня всегда поражала простота его приготовления. Но, поверьте моим словам, за очевидной простотой скрывается особый ритуал, нарушение которого тут же испортит ваше блюдо.

Информация о работе Обычаи и традиции народа Северного Кавказа и отображение их в региональных СМИ