Опыт и актуальные проблемы организации досуга и творчества детей города Кемерово

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2015 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить Опыт и актуальные проблемы организации досуга и творчества детей города Кемерово.
Исходя из цели поставлены следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Определить сущность и основные черты досуга.
2. Рассмотреть функции и культуру досуга.
3. Изучить приоритетные направления развития досуга в РФ.
4. Рассмотреть организацию досуга в Кузбассе.
5. Выделить проблемы организации досуга детей в Кузбассе и предложить мероприятия по их решению.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................3
1. Теоретические аспекты развития досуга и творчества в РФ.......................5
1.1 Понятие и основные черты досуга............................................................5
1.2 Функции и культура досуга.......................................................................7
1.3 Основные приоритеты развития досуга и творчества детей и молодежи в РФ.....................................................................................................................11
2. Особенности и проблемы организации досуга и творчества детей в Кемеровской области.....................................................................................19
2.1 Изучение организации досуга детей в Кемеровской области...............19
2.2 Проблемы развития досуга и творчества детей в Кузбассе..................26
Заключение.....................................................................................................31
Список литературы.........................................................................................34

Файлы: 1 файл

KemGUKI_Dosug_i_tvorchestvo_Darya.docx

— 70.99 Кб (Скачать файл)

ценностных ориентаций, способствующее самореализации личности.

Сущностью досуга ребенка является целенаправленное творческое поведение детей в свободной для выбора рода занятий и степени активности художественно-организационной пространственно-временной среде, обусловленной внутренними потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения и внешними факторами, порождающими деятельность.

При этом структура культуры досуга подростков будет включать в себя компоненты и критерии, характеризующий его наиболее четко; для содержательного компонента – ценности и регулятивы досуговой деятельности; для целевого – информация о видах досуга и направленность на самореализацию; для операционного – умение организовывать социально-культурную деятельность ориентированную на развитие культурных потребностей.

В качестве функций культуры досуга подростков выступают рекреативная, побудительная, содержательная, продуктивная и аксиологическая. Выявленные функции направлены на формирование системы мотивов подростков, способствующих их самоутверждению, самореализации и самовыражению в досуговой деятельности; формирование собственного социального опыта подростка, необходимого ему для эффек-

тивного выполнения досуговой деятельности; получение результата досуговой деятельности – социально или личностно значимого продукта; формирование ценностного отношения подростка к досуговой деятельности [7, c. 140].

 

1.3 Основные приоритеты развития  досуга и творчества детей  и молодежи в РФ

 

Дополнительное образование, включая различные виды культурно-досуговой и спортивно-оздоровительной деятельности, является важнейшим фактором творческого развития, воспитания и сохранения здоровья детей и молодежи – не менее значимым, чем основное образование. Такая установка является приоритетом национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. № Пр-271.

Общедоступность и высокое качество дополнительного образования являются важнейшими условиями осуществления модернизации Российской Федерации, формирования позитивного будущего нашей страны.

В настоящее время существует острая необходимость принятия целевых государственных мер, обеспечивающих выполнение этих условий, поскольку:

- коммерциализация дополнительного  образования привела к тому, что  эти услуги оказались недоступны  для миллионов детей из малообеспеченных  семей и семей среднего достатка; такая ситуация опасна социально, нравственно, а также негативно  сказывается на здоровье подрастающего  поколения;

- общая установка на самостоятельное  получение дохода общеобразовательными  организациями, имеющими государственную  аккредитацию, неизбежно влечет  снижение качества гарантированного  государством общедоступного бесплатного  дополнительного образования в  угоду выгодным школе платным  услугам; также оценка успешности  организации спортивно-оздоровительной  деятельности школы по «спортивным рекордам» учащихся объективно ориентирует администрацию и педагогов на работу с отдельными наиболее успешными в спорте учениками в ущерб столь необходимой массовой оздоровительной деятельности;

- отнесение федеральным законодательством  организации предоставления дополнительного  образования детям к вопросам  местного значения, находящимся  в ведении органов местного  самоуправления муниципальных районов  и городских округов, привело  к существенной деградации этой  сферы, к утрате образовательными  организациями дополнительного  образования (центры (дворцы) детского  творчества, физической культуры  и школьного спорта, станции юных  техников, юных туристов, юных натуралистов, детские школы искусств, детско-юношеские  спортивные школы и т.п.) значительной  части их кадровой и материально-технической  ресурсной базы. Участники «круглого  стола» обратили внимание, что  особенно тяжелая ситуация в  этом плане сложилась в сельских  муниципальных районах и в  малых городах;

- практически полностью исчезла  кружковая, клубная, досуговая и  спортивная работа с детьми  и молодежью непосредственно  по месту жительства, помещения  традиционных «красных уголков», клубов, кружков и секций приватизированы, проданы, используются в коммерческих  целях; предоставленные сами себе  подростки зачастую находят асоциальные  способы организации своего свободного  внеурочного времени, что также  способствует правонарушениям несовершеннолетних, распространению среди них алкоголизма  и наркомании;

- окончание работы учреждений дополнительного образования детей (внешкольных учреждений), установленное в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами не позднее 20 ч. 00 мин. не отвечает реальным потребностям детей, особенно  возрастной группы от 14 до 18 лет; время окончания работы учреждений также не позволяет им в полной мере реализовывать свои учебные программы.

В целях решения указанных проблем, эффективной организации досуга и творчества детей и молодежи в настоящее время  Общественная палатой Российской Федерации рекомендуется:

1. Президенту Российской Федерации  рассмотреть вопрос о поручении  Контрольно-ревизионному управлению  Президента Российской Федерации  проверить исполнение Министерством  регионального развития Российской  Федерации поручений Президента  Российской Федерации по итогам  заседания Совета при Президенте  Российской Федерации по развитию  местного самоуправления 5 октября 2010 г. в части разработки обязательного  для субъектов Российской Федерации  «Национального стандарта благоустройства» (срок исполнения данного поручения  – апрель 2011 года.).

2. Федеральному Собранию Российской  Федерации в порядке законодательной инициативы рассмотреть вопросы:

2.1. О внесении изменений в  Федеральный закон № 131-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации» в части передачи  финансовой ответственности за  организацию предоставления дополнительного  образования с муниципального  района и городского округа  на субъект Российской Федерации (возможно, через выделение субъектом  Российской Федерации субвенции  местным бюджетам для поддержки  функционирования и развития  учреждений дополнительного образования).

2.2. О внесении изменений и  дополнений в представленный  на обсуждение общественности 01.12.2010 г. проект закона Российской Федерации  «Об образовании»:

- дополнить подпункт 7 пункта 1 статьи 13, в котором установить, что к  полномочиям органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации в сфере образования относится и «финансовое обеспечение государственных гарантий гражданам на получение дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования»;

- дополнить пункт 5 статьи 25 «Создание, реорганизация и ликвидация образовательных  организаций», в котором установить, что «Допускается создание государственно-муниципальных  образовательных учреждений, использующих  в своей деятельности как государственную, так и муниципальную собственность».

2.3. О внесении изменений в  Федеральный закон № 83-ФЗ «О  внесении изменений в отдельные  акты Российской Федерации в  связи с совершенствованием правового  положения государственных (муниципальных  учреждений)» в части финансирования  образовательных учреждений из  одного источника, а именно: «допускается  финансирование образовательных  учреждений за счет средств  государственного и муниципального  бюджетов».

3. Правительству Российской Федерации  рассмотреть следующие вопросы:

3.1. О разработке целевой программы  в сфере дополнительного образования  детей и молодежной политики, предусматривающей:

- меры по повышению заработной  платы работников системы дополнительного  образования в сфере образования, культуры, спорта и молодежной  политики;

- повсеместное обеспечение общеобразовательных  организаций (школ) материально-техническим  ресурсом дополнительного образования (лыжи, коньки, хоккейные площадки, футбольные  поля и т.п.);

- строительство полноценных детско-юношеских  спортивных школ, домов молодежи, спортивных комплексов в каждом  муниципальном образовании и  создание материально-технической  базы для организации содержательного  досуга и развития творчества  детей и молодежи на местах;

- включение в Национальный проект  «Образование» в качестве значимой  компоненты федеральной поддержки  модернизации и оснащения учреждений  дополнительного образования.

3.2. О поручении Министерству  образования и науки Российской  Федерации:

- в целях создания конкурентной  среды, преодоления ведомственного  монополизма в сфере предоставления  дополнительного образования и  привлечения в эту сферу общественных  социально-значимых некоммерческих  инициатив разработать нормативную  базу системы именных сертификатов (целевых потребительских субсидий  физическому лицу) дополнительного  образования для детей от 5 до 17 лет на получение гарантированных  бесплатных услуг дополнительного  образования. Именной сертификат  является наиболее эффективным  и некоррупционным способом бюджетного  финансирования поставщиков услуг, когда выбор поставщика услуги - получателя бюджетного финансирования - осуществляется конечным получателем  услуги (самим ребенком или его  родителями);

- исключить из числа критериев  успешности деятельности общеобразовательной  организации показатель спортивных  побед учащихся; включить в число  критериев успешности деятельности  общеобразовательной организации  показатель степени охвата учащихся  спортивно-оздоровительной деятельностью;

- провести Всероссийский фестиваль  детских досуговых учреждений;

- создать портал для обмена  опытом учреждений системы дополнительного  образования;

- проработать вопрос о создании  всероссийской системы профориентации (по типу информационно-аналитического  центра Департамента образования  г. Москвы);

- в целях развития индивидуализации  образования и в соответствии  с требованиями национальной  образовательной инициативы «Наша  новая школа»:

- разработать систему учета  достижений в дополнительном  образовании в документах по  итоговой аттестации выпускников  школ;

- включать достижения ученика  в системе дополнительного образования  в «персональное портфолио» ученика  и учитывать их при осуществлении  рубежной и итоговой аттестации  в соответствующих предметных  областях;

- привлекать в сферу дополнительного  образования специалистов-профессионалов (инженерных, естественнонаучных, творческих, спортивных и др.); модифицировать  систему переподготовки (повышения  квалификации) таких специалистов  в более сжатые сроки.

3.3. О поручении Министерству  регионального развития Российской  Федерации:

- при принятии решений исходить  из того, что важнейшим показателем  благоустройства территории должно  быть наличие материально-технического  и кадрового обеспечения организации  досуга и творчества детей  и молодежи по месту жительства;

- дополнить перечень должностей  служащих, занятых в жилищно-коммунальном  хозяйстве, должностью «Педагог-организатор  воспитательной, оздоровительной, досугово-спортивной  работы по месту жительства»;

- установить размер (1-2%) отчислений  от оплаты услуг ЖКХ на организацию  культурно-воспитательной и досугово-спортивной  работы;

- включить в «Национальный стандарт  благоустройства» и в «Методические  рекомендации по благоустройству  территорий муниципальных образований»  нормативы площади встроенных (пристроенных) помещений, необходимых для размещения  в объектах недвижимого имущества, в том числе непосредственно  в жилых домах, объектов социального  назначения: детских, подростковых  и молодежных клубов, помещений  для организации спортивной, кружковой  работы;

- включить в «Национальный стандарт  благоустройства» обязательность  создания на территории муниципальных  образований спортивно-оздоровительных  и культурно-досуговых комплексов  для детей и молодежи, включая спортивные площадки во дворах, детско-юношеские летние лагеря.

Информация о работе Опыт и актуальные проблемы организации досуга и творчества детей города Кемерово