Организация культурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 02:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Изучить основные методы работы культурных учреждений с трудными подростками
Исходя из этого, определим объект исследования: процесс социализации подростков.
Предмет исследования: организация профилактических учреждений досуговой деятельности подростков.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I. Проблемы работы с трудными подростками……………………...5
1.1. Возрастные особенности трудных подростков…………………………….5
1.2. Классификация видов отклоняющегося поведения………………………13
Глава II. Организация культурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося поведения…………………………………………………..15
2.1. Характеристика основных средств воздействия культурно-досуговой деятельности на подростков отклоняющегося поведения……………………15
2.2. Деятельность учреждений социально-культурной сферы с трудными подростками……………………………………………………………………...20
2.3. Отчеты муниципальных районов по профилактике правонарушений наркомании в молодежной среде……………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………...29
Список используемой литературы…………………………………………...30

Файлы: 1 файл

ГОТОВО.docx

— 48.28 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава I. Проблемы работы с трудными подростками……………………...5

1.1. Возрастные особенности  трудных подростков…………………………….5

1.2. Классификация видов  отклоняющегося поведения………………………13

Глава II. Организация культурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося поведения…………………………………………………..15

2.1. Характеристика основных средств воздействия культурно-досуговой деятельности на подростков отклоняющегося поведения……………………15

2.2. Деятельность учреждений  социально-культурной сферы с  трудными подростками……………………………………………………………………...20

2.3. Отчеты муниципальных  районов по профилактике правонарушений наркомании в молодежной среде……………………………………………….22

Заключение……………………………………………………………………...29

Список используемой литературы…………………………………………...30

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения, нередко связаны с отклонениями в этом процессе.

Отклоняющееся поведение у подростков - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Отклоняющееся поведение у подростков часто возникает как проявление острого кризиса переходного возраста.

Социальную напряженность в стране порождает серьезный рост различного рода нарушений несовершеннолетними социальных норм: ширятся масштабы преступлений, алкоголизма, проституции и других проявлений девиантного поведения.

Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится особенно очевидной в период построения демократического государства. Непростое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового приводит к трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали провялятся жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. 70% преступлений совершается лицами до 30 лет. Среди них выделяются подростки. Рост подростковой преступности увеличивается темпами роста правонарушений в других группах. Причем появляются все новые виды отклоняющегося поведения. Подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством, совершают экономические преступления.

С подростками отклоняющегося поведения ведется работа общеобразовательными культурно - досуговыми учреждениями, а также социальными реабилитационными центрами. Эта работа ведется не в полной мере, и не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить ее ресоциализацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на подростков с девиантным поведением.

А именно, такими средствами обладает культурно-досуговая деятельность.

Опыт работы многих учреждений показывает, что такие сферы личности подростка как интересы, ценностные ориентации в сфере досуга, творческие способности часто остаются вне целенаправленного педагогического воздействия.

Необходимость выявления педагогических возможностей культурно- досуговой деятельности в социализации личности несовершеннолетних правонарушителей предопределила тему данной работы. Так как об этом безусловно нужно говорить, и принимать необходимые меры по устранению преступности среди нашей молодежи.

Цель курсовой работы: Изучить основные методы работы культурных учреждений с трудными подростками

Исходя из этого, определим объект исследования: процесс социализации подростков.

Предмет исследования: организация профилактических учреждений досуговой деятельности подростков.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

Задачи:

· дать классификацию видов отклоняющегося поведения;

· выявить факторы и особенности отдельных форм отклоняющегося поведения;

· охарактеризовать основные средства воздействия культурно - досуговой деятельности на подростков отклоняющегося поведения.

Методы исследования:

- на теоретическом уровне использовались методы теоретического анализа, синтеза, обобщений, конкретизации;

- на эмпирическом уровне  использовался метод работы с  библиографическими источниками.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения (определены цели и задачи исследования), основной части (состоит из двух глав, расструктурированных на параграфы), заключения, списка литературы и приложения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Проблемы работы с трудными подростками.

1.1. Возрастные особенности трудных подростков

 

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Обращаясь к отечественной истории, можно заметить, что возрастная терминология, касающаяся подростков, также не была однозначной.

На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме.

Наиболее существенным в подростковом возрасте являются половое созревание. Показатели его и определяют границы подросткового периода. Начало постепенного увеличения секреции половых гормонов начинается в 7 лет, но интенсивный подъём секреции происходит в подростковом возрасте. Это сопровождается внезапным увеличением роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков.

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении.

В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.

Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.

В результате возникает кризис подросткового возраста. Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увеличения (хобби).

Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.

Реакция группирования со сверстниками. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.

Реакция увлечения. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.

Они делятся на следующие виды:

1. Интеллектуально-эстетические  увлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т.д.).

2. Накопительные увлечения (коллекционирование марок, пластинок, открыток).

3. Эксцентрические (желание  подростка быть в центре внимания  ведет к увлечению экстравагантной  одеждой).

Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми.

В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности.

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выгодский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.

Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое "Я", стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.

Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, а значит предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования личности подростка.

В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.

Сухомлинский В.А. обобщает главные личностные черты, по его мнению, этими главными личностными чертами подростка являются следующие:

1. Непримиримость ко злу, эмоциональное неприятие его, с  одной стороны, сочетается с неумением  разобраться в сложных явлениях  жизни – с другой.

2. Подросток хочет быть  хорошим, стремиться к идеалу, но  он не любит, когда его прямолинейно  воспитывают.

3. Подростку хочется быть  личностью. Совершить что-нибудь  героическое, романтическое, необычное. При наличии потребностей к  действию и желания самоутвердиться  подросток еще не знает, как  этого можно добиться.

4. У подростка выражено  противоречие между богатством  желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство  увлечений. Подросток боится обнаружить  свою несостоятельность, он слишком  самолюбив и может прикрываться  показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность.

5. В подростке очень  сочетаются романтическая восторженность  и грубые выходки. Восхищение  красотой и хроническое отношение  к ней. Он стыдится своих чувств. Такие человеческие чувства кажутся  ему детскими. Он опасается, что  будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью.

Информация о работе Организация культурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося поведения