Организация культурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 02:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Изучить основные методы работы культурных учреждений с трудными подростками
Исходя из этого, определим объект исследования: процесс социализации подростков.
Предмет исследования: организация профилактических учреждений досуговой деятельности подростков.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I. Проблемы работы с трудными подростками……………………...5
1.1. Возрастные особенности трудных подростков…………………………….5
1.2. Классификация видов отклоняющегося поведения………………………13
Глава II. Организация культурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося поведения…………………………………………………..15
2.1. Характеристика основных средств воздействия культурно-досуговой деятельности на подростков отклоняющегося поведения……………………15
2.2. Деятельность учреждений социально-культурной сферы с трудными подростками……………………………………………………………………...20
2.3. Отчеты муниципальных районов по профилактике правонарушений наркомании в молодежной среде……………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………...29
Список используемой литературы…………………………………………...30

Файлы: 1 файл

ГОТОВО.docx

— 48.28 Кб (Скачать файл)

Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия.

К данной форме можно отнести - массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.

Вышеперечисленные формы как вечера отдыха, шоу-представления вызовут особый интерес у подростков в двух случаях: если пронизаны духом соревнования, и проникнуты глубоким лиризмом. Ведь нереализованная нежность души и стремление во всем соревноваться со сверстниками являются особенностями трудных подростков.

Яркой формой организации зрелищных представления являются балы и карнавалы. Они посвящаются важнейшим событиям в жизни подростков, но, к сожалению, эти формы сейчас применяются редко, так как для таких праздников нужны красивые костюмы, чего не могут дать многие досуговые учреждения.

Просветительные формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, конференции, экскурсии. Так, например, в процессе участия в диспуте, дискуссии подросток познает не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения.

Так, например, в подростковом возрасте очень волнуют ребенка проблемы полового развития, и поэтому лекции, беседы на эту тему вызовут большой интерес.

В практике культурно - досуговой деятельности встречается такая форма, как познавательно-развлекательная. Она имеет большое значение для подросткового возраста. Именно в этот период меняется характер игровой деятельности, можно сказать, игра теряет свою «сказочность»,

«таинственность». На первый план выступает познавательная значимость игры.

Наибольший эффект дают формы, заимствованные с телевизионного экрана, например, познавательно-развлекательные игры «Брейн - ринг», «Что? Где? Когда?».

Наибольший интерес у подростков вызывает такая форма организации досуга, как дискоклуб. Существует два вида дискотеки - просветительно-образовательные (дискотека-клуб) и танцевально- развлекательные (дискотека-танцплощадка). Если в первом случае преследуется четкая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то вторая не имеет никакой цели. Так, создание дискоклуба способствует развитию музыкального вкуса.

Особую роль в развитии духовных начал личности подростка, ее специализации играют социально-практические формы. Учитывая социальные и практические интересы подростков, можно создавать комнаты психологической разгрузки, секции, кружки по физической культуре и спорта, обучения шитью, техническому творчеству.

Таким образом, сложившиеся в настоящее время формы культурно-досуговой деятельности имеют целью, прежде всего, духовное развитие личности подростка, построенного на взаимоотношении с социальной средой и обществом в целом.

Рассмотрим основные направления культурно - досуговой деятельности, необходимые для воспитания и самовоспитания подростков. В педагогическом процессе одним из основных направлений деятельности культурно - досуговых учреждений является гражданское воспитание, формирующее научное мировоззрение, развивающее гражданскую активность подростка. В гражданском воспитании можно использовать такие формы, как лекции, беседы, диспуты.

Примерная тематика лекций: «Отечество на рубеже веков», «Историческое прошлое нашей Родины»; тематика дискуссий: «Какой он - герой нашего времени» и т.д.

В данном случае привлечение наглядных технических средств смогут придать эмоциональную окраску и выразительность, которые вызовут наибольший интерес у подростков

Другим важным направлением культурно-досуговой деятельности является трудовое воспитание. Цель трудового воспитания заключается в оказании содействия в профессиональной ориентации подростков. Важное значение имеют встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производственные участки, где ребята знакомятся с представителями различных профессий, технические кружки моделирования.

Следующее направление культурно - досуговой деятельности - формирование личности с высоким нравственным сознанием и поведением - нравственное воспитание. Принцип нравственного воспитания - это принцип воспитания на положительных примерах. Нравственное воспитание в клубе осуществляется в сфере общения со сверстниками, через систему нравственного просвещения (этические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми). Развивая личность, важно учитывать ее способность правильно понимать прекрасное во всем многообразии его проявлений.

Поэтому, одной из основных сторон культурно - досуговой деятельности является эстетическое воспитание. Его цель - развитие способностей оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и в искусстве с общечеловеческих позиций духовного наследия. Педагогическая задача учреждений культуры состоит в том, чтобы вовлечь подростков в свою деятельность с помощью организаций шоу-представлений, творческих конкурсов красоты («мисс-лето», «джентльмен-шоу»), встречи с музыкантами, модельерами, поэтами, посещение выставок и многое другое. Направление на физическое воспитание обуславливает развитие и укрепления здоровья, физических способностей детей и подростков. Одной из задач физического воспитания является воспитание воли и характера, его моральных качеств и эстетических вкусов[28, c.205- 206]. Таким образом осуществляется связь физического с нравственным и эстетическим воспитанием.

Развитию данного направления способствует организация кружков, спортивных секций, встречи с людьми, которые имеют непосредственное отношение к спорту (тренеры, мастера спорта).

Таким образом, все эти направления культурно - досуговой деятельности взаимосвязаны, взаимозависимы, совершенствование (этой деятельности) личности делает эту деятельность наиболее эффективной. В процессе направленного воспитания личности подростка, с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой - идет своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходи социализация подростков, которая носит положительную направленность.

Современное состояние педагогического процесса убеждает в том, что их деятельность нуждается в более насыщенном этическом направлении, выдвижении на первый план социальных проблем, направленных на гармонизацию отношений между подростками, удовлетворение отдельной личности и общества в целом.

Современное состояние педагогического процесса убеждает в том, что его деятельность нуждается в более насыщенном этическом направлении, выдвижении на первый план социальных проблем, направленных на гармонизацию отношений между подростками, удовлетворении отдельной личности и общества в целом.

 

2.2. Деятельность учреждений социально-культурной сферы с трудными подростками.

 

В настоящее время с повышением криминальной активности, которая обостряется по мере ухудшения экономической ситуации в стране, особо актуальной становится деятельность учреждений социально-культурной сферы. Гражданское и патриотическое воспитание, формирование у новых поколений чувства принадлежности и сопричастности Российскому государству и обществу, желания достойно жить, плодотворно трудиться в сотрудничестве со своими согражданами, самореализовываться в своей стране, является одним из современных приоритетов развития государства и общества, основной задачей воспитания молодежи.

Работа по привлечению молодежи к общественной жизни, улучшению социальной ситуации способствует ряд мероприятий, проводимых в течение всего года Министерством культуры, Министерством образования и молодежной политики и Министерством физической культуры и спорта Ставропольского края, в компетенцию которых входит работа с молодежью. Это освоение основных демократических процедур гражданского общества, повышение культуры правовых и деловых отношений, изучение истории своего края, овладение технологией социального проектирования.

Одним из направлений является социальное проектирование, которое пользуется большой популярностью среди учащейся молодежи нашей области. Проводятся такие акции, как например «Я - гражданин России», которая направлена на решение следующих задач:

- вовлечение школьников  и учащейся молодежи в поисковую  деятельность;

- развитие высокой социальной  активности и гражданской ответственности;

- включение молодежи в  реальную работу по улучшению  жизни местного сообщества;

- установление отношений  социального партнерства с представителями  исполнительной власти и общественными  организациями, действующими на  территории муниципального образования.

Ежегодно инициативными группами молодежи поднимаются социально значимые вопросы, волнующие молодежь. Это кропотливая коллективная работа, при которой не только поднимается данная проблема и разрабатывается план действий, но и учитывается результативность проекта. Поднимаются проблемы досуга молодежи, патриотизма, социальной помощи детям из «проблемных» семей и т.д.

Благодаря социальным проектам выстраивается отработанная цепочка тесного сотрудничества инициативной молодежи с представителями исполнительной и законодательной власти, представителей бизнеса, населения, привлечения молодежи проблемам своего района.

Одним из главных пунктов работы учреждений спортивной направленности является привлечение учащихся школ, находящихся в «группе риска», к занятиям физкультурой и спортом. Работа ведется в тесном контакте с органами РОВД района. Сотрудниками отдела проводятся занятия спортивных секций по вольной борьбе, борьбе самбо, гиревому спорту, шашкам, шахматам, стрельбе, подготовки команд к соревнованиям.

В течение года проводятся туристические походы, выезды, экскурсии.

На сегодняшний день Министерством физической культуры и спорта, при правительстве Ставропольского края проводится ряд мероприятий, направленных на профилактику асоциальных явлений.

 

2.3. Отчеты муниципальных районов по профилактике правонарушений и наркомании в молодежной среде

 

В рамках проведения работы по профилактики асоциальных явлений в молодежной среде отделом молодежной политики города Ставрополя переданы списки в учреждения молодежной сферы. Проведен анализ занятости детей «группы риска» в кружках и секциях детско-подростковых клубов. На 1 февраля 2015 года в кружках и секциях ДПК занимаются:

-в творческих и технических  объединениях до 14 лет 60 человек, от 14 лет 45 человек;

-в спортивных секциях  до 14 лет 30 детей, от 14 лет 15 подростков.

В детско-подростковых клубах проводятся педагогические советы и родительские собрания по вопросам организации работы с категорией подростков из «группы риска», вовлечения детей к занятиям в клубах.

В период с февраля по март были проведены следующие мероприятия:

* Благотворительная акция  «Игрушки и детские книжки  для детей из неблагополучных  семей и детей-сирот», в которой  приняло участие 11 учреждений среднего  профессионального образования  города Ставрополя и 5 детско-подростковых клубов. Собранные книги и игрушки переданы в интернаты и детские дома.

* Соревнования по футболу  среди дворовых команд, в котором  приняло участие 8 команд из детско-подростковых  клубов.

* Концерт для воспитанников  детской колонии силами творческих  коллективов детско-подростковых  клубов

Работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних рассмотрено на расширенном совещании руководителей 17 подведомственных учреждений спортивной направленности.

На 01.03.2015 охвачено досугом детей и подростков из числа состоящих на учете в КДН:

-занимающихся в ДЮСШ  до 14 лет 3 ребенка, от 14 лет 2 подростка;

-занимающиеся в спортивных  кружках до 14 лет 6 детей, от 14 лет 5 подростков.

По требованию ст.24 ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» управление культуры и спорта проводит следующую работу.

Грачевский район.

На территории муниципального района «Грачёвский район» во всех муниципальных образованиях созданы и работают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Эти комиссии организуют работу по предупреждению безнадзорности, правонарушений среди детей и подростков, осуществляют координацию усилий служб и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, контроль за условиями содержания и проведением воспитательной работы с несовершеннолетними. Особое внимание комиссии обращают на состояние работы по профилактике пьянства, наркомании, токсикомании среди несовершеннолетних. Создана и активно работает районная антинаркотическая комиссия, разработана программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими и психотропными веществами и их незаконному обороту в муниципальном районе «Грачевский район» на 2012-2015 годы».

Совместно с ОВД Грачевского района разработаны и приняты программы: «Правопорядок» и «Профилактика правонарушений». Проводятся лекции и беседы в учебных заведениях, детских домах, центрах социальной помощи семье и детям на правовую тематику.

На территории района работают 3 центра социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Центрами оказывается помощь семьям, находящимся в социально опасном положении, ведется работа по пропаганде здорового образа жизни, диагностированию детей и подростков, оздоровлению детей.

Информация о работе Организация культурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося поведения