Основные черты и особенности культуры Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Многие современные государства возникли именно в средние века: Англия, Испания, Польша, Франция и др.
Объект исследования данной работы - период Средневековья.
Предметом изучения - культура в эпоху Средневековья.
Цель работы - изучить особенности культуры Средневековья. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1)Дать общую характеристику средневековой культуре;
2)Рассмотреть основные этапы развития культуры Средневековья;
3)Выявить специфические черты и особенности Средневековья;

Содержание работы

Введение……………………………………………………...…………………...3
Глава 1. Раннее Средневековье………………………………………………..5
1.1.Христианское сознание………………………………………………………6
1.2.Каролингское Возрождение и «Оттоновы века»……………………………7
1.2.1.Архитектура…………………………………………………………………7
1.2.2.Изобразительное искусство. Миниатюра………………………………….8
1.3.Литература…………………………...………………………………………10
Глава 2.Высокое(классическое) Средневековье……………...……………12
2.1.Средневековые музыка и театр……………………………………………..13
2.1.1.Музыка……………………………………………………………………...13
2.1.2.Театр………………………………………………………………………..13
2.2.Литература…………………………………………………………………...17
2.2.1.Героический эпос………………………………………………………….17
2.2.2.Рыцарская поэзия………………………………………………………….19
2.2.3.Городская литература Средневековья……………………………………20
Глава 3.Великие архитектурные стили..........................................................25
3.1.Романский стиль……………………………………………………………..25
3.1.1.Живопись…………………………………………………………………...26
3.1.2.Скульптура…………………………………………………………………26
3.1.3.Архитектура………………………………………………………………..27
3.2.Готический стиль…………………………………………………………….27
3.2.1.Архитектура…………………………………………………… ………….28
3.2.2.Скульптура…………………………………………………………………29
Глава 4.Позднее Средневековье……………………………...………………31
Заключение…………………………………………………………………..….32
Список литературы………………………………………………………… …33

Файлы: 1 файл

Особенности культуры Средневековья.docx

— 57.70 Кб (Скачать файл)

 

       Санкт–Петербургская Академия управления и экономики

 

                                                         Новосибирский филиал

                             Кафедра социально-культурного сервиса и туризма

 

 

 

                                Курсовая работа

                              По дисциплине: «Мировая культура  и искусство»

        На тему : ОСНОВНЫЕ  ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ  СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

 

 

 

 

                                                                                                                   студентки I курса гр. № cкс – 11

                                                                                                      СОЛОВЬЁВОЙ Елены Михайловны

                                                                                                                             Научный руководитель:

                                                                                                                                                              доцент

                                                                                                               ЗАВЬЯЛОВА Анна Николаевна

                                                                     

 

                                                             

 

                                                             Новосибирск 2010

                                                            

                                                         Содержание        

Введение……………………………………………………...…………………...3

Глава 1. Раннее Средневековье………………………………………………..5

1.1.Христианское сознание………………………………………………………6

1.2.Каролингское Возрождение  и «Оттоновы века»……………………………7

1.2.1.Архитектура…………………………………………………………………7

1.2.2.Изобразительное искусство. Миниатюра………………………………….8

1.3.Литература…………………………...………………………………………10

Глава 2.Высокое(классическое) Средневековье……………...……………12

2.1.Средневековые музыка  и театр……………………………………………..13

2.1.1.Музыка……………………………………………………………………...13

2.1.2.Театр………………………………………………………………………..13

2.2.Литература…………………………………………………………………...17

2.2.1.Героический эпос………………………………………………………….17

2.2.2.Рыцарская поэзия………………………………………………………….19

2.2.3.Городская литература Средневековья……………………………………20

Глава 3.Великие  архитектурные стили..........................................................25

3.1.Романский стиль……………………………………………………………..25

3.1.1.Живопись…………………………………………………………………...26

3.1.2.Скульптура…………………………………………………………………26

3.1.3.Архитектура………………………………………………………………..27

3.2.Готический стиль…………………………………………………………….27

3.2.1.Архитектура…………………………………………………… ………….28

3.2.2.Скульптура…………………………………………………………………29

Глава 4.Позднее  Средневековье……………………………...………………31

Заключение…………………………………………………………………..….32

Список литературы………………………………………………………… …33

 

 

                                                                       

                                              Введение

 

Средние века (Средневековье) - эпоха господства в Западной и Центральной Европе феодального экономического и политического строя, христианского религиозного мировоззрения, наступившая после крушения античности, сменяющаяся эпохой Возрождения. Этот период охватывает время с IV по XIV вв., а в некоторых регионах и более позднее время. Средневековье условно делится на Раннее Средневековье (IVв. и 1 половина X в.), Высокое Средневековье (2 половина X в. и XIII в.) и Позднее Средневековье (XIV-XV в.в.).

Началом средневековья  чаще всего считают падение Западной Римской Империи в 476 году. Однако некоторые историки предлагали считать  началом средневековья Миланский  эдикт 313 г., который означал прекращение  гонений на христианство в Римской  империи. Христианство стало определяющим культурным течением для восточной  части Римской Империи - Византии, а через несколько столетий стало  доминировать и в государствах варварских племён, образовавшихся на территории Западной Римской Империи.1

Относительно конца  средневековья у историков нет  единого мнения. Предлагалось считать  таковым: падение Константинополя (1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), начало Английской революции (1640) или начало Великой Французской  революции (1789).

Термин «Средние Века»  был впервые введен итальянским  гуманистом Флавио Бьондо в работе «Декады истории, начиная от упадка Римской империи» (1483). До Бьондо доминирующим термином для обозначения периода  со времени падения Западной Римской  Империи до Возрождения было введенное  Петраркой понятие «Тёмные века», которое в современной историографии  означает более узкий отрезок  времени.2

В узком смысле слова  термин «Средневековье» применяется  только по отношению к западноевропейскому  средневековью. В этом случае данный термин подразумевает ряд специфических  особенностей религиозной, экономической  и политической жизни: феодальная система  землепользования, система вассалитета, безусловное доминирование Церкви в религиозной жизни, политическая власть Церкви, идеалы монашества и  рыцарства (сочетание духовной практики аскетического самосовершенствования  и альтруистического служения обществу), расцвет средневековой архитектуры - романтики и готики.

Многие современные  государства возникли именно в средние  века: Англия, Испания, Польша, Франция и др.

Объект исследования данной работы - период Средневековья.

Предметом изучения - культура в эпоху Средневековья.

 Цель работы - изучить особенности культуры Средневековья. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1)Дать общую характеристику  средневековой культуре;

2)Рассмотреть основные  этапы развития культуры Средневековья;

3)Выявить специфические  черты и особенности Средневековья;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 . РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

 

Раннее средневековье  в Европе - это период с конца IV века  до середины X века. В целом  раннее средневековье было временем глубокого упадка европейской цивилизации  по сравнению с античной эпохой. Этот упадок выражался в господстве натурального хозяйства, в падении  ремесленного производства и, соответственно, городской жизни, в разрушении античной культуры под натиском бесписьменного языческого мира. В Европе в этот период происходили бурные и очень  важные процессы, такие как вторжение  варваров, закончившиеся падением Римской  империи. Варвары селились на землях бывшей империи, ассимилировались с  ее населением, создавая новую общность Западной Европы.

Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали  христианство, которое к концу  существования Рима стало его  государственной религией. Христианство в различных его формах вытесняло  языческие верования, и этот процесс  после падения империи только ускорился. Это второй важнейший  исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе.

Третьим существенным процессом  было формирование на территории, бывшей Римской империи новых государственных  образований, создававшихся теми же “варварами”. Племенные вожди провозглашали  себя королями, герцогами, графами, постоянно  воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей.3

Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье  были постоянные войны, грабежи и  набеги, которые существенно замедляли  экономическое и культурное развитие.

В период раннего средневековья  идейные позиции феодалов и крестьян еще не оформились, и крестьянство, только рождавшееся как особый класс  общества, в мировоззренческом отношении  растворялось в более широких  и неопределенных слоях. Главная  масса населения Европы того времени - сельские жители, образ жизни которых был всецело подчинен рутине, а кругозор до крайности ограничен. Консерватизм - неотъемлемый признак этой среды.

1.1.Христианское сознание

Важнейшей особенностью Средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и  христианской церкви. В условиях всеобщего  упадка культуры, после разрушения Римской империи, церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом.

В условиях тяжелой и  скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и малодостоверных знаний о мире, христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах. Добавьте к этому эмоциональную притягательность христианства с его теплотой, и общезначимой проповедью любви, и всем понятными нормами социального общежития и утверждением равенства всех без исключения людей. Эта картина мира, целиком определившая менталитет верующих селян, основывалась, главным образом на образах и толковании библии. Исследователи отмечают, что в Средние века исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное противопоставления Бога и природы, Неба и Земли, Души и тела.

Средневековый европеец был, безусловно, глубоко религиозным  человеком. В его сознании мир  виделся как своеобразная арена  противоборства сил небесных и адских, добра и зла. При этом сознание людей оставалось глубоко магическим, все были абсолютно уверены в  возможности чудес и воспринимали все, о чем сообщала Библия.4

1.2. Каролингское Возрождение и «Оттоновы века»

Крупнейшим культурным событием раннего средневековья  считается Каролингское Возрождение. Вдохновленный идеями Августина  король франков Карл Великий в 800 г. Восстановил Западную Римскую  империю. При его дворе была создана  дворцовая Академия, в которой  чаще всего в форме высокосветской забавы поощрялся интерес к античной культуре. Одним из крупнейших деятелей каролингского возрождения стал Флакк Альбин Алкуин(ок.735-804)-учитель и друг Карла Великого. В 801 году Алкуин основал школу, которая стала центром образованности того времени. Его также считают одним из основоположников схоластики - одного из направлений в философии средневековой культуры.

Во второй половине X в. центром западной культуры становится Германия.  Начинаются «оттоновы века». В феврале 962 г. Папа Римский возложил на короля Германии Оттона I императорскую корону в соборе Св.Петра в Риме. Оттон I и его приемники (Оттон II и Оттон III),воодушевленные идеями Блаженного Августина о граде Божьем, пытались сосредоточить в своих руках не только светскую, но и духовную власть. Они предприняли попытку обновления Римской империи через подчинение себе католической церкви. Борьба между сторонниками пап (гвельфами) и сторонниками императоров (гибеллинами) во многом определило всю дальнейшую политическую и культурную историю Средневековья.5

1.2.1.Архитектура

Определенное развитие в Средневековье получила архитектура. После государственного признания  христианства (эдикт Константина 313г.) появляются первые христианские храмы-базилики - прямоугольные здания, разделенные  рядом колонн на 3 или 5 частей-нефов.

Примером базилики может  служить церковь Санта-Мария Маждоре  в Риме.

Помимо базилик существовали и другие виды храмов: круглые (ротонды), многоугольные или крестообразные.

В средние века базилика стала самым распространенным типом  храма. Базилики каролингской эпохи  не сохранились в своем первоначальном виде (собор Сан-Дели 775 г.; монастырский собор в Фульде, 819 г.).

Вершиной светской архитектуры  каролингской эпохи были Пфальцы - культурные центры империи. Пфальцы каролингских времен не дошли до нашего времени, и мы можем узнать о них только из письменных источников.

Главным в ансамбле Пфальца  было здание с императорским или  королевским залом для заседаний  и жилыми помещениями для короля и его свиты. Напротив этого здания располагалась капелла.

Яркое представление  о внешнем убранстве церквей  каролингской эпохи дают хорошо сохранившиеся  до наших дней монастырские ворота с надвратной капеллой в монастыре  Лорш близ Вормса. Капелла занимала верхнюю часть постройки, низшая же представляла собой 3 арочных пролета, разделенных колоннами. Облицовка  стен красными и белыми плитами придавала  зданию нарядный вид.

В архитектуре соборов  оттоновской эпохи была продолжена каролингская традиция, когда в западной части собора, сохранялся вестверк. Большинство этих соборов - трехнефные, т.е. состоящие из трех залов. Их характерные  черты - полуциркульные, т.е. полукруглые в верхней части арки окон и порталов, наличие опор (колонн) со столбами, крипта(часовня под храмом),мощный западный фасад с двумя башнями стали предвестниками романской архитектуры(собор женского монастыря в Терноде, 962  г.; церковь Святого Михаила в Хильдейсхаме, 1033 г.; собор в Майнце).6

          1.2.2.Изобразительное искусство. Миниатюра

Огромное расширение социальных функций искусства предвещало возникновение повествовательной  монументальной живописи. В императорских  указах значилось: «живопись допустима  в церквах для того, чтобы неграмотный  мог прочитать на стенах то, что  он не может узнать из книг». Теперь искусство могло быть использовано как средство просвещения и поучения, светского и религиозного.

Наблюдается переход  от варварской орнаментики к изобразительному и антропоморфному искусству. Важным и перспективным новшеством для  европейского искусства стали антикизирующие (антик - "античный", "древний") изображения евангелистов в каролингской миниатюре. Свои черты евангелисты унаследовали от античных философов: в монастырских скрипториях копировались миниатюры с их изображениями.

Информация о работе Основные черты и особенности культуры Средневековья