Основные черты и особенности культуры Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Многие современные государства возникли именно в средние века: Англия, Испания, Польша, Франция и др.
Объект исследования данной работы - период Средневековья.
Предметом изучения - культура в эпоху Средневековья.
Цель работы - изучить особенности культуры Средневековья. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1)Дать общую характеристику средневековой культуре;
2)Рассмотреть основные этапы развития культуры Средневековья;
3)Выявить специфические черты и особенности Средневековья;

Содержание работы

Введение……………………………………………………...…………………...3
Глава 1. Раннее Средневековье………………………………………………..5
1.1.Христианское сознание………………………………………………………6
1.2.Каролингское Возрождение и «Оттоновы века»……………………………7
1.2.1.Архитектура…………………………………………………………………7
1.2.2.Изобразительное искусство. Миниатюра………………………………….8
1.3.Литература…………………………...………………………………………10
Глава 2.Высокое(классическое) Средневековье……………...……………12
2.1.Средневековые музыка и театр……………………………………………..13
2.1.1.Музыка……………………………………………………………………...13
2.1.2.Театр………………………………………………………………………..13
2.2.Литература…………………………………………………………………...17
2.2.1.Героический эпос………………………………………………………….17
2.2.2.Рыцарская поэзия………………………………………………………….19
2.2.3.Городская литература Средневековья……………………………………20
Глава 3.Великие архитектурные стили..........................................................25
3.1.Романский стиль……………………………………………………………..25
3.1.1.Живопись…………………………………………………………………...26
3.1.2.Скульптура…………………………………………………………………26
3.1.3.Архитектура………………………………………………………………..27
3.2.Готический стиль…………………………………………………………….27
3.2.1.Архитектура…………………………………………………… ………….28
3.2.2.Скульптура…………………………………………………………………29
Глава 4.Позднее Средневековье……………………………...………………31
Заключение…………………………………………………………………..….32
Список литературы………………………………………………………… …33

Файлы: 1 файл

Особенности культуры Средневековья.docx

— 57.70 Кб (Скачать файл)

3.1.1.Живопись

Существующие образцы  романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения  стен с изображениями висящих  тканей. Живописные композиции, в частности  повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также  изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях, которые  преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы  и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения. Мозаика, точно так  же как и живопись, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских  романских церквей, в особенности  в соборе Св. Марка (Венеция) и в  сицилианских церквях в Рефалу и  Монреале.

3.1.2. Скульптура

Большинство романских  скульптур было интегрировано в  церковную архитектуру и служило  как структурным, конструктивным, так  и эстетическим целям. Поэтому трудно говорить о романской скульптуре, не касаясь церковной архитектуры. Малоразмерная скульптура прароманской эпохи из кости, бронзы, золота изготавливалась  под влияние византийских моделей. Другие элементы многочисленных местных стилей были позаимствованы из ремесел стран Ближнего Востока, известных благодаря импортированным иллюстрированным рукописям, резным изделиям из кости, золотым предметам, керамике, тканям. Были важны также мотивы, происходившие из искусств мигрировавших народов, такие, как гротескные фигуры, образы чудовищ, переплетающиеся геометрические узоры, особенно в районах севернее Альп. Крупномасштабные каменные скульптурные декорации стали обычными в Европе лишь в XII веке. Во французских романских соборах Прованса, Бургундии, Аквитании множество фигур размещалось на фасадах, а статуи на колоннах подчеркивали вертикальные поддерживающие элементы.

3.1.3 Архитектура

Дух воинственности пронизывает  романские храмы, восходящие к раннехристианской  базилике. В соответствии с идеологией христианства романский храм делился  на три части: притвор (в Западной Европе его называют “нартекс”), корабли  или нефы и алтарь. При этом символически эти части уподоблялись человеческому, ангельскому и божественному  мирам; или телу, душе и духу. Восточная (алтарная) часть храма  символизировала  рай и была посвящена Христу; западная - ад и была посвящена сценам Страшного  Суда; северная - олицетворяла смерь, мрак, зло; а южная - посвящалась Новому Завету. В то же время сам Христос  говорил, что он есть “путь, истина и жизнь”. И потому проход верующего  от западного портала (входа в  храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к  свету и раю. Интересно, что в  романских соборах вход устраивали часто не в западной стене храма, а в северной. Тогда и путь верующего  пролегал из смерти и зла к добру  и вечной жизни. Композицию в средневековье  понимали буквально, как складывание, составление нового из готовых форм. И сегодня романский собор  кажется нам как бы составленным из нескольких самостоятельных объемов (как из кубиков). Одну из важнейших  особенностей романской архитектуры  составляет употребление сводов для  потолочных покрытий.  Недаром многие современные историки архитектуры называют романский стиль “стилем полукруглой арки”. Массивные башни с шатровыми вершинами, толстые стены узкими окнами, почти лишенные украшений, простота и строгость линий, подчеркивающих устремленность вверх, внушали мысль о бессилии человека и помогали верующему сосредоточиться на происходящем богослужении. Ясность силуэта, преобладание горизонталей, спокойная, суровая сила романского зодчества, были ярким воплощением религиозного идеала этого времени, говорившем о грозном всемогуществе божества.

Архитектура романики не знала точного математического  расчета. Но толщина стен вызвана  не только конструктивными соображениями. Толстые стены, узкие окна, башни  все эти стилевые признаки архитектурных  сооружений выполняли одновременно оборонительную функцию. Крепостной характер церквей, соборов, монастырей позволял мирному населению укрыться в  них во время феодальных междоусобиц. Внутренняя планировка и размеры  романского храма отвечали культурным и социальным потребностям. Храм мог  вместить массу людей различных  сословий: мирян и духовенство, простолюдинов  и знать, многочисленных паломников. Наличие нефов позволяло разграничивать прихожан в соответствии с их положением в обществе.16

3.2. Готический стиль

На смену романскому стилю по мере расцвета городов и  совершенствования общественных отношений  приходил новый стиль - готический. В этом стиле стали исполняться  в Европе религиозные и светские здания, скульптура, цветное стекло, иллюстрированные рукописи и другие произведения изобразительного искусства  в течение второй половины средних  веков.

Колыбель готики - Франция  около 1140 г. Затем оно стало распространяться по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти  всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке. Первоначально  слово готика использовалось авторами итальянского Возрождения как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры и искусства средних веков, которые считались сравнимыми только с произведениями варваров-готов. Позднее применение термина «готика» было ограничено периодом позднего, высокого или классического средневековья, непосредственно следовавшего за романским. В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры.

3.2.1.Архитектура

Готический стиль, в  основном, проявился в архитектуре  храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с  его круглыми арками, массивными стенами  и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и  колонны, богато украшенный фасад с  резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные  стрельчатые окна. Все элементы стиля  подчёркивают вертикаль.

В готической архитектуре  выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая  готика).

Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным  сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более  грациозный облик по сравнению с  романскими «крепостями Бога». В  качестве образца в большинстве  случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.17

Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль  распространился в Западную, Среднюю  и Южную Европу — в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал  недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу; а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco»  — немецкий стиль.

С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил своё значение.

Почти вся архитектура  готических соборов обусловлена  одним главным изобретением того времени — новой каркасной  конструкцией, что и делает эти  соборы легко узнаваемыми.

С приходом готического  свода изменилась как конструкция, форма, так и планировка и интерьеры  соборов. Готические соборы приобрели  общий характер легкости, устремленности ввысь, стали более динамичными  и экспрессивными. Первым из больших  соборов был собор Парижской  богоматери (начат в 1163). В 1194 году был  заложен собор в Шартре, что  считается началом периода высокой  готики. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе (начат в 1210). Скорее холодный и всепобеждающий в своих  точно сбалансированных пропорциях, Реймсский собор представляет собой  момент классического покоя и  безмятежности в эволюции готических соборов. Ажурные перегородки, характерная  черта архитектуры поздней готики, были изобретением первого архитектора  Реймсского собора. Принципиально новые  решения интерьера были найдены  автором собора в Бурже (начат  в 1195 г.). Влияние французской готики быстро распространилось на всю Европу: Испанию, Германию, Англию. В Италии оно было не столь сильным.

3.2.2. Скульптура

Следуя романским  традициям, в многочисленных нишах  на фасадах французских готических соборов размещалось в качестве украшений громадное количество высеченных из камня фигур, олицетворявших догматы и верования католической церкви. Готическая скульптура в XII и  начале XIII века была по своему характеру  преимущественно архитектурной. Самые  крупные и наиболее важные фигуры размещались в проемах по обеим  сторонам от входа. Поскольку они  были прикреплены к колоннам, они  были известны как статуи-колонны. Наряду со статуями-колоннами были широко распространены свободно стоящие монументальные статуи, форма искусства, неизвестная  в Западной Европе с римских времен. Самые ранние, из дошедших до наших времен, статуи-колонны в западном портале Шартрского собора. Они находились еще в старом доготическом соборе и датируются примерно 1155 годом. Стройные, цилиндрические фигуры повторяют форму колонн, к которым они были прикреплены. Они выполнены в холодном, строгом линейном романском стиле, который, тем не менее, придает фигурам впечатляющий характер целеустремленной духовности. С 1180 года романская стилизация начинает переходить в новую, когда статуи приобретают ощущение грации, извилистости и свободы движения. Это так называемый классический стиль достигает кульминации в первых десятилетиях XIII века в больших сериях скульптур на порталах северного и южного трансептов Шартрского собора.18

Вывод:

В период Средневековья  в архитектуре прослеживаются два  стиля, романский, для которого характерными чертами являются:

- абстрактные орнаменты;

- библейские сюжеты;

-арочные (куполообразные) своды, массивные стены, маленькие  окна;

-простота и строгость;

           - преобладающая линия – горизонталь,

и готический стиль с  его характерными чертами:

            - заостренный верх (заостренные  башни-шпили);

            -многоцветные витражи;

           - богато украшенные фасады;

           - высеченные из камня фигуры, статуи-колонны;

           - преобладающая линия – вертикаль.

Готический стиль  стал «визитной карточкой» архитектуры  Средневековья.

 

 

 

Глава  4. ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

 

Позднее Средневековье  продолжило процессы формирования европейской  культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV-XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно чумы, принесли неисчислимые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя  война.

В эти периоды неуверенность  и страх владели массами. Хозяйственный  подъем сменяется длительными периодами  спада и застоя. В народных массах усиливались комплексы страха перед  смертью и загробным существованием, усиливаются страхи перед нечистой силой.

В конце Средневековья  в сознании простонародья Сатана трансформируется  из нестрашного и иногда смешного черта во всемогущественного повелителя темных сил, который в завершение земной истории выступит в роли Антихриста.

Другая причина страхов - голод, как следствие низкой урожайности  и нескольких лет засух.

Господство устной культуры мощно способствовало умножению  суеверий, страхов и коллективных паник.

Однако, в конце концов, города возрождались, люди, уцелевшие  от мора и войны, получили возможность  устраивать свою жизнь лучше, чем  в предыдущие эпохи. Возникли условия  для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства. Этот подъем с необходимостью вел к так  называемому Возрождению или  Ренессансу.19

Вывод:

В Позднее Средневековье  развития культуры не происходило. Это  был период упадка и застоя. На то были свои причины: столетняя война, засуха, голод и страхи, распространяемые церковными служащими в своих проповедях.

                                            Заключение

 

Эпоха Средневековья  не может рассматриваться как  период провала в развитии западноевропейской культуры. При всей противоречивости культурологического процесса более  правомерно утверждение о том, что  именно в это время сложились  важнейшие черты западноевропейского  христианского типа культуры на основе повсеместного распространения  христианства.

Если в период Раннего  Средневековья в живописи и скульптуре преобладают библейские мотивы, в литературе присутствует героический эпос и народные саги, то в период Классического Средневековья бурно развивается лирическая поэзия, драматургия становится более светской нежели церковной, театр выходит из стен церкви на улицы. На смену романскому стилю с его круглыми, плавными формами приходит новый – готический, который в свою очередь до сих пор олицетворяет эпоху Средневековья. То в период Позднего Средневековья наступает спад в развитии культуры.

Итак, средние  века в Западной Европе - время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования.

                                              

                                             

                                       Список литературы

 

1.Серебряный С.Д. История  мировой культуры: Наследие Запада. Курс лекций. М.: Российский государственный  гуманитарный университет,1998.-429с..

2.Радугин А.А. Культурология.  Курс лекций. М.:Библионика,2005.-304с..

3.Макарова А.Н. Культурология.  История мировой культуры: учебник  для вузов. М.:Юнити,1998.-600с..

4.Золкин А.Л. Культурология:  учебник для студентов вузов.  М.:Юнити,2009.-583с..

5.Никитич Л.А. Культурология:  учебник для вузов. М.:Юнити-дана,2007.-495с..

6.Карпушина С.В., Карпушин  В.А. История мировой культуры: учебник для вузов. М.:»Nota Bene»,1998-536c..

7.http://www.gumer.info.ru/

1  Золкин А.Л. Культурология.

2 Серебряный С.Д., История мировой культуры, курс лекций.

3  Карпушина С.В., Карпушин В.А., История мировой культуры.

4 Никитич Л.А., Культурология.

5 Золкин А.Л., Культурология.

6 Макарова А.Н., Культурология.

7 Макарова А.Н., Культурология.

8 Серебряный С.Д., История мировой культуры, курс лекций.

9 Радугин А.А., Культурология.

10 Радугин А.А., Культурология.

11 Никитич Л.А., культурология.

Информация о работе Основные черты и особенности культуры Средневековья