Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 16:24, курсовая работа
Многие современные государства возникли именно в средние века: Англия, Испания, Польша, Франция и др.
Объект исследования данной работы - период Средневековья.
Предметом изучения - культура в эпоху Средневековья.
Цель работы - изучить особенности культуры Средневековья. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1)Дать общую характеристику средневековой культуре;
2)Рассмотреть основные этапы развития культуры Средневековья;
3)Выявить специфические черты и особенности Средневековья;
Введение……………………………………………………...…………………...3
Глава 1. Раннее Средневековье………………………………………………..5
1.1.Христианское сознание………………………………………………………6
1.2.Каролингское Возрождение и «Оттоновы века»……………………………7
1.2.1.Архитектура…………………………………………………………………7
1.2.2.Изобразительное искусство. Миниатюра………………………………….8
1.3.Литература…………………………...………………………………………10
Глава 2.Высокое(классическое) Средневековье……………...……………12
2.1.Средневековые музыка и театр……………………………………………..13
2.1.1.Музыка……………………………………………………………………...13
2.1.2.Театр………………………………………………………………………..13
2.2.Литература…………………………………………………………………...17
2.2.1.Героический эпос………………………………………………………….17
2.2.2.Рыцарская поэзия………………………………………………………….19
2.2.3.Городская литература Средневековья……………………………………20
Глава 3.Великие архитектурные стили..........................................................25
3.1.Романский стиль……………………………………………………………..25
3.1.1.Живопись…………………………………………………………………...26
3.1.2.Скульптура…………………………………………………………………26
3.1.3.Архитектура………………………………………………………………..27
3.2.Готический стиль…………………………………………………………….27
3.2.1.Архитектура…………………………………………………… ………….28
3.2.2.Скульптура…………………………………………………………………29
Глава 4.Позднее Средневековье……………………………...………………31
Заключение…………………………………………………………………..….32
Список литературы………………………………………………………… …33
3) Литература обретает
абсолютную самостоятельность
5) Продолжает развитие
жанр героического эпоса.
2.2.1.Героический эпос
Героический эпос - один из наиболее характерных и популярных жанров европейского средневековья. Во Франции он существовал в виде поэм, называвшихся жестами, т. е. песнями о деяниях, подвигах. Тематическую основу жест составляют реальные исторические события, большинство из которых относится к VIII - X вв. Вероятно, сразу же после этих событий возникли предания и легенды о них. Возможно также, что предания эти первоначально существовали в виде кратких эпизодических песен или прозаических рассказов, сложившихся в дорыцарской дружинной среде. Однако очень рано эпизодические сказания вышли за рамки этой среды, распространились в народных массах и превратились в достояние всего общества: им с одинаковым восторгом внимало не только воинское сословие, но и духовенство, купечество, ремесленники, крестьяне.
Поскольку изначально эти
народные сказания предназначались
для устного напевного
1) цикл Гильома д'Оранж
(иначе: цикл Гарена де
2) цикл “мятежных баронов” (иначе: цикл Доона де Майанс);
3) цикл Карла Великого,
короля Франции. Тема первого
цикла - бескорыстная, движимая лишь
любовью к родине служба
Темой второго цикла является мятеж гордых и независимых баронов против несправедливого короля, а также жестокие распри баронов между собой. Наконец, в поэмах третьего цикла (“Паломничество Карла Великого”, “Борта Большеногая” и др.) воспевается священная борьба франков против “язычников”- мусульман и героизируется фигура Карла Великого, предстающего как средоточие добродетелей и оплот всего христианского мира. Самой замечательной поэмой королевского цикла и всего французского эпоса является "Песнь о Роланде", запись которой относится к началу XII века.
Особенности героического эпоса:
1) Эпос создавался
в условиях развития
2) Эпическая картина
мира воспроизводит феодальные
отношения, идеализирует
3) В отношении истории,
историческая основа
4) Богатыри - защитники государства, короля, независимости страны и христианской веры. Всё это трактуется в эпопее как общенародное дело.
5) Эпопея связана с
фольклорной сказкой, с
6) Эпопея сохранилась
в странах континентальной
2.2.2.Рыцарская литература
Пoэзия трубaдурoв, зaрoдившaяся в кoнце XI века, пo-видимoму, нaхoдилaсь пoд сильным влиянием aрaбскoй литературы. Вo всяком случае, фoрмa стрoф в песнях "первoгo трубaдурa", кaкoвым трaдициoннo считaют Гильoмa IX Aквитaнскoгo, oчень пoхoжa нa зaджaль - нoвую пoэтическую фoрму, изoбретенную пoэтoм aрaбскoй Испaнии Ибн Кузмaнoм.
Кроме тoгo, поэзия трубaдурoв
знaменитa изoщреннoй рифмoвкoй, a тaкoй
рифмoвкoй oтличaлaсь и aрaбскaя пoэзия.
Дa и темы вo мнoгoм были oбщими: oсoбеннo
пoпулярнoй, нaпример, у трубaдурoв
былa темa "fin'amor",(идеaльнoй любви"),
Немaлoе влияние oкaзывaлa нa пoэзию трубaдурoв и культурa, унaследoвaннaя oт Древнегo Римa: oчень чaстo встречaется в песнях южoфрaнцузских пoэтoв бoжествo Aмoр, в песне Рaимбaутa де Вaкеирaсa упoминaются Пирам и Фисбa.
И, кoнечнo же, пoэзия трубaдурoв
изобилует христианскими
Таким oбрaзoм, пoэзия трубaдурoв вoбрaлa в себя духoвнoе и светское наследие aнтичнoсти, христиaнскoй и ислaмскoй филoсoфии и пoэзии. И поэзия трубaдурoв стaлa неверoятнo рaзнooбрaзнoй. Сaмo слoвo - трубадур (trobador) oзнaчaет "изoбретaющий, нaхoдящий" (oт "trobar" - "изoбретaть, нaхoдить"). И деиствительнo, пoэты Oкситaнии слaвились свoей любовью к сoздaнию новых стихoтвoрных форм, искусной рифмовке, игре слов и aллитерaции.13
2.2.3.Городская литература Средневековья
Городская литература складывалась одновременно с рыцарской (с конца XI в.). XIII в. - расцвет городской литературы. В XIII в. начинает клониться к закату рыцарская литература. Следствие этого - начало кризиса и деградации. А городская литература в отличие от рыцарской начинает интенсивные поиски новых идей, ценностей, новых художественных возможностей для выражения этих ценностей. Городская литература создаётся силами горожан. А в городах в средние века жили, прежде всего, ремесленники и торговцы. В городе также живут и работают люди умственного труда: учителя, врачи, студенты. В городах живут и представители класса духовенства, служат в соборах, монастырях. Кроме того, в города переселяются феодалы, которые остались без замков.
В городе встречаются
и начинают взаимодействовать сословия.
Благодаря тому, что в городе грань
между феодалами и сословиями
стирается, происходит развитие, культурное
общение - всё это становится более
естественным. Поэтому литература вбирает
в себя богатые традиции фольклора
(от крестьян), традиции церковной книжности,
учёности, элементы рыцарской аристократической
литературы, традиции культуры и искусства
зарубежных стран, которые приносили
торговые люди, купцы. Городская литература
выражает вкусы и интересы демократического
3-го сословия, к которому принадлежало
большее количество горожан. Интересы
их определялись в обществе, - они
не имели привилегий, но зато горожане
имели свою независимость: экономическую
и политическую. светские феодалы
хотели прибрать к рукам процветание
города. Эта борьба горожан за независимость
определила основное идейное направление
городской литературы - антифеодальная
направленность. Горожане хорошо видели
многие недостатки феодалов, неравноправие
между сословиями. Это выражается
в городской литературе в виде
сатиры. Горожане, в отличие от рыцарей
не пытались идеализировать окружающую
действительность. Наоборот, мир в
освещении горожан представлен
в гротескно-сатирическом виде. Они
намеренно гиперболизируют
Особенности городской литературы:
1) Городская литература
отличается вниманием к
2) Пафос городской
литературы дидактический и
3) Стиль тоже противоположен
рыцарской литературе. Горожане
не стремятся к отделке,
4) Горожане начали
делать первые прозаические
5) Тип героя весьма
обобщён. Это не
6) Жанрово-родовой состав.
В городской литературе развиваются все 3 рода.
Развивается лирическая поэзия, неконкурентная рыцарской, переживаний любовных здесь не найдёшь. Творчество вагантов, у которых запросы были гораздо выше, в силу своего образования всё-таки оказало синтез на городскую лирику.
В эпическом роде литературы в противовес объёмным рыцарским романам, горожане работали в малом жанре бытового, комического рассказа. Причина также в том, что у горожан нет времени работать над объёмными произведениями, да и какой смысл говорить о жизненных мелочах долго, их надо изображать в коротких анекдотических рассказах. Этим-то и привлекали внимание человека. 14
В городской среде начинает развиваться и достигает расцвета драматический род литературы. Драматический род развивался по двум линиям:
1. Церковная драма
Восходит к сословной
литературе. Становление драматургии
как литературного рода. Сходство
чем-то с греческой драматургией:
в дионисском культе создавались
все элементы драмы. Точно также
все элементы драмы сходились
и в церковно-христианской службе:
поэтическое песенное слово, диалог
между священником и
Драматические жанры:
Мистерия - инсценировка определённого эпизода Священного Писания, мистерии анонимны ("Игра об Адаме", "Мистерия страстей господних" - изображали страдания и смерть Христа).
Миракль - изображение чудес, которые творят святые или Богородица. Этот жанр можно отнести к стихотворному жанру. "Миракль о Теофиле" - построено на сюжете взаимоотношения человека с нечистой силой.
Фарс - маленькая стихотворная комическая сценка на бытовую тему. В центре - удивительный, нелепый случай.. Самые ранние фарсы относятся к XIII в. Развиваются до XVII в. Фарс ставится в народных театрах, площадях.
Моралите. Основное назначение - назидание, моральный урок аудитории в виде аллегорического действия. Основные персонажи - аллегорические фигуры (порок, добродетель, власть).
Городская литература в средние века оказалась весьма богатым и разносторонним явлением. Это разнообразие жанров, развитие трёх родов литературы, многогранность стиля, богатство традиций - всё это обеспечивало данному сословному направлению большие возможности и перспективы. Кроме нее горожанам открывалась сама история. Именно в городе в эпоху Средневековья начали формироваться новые для феодального мира товарно-денежные отношения, которые и станут основой будущего капитального мира. Именно в недрах третьего сословия начнёт формироваться будущая буржуазия, интеллигенция. Горожане чувствуют, что будущее за ними, уверенно смотрят в завтрашний день. Поэтому в XIII в., веке интеллектуальной образованности, науки, расширения кругозора, развития городов и духовная жизнь горожан начнёт существенно меняться.15
Вывод:
В период Высокого Средневековья культура Западной Европы претерпевает упадок и начинает возрождаться. Появляются новые направления в музыке, такие как, пьесы-моралите и баллады. Развивается театр, в нем появляются декорации и костюмы. Главная особенность данного периода - драматическая направленность. Театр выходит из стен церкви на улицу. Появляются театральные подмостки, передвижные театры-балаганы, круглые площадки в виде арен. Бурно развивается литература: появляются новые жанры, такие как, героический эпос, лирическая поэзия трубадуров. Литература этого периода становиться более светской.
Глава 3. ВЕЛИКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ
3.1.Романский стиль
Первым самостоятельным,
специфически европейским художественным
стилем средневековой Европы был
романский, которым характеризуются
искусство и архитектура
Информация о работе Основные черты и особенности культуры Средневековья