Основные черты и особенности культуры Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Многие современные государства возникли именно в средние века: Англия, Испания, Польша, Франция и др.
Объект исследования данной работы - период Средневековья.
Предметом изучения - культура в эпоху Средневековья.
Цель работы - изучить особенности культуры Средневековья. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1)Дать общую характеристику средневековой культуре;
2)Рассмотреть основные этапы развития культуры Средневековья;
3)Выявить специфические черты и особенности Средневековья;

Содержание работы

Введение……………………………………………………...…………………...3
Глава 1. Раннее Средневековье………………………………………………..5
1.1.Христианское сознание………………………………………………………6
1.2.Каролингское Возрождение и «Оттоновы века»……………………………7
1.2.1.Архитектура…………………………………………………………………7
1.2.2.Изобразительное искусство. Миниатюра………………………………….8
1.3.Литература…………………………...………………………………………10
Глава 2.Высокое(классическое) Средневековье……………...……………12
2.1.Средневековые музыка и театр……………………………………………..13
2.1.1.Музыка……………………………………………………………………...13
2.1.2.Театр………………………………………………………………………..13
2.2.Литература…………………………………………………………………...17
2.2.1.Героический эпос………………………………………………………….17
2.2.2.Рыцарская поэзия………………………………………………………….19
2.2.3.Городская литература Средневековья……………………………………20
Глава 3.Великие архитектурные стили..........................................................25
3.1.Романский стиль……………………………………………………………..25
3.1.1.Живопись…………………………………………………………………...26
3.1.2.Скульптура…………………………………………………………………26
3.1.3.Архитектура………………………………………………………………..27
3.2.Готический стиль…………………………………………………………….27
3.2.1.Архитектура…………………………………………………… ………….28
3.2.2.Скульптура…………………………………………………………………29
Глава 4.Позднее Средневековье……………………………...………………31
Заключение…………………………………………………………………..….32
Список литературы………………………………………………………… …33

Файлы: 1 файл

Особенности культуры Средневековья.docx

— 57.70 Кб (Скачать файл)

Влияние позднеантичной художественной культуры в монументальной живописи проявлялось в наличии  фонов с изображением классической архитектуры, в более или менее  правильных пропорциях фигур, в их светотеневой моделировке, в естественности поз  и движений. Но вместе с тем были в ней экспрессивность, напряженность  повествования — это новые  черты, свойственные уже западноевропейскому  Средневековью.

Помимо явно антикизирующих миниатюр в эту эпоху встречаются  произведения, в которых осуществился чрезвычайно плодотворный синтез античной изобразительности и пластичности с динамичностью раннесредневекового  изобразительного мышления. Страстным  динамизмом проникнуты миниатюры знаменитой Утрехтской псалтыри, названной так  по месту ее хранения — Университетской  библиотеки в Утрехте. Сто шестьдесят пять миниатюр иллюстрируют тексты псалмов, полные метафор и сравнений. Все  в этих сценах — и маленькие  фигурки людей, животных, и очертания  холмов и деревьев — преувеличенно  подвижно, создано стремительными и  беглыми штрихами пера, но вместе с  тем уверенно и точно обрисовывающими  и строение человеческого тела, и  его жест. Здесь беспредметный  прежде динамизм персонифицируется, превращается в экспрессию человеческого образа, начинает восприниматься как излучение  духовной энергии персонажа, что  станет главной целью всего последующего средневекового искусства, вплоть до готики.

Изобразительное искусство  «оттоновской», как ее называют, эпохи  было еще более новаторским, чем  архитектура. В нем еле заметны  следы воздействия античных форм, зато вполне определились многие специфические  черты средневекового искусства. Изобразительное  искусство теперь предназначено  поучать народ, и его отличает графическая наглядность. Здесь  берет свое начало та дидактичность  средневекового церковного искусства, та его адресованность широким массам верующих, которая стала одним  из его главных признаков в  романскую и готическую эпоху. Крупнейшие рукописные мастерские эпохи Оттонов находились в Регенсбурге, Рейхенау, Кельне, Эхтернахе, Фульде. Самые роскошные и богато иллюстрированные рукописи изготовлялись в монастырских скрипториях, чаще всего Райхенау или Эхтернаха.7

 1.3.Литература

Литература раннего  средневековья больше, чем другие виды искусства, отражает влияние древнегерманской культуры. Начало германского устного  народного творчества восходит к  первым векам нашей эры. Поэзия древних  германцев была богата и разнообразна. Она была тесно связана с жизнью народа, отражала его образ жизни  и мировоззрение.

Особо распространены были героические песни, воспевающие  древнегерманский героический идеал-честь, мужество в смертельной борьбе, силу духа и верность клану ( «Песнь о молодом Зигфриде», «Песнь о гибели бургундов»).

Героические песни послужили  источниками для возникновения  знаменитой «Песни о Нибелунгах».

О событиях времен Теодориха  Великого повествует, дошедшая до наших  дней «Песнь о Хильдебранте»,810 г.

Эпос  о Беовульфе, записанный на рубеже XI в., повествует о датском короле Беовульфе и его борьбе с морским чудовищем Гренделем. Героические песни «Старшей Эдды» - памятника древнескандинавского эпоса, отражают эпоху ещё более древнюю, чем Беовульф. «Песнь о Роланде» описывает поход Карла Великого против арабов.

Таковы более известные  эпические и героические сказания раннего средневековья.

Весьма важный элемент  устного творчества-саги, сохранившие  в памяти народа действительные исторические события(«Сага о Ньяле», «Сага  об Эгиле», «Сага об Эрихе Рыжем» и др.).8

          

            Вывод:

Важнейшей особенностью Раннего Средневековья является роль христианства. Оно присутствует во всех сферах жизни и формирует менталитет человека этой эпохи. Самым грандиозным событием является Каролингское Возрождение. Проявляется большой интерес к античной культуре. Основное направление в архитектуре - христианские храмы - базилики. Вершиной архитектуры стали Пфальцы. Появляется монументальная живопись. Основные сюжеты живописи - библейские мотивы. В литературе присутствуют героические песни, эпосы, саги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ВЫСОКОЕ (КЛАССИЧЕСКОЕ) СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

 

В период классического, или высокого Средневековья, Западная Европа начала преодолевать затруднения  и возрождаться. С X века укрупнились  государственные структуры, что  позволило собирать более многочисленные армии и до некоторой степени  прекратить набеги и грабежи. Миссионеры принесли христианство в страны Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что  и эти государства вошли в  орбиту западной культуры.

Наступившая относительная  стабильность обеспечила возможность  быстрого подъема городов и экономики. Жизнь стала меняться к лучшему, в городах расцветала своя культура и духовная жизнь. Большую роль в  этом играла церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию.

Экономический и социальный взлет после 1000 г. начался со строительства. Как говорили современники: «Европа  покрылась новым белым платьем  церквей». На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а позже  блестящее готическое искусство, причем развивалась не только архитектура  и литература, но и другие виды искусства - живопись, театр, музыка, скульптура.

В это время окончательно сложились феодальные отношения, уже  завершился процесс становления  личности (XII в.). Существенно расширился кругозор европейцев благодаря ряду обстоятельств (это эпоха крестовых  походов за пределы Западной Европы: знакомство с жизнью мусульман, Востока, с более высоким уровнем развития). Эти новые впечатления обогатили  европейцев, расширился их кругозор и  в результате путешествий купцов (Марко Поло путешествовал в Китай  и по возвращении написал книгу, знакомя с китайской жизнью, традициями). Расширение кругозора ведет к  формированию нового мировосприятия. Благодаря новым знакомствам, впечатлениям люди начали понимать, что земная жизнь  не бесцельна, обладает большой значимостью, мир природы богат, интересен, не создает ничего плохого, он божественен, достоин изучения. Поэтому начали развиваться науки.

 2.1.Средневековая музыка и театр

 2.1.1.Музыка

Средневековая музыка носит  преимущественно духовный характер и является необходимым составным  элементом католической мессы. Вместе с тем, уже в раннем Средневековье  начинает формироваться светская музыка.

Первой важнейшей  формой музыки были песни трубадуров на провансальском языке. Первой важнейшей  формой музыки были песни трубадуров на провансальском языке. Начиная с  ХI века песни трубадуров более 20 лет сохраняют влияние во многих других странах, особенно на севере Франции. Вершина искусства трубадуров была достигнута около 1200 г. Бернардом де Вентадорном, Жиро де Борнелем, Фольке де Марселем. Бернард знаменит своими тремя текстами о неразделенной любви. Некоторые из стихотворных форм предвосхищающих балладу ХIV  века с ее тремя стансами из 7 или 8 строк. Другие рассказывают о крестоносцах или обсуждают какие-то любовные пустяки. Пасторали в многочисленных строфах передают банальные истории о рыцарях и пастушках. Танцевальные песни, такие, как рондо и вирелай, тоже находятся в их репертуаре. Вся эта монофоническая музыка могла иногда иметь аккомпанемент на струнном или духовом инструменте. Так было до ХIV века, пока светская музыка не стала полифонической.9

            2.1.2.Театр

По иронии истории, театр  в форме литургической драмы  был возрожден в Европе Римской  католической церковью. Когда церковь  искала пути расширения своего влияния, она часто приспосабливала языческие  и народные праздники, многие из которых  содержали театрализованные элементы. В Х веке многие церковные праздники  обеспечивали возможность драматизации: вообще говоря, и сама месса является не более чем драмой. Определенные праздники были знамениты своей театральностью, как, например, шествие к церкви в вербное воскресенье. Антифонные или вопросно-ответные, песнопения, мессы и канонические хоралы представляют собой диалоги. В IХ веке антифонные перезвоны, известные как тропы, были включены в комплекс музыкальных элементов мессы. Трехголосные тропы (диалог между тремя Мариями и ангелами у могилы Христа) неизвестного автора примерно с 925 г. считаются источником литургической драмы. В 970 году появилась запись инструкции или руководства к этой небольшой драме, включающая элементы костюма и жестов.10

1.Религиозная драма и чудесные пьесы

В течение последующих  двухсот лет литургическая драма  медленно развивалась, вбирая в себя различные библейские истории, разыгрывавшиеся  священниками или мальчиками из хора. Поначалу в качестве костюмов и декораций  использовались церковные облачения  и существующие архитектурные детали церквей, однако вскоре были изобретены более церемонные детали оформления. По мере развития литургической драмы, в ней последовательно представлялись многие библейские темы, как правило, изображавшие сцены от сотворения мира до распятия Христа. Эти пьесы назывались различно - пассионы (Страсти), миракли (Чудеса), святые пьесы. Соответствующие  декорации поднимались вокруг церковного нефа, обычно с небесами в алтаре и с Адской пастью - искусно сделанной  головой монстра с разинутой  пастью, олицетворявшей вход в ад - на противоположном конце нефа. Поэтому  все сцены пьесы могли быть представлены одновременно, причем участники  действа передвигались по церкви с одного места на другое в зависимости  от сцен.

Пьесы, очевидно, состоялись из эпизодов, охватывающих тысячелетние периоды, переносили действие в самые  различные места и представляли обстановку и дух различных времен, а также аллегории. В отличие  от греческой античной трагедии, которая  четко фокусировалась на создании предпосылок и условий для катарсиса, средневековая драма далеко не всегда показывала конфликты и напряжение. Ее целью была драматизация спасения рода человеческого.

Хотя церковь поддерживала раннюю литургическую драму в  ее дидактическом качестве, развлекательность  и зрелищность усиливались и  начинали преобладать, и церковь  начала выражать в адрес драмы  подозрительность. Не желая терять полезных для себя эффектов театра, церковь пошла на компромисс, вынеся драматические представления из стен самих церковных храмов. То же самое вещественное оформление стало  воссоздаваться на рыночных площадях городов. Сохраняя свое религиозное  содержание и направленность, драма  стала гораздо более светской по своему постановочному характеру.

         2.Светская драма

В XIV веке театральные  постановки связывались с праздником Тела Христова и развивались в  циклы, включавшие до 40 пьес. Некоторые  ученые считают, что эти циклы  развивались самостоятельно, хотя и  одновременно с литургической драмой. Они представлялись для общины в  течение целого четырех - пятилетнего  периода. Каждая постановка могла длиться  один или два дня и ставилась  один раз в месяц. Постановка каждой пьесы финансировалась каким-либо цехом или торговой гильдией, причем, обычно старались как то связать  специализацию цеха с предметом  пьесы - например, цех кораблестроителей  мог ставить пьесу о Ное. Поскольку  исполнителями были часто неграмотные  любители, анонимные авторы пьес стремились писать легко запоминающимися примитивными стихами. В соответствии со Средневековым  мировоззрением, историческая точность зачастую игнорировалась, и далеко не всегда соблюдалась логика причинно-следственных связей.

Реализм использовался  в постановках избирательно. Пьесы  Полны анахронизмов, ссылок на чисто  местные и известные лишь современникам  обстоятельства; реалиям времени  и места уделялось лишь минимальное  внимание. Костюмы, обстановка и утварь были сплошь современными (средневековыми европейскими). Что-то могло изображаться сверхточно - сохранились сообщения о том, как актеры едва не умирали вследствие слишком реалистического исполнения распятия, или повешения, и об актерах, которые, играя дьявола, буквально сгорали. С другой стороны, эпизод с отступлением вод Красного моря мог обозначаться простым набрасыванием красной ткани на египтян-преследователей в знак того, что море поглотило их.

Свободная смесь реального  и символического не препятствовала средневековому восприятию. Зрелища  и народные пьесы ставились повсюду, где только возможно, и адская пасть  обычно была излюбленным объектом приложения сил для мастеров механических чудес  и пиротехников. Несмотря на религиозное  содержание циклов, они все более  и более становились развлечениями. Использовались три основных формы  постановок. В Англии самыми обычными были карнавальные повозки. Прежние  церковные декорации сменились  тщательно разработанными передвижными сценами, такими, например, как маленькие  современные суда, которые перемещались в городе с места на место. Зрители  собирались в каждом таком месте: исполнители работали на площадках  повозок, или на подмостках, построенных  на улицах. В Испании делали также. Во Франции применялись синхронные постановки - различные декорации  поднимались одна за другой по сторонам длинного, приподнятого помоста перед  собравшимися зрителями. А в Англии, пьесы иногда ставились «вкруговую» - на круглой площадке, с декорациями, размещавшимися по окружности арены  и зрителями, сидящими или стоящими между декорацией.11

        3.Пьесы-моралите

В тот же самый период появились народные пьесы, светские фарсы и пасторали большей  частью анонимных авторов, которые  упорно сохраняли характер мирских  развлечений. Все это влияло на эволюцию пьес-моралите в XV веке. Хотя и написанные на темы христианского богословия с  соответствующими персонажами, моралите не были похожи на циклы, поскольку не представляли эпизоды из Библии. Они были аллегорическими, самодостаточными  драмами и исполняли их профессионалы, такие, как менестрели или жонглеры. Пьесы, такие, как «Человек» («Everyman»), обычно трактовали жизненный путь индивида. В числе аллегорических персонажей были такие фигуры, как Смерть, Обжорство, Добрые Дела и другие пороки и добродетели.

Эти пьесы местами  трудны и скучны для современного восприятия: рифмы стихов повторяются, носят характер импровизации, пьесы  в два-три раза длиннее драм Шекспира, а мораль объявляется прямолинейно и назидательно. Однако исполнители, вставляя в представления музыку и действие и используя комические возможности многочисленных персонажей пороков и демонов, создали форму  народной драмы.12

2.2.Литература

Особенности литературы этой поры:

1) Соотношение между  церковной и светской литературой  решительно изменяется в пользу  светской. Формируются и процветают  новые сословные направления:  рыцарская и городская литература.

2) Расширилась сфера  литературного употребления народных  языков: в городской литературе  предпочитают народный язык, даже  церковная литература обращается  к народным языкам.

Информация о работе Основные черты и особенности культуры Средневековья