Основные достижения культуры Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:28, доклад

Описание работы

Каждая из культурных эпох тесно связана с социально-политическими, экономическими и другими особенностями данного исторического периода и представляет собой определённый этап развития культуры. Таких культурных эпох в истории Китая несколько. История и культура древнего Китая охватывает период от II в. до н.э. – до III в. н.э. В эту эпоху входит культура Китая периода династии Шан (Инь) и династии Чжоу, а также культура империи Цинь и Хань. Культура Китая III –IX вв. охватывает два исторических периода: период Южных и Северных династий и период объединения Китая и создания танского государства. Культура Китая X –XIV вв. включает в себя период пяти династий и образования империи Сун, а также период монгольских завоеваний и правления династии Юань. Культура Китая XV – XIX вв. – это культура периода династии Мин, а также период завоевания Китая маньчжурами и правления маньчжурской династии Цин.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................3
ПИСЬМЕННОСТЬ................................................................................…3
ВЫДАЮЩИЕСЯ ПИСАТЕЛИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.........................3
РЕЛИГИОЗНО – ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ:
КУЛЬТЫ..............................................................................4
КОНФУЦИАНСТВО.........................................................5
ЛЕГИЗМ..............................................................................5
КОНФУЦИАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И
ОБРАЗОВАНИЕ.................................................................6
КОНФУЦИАНСТВО – РЕГУЛЯТОР
ЖИЗНИ КИТАЯ...............................................................7
6. ДАОСИЗМ И БУДДИЗМ..........................................................7
НЕОКОНФУЦИАНСТВО................................................8
СЕКСТАНСТВО.................................................................9
V. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА:
ПЕРИОД ДИНАСТИИ ШАН (ИНЬ)...........................9
ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЧЖОУ.....................................10
ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЦИНЬ И ХАНЬ....................11
ПЕРИОД ЮЖНОЙ И СЕВЕРНОЙ ДИНАСТИИ....11
ПЕРИОД ГОСПОДСТВА ТАН....................................12
ПЕРИОД ДИНАСТИИ СУН.........................................12
ПЕРИОД ДИНАСТИИ МИН........................................13
ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЦИН.........................................14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................15
VI. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА................................

Файлы: 1 файл

Долад по Культурологии.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Южно-Сахалинский Институт Экономики  Права и Информатики

ДОКЛАД

 

По  дисциплине: “Культурология”

 

На тему: «Основные достижения культуры Древнего Китая».

 

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса

Группы ЭП-11

SQWELL

Преподаватель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Южно-Сахалинск.

2004 год.

ПЛАН

 

 

  1. ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................3
  2. ПИСЬМЕННОСТЬ................................................................................…3
  3. ВЫДАЮЩИЕСЯ  ПИСАТЕЛИ  ДРЕВНЕГО  КИТАЯ.........................3
  4. РЕЛИГИОЗНО – ФИЛОСОФСКИЕ  ВЗГЛЯДЫ:
    1. КУЛЬТЫ..............................................................................4
    1. КОНФУЦИАНСТВО.........................................................5
    2. ЛЕГИЗМ..............................................................................5
    3. КОНФУЦИАНСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ  И 

ОБРАЗОВАНИЕ.................................................................6

    1. КОНФУЦИАНСТВО – РЕГУЛЯТОР

ЖИЗНИ   КИТАЯ...............................................................7

                       6.   ДАОСИЗМ   И  БУДДИЗМ..........................................................7

    1. НЕОКОНФУЦИАНСТВО................................................8
    2. СЕКСТАНСТВО.................................................................9

V.       МАТЕРИАЛЬНАЯ   КУЛЬТУРА:

      1. ПЕРИОД  ДИНАСТИИ  ШАН (ИНЬ)...........................9
      2. ПЕРИОД  ДИНАСТИИ  ЧЖОУ.....................................10
      3. ПЕРИОД  ДИНАСТИИ  ЦИНЬ  И  ХАНЬ....................11
      4. ПЕРИОД  ЮЖНОЙ  И  СЕВЕРНОЙ  ДИНАСТИИ....11
      5. ПЕРИОД  ГОСПОДСТВА  ТАН....................................12
      6. ПЕРИОД  ДИНАСТИИ  СУН.........................................12
      7. ПЕРИОД  ДИНАСТИИ  МИН........................................13
      8. ПЕРИОД  ДИНАСТИИ  ЦИН.........................................14
  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................15

VI.       ИСПОЛЬЗУЕМАЯ   ЛИТЕРАТУРА...........................................................16

 

 

 

Введение.

         Культура  Китая  восходит  к  очень  глубокой  древности и отличается  не  только  богатством  своих  материальных  и  духовных  ценностей, но  и  огромной  жизнестойкостью. Несмотря  на  бесчисленные  войны, мятежи, разрушения, производимые  завоевателями  страны, культура  Китая  не  только  не  ослабевала, а  наоборот, всегда  побеждала  культуру  завоевателей.

        В  течение   всей  истории  китайская культура  не  утрачивала  своей  активности, сохраняя  монолитность. Каждая  из  культурных  эпох  оставляла  для  потомков  неповторимые  по  красоте, самобытности  и  разнообразию  ценности. Произведения  зодчества, скульптуры, живописи  и  ремёсел  представляют  собой  бесценные  памятники  культурного  наследия  Китая.

 Каждая  из  культурных  эпох  тесно  связана  с  социально-политическими, экономическими  и  другими   особенностями  данного  исторического  периода  и  представляет  собой  определённый  этап  развития  культуры. Таких  культурных  эпох  в  истории  Китая  несколько. История  и  культура  древнего  Китая  охватывает период  от  II  в. до  н.э. – до III в. н.э. В эту эпоху входит  культура  Китая периода династии  Шан (Инь)  и династии  Чжоу, а также культура  империи Цинь  и Хань. Культура  Китая III –IX вв.  охватывает  два исторических  периода: период Южных и Северных  династий  и период  объединения Китая  и  создания  танского  государства. Культура  Китая  X –XIV вв. включает  в себя  период  пяти  династий  и образования империи Сун, а также период  монгольских завоеваний  и правления династии  Юань. Культура  Китая  XV – XIX вв. – это культура  периода династии  Мин, а  также  период  завоевания  Китая  маньчжурами  и  правления  маньчжурской  династии  Цин. 

         Обилие  и  разнообразие  керамических  изделий – от  бытовой  посуды  до  жертвенных  сосудов – и  их  техническое  совершенство  свидетельствуют, что  культура  этого  периода  стояла, несомненно, выше  яншанской. К  этому  времени  относятся  и  первые  гадальные   кости, на  которых  имеются  знаки, нанесённые  с  помощью  сверления.

 

Письменность.

         Изобретение   письменности  является  важнейшим   признаком  того, что  общество  вышло  из  периода  варварства  и  вступило  в  эпоху  цивилизации.  Древнейшие  китайские  надписи  дают  возможность  проследить  процесс  возникновения  и  первоначальное  развитие  иероглифической   письменности.


       Развитию  письменности  содействовал  переход  от  письма  на  узких  бамбуковых  дощечках  к  письму  на  шелке, а  затем  и  на  бумаге, впервые  в  мире  изобретённой  китайцами  на  рубеже  нашей  эры, - с  этого  момента  писчий  материал  перестал  лимитировать  объём  письменных  текстов. В  конце  I  века  до  н.э.  была  изобретена  тушь.

      Для  передачи  всего  богатства  китайского  языка  применялись  знаки (иероглифы), фиксирующие  те  или  иные  единицы  языка. Подавляющее  большинство  знаков  представляло  собой  идеограммы – изображения  предметов  или  сочетания  изображений, передающих  более  сложные  понятия. Но  число  применявшихся  иероглифов  было  недостаточно. В китайском  письме  каждое  односложное  слово  должно  было  выражаться  отдельным  иероглифом,  и  даже  многочисленные  омофоны - сходно  звучащие  слова-однослоги - в  зависимости  от  их  смысла  изображаются  разными  иероглифами. Теперь  число  знаков  было  пополнено, с  тем,  чтобы  учесть  и  более  редкие  понятия, и  доведено  до  18 тыс., знаки  были  строго  классифицированы. Начали  составляться  словари.

       Так  были  заложены  предпосылки  для   создания  обширной  письменной  литературы, включающей  не  только  поэзию  и  афоризмы, рассчитанные  и  на  устное  запоминание, но  и  художественную  прозу, прежде  всего  историческую.

 

ВЫДАЮЩИЕСЯ  ПИСАТЕЛИ  ДРЕВНЕГО  КИТАЯ

       Самым  выдающимся  историком-писателем  был  Сыма  Цянь ( около  145 - 86 гг. до  н.э.) Его  личные  взгляды, сочувствовавшие даосским  настроениям, расходились  с  ортодоксальными  конфуцианскими, что  не  могло  не  отразиться  на  его  труде. По-видимому, за  это  инакомыслие  историк  попал  в  опалу. В  98  г.  до  н.э.  по  обвинению  в  сочувствии  к  полководцу, оклеветанному  перед  императором  Уди, Сыма  Цянь  был  приговорён  к  позорной  каре -  кастрированию; реабилитированный  позднее, он  нашёл  силы  возвратиться  на  служебное  поприще  с  одной  целью -  завершить  труд  своей  жизни. В  91 г. до  н.э. он  закончил  своё  замечательное  произведение   “Исторические  записки” (“Ши  цзи” ) - сводную  историю  Китая, включавшую  также  описание  соседних  народов  от  древнейших  времён. Труд  его повлиял не  только  на  всю последующую китайскую  историографию,  но  и  на  общее  развитие  литературы

       В  Китае   творило  много  поэтов  и   писателей  в  разных  жанрах. В  элегическом  жанре - поэт  Сун  Юй ( 290 - 223 гг. до  н.э. ). Лирика  поэта Цюй Юаня ( 340 -278 гг. до  н.э. )  славится  своей изысканностью  и  глубиной. Ханьским  историком  Бань  Гу ( 32 -92 гг. ) в  этом  жанре  создан  труд  “ История  династии  Хань” и  многие  другие.

 

КУЛЬТЫ

       Сохранившиеся  литературные  источники, по  большей  части  произведения  так  называемой  классической  литературы  древнего  Китая, позволяют  проследить  процесс  возникновения  и  развития  китайской  религии,  философии,  права  и  возникновение  очень  древних  социально-политических  систем. Этот  процесс  мы  можем  наблюдать  на  протяжении  целого  тысячелетия.

       Китайская   религия,  так  же  как   и  религиозные  воззрения   всех  народов  древности, восходит  к  фетишизму, к  другим  формам  культа  природы, культа  предков  и  тотемизма,  тесно  связанного  с  магией.

       Специфика   религиозной  структуры  и   психологических  особенностей  мышления  всей  духовной  ориентации  в  Китае  видна  во  многом.

       В  Китае   тоже  есть  высшее  божественное  начало - Небо. Но  китайское  Небо - это  не  Яхве,  не  Иисус, не  Аллах, не  Брахман  и  не  Будда. Это  высшая  верховная  всеобщность, абстрактная  и  холодная,  строгая  и  безразличная  к  человеку. Её  нельзя  любить, с  ней  нельзя  слиться, ей  невозможно  подражать, как и нет смысла  ею  восхищаться. Но  в системе  китайской   религиозно-философской  мысли  существует,  кроме  Неба, и Будда (представление  о  нём  проникло  в  Китай  вместе  с  буддизмом  из  Индии  в  начале  нашей  эры), и  Дао (основная  категория  религиозного  и  философского  даосизма). Причём  Дао  в  его  даосской  трактовке (существует  и  иная  трактовка, конфуцианская, воспринимавшая  Дао  в  виде  Великого  Пути  Истины  и  Добродетели) близко  к  индийскому  Брахману.  Однако  именно  Небо,  всегда  было  центральной категорией  верховной  всеобщности  в  Китае.

       Специфике   религиозной  структуры  Китая   свойствен  и  ещё  один  существующий  для  характеристики  всей  китайской  цивилизации  момент - незначительная  и  социально  не  существующая  роль  духовенства, жречество.    

       Все  эти   и  многие  другие  важнейшие   особенности  религиозной   структуры  Китая  были  заложены  в  глубокой  древности, начиная  с  эпохи  Шан-Инь. У иньцев  был  немалый  пантеон  богов  и  духов,  который  они  почитали  и  которому  приносили  жертвы, чаще  всего  кровавые, в  том  числе  человеческие. Но  с  течением  времени  на  передний  план  среди  этих  богов  и  духов  всё  более  отчётливо  выходил  Шанди, верховное  божество  и  легендарный  родоначальник  иньцев, их предок - -тотем. Шанди  воспринимался  как  первопредок, заботившийся  о  благосостоянии  своего  народа.

       Смещение  в   культе  Шанди  акцента  в   сторону  его  функций   первопредка  сыграло  в  истории  Китайской  цивилизации  огромную  роль: именно  оно  логически  привело  к  ослаблению  религиозного  начала  и  к  усилению  начала  рационального, проявившегося  в  гипертрофировании  культа  предков, ставшего  затем  основой  основ  религиозной  системы  Китая.

      У  Чжоусцев  было такое  религиозное   представление, как  почитание   Неба.  С  течением  времени  культ  Неба  в  Чжоу  окончательно  вытеснил  Шанди  в  главной  функции  верховного  божества. При  этом  на  Небо  перешло  представление  о  прямой  генетической  связи  божественных  сил  с  правителем: чжоуский  ван  стал  считаться  сыном  Неба, и  этот  титул  сохранился  за  правителем  Китая  до  XX  века. Начиная  с  эпохи  Чжоу  Небо  в  его  основной  функции  верховного  контролирующего  и  регулирующего  начала  стало  главным  всекитайским  божеством, причём  культу  этого  божества  был  придан  не  только  сакрально-теистический, сколько  морально-этический  акцент. Считалось, что  великое  Небо  карает  недостойных  и  вознаграждает  добродетельных.

       Культ  Неба  стал  главным  в  Китае,  а  полное  его  отправление  - прерогативой  лишь  самого  правителя, сына  Неба. Отправление  этого  культа  не  сопровождалось  мистическим  трепетом  или  кровавыми  человеческими жертвами.

       Также  существует  в  Китае  культ  умерших   предков, культ  Земли, тесно   связанный  с  магией  и  ритуальной  символикой, с  колдовством  и  шаманством.

       Все  отмеченные  системы  верования  и   культов  в  древнем  Китае сыграли огромную  роль  в  становлении  основной  традиционной  китайской  цивилизации: не  мистика  и  метафизические  абстракции, но  строгий  рационализм  и  конкретная  государственная  польза; не  эмоциональный  накал  страстей  и  личная  связь  индивида  с  божеством,  но  разум  и  умеренность, отказ  от  личностного  в  пользу  общественного; не  духовенство,  направляющее  эмоции  верующих  в  русло, возвеличивающее  бога  и  усиливающее  значение  религии, но  жрецы-чиновники, исполняющие  свои  административные  функции, частью  которых  были  регулярные  религиозные  отправления. Все  эти  специфические  особенности, складывавшиеся  в  иньско-чжоуской  китайской  системе  ценностей  за  тысячелетие, предшествовавшие  эпохе  Конфуция,  подготовили  страну  к  восприятию  тех  принципов  и  норм  жизни, которые  навсегда  вошли  в  историю  под  наименованием  конфуцианства.

 

КОНФУЦИАНСТВО

       Конфуций (Кун-цзы, 551-479  до  н.э.) родился  и   жил  в  эпоху  больших   социалистических  и политических  потрясений,  когда чжоуский  Китай находился в состоянии тяжёлого  внутреннего  кризиса. Высокоморальный  Цзюнь-цзы, сконструированный  философом  в  качестве  модели, эталона  для  подражания,  должно  было  обладать  двумя  важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством  долга. Конфуций  разработал  и  ряд  других  понятий, включая  верность  и  искренность (чжен), благопристойность  и  соблюдение  церемоний  и  обрядов (ли). Следование  всем  этим  принципам  будет обязанностью  благородного  Цзюнь-цзы. “Благородный  человек”  Конфуция - это  умозрительный  социальный  идеал, назидательный  комплекс  добродетелей. Конфуций  сформулировал  основы  того  социального  идеала,  который  хотел  бы  видеть  в  Поднебесной: «Пусть  отец  будет  отцом, сын - сыном, государь - государем, чиновник – чиновником», то  есть  пусть  всё  в  этом  мире  хаоса  и  сумятиц  станет  на  свои  места, все  будут  знать  свои  права  и  обязанности  и  делать  то, что  им  положено. И  общество  должно  состоять  из  тех, кто  думает  и  управляет - верхов, и  тех, кто  трудится  и  повинуется - низов.  Такой  социальный  порядок  Конфуций  и  второй  основоположник  конфуцианства  Мэн-цзы (372 - 289  до  н.э. ) считали  вечным  и  неизменным, идущим  от  мудрецов  легендарной древности.

Информация о работе Основные достижения культуры Древнего Китая