Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:28, доклад
Каждая из культурных эпох тесно связана с социально-политическими, экономическими и другими особенностями данного исторического периода и представляет собой определённый этап развития культуры. Таких культурных эпох в истории Китая несколько. История и культура древнего Китая охватывает период от II в. до н.э. – до III в. н.э. В эту эпоху входит культура Китая периода династии Шан (Инь) и династии Чжоу, а также культура империи Цинь и Хань. Культура Китая III –IX вв. охватывает два исторических периода: период Южных и Северных династий и период объединения Китая и создания танского государства. Культура Китая X –XIV вв. включает в себя период пяти династий и образования империи Сун, а также период монгольских завоеваний и правления династии Юань. Культура Китая XV – XIX вв. – это культура периода династии Мин, а также период завоевания Китая маньчжурами и правления маньчжурской династии Цин.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................3
ПИСЬМЕННОСТЬ................................................................................…3
ВЫДАЮЩИЕСЯ ПИСАТЕЛИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.........................3
РЕЛИГИОЗНО – ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ:
КУЛЬТЫ..............................................................................4
КОНФУЦИАНСТВО.........................................................5
ЛЕГИЗМ..............................................................................5
КОНФУЦИАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И
ОБРАЗОВАНИЕ.................................................................6
КОНФУЦИАНСТВО – РЕГУЛЯТОР
ЖИЗНИ КИТАЯ...............................................................7
6. ДАОСИЗМ И БУДДИЗМ..........................................................7
НЕОКОНФУЦИАНСТВО................................................8
СЕКСТАНСТВО.................................................................9
V. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА:
ПЕРИОД ДИНАСТИИ ШАН (ИНЬ)...........................9
ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЧЖОУ.....................................10
ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЦИНЬ И ХАНЬ....................11
ПЕРИОД ЮЖНОЙ И СЕВЕРНОЙ ДИНАСТИИ....11
ПЕРИОД ГОСПОДСТВА ТАН....................................12
ПЕРИОД ДИНАСТИИ СУН.........................................12
ПЕРИОД ДИНАСТИИ МИН........................................13
ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЦИН.........................................14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................15
VI. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА................................
Ярким своеобразным последователем Ван Ян-мина был философ и писатель Ли Чжи (1527 – 1602 гг.). Ли Чжи акцентировал внимание на индивидуальном предназначении человека и поиске им своего Пути. Центральным понятием философии Ли Чжи было тун синь (детское сердце), некоторый аналог лянчжи Ван Ян-мина. Ли чжи резко расходился с Ван Ян-мином в оценке конфуцианской концепции человеческих отношений, полагая, что в их основе лежат насущные человеческие потребности, без удовлетворения которых никакой морализм не имеет смысла.
Так, в результате сложного процесса синтеза религий, норм этики в позднесредневековом Китае возникла новая комплексная система религиозных представлений, был сформирован гигантский и постоянно обновлявшийся сводный пантеон божеств, духов, бессмертных, патронов – покровителей и т.п.
СЕКСТАНСТВО
Всякое религиозное движение, представляющее собой проявление человеческих чаяний, социальных перемен и надежд на благой результат с верой в высшую предопределённость такого развития событий, всегда тесно взаимосвязаны с конкретными социально-политическими, культурными и прочими особенностями региона или страны в целом. Особую роль в религиозном движении в Китае играли народные секстанские верования, доктринальные принципы, ритуальные и организационно-практические формы которых наиболее полно сформировались к XVII веку. Религиозная активность сект всегда была достаточно широкой и многообразной, сохраняя при этом подчинённость основным целям и ценностям вероучения.
ПЕРИОД ДИНАСТИИ ШАН (ИНЬ)
В течение всей истории китайской культуры каждая из существующих эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности.
Многие черты материальной культуры шан-иньского периода указывают на её генетические связи с неолитическими племенами, населявшими бассейн Хуанхэ в III в. до н.э. Немалое сходство мы наблюдаем в керамике, характере земледелия и применения сельскохозяйственных орудий. Однако по крайней мере три важнейших достижения присущи периоду Шан-Инь: употребление бронзы, возникновение городов и появление письменности.
Шанское общество находилось на грани медно-каменного и бронзового веков. В так называемом Иньском Китае происходит общественное разделение труда на земледельцев и специализированных ремесленников. Шанцы возделывали зерновые культуры, выращивали садово-огороднические культуры, тутовые деревья для разведения шелкопряда. Скотоводство также играло значительную роль в жизни иньцев. Самым главным ремесленным производством было бронзолитейное. Существовали довольно крупные ремесленные мастерские, где из бронзы изготовляли всю ритуальную утварь, предметы вооружения, детали колесниц и т.д.
В период династии Шан (Инь) получило развитие монументальное строительство и, в частности, градостроительство. Города (размером примерно в 6 кв.км) строились по определённому плану, с монументальными зданиями дворцово-храмового типа, с ремесленными кварталами, бронзолитейными мастерскими.
Эпоха Шан-Инь была сравнительно недолгой. На место иньской конфедерации городов-общин встало раннегосударственное объединение в пределах нижнего и среднего течения Хуанхэ – Западное Чжоу и культура пополняется новыми отраслями.
Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас в надписях на бронзовых сосудах XI – VI вв.до н.э. Рифмованные тексты этого времени имеют определённое сходство с песнями. В них был закреплён исторический, нравственный, эстетический, религиозный и художественный опыт, приобретённый за тысячелетия предшествующего развития.
Историческая проза этого периода представляет собой надписи на ритуальных сосудах, которые рассказывают о передаче земель, военных походах, наградах за победу и верную службу и т.д. приблизительно с VIII в. до н.э. при дворах ванов ведётся регистрация событий, посланий и создаётся архив. К V в. до н.э. из кратких записей о событиях в разных царствах составляются своды, один из которых – летопись Лу, дошёл до нас в составе конфуцианского канона.
Кроме повествований, описывающих те или иные события, конфуцианцы зафиксировали в своих трудах и знания в области общественной жизни, однако потребности повседневной жизни вызвали появление зачатков целого ряда наук и их дальнейшее развитие.
Необходимость счёта времени, и составление календаря явились причиной развития астрономических знаний. В этот период вводится должность летописцев-историографов, в обязанности которых входило занятие астрономией и календарным вычислением.
С расширением территории Китая росли познания и в области географии. В результате экономических и культурных контактов с иными народностями и племенами, было накоплено много сведений и преданий, относительно их географического месторасположения, быта, специфических продуктов, производимых там, местных мифов и т.д.
ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЧЖОУ
В период династии Чжоу медицина отделяется от шаманства и знахарства. Знаменитый китайский врач Бянь Цяо описал анатомию, физиологию, патологию и терапию. Он - один из первых врачей, кто производил операции под наркозом, используя для этого специальный напиток.
В области военной науки значительный вклад был внесён китайским теоретиком и полководцем Сунь – цзы (VI – V вв. до н.э.). ему приписывают авторство трактата о военном искусстве, где показана взаимосвязь войны и политики, указаны факторы, влияющие на победу в войне, рассматриваются стратегия и тактика ведения боевых действий.
Среди многочисленных
научных направлений
Период династии Чжоу ознаменован появлением многих памятников искусства древнего Китая. Вслед за переходом к железным орудиям, изменилась техника земледелия, вошли в обращение монеты, улучшилась техника ирригационных сооружений и градостроительства.
Следом за крупными сдвигами в хозяйственной жизни, развитием ремёсел, произошли заметные перемены в художественном сознании, возникли новые виды искусства. На протяжении всего периода Чжоу активно развивались принципы градостроительства с чёткой планировкой городов, обнесённых высокой глинобитной стеной и разделённых прямыми, пересекающимися с севера на юг и с запада на восток улицами, разграничивающими торговые, жилые и дворцовые кварталы.
Значительное место в этот период занимает прикладное искусство. Широкое распространение получают бронзовые зеркала, инкрустированные серебром и золотом. Бронзовые сосуды отличаются нарядностью и богатством орнамента. Они стали более тонкостенными, а украшались инкрустацией драгоценными камнями и цветными металлами. Появились художественные изделия бытового назначения: изысканные подносы и посуда, мебель и музыкальные инструменты.
К периоду Чжаньго принадлежит первая картина на шёлке. В родовых храмах наличествовали настенные фрески, изображавшие небо, землю, горы, реки, божеств и чудовищ.
Одной из примечательных черт традиционной цивилизации древнекитайской империи становится культ образования и грамотности. Было положено начало официальной системе образования.
В начале II века появляется первый толковый словарь, а позднее специальный этимологический словарь.
Значительными были и научные достижения в Китае этой эпохи. Составленный во II в. до н.э. трактат содержит сжатое изложение основных положений математических знаний. В этом трактате зафиксированы правила действий с дробями, пропорции и прогрессии, применение подобия прямоугольных треугольников, решение системы линейных уравнений и многое другое. Особых успехов добилась астрономическая наука. Так, например, текст, датируемый 168 г. до н.э., указывает движение пяти планет. В I в. н.э. был создан глобус, воспроизводивший движения небесных тел, а так же прототип сейсмографа. Важным достижением этого периода является изобретение прибора, названного «указателем юга», который применялся как мореходный компас.
Ярким примером соединения теории и практики является история китайской медицины. Лекари применяли большое число препаратов из трав и минералов. Лекарства нередко включали в себя до десяти и более ингредиентов, а их применение очень строго дозировалось.
ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЦИНЬ И ХАНЬ
Ханьский период был своего рода кульминацией культурных достижений Древнего Китая. На основе вековых астрономических наблюдений был усовершенствован лунно-солнечный календарь. В 28 г. до н.э. ханьские астрономы впервые отметили существование солнечных пятен. Достижением мирового значения в области физических знаний явилось изобретение компаса в виде квадратной железной пластины со свободно вращающейся на ее поверхности магнитной «ложкой», ручка которой неизменно указывала на Юг. Ученый Чжан Хэн (78-139 гг. н.э.) первый в мире сконструировал прототип сейсмографа, соорудил небесный глобус, описал 2500 звезд, включил их в 320 созвездий. Им была разработана теория Земли и безграничной Вселенной во времени и пространстве. Ханьские математики знали десятичные дроби, впервые в истории изобрели отрицательные числа, уточнили значение числа П. Медицинский каталог 1 в. перечисляет 35 трактатов по разным болезням. Чжан Чжуецзын (150-219 гг.) разработал методы пульсовой диагностики и лечения эпидемиологических заболеваний.
ПЕРИОД ЮЖНОЙ И СЕВЕРНОЙ ДИНАСТИИ
В период Южных и Северных династий ведётся активное строительство новых городов. С III по VI вв. в Китае построено более 400 новых городов. Впервые стала применяться симметричная планировка городской застройки. Создаются грандиозные храмовые ансамбли, скальные монастыри, башни – пагоды. Используются как дерево, так и кирпич.
К V веку появились статуи в виде огромных фигур. В грандиозных статуях мы видим динамику тел и мимику лиц.
В V – VI вв. среди разнообразных художественных изделий значительное место занимает керамика, которые по своему составу становятся очень близки к фарфору. В этот период получает широкое распространение покрытие керамических сосудов глазурью бледно-зелёного и оливкового цвета.
Картины IV –VI вв. приобретают форму вертикальных и горизонтальных свитков. Они писались тушью и минеральными красками на шелковых полотнищах и сопровождались каллиграфическими надписями.
Литературное творчество III – IV вв. переживало бурный подъём. Можно встретить придворную литературу, насыщенную фольклором; устную поэтическую, которая в своей основе почти всегда имела реальные события. К этому периоду относится развитие нового поэтического жанра «ши» - стихов песенного типа, в основе которых лежат народные мелодии. Распространение имеют клериканская, конфуцианская житийная и буддийская литература.
Период объединения Китая и создания Танского государства характеризуется мощным пафосом созидания. Небывалый размах строительных работ был присущ градоустройству.
Столицы превращаются в крупнейшие ремесленные, торговые и культурные центры, где основное ядро составляли кварталы грандиозного дворцового комплекса, состоявшего из Императорского города и Запретного города. Из сохранившихся до наших дней остатков дворцов видно, что в архитектуре того времени наблюдалась тяга к монументальным формам и дворцы стали многоэтажными. Появились террасы, галереи и мосты, которые связывали здание с парками. Черепичные крыши всё чаще становятся двухъярусными. Прекрасным дополнением являются монастырские сооружения, которые приобретают особую парадность.
Объединение страны, её подъём, а также могущество буддийской церкви способствовали расцвету китайской пластики. В скульптурных изображениях появляется большая плавность форм и одухотворённость образов, трёхмерность изображения.
Расцвет творческих сил народа особенно ярко проявился в живописи танского периода. В её произведениях ярко проявилась любовь к своей стране и её богатой природе. Работы выполнялись на шёлке или бумаге в виде свитков. Прозрачные и плотные краски, напоминающие акварель и гуашь, были минерального или растительного происхождения.
ПЕРИОД ГОСПОДСТВА ТАН
Танский период, ставший временем расцвета страны и золотым веком китайской поэзии, подарил Китаю подлинных гениев, среди которых Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фу. Они являлись не только поэтами своего времени, но и провозвестниками новой эпохи, ибо в их произведениях уже заложены те новые явления, которые в дальнейшем станут характерными для целого ряда писателей и обусловят взлёт духовной жизни страны. Проза VII – IX вв. продолжала традиции предшествующего периода, представляющего собой сборники побасенок, анекдотов. Эти произведения получают своё развитие в виде авторских новелл и имеют форму писем, докладных записок, притч и предисловий. Отдельные сюжеты новелл впоследствии легли в основу популярных драм.
ПЕРИОД ДИНАСТИИ СУН
В сунский период Китай вновь становится одним из передовых государств своего времени. Наблюдается значительный подъём в развитии ремесла и торговли, что сопровождается ростом городов, зодчество занимает ведущие позиции в строительстве. Китайские мастера возводят дворцы как в своей стране, так и зарубежом. Разнообразнее стали типы сооружений городов, используются новые материалы и приёмы возведения строений, становятся всё более изящными, с высокохудожественной декоративной отделкой деревянных конструкций, фасадов и интерьеров.
Информация о работе Основные достижения культуры Древнего Китая