Основные достижения культуры Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:28, доклад

Описание работы

Каждая из культурных эпох тесно связана с социально-политическими, экономическими и другими особенностями данного исторического периода и представляет собой определённый этап развития культуры. Таких культурных эпох в истории Китая несколько. История и культура древнего Китая охватывает период от II в. до н.э. – до III в. н.э. В эту эпоху входит культура Китая периода династии Шан (Инь) и династии Чжоу, а также культура империи Цинь и Хань. Культура Китая III –IX вв. охватывает два исторических периода: период Южных и Северных династий и период объединения Китая и создания танского государства. Культура Китая X –XIV вв. включает в себя период пяти династий и образования империи Сун, а также период монгольских завоеваний и правления династии Юань. Культура Китая XV – XIX вв. – это культура периода династии Мин, а также период завоевания Китая маньчжурами и правления маньчжурской династии Цин.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................3
ПИСЬМЕННОСТЬ................................................................................…3
ВЫДАЮЩИЕСЯ ПИСАТЕЛИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.........................3
РЕЛИГИОЗНО – ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ:
КУЛЬТЫ..............................................................................4
КОНФУЦИАНСТВО.........................................................5
ЛЕГИЗМ..............................................................................5
КОНФУЦИАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И
ОБРАЗОВАНИЕ.................................................................6
КОНФУЦИАНСТВО – РЕГУЛЯТОР
ЖИЗНИ КИТАЯ...............................................................7
6. ДАОСИЗМ И БУДДИЗМ..........................................................7
НЕОКОНФУЦИАНСТВО................................................8
СЕКСТАНСТВО.................................................................9
V. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА:
ПЕРИОД ДИНАСТИИ ШАН (ИНЬ)...........................9
ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЧЖОУ.....................................10
ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЦИНЬ И ХАНЬ....................11
ПЕРИОД ЮЖНОЙ И СЕВЕРНОЙ ДИНАСТИИ....11
ПЕРИОД ГОСПОДСТВА ТАН....................................12
ПЕРИОД ДИНАСТИИ СУН.........................................12
ПЕРИОД ДИНАСТИИ МИН........................................13
ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЦИН.........................................14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................15
VI. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА................................

Файлы: 1 файл

Долад по Культурологии.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

        Ярким  своеобразным  последователем  Ван  Ян-мина  был  философ  и  писатель  Ли  Чжи  (1527 – 1602  гг.). Ли  Чжи  акцентировал  внимание  на  индивидуальном  предназначении  человека  и  поиске  им  своего  Пути. Центральным  понятием  философии  Ли  Чжи  было  тун  синь (детское  сердце), некоторый  аналог  лянчжи  Ван  Ян-мина. Ли  чжи  резко  расходился  с  Ван  Ян-мином  в  оценке  конфуцианской  концепции  человеческих  отношений, полагая, что  в  их  основе  лежат  насущные  человеческие  потребности, без  удовлетворения  которых  никакой  морализм  не  имеет  смысла.

       Так,  в  результате  сложного  процесса  синтеза   религий, норм  этики  в   позднесредневековом   Китае  возникла  новая  комплексная  система  религиозных  представлений, был  сформирован  гигантский  и  постоянно  обновлявшийся  сводный  пантеон  божеств, духов, бессмертных, патронов – покровителей  и  т.п.

 

 

 

СЕКСТАНСТВО

        Всякое  религиозное   движение, представляющее  собой   проявление  человеческих  чаяний, социальных  перемен  и  надежд  на  благой  результат  с  верой  в  высшую  предопределённость  такого  развития  событий,  всегда  тесно  взаимосвязаны  с  конкретными  социально-политическими, культурными  и  прочими  особенностями  региона  или  страны  в  целом. Особую  роль  в  религиозном  движении  в  Китае  играли  народные  секстанские  верования, доктринальные  принципы, ритуальные  и  организационно-практические  формы которых  наиболее  полно  сформировались  к  XVII веку. Религиозная активность  сект  всегда  была  достаточно  широкой  и  многообразной, сохраняя  при  этом  подчинённость  основным  целям  и  ценностям  вероучения.

 

ПЕРИОД  ДИНАСТИИ  ШАН (ИНЬ)

        В  течение   всей  истории  китайской   культуры  каждая  из  существующих  эпох  оставляла  для  потомков  неповторимые  по  красоте, самобытности  и  разнообразию  ценности.

        Многие  черты   материальной  культуры  шан-иньского  периода  указывают  на  её  генетические  связи  с  неолитическими  племенами, населявшими  бассейн  Хуанхэ  в  III в. до  н.э. Немалое сходство  мы  наблюдаем  в  керамике, характере  земледелия  и  применения  сельскохозяйственных  орудий. Однако  по  крайней  мере  три  важнейших  достижения  присущи  периоду  Шан-Инь: употребление  бронзы, возникновение  городов  и  появление  письменности.

        Шанское   общество  находилось  на  грани  медно-каменного  и  бронзового  веков. В  так  называемом  Иньском  Китае  происходит  общественное  разделение  труда  на  земледельцев  и  специализированных  ремесленников. Шанцы  возделывали  зерновые  культуры, выращивали  садово-огороднические  культуры, тутовые  деревья  для  разведения  шелкопряда. Скотоводство  также  играло  значительную  роль  в  жизни  иньцев. Самым  главным  ремесленным  производством  было  бронзолитейное. Существовали  довольно  крупные  ремесленные  мастерские, где  из  бронзы  изготовляли  всю  ритуальную  утварь, предметы  вооружения, детали  колесниц  и  т.д.

        В  период  династии  Шан (Инь) получило  развитие  монументальное  строительство  и, в  частности, градостроительство. Города (размером примерно  в 6  кв.км)  строились по  определённому плану, с монументальными зданиями  дворцово-храмового типа, с ремесленными  кварталами, бронзолитейными  мастерскими.

        Эпоха  Шан-Инь   была  сравнительно  недолгой. На  место  иньской  конфедерации  городов-общин  встало  раннегосударственное  объединение  в  пределах  нижнего  и  среднего  течения  Хуанхэ – Западное  Чжоу и  культура  пополняется  новыми  отраслями.

        Образцы   древнейших  стихотворных  произведений  дошли  до  нас  в   надписях  на  бронзовых  сосудах  XI – VI вв.до  н.э. Рифмованные тексты  этого времени имеют определённое  сходство  с  песнями. В  них  был  закреплён  исторический, нравственный, эстетический, религиозный  и  художественный  опыт, приобретённый  за тысячелетия предшествующего  развития.

        Историческая  проза  этого  периода   представляет  собой  надписи   на  ритуальных  сосудах, которые  рассказывают  о  передаче  земель, военных  походах, наградах  за  победу  и  верную  службу  и  т.д. приблизительно  с  VIII в. до  н.э. при дворах  ванов ведётся регистрация  событий, посланий  и  создаётся  архив. К  V в. до  н.э.  из  кратких записей о событиях  в  разных  царствах  составляются  своды, один  из  которых – летопись  Лу, дошёл  до  нас  в  составе  конфуцианского  канона.

        Кроме  повествований,  описывающих  те  или  иные  события,  конфуцианцы  зафиксировали  в  своих  трудах  и  знания  в  области  общественной  жизни, однако  потребности  повседневной  жизни  вызвали  появление  зачатков  целого  ряда  наук  и  их  дальнейшее  развитие.

        Необходимость   счёта  времени,  и  составление   календаря  явились  причиной  развития  астрономических  знаний. В  этот  период  вводится  должность  летописцев-историографов, в  обязанности  которых  входило  занятие  астрономией  и  календарным  вычислением.

        С  расширением   территории  Китая  росли   познания  и  в  области   географии. В  результате  экономических  и  культурных  контактов  с  иными  народностями  и  племенами, было  накоплено  много  сведений  и  преданий, относительно  их  географического  месторасположения, быта, специфических  продуктов, производимых  там, местных  мифов  и  т.д.

 

ПЕРИОД  ДИНАСТИИ  ЧЖОУ

        В  период  династии  Чжоу  медицина  отделяется  от  шаманства и знахарства. Знаменитый  китайский  врач  Бянь Цяо  описал  анатомию, физиологию, патологию  и  терапию. Он - один  из  первых  врачей,  кто  производил  операции  под  наркозом, используя  для  этого  специальный  напиток.

        В  области  военной  науки  значительный  вклад  был  внесён  китайским  теоретиком  и  полководцем  Сунь – цзы (VI – V вв. до н.э.). ему приписывают авторство трактата  о военном  искусстве, где  показана  взаимосвязь  войны  и  политики, указаны  факторы, влияющие  на  победу  в  войне, рассматриваются  стратегия  и  тактика  ведения  боевых  действий.

        Среди  многочисленных  научных  направлений  существовала  сельскохозяйственная  школа (нунцзя). В  книгах, посвященных  теории  и  практике  ведения  сельского  хозяйства, собраны  сочинения, где  описываются  методы  и  способы  обработки  почв  и  посевов, хранения  продуктов, разведения  шелковичного  червя, рыбы  и  съедобных  черепах, ухода  за  деревьями  и  почвами, выращивания  скота  и  т.д.

       Период  династии  Чжоу  ознаменован  появлением  многих  памятников  искусства  древнего  Китая. Вслед  за  переходом  к  железным  орудиям, изменилась  техника  земледелия, вошли  в  обращение  монеты, улучшилась  техника  ирригационных  сооружений  и градостроительства.

       Следом  за  крупными  сдвигами  в  хозяйственной   жизни, развитием  ремёсел,  произошли  заметные  перемены  в  художественном  сознании, возникли  новые  виды  искусства. На  протяжении  всего  периода  Чжоу  активно  развивались  принципы  градостроительства  с  чёткой  планировкой  городов, обнесённых  высокой  глинобитной  стеной  и  разделённых  прямыми, пересекающимися  с  севера  на  юг  и  с  запада  на  восток  улицами, разграничивающими  торговые, жилые  и  дворцовые  кварталы.

        Значительное  место  в  этот  период  занимает  прикладное  искусство.  Широкое  распространение  получают  бронзовые  зеркала, инкрустированные  серебром  и  золотом. Бронзовые  сосуды отличаются  нарядностью  и  богатством  орнамента. Они  стали  более  тонкостенными, а  украшались  инкрустацией  драгоценными  камнями  и  цветными  металлами. Появились  художественные  изделия  бытового  назначения: изысканные  подносы  и  посуда, мебель  и  музыкальные  инструменты.

       К  периоду   Чжаньго  принадлежит  первая  картина  на  шёлке. В  родовых  храмах  наличествовали  настенные  фрески, изображавшие  небо, землю, горы, реки, божеств  и  чудовищ.

      Одной  из  примечательных  черт  традиционной  цивилизации   древнекитайской  империи   становится  культ  образования  и  грамотности. Было  положено  начало  официальной  системе  образования.

       В  начале  II века  появляется  первый  толковый  словарь, а позднее специальный этимологический  словарь.

       Значительными   были  и  научные достижения  в Китае этой  эпохи. Составленный  во  II в.  до  н.э.  трактат  содержит  сжатое  изложение  основных  положений  математических  знаний. В  этом  трактате  зафиксированы  правила  действий  с  дробями, пропорции  и  прогрессии, применение  подобия  прямоугольных  треугольников, решение  системы  линейных  уравнений  и  многое  другое. Особых  успехов  добилась  астрономическая  наука. Так, например, текст, датируемый  168 г. до н.э., указывает  движение  пяти  планет. В  I в. н.э. был создан  глобус, воспроизводивший  движения  небесных  тел, а так же  прототип  сейсмографа. Важным  достижением  этого  периода  является  изобретение  прибора, названного  «указателем  юга», который  применялся  как  мореходный  компас.

        Ярким  примером  соединения  теории  и  практики  является  история  китайской  медицины. Лекари  применяли  большое  число  препаратов  из  трав  и  минералов. Лекарства  нередко  включали  в  себя  до  десяти  и  более  ингредиентов, а  их  применение  очень  строго  дозировалось.

ПЕРИОД  ДИНАСТИИ  ЦИНЬ  И  ХАНЬ

        Ханьский период был своего рода кульминацией культурных достижений Древнего Китая. На основе вековых астрономических наблюдений был усовершенствован лунно-солнечный календарь. В 28 г. до н.э. ханьские астрономы впервые отметили существование солнечных пятен. Достижением мирового значения в области физических знаний явилось изобретение компаса в виде квадратной железной пластины со свободно вращающейся на ее поверхности магнитной «ложкой», ручка которой неизменно указывала на Юг. Ученый Чжан Хэн (78-139 гг. н.э.) первый в мире сконструировал прототип сейсмографа, соорудил небесный глобус, описал 2500 звезд, включил их в 320 созвездий. Им была разработана теория Земли и безграничной Вселенной во времени и пространстве. Ханьские математики знали десятичные дроби, впервые в истории изобрели отрицательные числа, уточнили значение числа П. Медицинский каталог 1 в. перечисляет 35 трактатов по разным болезням. Чжан Чжуецзын (150-219 гг.) разработал методы пульсовой диагностики и лечения эпидемиологических заболеваний.

 

ПЕРИОД  ЮЖНОЙ  И  СЕВЕРНОЙ  ДИНАСТИИ

        В  период  Южных  и  Северных  династий  ведётся  активное  строительство   новых  городов. С  III  по  VI вв.  в Китае построено более 400  новых городов. Впервые  стала  применяться  симметричная  планировка  городской  застройки. Создаются  грандиозные  храмовые  ансамбли, скальные  монастыри, башни – пагоды. Используются  как  дерево, так  и  кирпич.

        К  V  веку  появились статуи  в виде  огромных  фигур. В грандиозных статуях  мы  видим  динамику  тел  и  мимику  лиц.

       В  V – VI вв.  среди разнообразных художественных  изделий значительное  место занимает  керамика, которые  по  своему  составу  становятся  очень  близки  к  фарфору. В  этот  период  получает  широкое  распространение  покрытие  керамических  сосудов  глазурью  бледно-зелёного  и  оливкового  цвета.

       Картины   IV –VI  вв.  приобретают форму вертикальных  и горизонтальных  свитков. Они  писались  тушью  и  минеральными  красками  на  шелковых  полотнищах  и  сопровождались  каллиграфическими  надписями.

       Литературное  творчество  III – IV вв. переживало  бурный  подъём. Можно встретить  придворную  литературу, насыщенную  фольклором; устную  поэтическую, которая  в  своей  основе  почти  всегда  имела  реальные  события. К  этому  периоду  относится  развитие  нового  поэтического  жанра  «ши» -  стихов  песенного  типа, в  основе  которых  лежат  народные  мелодии. Распространение  имеют клериканская, конфуцианская житийная  и буддийская  литература.

       Период  объединения   Китая  и  создания  Танского  государства  характеризуется   мощным  пафосом  созидания. Небывалый  размах  строительных  работ  был  присущ  градоустройству.

       Столицы превращаются в крупнейшие  ремесленные, торговые  и культурные  центры, где  основное  ядро  составляли  кварталы  грандиозного  дворцового  комплекса, состоявшего  из  Императорского  города  и  Запретного  города. Из  сохранившихся  до  наших  дней  остатков  дворцов  видно, что  в  архитектуре  того  времени  наблюдалась  тяга  к  монументальным  формам  и  дворцы  стали  многоэтажными. Появились  террасы, галереи  и  мосты, которые  связывали  здание  с  парками. Черепичные  крыши  всё  чаще  становятся  двухъярусными. Прекрасным  дополнением  являются  монастырские  сооружения, которые  приобретают  особую  парадность.

       Объединение   страны, её  подъём, а  также   могущество  буддийской  церкви  способствовали  расцвету  китайской  пластики. В  скульптурных  изображениях  появляется  большая  плавность  форм  и  одухотворённость  образов, трёхмерность  изображения.

       Расцвет  творческих  сил  народа  особенно  ярко  проявился  в  живописи  танского  периода.  В  её  произведениях ярко  проявилась  любовь  к своей стране  и её  богатой природе. Работы  выполнялись  на  шёлке  или  бумаге  в  виде  свитков. Прозрачные  и  плотные  краски, напоминающие  акварель  и  гуашь, были  минерального  или  растительного  происхождения.

 

ПЕРИОД  ГОСПОДСТВА  ТАН

       Танский  период, ставший  временем  расцвета  страны  и  золотым  веком   китайской  поэзии, подарил  Китаю  подлинных  гениев, среди  которых  Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фу. Они  являлись  не  только  поэтами  своего  времени, но  и  провозвестниками  новой  эпохи, ибо  в  их  произведениях  уже  заложены  те  новые  явления, которые  в  дальнейшем  станут  характерными  для  целого  ряда  писателей  и  обусловят  взлёт  духовной  жизни  страны. Проза  VII – IX вв. продолжала  традиции  предшествующего  периода, представляющего  собой  сборники  побасенок, анекдотов. Эти  произведения  получают  своё  развитие  в  виде  авторских  новелл и  имеют  форму  писем, докладных  записок, притч  и  предисловий. Отдельные  сюжеты  новелл  впоследствии  легли  в  основу  популярных  драм.

 

ПЕРИОД  ДИНАСТИИ  СУН

        В  сунский   период  Китай  вновь  становится  одним  из  передовых  государств  своего  времени. Наблюдается  значительный  подъём  в  развитии  ремесла  и  торговли, что  сопровождается  ростом  городов, зодчество  занимает  ведущие  позиции  в  строительстве. Китайские  мастера  возводят  дворцы  как  в  своей  стране, так  и  зарубежом. Разнообразнее  стали  типы  сооружений  городов, используются  новые  материалы  и  приёмы  возведения  строений, становятся  всё  более  изящными, с  высокохудожественной  декоративной  отделкой  деревянных  конструкций, фасадов  и  интерьеров.

Информация о работе Основные достижения культуры Древнего Китая