Основные достижения культуры Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:28, доклад

Описание работы

Каждая из культурных эпох тесно связана с социально-политическими, экономическими и другими особенностями данного исторического периода и представляет собой определённый этап развития культуры. Таких культурных эпох в истории Китая несколько. История и культура древнего Китая охватывает период от II в. до н.э. – до III в. н.э. В эту эпоху входит культура Китая периода династии Шан (Инь) и династии Чжоу, а также культура империи Цинь и Хань. Культура Китая III –IX вв. охватывает два исторических периода: период Южных и Северных династий и период объединения Китая и создания танского государства. Культура Китая X –XIV вв. включает в себя период пяти династий и образования империи Сун, а также период монгольских завоеваний и правления династии Юань. Культура Китая XV – XIX вв. – это культура периода династии Мин, а также период завоевания Китая маньчжурами и правления маньчжурской династии Цин.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................3
ПИСЬМЕННОСТЬ................................................................................…3
ВЫДАЮЩИЕСЯ ПИСАТЕЛИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.........................3
РЕЛИГИОЗНО – ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ:
КУЛЬТЫ..............................................................................4
КОНФУЦИАНСТВО.........................................................5
ЛЕГИЗМ..............................................................................5
КОНФУЦИАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И
ОБРАЗОВАНИЕ.................................................................6
КОНФУЦИАНСТВО – РЕГУЛЯТОР
ЖИЗНИ КИТАЯ...............................................................7
6. ДАОСИЗМ И БУДДИЗМ..........................................................7
НЕОКОНФУЦИАНСТВО................................................8
СЕКСТАНСТВО.................................................................9
V. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА:
ПЕРИОД ДИНАСТИИ ШАН (ИНЬ)...........................9
ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЧЖОУ.....................................10
ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЦИНЬ И ХАНЬ....................11
ПЕРИОД ЮЖНОЙ И СЕВЕРНОЙ ДИНАСТИИ....11
ПЕРИОД ГОСПОДСТВА ТАН....................................12
ПЕРИОД ДИНАСТИИ СУН.........................................12
ПЕРИОД ДИНАСТИИ МИН........................................13
ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЦИН.........................................14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................15
VI. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА................................

Файлы: 1 файл

Долад по Культурологии.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

       В  X  веке  на  юге страны  появляются  пагоды, украшенные  скульптурными мотивами  в  виде  группы  фигур  божеств.

       В  период  XII – XIII вв. зодчество становится  пейзажным, что выразилось  в развитии  особого  вида  искусства – ландшафтных  садов, воплощавших  в  себе  всё  наиболее  типическое  и  ценное, что  можно  было  увидеть  в  самой  живой  природе.

       Пластика  сунского  периода  намного  бледнее   и  менее  возвышенная. Скульптуры  X – XIII вв. теряют  свою  монументальность, в них всё чаще  просматриваются черты декоративности, манерности  и  даже  лиризма.

       С  началом  книгопечатания  в  Китае  (X в.) происходит  значительный  скачок  в развитии  литературы  и  научных  знаний. Публикуется  множество  работ  по  различным  областям  истории, археологии, отражающих  большой  интерес  китайцев  к  своему  прошлому. Широкое  распространение  книгопечатания  способствует  письменному  закреплению  произведений  народного  творчества.

       Особого  развития  в  сунский  период  достигает   литературный  жанр «Цы»,стихи   которого  стоят  в  одном  ряду  с  лучшими  произведениями  танского  периода. Литераторы  этого  периода  писали  классические  стихи  «ши»  и  «цы»,идущие  от  народной  песни,  оды – философскую  ритмическую  прозу, традиционные  стихи, ри сующие  картины  природы, патриотические  мотивы. В  этот период  формируются сборники  типа  эссе, содержащие  рассказы, новеллы, автобиографические  эпизоды, анекдоты. В  средневековой  прозе  Китая, начиная  с  IX века  и вплоть  до  XIX века  пользовались  огромной  популярностью лаконичные  изречения – цзацзуань, отличающиеся  оригинальной  литературной  формой.

       Отличительной   чертой  культуры  является  усиление  демократических  тенденций, расцвет  художественного  творчества, рассчитанного  на  массовую  аудиторию  и  представляющего  собой  городскую  повесть, бытовую  музыку, театрализованные, песенно-танцевальные  и  фарсовые  представления. Приобретает  широчайшее  распространение  драматургический  жанр, где  прозаический  монолог  или  диалог  чередуются  со  стихотворными  ариями.

       Период  Сун  является  яркой  страницей  в  истории  китайской  живописи. В  ней  на  протяжении  X – XI вв. происходят  значительные  перемены. Природа в произведениях  художников  всё  более  героизируется, в  ней  воплощается  образ  всего  мироздания. Живописцы  этого  периода  вырабатывают  новые  взгляды  на  пространственное  построение  пейзажных  картин-свитков, их композицию  и  тональность. В  картинах  исчезает  многолюдность, появляется  монохромная  гамма  чёрной  туши.

        В  тесном  соприкосновении  с  живописью  развивалось  и  прикладное   искусство.  В  период  Сун  создаются  великолепные  шелковые  ткани «кэсы», на  которых  воспроизводились  рисунки  известнейших  мастеров  живописи.

       Расцвет  керамики  стал  результатом  творческого  поиска  многих  керамистов  Китая. При  определённых  успехах  в  области  производства  фарфора, главным  достижением  являются  изделия  из пластической  глины. Особой  красотой  и  изысканностью  отличаются  изделия  из  камня  и  лака, а  также  бронзовые  сосуды, украшенные  инкрустацией  из  золота  и  серебра  с  рельефными  изображениями  цветов, рыб  и  птиц. 

        Художественные  изделия  Китая  в  юаньский  период  отличаются  высоким   мастерством  и  качеством  исполнения. Керамические  изделия, изделия  из  ткани,  эмали, лака  в  XIII – XIV  вв. в большом количестве  вывозились  за  пределы Китая в страны  Ближнего  Востока  и  Европу, где  их  очень  высоко  ценили.

 

ПЕРИОД  ДИНАСТИИ  МИН

        Победа  над   иноземными  захватчиками  и  установление  власти  династии  Мин  способствовали  общему  подъёму  творческих  сил  народа, что  нашло  отражение  в  развёрнутом  городском  строительстве, а  также  в  развитии  торговли  и  ремёсел. Непрекращающиеся  набеги  кочевников на  севере  страны  вынуждают правителей  заботиться  об  укреплении  Великой  Китайской  стены.  Её  достраивают  и  облицовывают  камнем  и  кирпичом.  Сооружается  ряд  дворцовых  и  храмовых  ансамблей, усадеб, а  также  садово-парковых  комплексов. И, хотя  в  строительстве  по-прежнему  основным  материалом  является  дерево, в  дворцовом, храмовом, крепостном  зодчестве  всё  шире  стали  применяться  кирпич  и  камень  с  активным  использованием  в  красочном  оформлении  сооружений  их  фактуры и цвета.

         Китайская   монументальная  скульптура  в   минский  период, несмотря  на  общий  упадок, сохраняет  своё  реалистическое  начало. Даже  в  буддийских  деревянных  статуях  этого  времени  просматриваются  жизненность  трактовки фигур  и огромное  богатство художественных  приёмов. В  мастерских  изготовлялись  прекрасные  статуэтки  и  фигуры  животных  из  дерева, бамбука, камня. Мелкая  пластика  поражает  высоким  мастерством  и  глубиной  проникновения  в  образы.

         Литература  периода  Мин – это, прежде  всего, романы, повести. Одной  из  наиболее  стойких  литературных  китайских  традиций  была  афористическая  словесность, корни  которой  уходят  к  изречениям  Конфуция.

         В  период  династии Мин,  особенно, начиная  с XVI  столетия, китайский театр привлекал  к  себе  всё  большее  внимание  литераторов  и  знатоков  искусства. Театр  знаменовал  собой  появление  новой  театральной  формы, сочетающей  в  себе  высокую  драматургию  с  совершенным  музыкальным, сценическим  и  актёрским  искусством.

         Искусство  минского  периода   стремилось  прежде  всего   к  сохранению  традиций  танского  и  сунского  времён. Именно  в  этот  период  зарождается  повествовательный  жанр. По-прежнему  значительное  место  в  живописи  этого  периода  занимают  произведения  пейзажной  живописи  и  живописи  «Цветов  и  птиц».

         Значительное  место  в  художественной  культуре  Китая  занимали  различные  виды  декоративно-прикладного  искусства. Одним  из  главных  его  видов  становятся  изделия  из  фарфора,  которые  выдвинуты  на  первое  место  в  мире.

        Начиная  с  периода  Мин   широкое  распространение   получает  техника  перегородчатых  и  расписных  эмалей. Изготовлялись  многофигурные  рельефные  композиции  из  красного  резного  лака. Можно  было  увидеть  вышитые  картины,  выполненные  цветной  гладью.

 

ПЕРИОД  ДИНАСТИИ  ЦИН

        Архитектура   цинского  периода  приобретает   свои  характерные  черты, выраженные  в  стремлении  к  пышности  форм, обилию  декоративного убранства. Дворцовые здания  приобретают новые черты в связи с дробностью  орнаментальных  деталей и яркой полихромностью  своей  отделки. Для  орнаментации  зданий  применялись  различные  материалы, это  и  камень, и  дерево, и  глазурованные  многоцветные  керамические  плиты. Значительное  внимание  уделяется  сооружению  парковых  ансамблей. XVIII – XIX  вв.  характеризуются  интенсивным  строительством  загородных  резиденций, пышность,  нарядность  и  богатство  архитектурных  форм  которых  говорят  о  вкусах  того  времени  и  богатстве  их  обитателей. В  оформлении  их  применялись  не  только  яркие  краски  и  позолота, но  и  фарфор  и  металл.

       Традиции  народного  творчества  с  его  оптимизмом  и   стремлением  к  передаче  реальных  образов  нашли  своё  наибольшее  выражение  в  скульптуре. В  работах  безызвестных  мастеров-резчиков  из  слоновой  кости, дерева, корня  и  бамбука  можно  встретить  образы  простых  людей – пастухов, охотников, стариков, скрытые  под  обликом  божеств.

       В  цинский  период  в   классической  прозе  и  поэзии  появляются  довольно  видные  мастера. В  области  повествовательной  литературы  выделяется  жанр  новеллы.   В  1701 –1754 гг.  закладываются  основы  сатирического  эпоса. В XVIII – XIX  вв.  по-прежнему  пользовались  большой популярностью изречения китайских  писателей  цзацзуань.

       Театральное искусство в цинский период  претерпевает  значительные   изменения. Во  второй  половине  XVII веке  новая маньчжурская  династия  сделала  куньцюй  придворным  театром. Развитие  театрального  жанра  куньцюй  внесло  немало  изменений  в  вокальную  технику. Арии  стали  исполняться  в  более  живом  темпе, позволяя  координировать  пение, слово  и  сценическое  движение. Около  середины  XIX века  музыкально-драматический театр всё более приобретает черты национального театра классической  драмы.

        В  живописи  XVII – XIX  вв. значительное  место занимает  копирование лучших  произведений  прошлого. Создаются  декоративные  панно, написанные  краска - ми  на  шёлковой  ткани. Другое  направление  в  живописи  конца  XVII –начала   XVIII века  представляют  работы  авторов, знакомых  с  европейской  гравюрой  и     линейной  перспективой. Продолжает  своё  существование  и  жанр  повествователь –      ной живописи.  

        Особое  место   в  культуре  Китая  цинского  периода  занимает  декоративно-прикладное  искусство.  Китайские  керамисты  достигают  новых  успехов  в  производстве  художественного  фарфора, который  украшается  росписью  блестящими  прозрачными  эмалевыми  красками. Для  украшения  дворцовых  ансамблей, особенно  их  интерьера,  европейские  архитекторы  и  художники  используют  китайские  вышивки, фарфор, изделия  из  лака  и  эмали.

       Китайские   народные  мастера  создавали   самые  разнообразные  изделия   прикладного  искусства. Мастера-резчики, несмотря  на  трудности  работы  с  твёрдыми  породами  камня, вырезают  из  нефрита, розового  кварца, горного  хрусталя, слоновой  кости   различные  принадлежности.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Китайская   культура  всех  времён  развивалась   в  условиях  различных  противоречий  внутри  страны, установления  господства  и  закабаления  Китая  капиталистическими  государствами. Но  даже  в  таких  условиях  развитие  культуры  получает  дальнейшее  развитие.

       Сохранившиеся   материальные  и  литературные  источники  позволяют  проследить  процесс  развития  китайских  религиозно-философских  взглядов, возникновение  социально-политических  систем. Мы  видим,  как  развиваются  градостроительство, архитектура, пластическое  искусство; создаются  сокровищницы  поэзии  и  прозы; возникают  значительные  произведения  изобразительного  искусства, в  том  числе  и  портретная  живопись; образуется  общенациональная  форма  театра, а  позднее  и  музыкальная  драма. А  красота  китайского  фарфора, вышивок, расписных эмалей, резных  изделий из  камня, дерева, слоновой  кости  по  своему  изяществу  и  художественной  ценности  претендуют  на  одно  из  ведущих  мест  среди  подобных  изделий  в  мире. Значительными  были  и  естественно - научные  достижения  в  области  образования, астрономии, магнетизма, медицины, книгопечатания  и  т.д. Достигнуты  успехи  в  экономическом  развитии, расширении  внешних  сношений.

       Культура  Китая   оказала  большое  влияние   сначала  на  развитие  культуры  многочисленных  соседних  народов, населявших  обширные  территории  позднейших  Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи  и  Японии. Позднее  на  большое  число  ведущих  держав  средневекового  мира. Значительную  лепту  китайская  культура  внесла  и  в  развитие  мировой  культуры. Её  самобытность, высокая  художественная  и  нравственная  ценность  говорят  о  творческой  одаренности  и  глубоких  корнях  китайского  народа.

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ    ЛИТЕРАТУРА:

 

АВДИЕВ  В. И.

 

«ИСТОРИЯ   ДРЕВНЕГО   ВОСТОКА» -

МОСКВА, 1953 г.

 

ВАСИЛЬЕВ  Л. С.

 

«ИСТОРИЯ   РЕЛИГИИ    ВОСТОКА» -

МОСКВА,  1983 г.

 

ГОГОЛЕВ  К. Н..

 

«МИРОВАЯ   ХУДОЖЕСТВЕННАЯ   ЛИТЕРАТУРА»-

МОСКВА,1997 г.

 

ПОД   РЕД.   ДЬЯКОНОВА   И  ДР.

 

«ИСТОРИЯ  ДРЕВНЕГО  МИРА» -

 

КН. II  «РАСЦВЕТ  ДРЕВНЕГО  ОБЩЕСТВА» -

 

СТАТЬЯ   СТЕПУГИНА  Т.  В.

 

«ИДЕОЛОГИЯ  И  КУЛЬТУРА  КИТАЯ  ПЕРИОДА  РАСЦВЕ-

ТА    РАБОВЛАДЕНИЯ»

 

МОСКВА, 1982 г.

                      

 

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

                                                


Информация о работе Основные достижения культуры Древнего Китая