Основные достижения культуры Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:28, доклад

Описание работы

Каждая из культурных эпох тесно связана с социально-политическими, экономическими и другими особенностями данного исторического периода и представляет собой определённый этап развития культуры. Таких культурных эпох в истории Китая несколько. История и культура древнего Китая охватывает период от II в. до н.э. – до III в. н.э. В эту эпоху входит культура Китая периода династии Шан (Инь) и династии Чжоу, а также культура империи Цинь и Хань. Культура Китая III –IX вв. охватывает два исторических периода: период Южных и Северных династий и период объединения Китая и создания танского государства. Культура Китая X –XIV вв. включает в себя период пяти династий и образования империи Сун, а также период монгольских завоеваний и правления династии Юань. Культура Китая XV – XIX вв. – это культура периода династии Мин, а также период завоевания Китая маньчжурами и правления маньчжурской династии Цин.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................3
ПИСЬМЕННОСТЬ................................................................................…3
ВЫДАЮЩИЕСЯ ПИСАТЕЛИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.........................3
РЕЛИГИОЗНО – ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ:
КУЛЬТЫ..............................................................................4
КОНФУЦИАНСТВО.........................................................5
ЛЕГИЗМ..............................................................................5
КОНФУЦИАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И
ОБРАЗОВАНИЕ.................................................................6
КОНФУЦИАНСТВО – РЕГУЛЯТОР
ЖИЗНИ КИТАЯ...............................................................7
6. ДАОСИЗМ И БУДДИЗМ..........................................................7
НЕОКОНФУЦИАНСТВО................................................8
СЕКСТАНСТВО.................................................................9
V. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА:
ПЕРИОД ДИНАСТИИ ШАН (ИНЬ)...........................9
ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЧЖОУ.....................................10
ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЦИНЬ И ХАНЬ....................11
ПЕРИОД ЮЖНОЙ И СЕВЕРНОЙ ДИНАСТИИ....11
ПЕРИОД ГОСПОДСТВА ТАН....................................12
ПЕРИОД ДИНАСТИИ СУН.........................................12
ПЕРИОД ДИНАСТИИ МИН........................................13
ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЦИН.........................................14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................15
VI. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА................................

Файлы: 1 файл

Долад по Культурологии.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

        Одной  из  важных  основ  социального   порядка, по  Конфуцию, было  строгое   повиновение  старшим.  Любой  старший, будь  то  отец, чиновник, наконец,  государь, - это  беспрекословный  авторитет  для  младшего, подчинённого, подданного. Слепое  повиновение  его  воле, слову,  желанию - это  элементарная  норма  для  младших  и  подчинённых, как  в  рамках  государства  в  целом,  так  и  в  рядах  клана, корпорации  или  семьи.

        Успехам  конфуцианства  в  немалой  степени  способствовало  и  то,  что  это  учение  базировалось  на  слегка  изменённых  древних  традициях, на  привычных  нормах  этики  и  культа.  Апеллируя  к  самым  тонким  и  отзывчивым  струнам  души  китайца, конфуцианцы  завоёвывали  его  доверие  тем,  что  выступали  за  милый  его  сердцу  консервативный  традиционализм,  за  возврат  к  «доброму  старому  времени», когда  и  налогов  было  меньше, и  люди  жили  лучше, и  чиновники  были  справедливее, и  правители  мудрее...

 

ЛЕГИЗМ

       В  условиях  эпохи  Чжаньго  (V – III  вв. до  н.э.), когда в Китае ожесточённо соперничали  различные  философские  школы, конфуцианство  по  своему  значению  и  влиянию  стояло  на  первом  месте. Но,  несмотря  на это,  предлагавшиеся  конфуцианцами  методы  управления  страной  тогда  не  получил  признания. Этому  помешали  соперники  конфуцианцев – легисты.

       Учение  законников - легистов  резко  отличалось  от  конфуцианского. В  основе  легистской  доктрины  лежал  безусловный  примат  писаного  закона. Сила  и  авторитет  которого  должен  держаться  на  палочной  дисциплине  и  жестоких  наказаниях. По  легистским  канонам, законы  разрабатывают  мудрецы – реформаторы, издаёт  их  государь, а  осуществляют  на  практике  специально  отобранные  чиновники  и  министры,  опирающиеся  на  мощный  административно-бюрократический  аппарат. В  учении  легистов, почти  не  апеллировавших  даже  к  Небу, рационализм  был  доведён  до  своей  крайней  формы, порой  переходившей  в откровенный цинизм, что можно легко проследить  на  примере деятельности  ряда  легистов – реформаторов  в  различных  царствах  чжоуского  Китая  в  VII –IV  вв. до  н.э.  Но  не  рационализм или отношение к Небу  было  основным  в  противостоянии  легизма  конфуцианству.  Важнее  было  то, что  конфуцианство  делало  ставку  на  высокую  мораль  и  другие  традиции,  тогда  как  легизм  выше  всего  ставил  закон,  державшийся  на  строгих  наказаниях  и  требовавший  абсолютного  повиновения  сознательно  оглуплённого  народа. Конфуцианство  ориентировалось  на  прошлое, а  легизм  бросал  этому  прошлому  открытый  вызов, предлагая  в  качестве  альтернативы  крайние  формы  авторитарной  деспотии.

       Грубые  методы  легизма  для  правителей  были  более  приемлемыми  и  эффективными, ибо  они  позволяли  твёрже  держать  в  руках  централизованный  контроль  над  частным  собственником, что  имело  огромное  значение  для  усиления  царств  и  успехов  в  их  ожесточённой борьбе  за  объединение Китая.

       Синтез  конфуцианства   и  легизма  оказался  не  столь уж  сложным  делом.  Во-первых, несмотря  на  многие  различия, легизм  и  конфуцианство   имели  немало  общего: сторонники  обеих  доктрин  мыслили  рационалистически,  для  тех  и  других  государь  был  высшей  инстанцией, министры  и  чиновники – его  основными  помощниками  в  управлении, а  народ – невежественной  массой, которой  следовало  руководить  должным  образом  для  её  же  блага.  Во-вторых, синтез  этот  был  необходим: введённые  легизмом  методы  и  инструкции ( централизация  администрации  и  фиска, суда, аппарата  власти  и  т.п. ), без  которого  нельзя  было  управлять  империей,  в  интересах  той  же  империи  следовало  сочетать  с  уважением  к  традициям  и  патриархально-клановым  связям. Это  и  было  сделано.

       Превращение   конфуцианства  в  официальную   идеологию  явилось  поворотным  пунктом,  как  в  истории  этого  учения, так  и  в  истории  Китая.  Если  ранее  конфуцианство, призывая  учиться  у  других,  предполагало  за  каждым  право  самому  размышлять, то  теперь  входила  в  силу  доктрина  абсолютной  святости  и  непреложности  других  канонов  и  мудрецов, каждого  их  слова. Конфуцианство  сумело  занять  ведущие  позиции в китайском  обществе, приобрести  структурную  прочность  и  идеологически  обосновать  свой  крайний  консерватизм, нашедший  наивысшее  выражение  в  культе  неизменной  формы.

 

КОНФУЦИАНСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ  И  ОБРАЗОВАНИЕ

        Конфуцианство  воспитывало и образовывало.  Начиная с эпохи Хань, конфуцианцы не  только  держали  в  своих  руках  управление  государством, но  и  заботились  о  том, чтобы  конфуцианские  нормы  и  ценностные  ориентиры  стали  общепризнанными, превратились  в символ «истинно  китайского». Это и привело к тому,  что  каждый  китаец  по  рождению  и  воспитанию  должен  был  прежде  всего  быть  конфуцианцем, то  есть  с  первых  шагов  жизни  китаец  в  быту, обращении  с  людьми, в  исполнении  важнейших  семейных  и  общественных  обрядов  и  ритуалов  действовал  так, как  это  было  санкционировано  конфуцианскими  традициями. Даже  если  он  со  временем  становится  даосом  или  буддистом, или  даже  христианином,-  всё  равно, пусть  не  в  убеждениях, но  в поведении, обычаях, манере  мышления, речи  и во  многом  другом,  часто подсознательно, он  оставался  конфуцианцем.

       Воспитание  начиналось  с  малолетства, с  семьи,  с  приученных  к  культу  предков, к  соблюдению  церемониала  и  т.д. Система образования в средневековом Китае  была  ориентирована  на  подготовку  знатоков  конфуцианства.

 

КОНФУЦИАНСТВО – РЕГУЛЯТОР  ЖИЗНИ  КИТАЯ

         Централизованное  государство, существовавшее  за  счёт  ренты – налога  с   крестьян, не  поощряло  чрезмерного  развития  частного  землевладения. Коль  скоро  усиление  частного  сектора  переходило  допустимые  границы, это  вело  к  значительному  снижению  доходов  казны  и  расстройству  всей  административной  системы. Возникал  кризис, и  в  этот  момент  начинал  действовать  конфуцианский  тезис  об  ответственности  императоров  и  их  чиновников  за  дурное  управление. Кризис  преодолевался, но  восстание, которое  его  сопровождало, уничтожало  всё, что  было  достигнуто  частным  сектором. После  кризиса  центральная  власть  в  лице  нового  императора  и  его  окружения  становилась  сильней, а  часть  частного  сектора  начинала  всё  сначала. Конфуцианство  выступало  и  как  регулятор  во  взаимоотношениях  страны  с  Небом, и - от имени Неба – с различными  племенами и народами, населявшими мир. Конфуцианство поддержало  и вознесло  созданный  ещё  в  иньско - чжоуское  время  культ  правителя, императора, «сына  Неба», управляющего  Поднебесной  от  имени  великого  Неба.

       Конфуцианство стало не  просто  религией, а также и политикой, и административной  системой, и  верховным  регулятором  экономических  и  социальных  процессов – словом, основой  всего  китайского  образа  жизни,  принципом  организации  китайского  общества, квинтэссенцией  китайской  цивилизации.

        В  течение   двух  с  лишним  тысяч   лет  конфуцианство  формировало   умы  и  чувства  китайцев, влияло  на  их  убеждения, психологию, поведение, мышление, речь, восприятие, на  их  быт  и  уклад  жизни. В  этом  смысле  конфуцианство  не  уступает  ни  одной  из  великих  решений  мира, а  кое  в  чём  и  превосходит  их. Конфуцианство  заметно  окрасило  в  свои  тона  всю  национальную  культуру  Китая,  национальный  характер  населения. Оно  сумело  стать – во  всяком  случае  для  старого Китая – незаменимым.

 

ДАОСИЗМ   И  БУДДИЗМ

        Большое   распространение  имела  в   древнем  Китае  и  другая  философская  система, принадлежавшая  Лао-цзы, резко  отличавшаяся  от  конфуцианства  своим  ярко  выраженным  умозрительным  характером. Впоследствии  из  этой  философской  системы  выросла  целая  сложная  религия, так  называемый  даосизм, который  просуществовал  в  Китае  свыше  2000 лет.

        Даосизм   в  Китае  занимал  скромное  место  в  системе  официальных  религиозно-идеологических  ценностей. Лидерство  конфуцианцев  никогда  им  всерьёз  не  оспаривалось. Однако  в  периоды  кризисных  ситуаций  и  больших  потрясений, когда  централизованная  государственная  администрация  приходила  в  упадок  и  конфуцианство  перестало  быть  эффективным, картина  нередко  менялась.  В  эти  периоды  даосизм  и  буддизм  подчас  выходил  на  передний  план, проявляясь  в  эмоциональных  народных  взрывах, в  эгалитарных  утопических  идеалах  восставших.  И  хотя  даже  в  этих  случаях  даосско - буддийские  идеи  никогда  не  становились  абсолютной  силой, но, напротив, по  мере  разрешения  кризиса  постепенно  уступали  лидирующие  позиции  конфуцианству, значение  бунтарско – эгалитаристских  традиций  в  истории  Китая  не  должно  преуменьшаться. Особенно  если, принимать  во  внимание, что  в  рамках  даосских  сект  и  тайных  обществ, эти  идеи  и  настроения  были  живучи, сохранялись  веками, переходя  из  поколения  в  поколение, и тем накладывали  свой  отпечаток  на  всю  историю  Китая. Как  известно, они  сыграли  определённую  роль  и  в  революционных  взрывах   XX  века.

       Немалое  влияние   оказали  на  китайский  народ   и  его  культуру  буддийская  и  индо – буддийская  философия  и  мифология. Многое  из  этой  философии  и  мифологии, начиная  от  практики  гимнастики  йогов  и  кончая  представлениями  об  аде  и  рае, было  воспринято  в  Китае, причём  рассказы  и  легенды  из  жизни  будд и  святых  причудливо  переплетались  в  рационалистическом  китайском  сознании  с  реальными  историческими  событиями, героями  и  деятелями  прошлого. Буддистская  метафизическая  философия  сыграла  свою  роль  в  становлении  средневековой  китайской  натурфилософии.

        С буддизмом связано в истории Китая очень многое, в том числе и, казалось  бы, специфически  китайское. Буддизм  был  единственной  мирной  религией, получившей  широкое  распространение  в  Китае. Но  специфические  условия  Китая  и  характерные  черты  самого  буддизма  с  его  структурной  рыхлостью  не  позволили  этой  религии, как  и  религиозному  даосизму, приобрести  преобладающее  идейное  влияние  в  стране. Как  и  религиозный  даосизм, китайский  буддизм  занял  своё  место  в  гигантской  системе  религиозного  синкретизма, которая  сложилась  в  средневековом  Китае  во  главе  с  конфуцианством.

 

НЕОКОНФУЦИАНСТВО

        В  истории   и  культуре  средневекового  Китая  огромную  роль  играла  обновлённая  и  модифицированная  форма  древнего  конфуцианства, получившая  название  неоконфуцианство.  В  новых  условиях  централизованной  империи  Сун, для решения  задач  усиления  административно - бюрократического  начала  необходимо  было  «обновить»  конфуцианство  в  соответствии  с  новыми  социальными  условиями, создать  прочное  теоретическое  обоснование  существующего  строя, выработать  принципы  конфуцианской  «ортодоксии», которые  можно  было  бы  противопоставить  буддизму  и  даосизму.

        Заслуга   создания  неоконфуцианства  принадлежит   целой  когорте  крупных   китайских  мыслителей. В  первую  очередь  это  Чжоу  Дунь-и  (1017 – 1073 гг.), взгляды и теоретические  разработки  которого  заложили  основы  философии  неоконфуцианства. Положив  в  основание  мира  беспредельное  и  обозначив  его  «Великий  Предел»  как  основу, как  путь  космоса, в  движении  которого  рождается  сила  Света (Ян), а  в  покое – космическая  сила  Тьмы (Инь), он  утверждал,  что  от  взаимодействия  этих  сил  проистекает  рождение  из  первобытного  хаоса  пяти  стихий, пяти  родов  вещества (вода, огонь, дерево, металл, земля), а  из  них – множества  вечноизменяющихся  вещей  и  явлений. Основные  принципы  учения  Чжоу  Дунь-и  были  восприняты  Чжан  Цзаем  и  братьями  Чэн, но  самым  ярким  представителем  философов  сунского  периода  был  Чжу  Си (1130 – 1200 гг.) именно  он  выступил  как  систематизатор  основных  принципов  неоконфуцианства,  на  долгие  годы  определивший  основные  идеи, характер  и  формы  обновлённого  и  приспособленного  к  условиям  средневековья, конфуцианского  учения.

       Как  отмечают  современные  учёные, неоконфуцианство  было  более  религиозным  и  склонным  к  метафизике,  чем  раннее  конфуцианство,  и  вообще,  средневековая  китайская  философия  характеризовалась  религиозным  уклоном. В  ходе  заимствований  у  буддистов  и  даосистов  различных  сторон  их  учений  была  создана  основа  для  разработки  логического  метода  неоконфуцианства, который  был  возведён  в  ранг  одной  из  важнейших  частей  конфуцианского  канона, смысл  которого  заключался  в  том, что  сущность  знания – в  постижении  вещей.

        С  приходом  к  власти  китайской  династии  Мин  императоры  не  выражали  особой  готовности  принять  конфуцианскую  доктрину  в  качестве  единственной  опоры  в  государственном  строительстве. Конфуцианство  было  сведено  на  положение  лишь  одного  из  трёх  учений  о  постижении  Пути  Неба.

        Развитие  общественного  сознания  китайцев  в  минский  период  привело   к  возникновению  индивидуалистических  тенденций. Первые  признаки  такого  рода  персоналистических  тенденций  появились  в  самом  начале  минского  времени. У  минских  мыслителей, и  в  первую  очередь, у  Ван  Ян-мина  (1472 – 1529  гг.), мерилом  человеческих  ценностей  стала  не  столько  конфуцианская  социализированная  личность, сколько  личность  персонализированная. Центральным  понятием  философии  Ван  Ян-мина  является  лянчжи (врождённое  знание), наличие  которого  у  каждого  человека  даёт  право  на  достижение  мудрости.

Информация о работе Основные достижения культуры Древнего Китая