Основные культорологические школы и концепции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 12:45, реферат

Описание работы

Те или иные подходы к культуре оформлялись в рамках определенных культурологических школ, а они, как и любые научные школы, формировались вокруг ярких исследователей, создавших оригинальные, всесторонне проработанные концепции культуры, хотя и не всегда эффектные идеи находили своих последователей. Новые идеи и концепции, как правило, связаны с "родовой принадлежностью" ученого и в значительной мере зависят от того, в рамках какого научного направления исследуется культура. Это и определяет, какие именно параметры, сущностные характеристики культуры берутся в основание исследования.

Содержание работы

Введение 3
Феноменология Э. Гуссерля 4
Культурологические воззрения Г.В.Ф.Гегеля 5-7
Марксистская концепция культуры 8-12
Концепция "идеальных типов" М. Вебера 13-15
Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского 16-18
Концепция круговорота "локальных цивилизаций" А. Тойнби 19-20
Концепция культуры Н. Бердяева 21-22
Теория культуры К. Ясперса 23-24
Концепция культуры П. Сорокина 25-27
Игровая концепция культуры И. Хейзинги 28-29
Учение о культуре Х. О. Гасетта 30-31
Заключение 32
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 57.02 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ФГОУ ВПО ˝ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ˝

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И  КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

на тему:

«О  С Н О В Н Ы Е

К У Л Ь Т У Р О Л О Г И Ч Е С К И Е

Ш К О Л Ы    И   К О Н Ц Е П Ц И И»

 

 

Выполнил:

студент 1 курса 1 группы ОЗО

Урушев А. Б.

Проверил:

Штомпель О. М.

 

 

Ростов-на-Дону

2011

Содержание                                                                                                                 стр

Введение                                                                                                                          3                                                                                                       

  1. Феноменология Э. Гуссерля                                                                                4
  2. Культурологические воззрения Г.В.Ф.Гегеля                                                 5-7
  3. Марксистская концепция культуры                                                              8-12
  4. Концепция "идеальных типов" М. Вебера                                                 13-15
  5. Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского                                  16-18
  6. Концепция круговорота "локальных цивилизаций" А. Тойнби                19-20    
  7. Концепция культуры Н. Бердяева                                                              21-22
  8. Теория культуры К. Ясперса                                                                       23-24
  9. Концепция культуры П. Сорокина                                                              25-27
  10. Игровая концепция культуры И. Хейзинги                                                 28-29
  11. Учение о культуре Х. О. Гасетта                                                                 30-31

Заключение                                                                                                                   32

Список литературы                                                                                                     33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Типология культуры дает возможность  систематизировать и объяснить  множественность разнородных культур. Метод типологии культуры базируется на группировке культур посредством  некоего абстрактного идеального типа, представляющего собой упрощение, некую схему, а не реально существующую социокультурную действительность.

В основе идеальной типизации  могут быть самые различные параметры, рассматриваемые исследователем как  наиболее сущностные характеристики анализируемых  культур. Совокупность показателей, параметров, выступающих основанием для создания типологии определяется как задачами науки, в рамках которой проводятся исследования, так и методологическими позициями самого исследователя. Этим обусловливается невозможность существования универсальной типологии культуры. Наиболее известными исследователями - М. Вебером, Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби, Ф. Ницше, П. Сорокиным - в самой сжатой форме будут изложены и другие, наиболее важные и принципиальные вопросы их культурологических концепций[ 6  C. 511]

Те или иные подходы  к культуре оформлялись в рамках определенных культурологических школ, а они, как и любые научные  школы, формировались вокруг ярких  исследователей, создавших оригинальные, всесторонне проработанные концепции  культуры, хотя и не всегда эффектные  идеи находили своих последователей. Новые идеи и концепции, как правило, связаны с "родовой принадлежностью" ученого и в значительной мере зависят от того, в рамках какого научного направления исследуется  культура. Это и определяет, какие  именно параметры, сущностные характеристики культуры берутся в основание  исследования. [10   С. 44—47].

Попытка целостного представления  всемирной истории, которая имеет  многоступенчатую эволюцию, и каждая последующая ступень связана  с предыдущей, приводит его к эсхатологическим выводам.

 

      

    Феноменология Э. И. Гуссерля

Эдмунд Гуссерль (1859-1938) - немецкий философ, глава и основатель школы феноменологии. Девиз феноменологии Гуссерля - обращение к самим вещам, очищенным от словесных нагромождений. Чтобы создать философию реальности, необходимо отталкиваться от «неопровержимых данных», поскольку в фундамент философского здания могут быть положены только «стабильные очевидности». Границы очевидности задаются границами нашего знания, поэтому следует опираться на нечто настолько самоудостоверяющее, чего нельзя отрицать. Эта интенция реализуется через описание «феноменов», которые предстают сознанию после осуществления «эпохи», т.е. после заключения в скобки наших философских воззрений и убеждений, связанных с навязываемой верой в существование мира вещей.

Необходимо «воздерживаться  от суждений», пока не будут найдены  последние неопровержимые «данные», а эти данные феноменологи находят в сознании, ведь существование сознания непосредственно очевидно.

Феноменология - наука не о фактах, а о сущностях. Феноменолога не интересуют те или иные моральные нормы, его интересует, почему они - нормы. Феноменологический анализ вникает в состояния стыда, любви, справедливости, угрызений совести, но всегда с точки зрения сущности. Сущность же открывается исследователю тогда, когда он наблюдает свой объект незаинтересованно, избегает предубеждений, банальностей и самолюбования.

Учение Гуссерля было чрезвычайно популярным и имело множество последователей. Так, многие бывшие студенты и коллеги Гуссерля разрабатывали феноменологию в альтернативных направлениях, например М.Шелер испытывал интерес к религии и соответственно строил свою концепцию феноменологии, Гуссерль был уверен в безграничном потенциале своей «конститутивной» феноменологии, дополненной понятием «предданного жизненного мира».[3  C.12-21]

 

 

Культурологические  воззрения Г.В.Ф.Гегеля

Среди наиболее выдающихся мыслителей 19в., определивших на длительную перспективу развитие мировой философской  мысли, нельзя оставить вне рассмотрения творчество Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831). Творческое наследие Гегеля огромно, какова же философия Гегеля, как теория культуры.

Как известно, вопрос о культуре как научной проблеме был поставлен  впервые просветителями. В эпоху  Просвещения было разработано светское представление о культуре как  всесторонней реализации "разумного  человека", т.е. проблема культуры была навсегда связана с проблемой  человека. Разум понимался просветителями как вечная и неизменная способность  отдельного индивида. Однако ограниченность и противоречивость просветительских идей (например, идеи о культуре как всесторонней реализации человека и идеи о неизменности человеческого разума, невозможность объяснить целостность и вектор развития культуры лишь как результат индивидуальных усилий людей) заставили по-новому поставить и решить вопрос о культуре и разуме, культуре и человеке, дать новый анализ становления и развития форм духовной жизни. И сделал это Гегель. В предельно общем, огрубленном виде суть культурологических воззрений Гегеля может быть сведена к известной формуле: культура есть реализация мирового разума или мирового духа. В основе гегелевской школы - учение об абсолюте, которое понимается Гегелем как единство субъекта и объекта, природы и духа.

Абсолютное есть система  саморазвивающихся идей, которые  в своем постоянном развитии рождают  всю действительность. Таким образом, причина всего сущего есть абсолютная идея. Другими словами, мировой разум  и бытие тождественны. Этот мировой дух, являясь подлинным божеством, и преследуя все общие мировые цели, реализует себя в различных областях действительности - истории народов, их общественном устройстве, науке, религии, искусстве и т.д. Таким образом, хотя культуру творит человек, но незримо "руководит" им безличный мировой разум, причем и сама деятельность человека есть реализация всеобщих целей мирового духа. Итак, развитие культуры, по Гегелю, подчинено цели, которая определяется мировым разумом. Цель эта заключается в том, чтобы "посредством напряженной работы была удалена естественная простота, т.е. частью пассивное отсутствие эгоизма, частью примитивность знания и воления, т.е. непосредственность и единичность, в которые погружен дух, чтобы эта его внешность получила ближайшим образом ту разумность, к которой она способна, а именно форму всеобщности, осмысленности".

Отсюда познание всех вещей  и явлений, в том числе и  многообразных явлений культуры, возможно лишь через приобщение к  абсолюту, мировому духу. А поскольку  приобщение к абсолюту есть постижение мирового разума, его скрытой сущности, т.е. его познание, то это делает человека свободным, так как, только познавая истинную сущность вещей, человек обретает свободу. Таким образом, гегелевское понимание культуры связано со свободой, культура не существует без свободы. Иными словами, только в культуре происходит осознание человеком самого себя. А так как мировой разум полностью реализует себя лишь в человеке, то по мере саморазвертывания мирового духа, убежден Гегель, будет возрастать и человеческая свобода. И вот здесь следует остановиться на роли и месте человека в гегелевских культурологических воззрениях. По сути дела, в концепции Гегеля отсутствует человек в его подлинной свободе и самоценности. Ценность человека лишь в том, что он является воплощением мирового духа, человек здесь лишь средство для воплощения целей мирового духа. ("…Живые индивидуумы и народы, ища и добиваясь своего, в тоже время оказываются средствами и орудиями чего-то более высокого и далекого, о чем они ничего не знают, и что они бессознательно исполняют")

Возрастание свободы человека, как уже отмечалось, связано лишь с мерой  саморазвертывания мирового духа, т.е. истинным субъектом свободы выступает не человек, а мировой разум. Лишь этот мировой дух обладает подлинной свободой. Таким образом, гегелевский подход к человеку в основе своей крайне ограничен. Центральная идея его подхода - сведение всей многомерности и сложности сущности человека лишь к логике мирового разума (и разум этот "в его конкретнейшем представлении есть Бог").

     Вкладом Гегеля  в развитие культурологической  мысли является анализ им всего  пути развития мировой культуры  во всем многообразии ее форм - от духовной культуры до форм  общественной жизни и государственного  устройства. Гегель рассматривал  культуру как единый, целостный  организм, находящийся в постоянном  движении. Культура развивается  через разрешение внутренних  противоречий, в соответствии с  законом единства и борьбы  противоположностей. И хотя культура  у Гегеля находится в постоянном  движении, развитии, в соответствии  с гегелевской философией, получается, что у этого развития есть "конечная  остановка", предел, - когда мировой  дух самореализует себя полностью, осуществит свою цель и сольется сам с собой в созданном им идеальном культурном мире.

 Рассматривая культуру  как целостную систему, Гегель  вместе с тем отмечает наличие  в ней определенных типов. Каждая  конкретная историческая культура, с его точки зрения, есть определенный  этап в процессе развертывания  мирового духа. Гегель выделяет прежде всего высокую и низкую культуры, а также теоретическую, практическую, нравственную, моральную, интеллектуальную и культуру высказываний. Наличие высокой культуры у него связано с существованием государства. Если символическое воплощение мировой разум находит в культуре, то объективное - в государстве.

Частью гегелевской культурной концепции является его учение о  национальном характере и расовом  различии народов. Причины расовых  различий, в том числе в психологическом  складе, Гегель видит в местоположении формирования народа, в особенностях природно-климатических условий, религиозном  факторе, в системе сложившихся  моральных норм. Сравнивая национальные характеры и особенности психологического склада различных рас, Гегель отстаивает идею равенства народов, хотя в его  высказываниях о белой расе все  же прослеживается европоцентристская установка. [ 6 C. 511]

 

 

 

Концепция "идеальных типов" М. Вебера

 Важнейшей заслугой  Вебера было понимание конкретно-исторического  характера ценностей. Из самого  конкретно-исторического характера  ценностей с неизбежностью вытекает  вывод: то, что представляет собой  явление культуры в одно историческое  время, не обязательно является  таковым в другой исторической  реальности. Но исследователь не  может изучать другую культуру, не оценивая ее, т.е. не наделяя  ее смыслом и ценностями своей  культуры, что не позволяет познать  сущностный "культурный смысл"  изучаемой культуры. Чтобы адекватно  понять другую действительность, другую культуру, Вебер разрабатывает  учение об идеальном типе и  выдвигает постулат свободы исследователя  от ценностных суждений. Понятие  идеального типа, с точки зрения  Вебера, позволяет исследователю верно ориентироваться в многообразии культурных феноменов, а не исходить из предвзятых схем, созданных собственными ценностными суждениями.

 Вебер предложил свою концепцию "идеальных типов", в основе которой: идеальный тип власти (легальный, традиционный и харизматический).

1-й тип власти - рациональный - основан на убеждении в легитимности существующих законов и на подчинении им;

2-ой  тип власти- традиционный - в основе которого святость традиций и право управлять тех, кто приобрел эту власть в соответствии с традицией;

3-й тип власти - харизматический, основанный на харизме определенных личностей, обладающих сверхъестественными способностями, святостью и в силу этого обладающих властью. На основе этих "идеальных типов" Вебер разработал следующую типологию культур. Традиционное общество - это общество, в котором поведение людей регулируется не принципом рационализации, а определяется безусловным следованием традиции, подчинением ей всех сторон жизни индивида; рациональное же общество (у Вебера оно названо индустриальным) основано на рационализации всех сфер социальной жизни. Из веберовской концепции "идеальных типов" вытекает и третий тип общества -"харизматический", в котором поведение людей основано на вере в харизму вождя или лидера, когда люди слепо следуют за харизматической личностью, веря в ее святость или сверхъестественные способности. К таким обществам, согласно веберовской концепции "идеальных типов", могут быть отнесены первые христианские общины, разного рода тоталитарные секты

Информация о работе Основные культорологические школы и концепции