Основные культорологические школы и концепции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 12:45, реферат

Описание работы

Те или иные подходы к культуре оформлялись в рамках определенных культурологических школ, а они, как и любые научные школы, формировались вокруг ярких исследователей, создавших оригинальные, всесторонне проработанные концепции культуры, хотя и не всегда эффектные идеи находили своих последователей. Новые идеи и концепции, как правило, связаны с "родовой принадлежностью" ученого и в значительной мере зависят от того, в рамках какого научного направления исследуется культура. Это и определяет, какие именно параметры, сущностные характеристики культуры берутся в основание исследования.

Содержание работы

Введение 3
Феноменология Э. Гуссерля 4
Культурологические воззрения Г.В.Ф.Гегеля 5-7
Марксистская концепция культуры 8-12
Концепция "идеальных типов" М. Вебера 13-15
Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского 16-18
Концепция круговорота "локальных цивилизаций" А. Тойнби 19-20
Концепция культуры Н. Бердяева 21-22
Теория культуры К. Ясперса 23-24
Концепция культуры П. Сорокина 25-27
Игровая концепция культуры И. Хейзинги 28-29
Учение о культуре Х. О. Гасетта 30-31
Заключение 32
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 57.02 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Очень часто в культурологии направление исследования выделяется в зависимости от исторического периода: например, "культура древних цивилизаций", "культура Возрождения" и т. д. По регионам - "культура Мезоамерики", "культура Востока" и проч. По странам - "культура России", "Англии" и т. п. Иногда эти направления объединяются с историческими периодами, в таком случае мы получим такие исследования, как "культура России Нового времени", или "культура средневековой Франции" и др.

Сложные формы, приобретаемые  культурологическим знанием после  выделения в нём многообразных  направлений и подходов, заставляют обращаться к исследованиям, где  предметом изучения выступает сама культурология. В этом случае мы получаем метаисследования, в которых анализируются её отношения к реальной культуре общества и появляется своеобразная "гносеология культуры".

В рамках культурологических направлений и подходов, различных  школ формируются многообразные  концепции.

В культурологии к концу ХХ века сложилось множество направлений, подходов исследования.

К концу ХХ века существовало более 800 определений культуры, так или иначе понимающих её социальную природу, границы и формы её существования.

Это обилие определений свидетельствует  об особом интересе, который сложился по отношению к этому социальному  феномену, о значимости культуры в  жизни современного общества. Сложившееся  многообразие определений культуры - свидетельство сложной природы, которую имеет реальная культура в современном обществе; её отличает динамичный характер, резкие изменения, что подчас не позволяет создать  достаточно законченную систему её описания. Но за этим многообразием определений скрывается и изменение положения культуры в жизни общества, её превращение в ядро и двигатель социальных изменений

Развитие культуры сказывается  на развитии людей. Все выдающиеся личности в своей жизни воспроизводят  фазу той культуры, к которой они  принадлежат.

Список литературы:

  1. Бердяев Н.А. О культуре. - Философия творчества, культуры и искусства. М. 1994. С. 23-27
  2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 28-30
  3. Гуссерль  Э. Источник:  Журнал  "Логос"  № 1    1991.  С.12 - 21
  4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., -1991 С. 15-19
  5. Культурология. Учебное пособие // Под редакцией доц. Н.Н. Фоминой, доц. Н.О. Свечниковой.- СПб: СПбГУ ИТ-МО, -2008. С.  483
  6. Культурология: Учеб. для студ. вузов / Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко, А.В. Литвинцева и др.; Под ред. Н.Г.Багдасарьян.—.4-е изд., испр.— М.: Высш. шк., 2002.C. 511
  7. Ортега - и - Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 321
  8. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.,- 1992. С. 40-45
  9. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.,- 1991. С. 50-68
  10. Уайт Л. А. Культурология / Сборник переводов. М., 1996. С. 166—167.
  11. Хейзинга Й. Игровой элемент современной культуры // "Полис" "Политические исследования" 1991 №5 С. 12-14
  12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 72-84

~ ~


Информация о работе Основные культорологические школы и концепции