Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 12:45, реферат
Те или иные подходы к культуре оформлялись в рамках определенных культурологических школ, а они, как и любые научные школы, формировались вокруг ярких исследователей, создавших оригинальные, всесторонне проработанные концепции культуры, хотя и не всегда эффектные идеи находили своих последователей. Новые идеи и концепции, как правило, связаны с "родовой принадлежностью" ученого и в значительной мере зависят от того, в рамках какого научного направления исследуется культура. Это и определяет, какие именно параметры, сущностные характеристики культуры берутся в основание исследования.
Введение 3
Феноменология Э. Гуссерля 4
Культурологические воззрения Г.В.Ф.Гегеля 5-7
Марксистская концепция культуры 8-12
Концепция "идеальных типов" М. Вебера 13-15
Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского 16-18
Концепция круговорота "локальных цивилизаций" А. Тойнби 19-20
Концепция культуры Н. Бердяева 21-22
Теория культуры К. Ясперса 23-24
Концепция культуры П. Сорокина 25-27
Игровая концепция культуры И. Хейзинги 28-29
Учение о культуре Х. О. Гасетта 30-31
Заключение 32
Список литературы 33
Ценность культурологических воззрений Вебера заключается не только в разработке им концепции "идеальных типов". Значительным вкладом в развитие культурологической мысли стала постановка и решение им проблемы взаимодействия социально-политических, экономических и идеологических и, прежде всего, религиозных, факторов.
У Вебера культура
выступает основным фактором, обусловливающим
все многообразие явлений
Протестантские идеи
стимулировали рационализацию
Таким образом, вклад Макса Вебера в развитие культурологической мысли не ограничивается разработкой теории "идеальных типов", безусловную научную ценность и новизну имела и веберовская идея о детерминированности характера социальной системы социокультурными факторами и, прежде всего, типом религии. . [ 2 C.28-30]
Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского
Николай Данилевский, известный социолог и общественный деятель, по праву считается первым отечественным культурологом, оказавшим значительное воздействие на развитие культурологической мысли 20 в. С полным основанием его считают предшественником О. Шпенглера и А. Тойнби, влияние его главного труда "Россия и Европа" безусловно прослеживается в творчестве указанных культурологов.
Данилевский был последователем
"органической теории", суть которой
- в перенесении законов развития
природы на социальную действительность.
По аналогии с биологической морфологией
он пришел к осмыслению культурно-исторического
типа. (Отсюда его понимание генезиса
цивилизации как периодов рождения,
расцвета и упадка, уподобление культур
" многолетним одноплодным
По мнению Данилевского,
единой истории человечества, однолинейного
культурного развития не существует,
культуры носят обособленный характер.
("Общечеловеческой цивилизации
не существует и не может существовать,
потому что это была бы только невозможная
и вовсе нежелательная
Главная идея
Перечисленные цивилизации
выступают у Данилевского как
"положительные деятели в
Наряду с ними существуют племена, которые "потому ли, что самобытность их прекращается в чрезвычайно ранний период их развития или по другим причинам" являются только этнографическим материалом, входящим в культурно-исторические типы. Таковы, по мнению Данилевского, финны и многие другие.
Зарождение и развитие культурно-исторических типов, по Данилевскому, подчиняется определенных законам. Их пять:
1) наличие у племени
или народа близкого по
2) политическая независимость,
3) выработка каждым культурно-
4) разнообразие элементов,
составляющих культурно-
5) процесс развития культурно-
Иными словами, культурно-исторические типы развиваются от "этнографического состояния" через государственное к цивилизации.
Культурно-исторические типы
могут иметь различные
Сейчас, убежден Данилевский, рождается четырехосновная культура. Последняя призвана реализовать себя в религиозной, культурной и политических сферах, а также в общественном устройстве. Данилевский верит, что будущее принадлежит именно этой культуре и такой культурой станет славянский культурно-исторический тип. Надежда его основана на особенностях славянского национального характера, особом типе духовности, стремлению к высшей духовности, а не к материальному благу. " Мы можем надеяться, что славянский тип будет первым полным четырехосновным культурно-историческим типом. Особенно оригинальной чертой его должно быть в первый раз имеющее осуществиться удовлетворение общественно- экономической задачи. Какое взаимное отношение займут в нем три прочие стороны культурной деятельности, которая сообщит ему преобладающую окраску, не будут ли они преемственно занимать эту главную роль? Какой, наконец, качественный характер примет собственно культурная деятельность, до сих пор наименее других сторон деятельности успевшая определиться, - этого, конечно, предвидеть невозможно"
Таковы в самой краткой форме основные культурологические идеи Н.Я. Данилевского, многие из которых не теряют своей актуальности и в наши дни.
Концепция круговорота "локальных цивилизаций" А. Д.Тойнби
Заслуга английского историка и социолога Тойнби состоит прежде всего в создании концепции развития цивилизаций, позволяющей не только подробно охарактеризовать различные культуры, но и дать прогноз дальнейшему развитию цивилизаций.
Объектом анализа Тойнби
является категория цивилизации. Он
разделяет мысль Шпенглера о
множественности и различии культур,
каждая из которых обладает своей
собственной характеристикой. Но в
отличие от Шпенглера, Тойнби рассматривает
цивилизацию не как обособленный
и замкнутый биологический
Каждая цивилизация
Типология цивилизаций Тойнби насчитывает 21 цивилизационную систему. В настоящее время, как считает Тойнби, существуют только 8 (западная, византийская ортодоксальная, русская, арабская, индийская, дальневосточная, китайская, японо-корейская).
Причиной развития цивилизаций является исторический вызов, понимаемый как внешние препятствия. Этот вызов, предъявляемый цивилизации со стороны другого общества, природно-климатических условий, побуждает и стимулирует цивилизацию к развитию. Идея "вызова - и - ответа" - основная мысль учения Тойнби о развитии цивилизаций.
С точки зрения Тойнби,
развитие цивилизаций есть
Тойнби выступает против
теории циклического развития
цивилизаций (юность, зрелость, старость).
Причину гибели цивилизаций
Концепция культуры Н. Бердяева
В отличие от О.Шпенглера и А.Тойнби русский философ Николай Александрович Бердяев видит в многообразии культур единый путь развития человечества. Его концепция культуры основывается на идее универсальности и всемирности истории человечества. Культуры у него это не замкнутые в себе, обособленные миры, они взаимосвязаны. С точки зрения Бердяева, осознание человечеством своего единства произошло благодаря объединяющей миссии христианства. Бердяев был религиозным философом. В его концепции культура не просто предстает как феномен, имеющий сакральный оттенок, происхождение ее прямо выводится им из культа: "Культура родилась из культа. Истоки ее - сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной" Понятие культуры сведено у Бердяева лишь к духовной сфере ("В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь".
Поскольку культура, в понимании Бердяева, охватывает лишь духовную сферу, она "иерархична": "высшая культура нужна лишь немногим. Для средней массы человечества нужна лишь средняя культура".
Высшие цели культуры понятны и значимы лишь немногим, но именно на них, по мнению Бердяева "держится весь мир и вся история".
Сущность культуры Бердяев показывает через сравнение ее с цивилизацией. Если для Шпенглера цивилизация есть окостенение, смерть культуры, а культура и цивилизация есть различные этапы в развитии, то у Бердяева культура и цивилизация существуют одновременно. Цивилизация оценивается им с негативных позиций: "Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся … Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия".
Бердяев критикует "буржуазно-демократический век" за установление социального неравенства, угнетение в результате подчинения человека техникой. Демократизация, считает он, делает культуру доступной, более полезной и комфортабельной, она понижает культуру и ведет к цивилизации. Касаясь генезиса культуры, Бердяев пишет, что "всякая культура имеет периоды своего цветения, своего высшего подъема. В начале развития культуры - варварство, в конце этого развития - упадочничество". Современное состояние культуры оценивается Бердяевым как глубочайший кризис. Пути выхода из этого кризиса Бердяев ищет в рамках религиозной философии: "Но и цели культуры не могут быть конечными целями. Дальше и глубже лежит искание Царства Божьего… Культура не последнее, культура - предпоследнее. Это сознают те творцы, которые переживают кризис культуры. Они стоят перед последней задачей претворения культуры в новое бытие. [ 10 C. 50-68]
Информация о работе Основные культорологические школы и концепции