Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:57, реферат
Переход к культуре Нового времени произошел на рубеже двух веков. XVIII век был наиболее значительным этапом русской истории, поскольку произошли коренные перемены, вызванные петровскими реформами.
Многие преобразования Петра I уходят корнями в XVIII век.
Насущная необходимость преобразований вызывалась комплексом различных факторов. Нарастало экономическое, а, следовательно, и военное отставание России от европейских стран, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету.
Введение
1. Художественная культура петровской эпохи: утверждение светских начал…………………………………………………………………………….....5
2. Особенности культуры Просвещения в России. Художественная культура второй половины XVIII века…………………………………………………......9
3. «Золотой» и «серебряный» века русской культуры......................................15
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уфимский государственный нефтяной технический университет»
Кафедра истории и культурологии
Реферат
Основные тенденции развития культуры России в новое время
Выполнил:_______________ студент гр. БМТ1-11-02 Юсупова Р.Р.
Проверил:_______________ к.с.н., ст. преподаватель Гайсина Л.М.
Уфа 2011
Содержание
Введение
1. Художественная культура
петровской эпохи: утверждение
2. Особенности культуры Просвещения в России. Художественная культура второй половины XVIII века…………………………………………………......9
3. «Золотой» и «серебряный»
века русской культуры......................
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Переход к культуре Нового времени произошел на рубеже двух веков. XVIII век был наиболее значительным этапом русской истории, поскольку произошли коренные перемены, вызванные петровскими реформами.
Многие преобразования Петра I уходят корнями в XVIII век.
Насущная необходимость преобразований вызывалась комплексом различных факторов. Нарастало экономическое, а, следовательно, и военное отставание России от европейских стран, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету. Служилое сословие, опора самодержавной власти, ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны, и, в массе своей, оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление даже о своих сословных интересах. “Бунташный” характер ХVII в., социальная нестабильность порождали необходимость укрепления позиций правящего сословия, его мобилизации и обновления, а также совершенствования государственного аппарата управления и армии.
Духовный кризис общества, вызванный обмирщением сознания и усиленный расколом церкви, порождал потребность качественных преобразований в сфере культуры, призванных, с одной стороны, вернуть Россию в лоно европейской цивилизации, а с другой - укрепить власть новой рационалистической идеологией, идущей на смену религиозному обоснованию ее всемогущества.
Древняя русская жизнь исчерпала себя вполне. Она развила все начала, которые в ней скрывались, все типы, в которых непосредственно воплощались эти начала. Она сделала все, что могла, и, окончив свое призвание, прекратилась. В XVII в. наше государство дошло до полной несостоятельности, нравственной, экономической и административной, и могло выйти на правильную дорогу только путем резкой реформы.
Петр вывел Россию из этого кризиса на новый путь. Преобразования Петра представляются естественной исторической необходимостью. Приобщение к европейскому, более цивилизованному быту, стало главной задачей Петра в области культуры.
Петр не был творцом культурного вопроса, но был первым человеком, решившимся осуществить культурную реформу. Результаты его деятельности были велики: он дал своему народу полную возможность материального и духовного общения со всем цивилизованным миром.
В истории России вряд ли сыщется время, равное по своему значению петровой четверти XVIII века. За многовековую историю существования Российского государства было проведено немало реформ. О том, что дали России петровские преобразования, со всей определённостью сказало время.
Известный историк и публицист М.М. Щербатов считал, что путь пройденный страной при Петре I, без него пришлось бы преодолевать два столетия. Карамзин в начале XIX века полагал, что на это потребовалось бы шесть столетий.
XVIII век был знаменателен для России значительными переменами и достижениями в области искусства. Изменилась его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития.
XVIII век стал временем, благоприятствующим развитию русской культуры, определив две основные её линии: профессиональную, ориентированную на общеевропейский путь, и местную, продолжающую развивать традиции народного творчества.
XIX столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета культуры. «Золотой» век был подготовлен всем предшествующим развитием русской культуры, особенно петровскими реформами.
Все процессы, стремительно врывавшиеся в жизнь русского общества в конце XIX – начале XX вв. не могли не влиять на развитие культуры. Это был, по словам Н.А. Бердяева, «Русский культурный ренессанс».
1. Художественная культура петровской эпохи: утверждение светских начал
В России процессы развития капитализма и модернизации во многом определялись той политикой, которую проводил абсолютизм. Уже во второй половине XVII в., при царе Алексее Михайловиче (годы правления 1645—1676), начались первые, хотя и робкие попытки оказывать содействие национальной торговле и промышленности. XVII век был также переломным в смысле освобождения от диктата византийского культурного влияния и обращения к опыту Запада.
Кульминацией этого процесса явилась, конечно, эпоха Петра I (годы правления: 1682/9—1725), царя-преобразователя, который нанес серьезный удар по традиционализму. Комплекс реформ, охватывавший многие (хотя и не все) сферы жизни, казалось, должен был заложить прочную основу для модернизации страны и утверждения капитализма. Подчинение церкви государству, введение Табели о рангах, способствовавшей социальной мобильности, активная протекция национальной промышленности и торговле, забота об образовании и просвещении страны, ломка традиционных устоев быта и норм поведения — такой обширной программы, реализуемой сверху, не знала, пожалуй, ни одна западноевропейская страна.
При этом подражание Западу, в котором часто упрекали и упрекают Петра 1, было отнюдь не главной целью, а имело лишь утилитарное, прикладное значение как способ модернизировать Россию. «Подтягивание» России к модели передовой державы, сильной экономически и в военном отношении, конечно, имело первостепенное значение в условиях битв, которые разыгрывались между модернизированными и традиционными странами.
Однако реформы Петра 1, проводившиеся в жизнь варварскими методами, до предела обострили конфликт между государством и обществом. Демократизация политической жизни не была осуществлена. Государственная власть еще раз подтвердила — и в очень резкой форме — издавна заявленные ею претензии на роль своеобразного катализатора цивилизационного процесса. А общество еще раз получило возможность убедиться в том, что к нему относятся как к пассивному материалу для исторических экспериментов. Не случайно впоследствии славянофилы писали о резко обозначившемся в ту эпоху расколе, о пропасти, отделившей власть от народа. Однако помимо сопротивления массового сознания существовал более важный источник внутренних противоречий.
Борясь с традиционализмом,
русский абсолютизм укреплял главную
его основу — крепостную зависимость
значительной части населения. Реформы
вели страну в двух, в сущности противоположных,
взаимоисключающих
Рубеж XVII—XVIII веков — начало нового этапа в истории России. Содержанием его было вызревание в недрах феодализма капиталистического уклада, формирование русской нации на базе великорусской народности. Изменения в социально-экономической сфере составили основу изменений в культурном процессе, определили их особенности.
Начало XVIII века ознаменовано
реформами Петра I, которые были призваны
ликвидировать разрыв в уровне развития
России и Европы. Реформы затронули практически
все сферы жизни общества. Содержанием
их явились решающий сдвиг от средневековья
к новому времени и европеизация всех
областей жизни. Происходила ломка старых
государственных учреждений, замена их
новыми, складывался современный административно-
Важной чертой культуры нового времени стала ее открытость, способность к контактам с культурами других народов, что явилось результатом политики, направленной на подрыв национальной и конфессиональной замкнутости. Расширяются связи с западными странами. Контакты с Европой способствовали проникновению в Россию гуманистических и рационалистических учений. Идеология абсолютизма начала подкрепляться идеями рационализма, европейского Просвещения.
Для Нового времени характерны следующие черты: светский характер, развитие личностных начал, преодоление национальной замкнутости, стремление к активному взаимодействию с другими культурами, ускорение темпов развития. Кроме того начинается процесс дифференциации, появления новых отраслей культуры: науки, театрального дела, поэзии, портретной живописи, журналистики.
Реформы Петра
в области культуры. Сразу по возвращению
из поездки в Европу в составе Великого
посольства (1697 - 1698) молодой Петр начинает
борьбу с традициями и стариной: сначала
запрещает ношение бороды – древнерусского
символа степенства и важности, а затем
издает указ о замене привычного длиннополого
и тяжелого платья на «венгерское», западно-европейского
образца. Уже в 1700 году у ворот кремля были
выставлены манекены с образцами новой
одежды. Жестко и решительно царь начал
менять внешний облик людей.
В 1700 году Петр ввел в России новое
летоисчисление – от Рождества Христова,
как было принято в Западной Европе (Юлианский
календарь). Тогда же Петр предписал открывать
новый год 1 января, а не 1 сентября, как
прежде. 1 января 1700 года страна стала жить
по новому календарю. Так в Россию пришли
ёлки, дед Мороз.
При Петре I проблема
образования становится государственной
политикой. Первой школой, организованной
царем в 1701 году, стала «Школа математических
и навигационных наук» в Москве. Позже
она была преобразована в Морскую академию.
За короткое время открылось еще несколько
специальных школ: артиллерийская (1701),
инженерная (1712), медицинское училище (1707).
Своеобразной повинностью стало
в петровские времена образование дворянских
детей. Дело дошло до того, что в 1714 году
был издан указ, запрещавший жениться
уклоняющимся от обучения. Кроме российских
школ молодые дворяне могли проходить
курс обучения и за границей. По возвращению
в Петербург, они держали экзамен, на котором
часто присутствовал царь.
Вершиной политики царя-реформатора
в области просвещения стал проект создания
Академии наук (1724 год). В ее состав входили:
собственно Академия, т.е. «собрание ученых
и искусных людей», университет, под которым
подразумевалось «собрание ученых людей»,
обязанных обучать юношей медицине, философии
и праву, и подготовительная гимназия.[2]
Важным шагом в развитии просвещения
и книжного дела стала замена церковно-славянского
шрифт новым, более простым и доступным.
В 1710 году Петр утвердил окончательный
вариант азбуки. Введение гражданского
алфавита благоприятно повлияло на издание
и продажу книг. За счет появления светских
и специальных типографий, расширяется
их сеть. За всю первую четверть XVIII века
книг вышло больше, чем за 150 предшествующих
лет.
Первой печатной газетой в России были «Ведомости», вышедшие в 1703 году. Рост книгопечатания способствовал развитию книжной торговли. В 1714 году была открыта первая библиотека, ставшая основой библиотеки Академии наук. Она была доступна для свободного посещения. В 1719 году открывается первый русский музей — Кунсткамера. В нем демонстрировались зоологические и минералогические коллекции, искусные изделия и «монстры» - заспиртованные уроды. Закономерным итогом реформ в сфере просвещения, науки стало открытие в Петербурге в 1725 году Академии наук. Вводились новые обряды в общественно-культурной жизни, бытовом укладе. Они были направлены на привитие западноевропейского образа жизни. Новой формой общения стали ассамблеи, позже превратившиеся в придворные балы. Они периодически проходили в зимнее время, по вечерам, в домах знатных дворян и горожан. На них съезжалось все тогдашнее петербургское общество. В ассамблеях непременно участвовали и женщины, которые прежде крайне редко покидали свои покои. Гостей здесь не встречали и не провожали. Каждый, в том числе и царь, мог запросто заехать на чашку чая, сыграть партию в шашки или шахматы, которые стали все больше входит в моду, как одно из любимых развлечений Петра.
Информация о работе Основные тенденции развития культуры России в новое время