Основные тенденции развития культуры России в новое время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:57, реферат

Описание работы

Переход к культуре Нового времени произошел на рубеже двух веков. XVIII век был наиболее значительным этапом русской истории, поскольку произошли коренные перемены, вызванные петровскими реформами.
Многие преобразования Петра I уходят корнями в XVIII век.
Насущная необходимость преобразований вызывалась комплексом различных факторов. Нарастало экономическое, а, следовательно, и военное отставание России от европейских стран, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету.

Содержание работы

Введение
1. Художественная культура петровской эпохи: утверждение светских начал…………………………………………………………………………….....5
2. Особенности культуры Просвещения в России. Художественная культура второй половины XVIII века…………………………………………………......9
3. «Золотой» и «серебряный» века русской культуры......................................15
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

СРС по МНК.docx

— 74.70 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уфимский государственный  нефтяной технический  университет»

 

 

 

Кафедра истории и культурологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Основные тенденции  развития культуры России в новое время

 

 

 

 

            

 

 

 

 

             Выполнил:_______________ студент гр. БМТ1-11-02 Юсупова Р.Р.

                                                                                                 (дата, подпись)

 

                 Проверил:_______________ к.с.н., ст. преподаватель Гайсина Л.М.

                                                                                                (дата, подпись)

 

 

 

 

 

Уфа 2011

Содержание

Введение

1. Художественная  культура  петровской эпохи: утверждение   светских начал…………………………………………………………………………….....5

2. Особенности  культуры  Просвещения в России. Художественная  культура второй половины XVIII века…………………………………………………......9

3. «Золотой»  и «серебряный» века русской культуры......................................15

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Переход к культуре Нового времени произошел на рубеже двух веков. XVIII век был наиболее значительным этапом русской истории, поскольку произошли коренные перемены, вызванные петровскими реформами.

    Многие преобразования Петра I уходят корнями в XVIII век.

    Насущная  необходимость преобразований вызывалась комплексом различных факторов. Нарастало  экономическое, а, следовательно, и  военное отставание России от европейских  стран, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету. Служилое сословие, опора самодержавной власти, ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны, и, в массе своей, оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление даже о своих сословных интересах. “Бунташный” характер ХVII в., социальная нестабильность порождали необходимость укрепления позиций правящего сословия, его мобилизации и обновления, а также совершенствования государственного аппарата управления и армии.

    Духовный  кризис общества, вызванный обмирщением  сознания и усиленный расколом церкви, порождал потребность качественных преобразований в сфере культуры, призванных, с одной стороны, вернуть Россию в лоно европейской цивилизации, а с другой - укрепить власть новой рационалистической идеологией, идущей на смену религиозному обоснованию ее всемогущества.

    Древняя русская жизнь исчерпала себя вполне. Она развила все начала, которые в ней скрывались, все типы, в которых непосредственно воплощались эти начала. Она сделала все, что могла, и, окончив свое призвание, прекратилась. В XVII в. наше государство дошло до полной несостоятельности, нравственной, экономической и административной, и могло выйти на правильную дорогу только путем резкой реформы.

Петр  вывел Россию из этого кризиса  на новый путь. Преобразования Петра  представляются естественной исторической необходимостью. Приобщение к европейскому, более  цивилизованному быту, стало главной  задачей Петра в области культуры.

    Петр  не был творцом культурного вопроса, но был первым человеком, решившимся осуществить культурную реформу. Результаты его деятельности были велики: он дал своему народу полную возможность материального и духовного общения со всем цивилизованным миром.

В истории России вряд ли сыщется время,  равное по своему значению петровой четверти XVIII века. За многовековую историю существования  Российского государства было проведено  немало реформ. О том, что дали России петровские преобразования, со всей определённостью сказало время.

Известный историк и публицист  М.М. Щербатов считал, что путь  пройденный страной  при Петре I, без него пришлось бы преодолевать два столетия. Карамзин в начале XIX века полагал,  что  на это потребовалось бы шесть столетий. 

    XVIII век был знаменателен для России  значительными переменами и достижениями  в области искусства. Изменилась  его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития.

    XVIII век стал временем, благоприятствующим  развитию русской культуры, определив две основные её линии: профессиональную, ориентированную на общеевропейский путь, и местную, продолжающую развивать традиции народного творчества.

    XIX столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета культуры. «Золотой» век был подготовлен всем предшествующим развитием русской культуры, особенно петровскими реформами.

Все процессы, стремительно врывавшиеся в жизнь русского общества в конце XIX – начале XX вв. не могли не влиять на развитие культуры. Это был, по словам Н.А. Бердяева, «Русский культурный ренессанс».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Художественная  культура петровской эпохи: утверждение  светских начал

    В России процессы развития капитализма и модернизации во многом определялись той политикой, которую проводил абсолютизм. Уже во второй половине XVII в., при царе Алексее Михайловиче (годы правления 1645—1676), начались первые, хотя и робкие попытки оказывать содействие национальной торговле и промышленности. XVII век был также переломным в смысле освобождения от диктата византийского культурного влияния и обращения к опыту Запада.

    Кульминацией этого процесса явилась, конечно, эпоха Петра I (годы правления: 1682/9—1725), царя-преобразователя, который нанес серьезный удар по традиционализму. Комплекс реформ, охватывавший многие (хотя и не все) сферы жизни, казалось, должен был заложить прочную основу для модернизации страны и утверждения капитализма. Подчинение церкви государству, введение Табели о рангах, способствовавшей социальной мобильности, активная протекция национальной промышленности и торговле, забота об образовании и просвещении страны, ломка традиционных устоев быта и норм поведения — такой обширной программы, реализуемой сверху, не знала, пожалуй, ни одна западноевропейская страна.

    При этом подражание Западу, в котором часто упрекали и упрекают Петра 1, было отнюдь не главной целью, а имело лишь утилитарное, прикладное значение как способ модернизировать Россию. «Подтягивание» России к модели передовой державы, сильной экономически и в военном отношении, конечно, имело первостепенное значение в условиях битв, которые разыгрывались между модернизированными и традиционными странами.

    Однако реформы Петра 1, проводившиеся в жизнь варварскими методами, до предела обострили конфликт между государством и обществом. Демократизация политической жизни не была осуществлена. Государственная власть еще раз подтвердила — и в очень резкой форме — издавна заявленные ею претензии на роль своеобразного катализатора цивилизационного процесса. А общество еще раз получило возможность убедиться в том, что к нему относятся как к пассивному материалу для исторических экспериментов. Не случайно впоследствии славянофилы писали о резко обозначившемся в ту эпоху расколе, о пропасти, отделившей власть от народа. Однако помимо сопротивления массового сознания существовал более важный источник внутренних противоречий.

Борясь с традиционализмом, русский абсолютизм укреплял главную  его основу — крепостную зависимость  значительной части населения. Реформы  вели страну в двух, в сущности противоположных, взаимоисключающих направлениях. Это проявилось уже в Петровскую эпоху, но и преемники великого реформатора продолжали начатую им линию модернизации на основе традиционализма. Поэтому развитие промышленности в России шло весьма своеобразным путем. Проблема рабочих рук решалась за счет труда крепостных. На протяжении XVII—XVIII вв. правительство переводило на положение крепостных все новые и новые категории крестьянства, ужесточало личную зависимость от государства даже посадских людей.[1]

    Рубеж XVII—XVIII веков — начало нового этапа в истории России. Содержанием его было вызревание в недрах феодализма капиталистического уклада, формирование русской нации на базе великорусской народности. Изменения в социально-экономической сфере составили основу изменений в культурном процессе, определили их особенности.

    Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули практически все сферы жизни общества. Содержанием их явились решающий сдвиг от средневековья к новому времени и европеизация всех областей жизни. Происходила ломка старых государственных учреждений, замена их новыми, складывался современный административно-бюрократический аппарат. Важное место в преобразованиях Петра I занимала церковная реформа, в результате которой относительно независимая прежде церковь оказалась под властью государства. В итоге всех преобразований в политическом строе Русского государства завершилось оформление абсолютной монархии. Абсолютистское государство нуждалось в светской культуре.[5]

    Важной чертой культуры нового времени стала ее открытость, способность к контактам с культурами других народов, что явилось результатом политики, направленной на подрыв национальной и конфессиональной замкнутости. Расширяются связи с западными странами. Контакты с Европой способствовали проникновению в Россию гуманистических и рационалистических учений. Идеология абсолютизма начала подкрепляться идеями рационализма, европейского Просвещения.

    Для Нового времени характерны следующие черты: светский характер, развитие личностных начал, преодоление национальной замкнутости, стремление к активному взаимодействию с другими культурами, ускорение темпов развития. Кроме того начинается процесс дифференциации, появления новых отраслей культуры: науки, театрального дела, поэзии, портретной живописи, журналистики.

    Реформы Петра в области культуры. Сразу по возвращению из поездки в Европу в составе Великого посольства (1697 - 1698) молодой Петр начинает борьбу с традициями и стариной: сначала запрещает ношение бороды – древнерусского символа степенства и важности, а затем издает указ о замене привычного длиннополого и тяжелого платья на «венгерское», западно-европейского образца. Уже в 1700 году у ворот кремля были выставлены манекены с образцами новой одежды. Жестко и решительно царь начал менять внешний облик людей. 
    В 1700 году Петр ввел в России новое летоисчисление – от Рождества Христова, как было принято в Западной Европе (Юлианский календарь). Тогда же Петр предписал открывать новый год 1 января, а не 1 сентября, как прежде. 1 января 1700 года страна стала жить по новому календарю. Так в Россию пришли ёлки, дед Мороз.                                                                                          

    При Петре I проблема образования становится государственной политикой.    Первой школой, организованной царем в 1701 году, стала «Школа математических и навигационных наук» в Москве. Позже она была преобразована в Морскую академию. За короткое время открылось еще несколько специальных школ: артиллерийская (1701), инженерная (1712), медицинское училище (1707).  
    Своеобразной повинностью стало в петровские времена образование дворянских детей. Дело дошло до того, что в 1714 году был издан указ, запрещавший жениться уклоняющимся от обучения. Кроме российских школ   молодые дворяне могли проходить курс обучения и за границей. По возвращению в Петербург, они держали экзамен, на котором часто присутствовал  царь. 
    Вершиной политики царя-реформатора в области просвещения стал проект создания Академии наук (1724 год). В ее состав входили: собственно Академия, т.е. «собрание ученых и искусных людей», университет, под которым подразумевалось «собрание ученых людей», обязанных обучать юношей медицине, философии и праву, и подготовительная гимназия.[2]  
    Важным шагом в развитии просвещения и книжного дела стала замена церковно-славянского шрифт новым, более простым и доступным. В 1710 году Петр утвердил окончательный вариант азбуки. Введение гражданского алфавита благоприятно повлияло на издание и продажу книг. За счет появления светских и специальных типографий, расширяется их сеть. За всю первую четверть XVIII века книг вышло больше, чем за 150 предшествующих лет.

    Первой печатной газетой в России были «Ведомости», вышедшие в 1703 году. Рост книгопечатания способствовал развитию книжной торговли. В 1714 году была открыта первая библиотека, ставшая основой библиотеки Академии наук. Она была доступна для свободного посещения. В 1719 году открывается первый русский музей — Кунсткамера. В нем демонстрировались зоологические и минералогические коллекции, искусные изделия и «монстры» - заспиртованные уроды. Закономерным итогом реформ в сфере просвещения, науки стало открытие в Петербурге в 1725 году Академии наук. Вводились новые обряды в общественно-культурной жизни, бытовом укладе. Они были направлены на привитие западноевропейского образа жизни. Новой формой общения стали ассамблеи, позже превратившиеся в придворные балы. Они периодически проходили в зимнее время, по вечерам, в домах знатных дворян и горожан. На них съезжалось все тогдашнее петербургское общество. В ассамблеях непременно участвовали и женщины, которые прежде крайне редко покидали свои покои. Гостей здесь не встречали и не провожали. Каждый, в том числе и царь, мог запросто заехать на чашку чая, сыграть партию в шашки или шахматы, которые стали все больше входит в моду, как одно из любимых развлечений Петра.

Информация о работе Основные тенденции развития культуры России в новое время