Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:57, реферат
Переход к культуре Нового времени произошел на рубеже двух веков. XVIII век был наиболее значительным этапом русской истории, поскольку произошли коренные перемены, вызванные петровскими реформами.
Многие преобразования Петра I уходят корнями в XVIII век.
Насущная необходимость преобразований вызывалась комплексом различных факторов. Нарастало экономическое, а, следовательно, и военное отставание России от европейских стран, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету.
Введение
1. Художественная культура петровской эпохи: утверждение светских начал…………………………………………………………………………….....5
2. Особенности культуры Просвещения в России. Художественная культура второй половины XVIII века…………………………………………………......9
3. «Золотой» и «серебряный» века русской культуры......................................15
Заключение
Список использованной литературы
Андрей Матвеев также учился живописи у лучших мастеров в Голландии. Крупные работы Матвеева – росписи дворцов, церквей и декоративное убранство ряда сооружений – не сохранились. До нас дошла станковая живопись мастера: парные портреты супругов Голицыных и «Автопортрет с женой». В середине столетия выступает целая плеяда русских художников – И. Вишняков, А. Антропов, И. Аргунов, в чьих портретах развиваются реалистические тенденции, усложнятся восприятие личности.
Открытие в 1757 г. Академии художеств способствовало повышению профессионального мастерства художников и развитию системы жанров в русском изобразительном искусстве: портрета, пейзажа, натюрморта.
3. «Золотой» и «серебряный» века русской культуры
«Золотой» век русской культуры ( ХIХ век).
ХIХ век стал для России временем невиданного взлета и расцвета культуры. На культуру начала ХIХ века огромное воздействие оказали три события. Это Отечественная война 1812 года, движение декабристов и отмена крепостного права.
Просвещение и печать. Александр I проводит реформу народного просвещения, было создано Министерство народного просвещения. Центральное место в системе образования занимали университеты, созданные в каждом округе. В Российской империи развивалась система сословных дворянских учебных заведений. К гражданской службе молодых аристократов готовили лицеи, будущих офицеров обучали в кадетских корпусах. После реформы 1861 года развитие системы образования ускорилось, были созданы земские школы, народные училища. Среднее образование давали семиклассные гимназии. Было положено начало высшему женскому образованию. Успехи просвещения в России ХIХ века были всеохватывающими. Уровень грамотности вырос за вторую половину века более чем в 3 раза и составил к 1897 году 21,1%. Большой популярностью пользовались журналы «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово», «Дело», «Русская старина» и др. В 1814 году состоялось открытие в Петербурге императорской Публичной библиотеки
Наука. Русскими моряками и исследователями были сделаны многие географические открытия, совершено около 40 кругосветных путешествий, была открыта Антарктида. В 1845 году в России появилось первое научное общество – Русское географическое. Выдающихся успехов достигла историческая наука. В 1816-1829 гг. Н.М. Карамзин написал 12-томную «Историю государства Российского». В.О. Ключевский создал многотомный труд «Курс русской истории».
Литература. В первом десятилетии ХIХ века в литературе господствовал сентиментализм, основоположником которого был Н.М. Карамзин. Он отстаивал принцип использования в литературе живых традиций русского разговорного языка, отказа от устаревших литературных канонов классицизма. Война 1812 года, общественный подъем и героика тех лет выхвали к жизни новое литературное течение – романтизм. Тема народа стала очень значительной для русских литераторов-романтиков. Лидером романтизма был В.А. Жуковский. Его созерцательному романтизму противостоял гражданский романтизм писателей и поэтом декабристов. В 30-40-е гг. ХIХ века господствующим направлением во всех видах русского искусства становится реализм – правдивое изображение действительности, демократизм и гуманизм. Подлинного расцвета реализм достиг в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.В. Лермонтова. В творчестве русских писателей первостепенным стал крестьянский вопрос (И.С.Тургенев – «Записки охотника», А.Н. Некрасов – «Русские женщины», «Кому на Руси жить хорошо»). Творчество Достоевского стало эпохой в развитии не только русской, но и мировой литературы. Л.Н. Толстой соединил в себе писателя, ученого, философа, религиозного деятели, что уникально не только для России, но и для мировой культуры. Вместе с Достоевским Толстой как бы замыкает «золотой век» русской литературы, у истоков которого стоял Пушкин. Традиции романтизма в русской литературе ХIХ века продолжили замечательные поэты-лирики Е.А. Боратынский, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, поэт и драматург А.К. Толстой.
Серебряный век русской культуры. (Конец ХIХ- начало XX века). Выражение и название «серебряный век» является поэтическим и метафорическим. Его придумали сами представители серебряного века. У А.Ахматовой оно присутствует в известных строчках: «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл». [2]
Просвещение. Культурный ренессанс не коснулся подавляющей части населения страны. Значительная часть крестьянства и рабочего класса была неграмотной. Ситуация заметно улучшилась после первой русской революции, когда Госдума приняла несколько решений об улучшении образования. На рубеже веков небывалый размах приобретает издательская деятельность. Периодика приобретает многонациональный характер – газеты издавались на 24 языках.
Наука. В это время работали многие ученый, такие как К.Э. Циолковский, Н.Е. Жуковский, С.А. Чаплыгин. Огромное значение имели труды Вернадского, одного из основателей геохимии и биогеохимии. В начале XX века И.П. Павлову, разработавшему учение об условных рефлексах, и И.И. Мечникову, основоположнику сравнительной патологии и микробиологии – были присуждены Нобелевские премии. А.С. Попов изобрел радио. Создание отечественного самолетостроения связано с именами Я.Н. Геккеля и И.И. Сикорского. Наряду с поверхностным увлечением марксизмом шло и серьезное его изучение, что связано, прежде всего, с именами Г.В. Плеханова и В.И. Ленина.
Литература. В литературе продолжает развиваться критический реализм, представленный писателями: Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, А.И. Куприн, И.А. Бунин, А.Н. Толстой, А.М. Горький. Накануне Первой мировой войны в русской поэзии зарождается футуризм (В. Хлебников, И. Северянин, Б. Пастернак), акмеизм (Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам), новокрестьянская поэзия (С. Есенин). Как футурист начал свою творческую биографию В. Маяковский.
Живопись. Крупнейшим русским художником стал В.А. Серов, его портреты – вершина этого жанра в искусстве. Многие мастера обращаются к символизму, отсюда интерес к прошлому, сказочному, легендарному. Это можно наблюдать на примере творчества М.А. Врубеля. Для произведений М.В. Нестерова характерны религиозно-нравственные искания. Древнерусские мотивы интересно преломляются в полотнах В.М. Васнецова, М.К. Рериха. Идеи абстракционизма нашли выражение в работах В.В. Кандинского и К.С. Малевича.
Театр, кинематограф. Важнейшим событием стало открытие в 1898 году Художественного театра в Москве. Его основателями были К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Они сумели сплотить талантливую труппу, в которую входили О.Л.Книппер, В.И. Качалов, И.М. Москвин, И.М. Леонидов. В 1904 году в Петербурге был открыт театр В.Ф. Комиссаржевской. Главным режиссером ее театра был В.З. Мейерхольд. В музыкальном театре тон задавали императорский Мариинский и Большой в Москве. Имелись и частные оперные труппы, например московская Частная опера, основанная известным меценатом Саввой Мамонтовым. Здесь пел Ф.И. Шаляпин.
Всемирно известным
становится русский балет (А.П.
В те же годы
делает свои первые шаги и
русский кинематограф. В 1908 году
вышел первый отечественный
Движение разночинцев. После отмены крепостного права в русскую культуру пришли разночинцы. Сыновья разорившихся дворян, священников, чиновников низших рангов, купцов и крестьян заполнили университеты, различные профессиональные и технические училища, редакции журналов. Мир дворянской культуры большинству разночинцев был чужд. Даже у молодых дворян отмена крепостного права вызвала желание порвать все связи вплоть до семейных со «старым режимом». Что же не удовлетворяло молодежь 60-х годов XIX века в культуре, взрастившей Пушкина, Чаадаева, Лермонтова и Тургенева? П.А. Кропоткин, один из основателей русского анархизма, так отвечал на этот вопрос: «Крепостное право было отменено. Но за два с половиной века существования оно породило целый мир привычек и обычаев, созданных рабством. Тут было и презрение к человеческой личности, и деспотизм отцов, и лицемерное подчинение со стороны жен, дочерей и сыновей. Создался целый мир привычек, обычаев, способов мышления, предрассудков и нравственной трусости, выросшей на почве бесправия. Даже лучшие люди того времени платили широкую дань этим нравам крепостного права. Против них закон был бессилен. Лишь сильное общественное движение, которое нанесло бы удар самому корню зла, могло преобразовать привычки и обычаи повседневной жизни».[3]
Это сильное общественное движение, начавшее борьбу с пережитками крепостничества во всех сферах жизни, как его противники, так и сторонники часто именовали нигилизмом. Обычно под нигилизмом подразумевается отрицание устоявшихся норм поведения, исторических традиций и господствующего мировоззрения.
Славянофильство и западничество
В ХIХ веке в России выделилось две основные группы мыслителей - западники и славянофилы.
Они высказали противоположные версии цивилизационной принадлежности России. Одна версия связывала Россию с общей европейской судьбой. Россия - Европа, но только отстала от нее в развитии. За столетия ига европейское лицо россиян существенно изменилось, и только Петр сумел вырвать страну из отсталости и сна, повернуть ее снова на магистральный путь европейской цивилизации. Будущее России - в примере Европы, в заимствовании ее государственного, общественного, технологического опыта. Русские должны по примеру ведущих европейских стран выстраивать свою государственность, развивать парламентаризм, демократические традиции, повышать культуру. Важное место западники отводили вопросу о том, что россиянин, наконец, должен осознать себя как независимую творческую личность, знающую и уважающую свои права.
Славянофилы заняли противоположную позицию. У России - своя судьба, свой путь в истории. Ей не подходят западные порядки и рецепты лечения общественных болезней. Россия - земля не государственная, а общинная, семейная. В ней, прежде всего, сильны традиции коллективизма, коллективной собственности. Русский народ не претендует на государственную власть, он доверяет ее монарху, который подобен отцу в семье, его слово и воля - живой закон, не подлежащий оформлению в виде конституций и хартий. Важную роль в жизни страны и ее народа играет православная вера.
Именно она
и указывает россиянам их
Первое пробуждение
самостоятельной мысли и
Чаадаев выступил решительным западником, и западничество его было криком патриотической боли. Он был типичным русским человеком XIX века верхнего культурно слоя. Его отрицание России, русской истории — типическое русское отрицание. Его западничество было религиозным, в отличие от последующих форм западничества, он очень сочувствовал католичеству, видел в нем активную, организующую и объединяющую силу всемирной истории и в нем видел спасение и для России. Русская история представлялась ему лишённой смысла и связи, не принадлежащей ни к Востоку, ни к Западу — отражение той потери культурного стиля и единства, которая характерна для Петровской эпохи. Россию Чаадаев считает уроком и предостережением для других народов. Власть увидела в Чаадаеве революционера. Но в действительности он был близок по своим идеям к дe-Mecтpy, Бoнaльдy и Шeллингy, c которым он переписывался и который был o нем высокого мнения. Культурно рафинированный Чаадаев не мог примириться c тем, что он обречена жить в некультурном обществе, в деспотическом государстве, которое держит в тисках темный народ, не просвещая его. Чаадаев высказал мысль, которую нужно считать основной для русского самосознания, он говорит o потенциальности, непроявленной русского народа. Эта мысль могла казаться ocyждeниeм pyccкoгo нapoдa, пocкoльку oнa oбpaщeнa к пpoшлoмy, — pyccкий нapoд ничeгo вeликoгo в иcтopии нe coтвopил, нe выпoлнил никaкoй выcoкoй миccии. Ho oнa жe может превратиться в великую надежду, в вepy в будущее русского нapoдa, кoгдa oнa oбpaщeнa к бyдyщeмy, — pyccкий нapoд пpизвaн ocyщecтвить вeликyю миccию. Имeннo нa этoй пoтeнциaльнocти и oтcтaлocти pyccкoгo нapoдa вecь XIX вeк бyдeт ocнoвывaть нaдeждy нa тo, чтo pyccкий нapoд пpизвaн paзpeшить вoпpocы, котоpыe тpyднo paзpeшить Зaпaдy, вcлeдcтвиe eгo oтягчeннocти пpoшлым, — напpимep, вoпpoc социальный. Taк былo и y Чaaдaeвa.[4]
Tвopчecкaя opигинaльнocть peлигиoзнoй и филocoфcкoй мыcли oбнapyжилacь y славянофилов. Oни oбocновывaли миccию Poccии, oтличнyю oт миccии нapoдoв Запада. Opигинaльнoсть cлaвянoфилoв cвязaнa былa c тeм, чтo oни пытaлиcь ocмыcлить cвoeoбpaзиe вocтoчнoгo, пpaвocлaвнoгo типa xpиcтиaнcтвa, лeгшeгo в ocнoвy pyccкoй истории. Xoтя cлaвянoфилы иcкaли opгaничecкие ocнoвы и пyти, нo oни были тaкжe pacкoльникaми, жили в paзpывe c oкpyжaющeй дeйcтвитeльнocтью, Oни oтpицaли импepaтopcкyю, пeтpoвcкyю Poccию. Cиcтeмa oфициaльной нapoднocти былa ocнoвaнa нa тpex пpинципax — пpaвocлaвиe, caмoдepжaвиe и нapoднocть, и cиcтeмa cлaвянoфильcкaя пpизнaвaлa эти жe тpи пpинципa. Oни видeли o6paз pyccкoгo нapoдa ocвoбoждeнным oт иcкaжeний, кoтopыe oни пpипиcывaли западному рационализму и государственному абсолютизму. K государству y них было совсем иное отношение, чем к системе официальной народности. Славянофилы — aнтигocyдapcтвeнники, y ниx ecть дaжe cильный aнapxичecкий элeмeнт, oни cчитaли гocyдapcтвo злoм и влacть cчитaли грехом. Oни зaщищaли мoнapxию нa тoм ocнoвaнии, чтo лyчшe, чтoбы oдин чeлoвeк был зaмapaн влacтью, вceгдa гpexoвнoй и гpязнoй, чeм вecь нapод. Цapь нe имeeт пpaвa нa влacть, кaк никтo нe имeeт. Ho oн oбязaн нecти тягoтy влacти, кoтopyю вoзлoжил нa нeгo нapoд. Pyccкий нapoд cлaвянoфилы cчитaли нe гocyдapcтвeнным, рyccкий нapoд имeeт пpизвaниe peлигиoзнoe, дyxoвнoe и xoчeт быть cвoбoдeн oт гocyдapcтвoвaния для ocyщecтвлeния этoгo пpизвaния.
Информация о работе Основные тенденции развития культуры России в новое время