Основные тенденции развития культуры России в новое время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:57, реферат

Описание работы

Переход к культуре Нового времени произошел на рубеже двух веков. XVIII век был наиболее значительным этапом русской истории, поскольку произошли коренные перемены, вызванные петровскими реформами.
Многие преобразования Петра I уходят корнями в XVIII век.
Насущная необходимость преобразований вызывалась комплексом различных факторов. Нарастало экономическое, а, следовательно, и военное отставание России от европейских стран, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету.

Содержание работы

Введение
1. Художественная культура петровской эпохи: утверждение светских начал…………………………………………………………………………….....5
2. Особенности культуры Просвещения в России. Художественная культура второй половины XVIII века…………………………………………………......9
3. «Золотой» и «серебряный» века русской культуры......................................15
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

СРС по МНК.docx

— 74.70 Кб (Скачать файл)

    Но вместе с этими новшествами и успехами русской культуры появились и первые признаки чрезмерного и необдуманного увлечения всем иностранным. Достаточно сказать, что русский язык в это время пополнился более чем 4 тысячами новых иностранных слов. Многие из них были вовсе не обязательны.

    Подражание западным модам привело к тому, что русские люди порой вынуждены были менять удобную и хорошо приспособленную к русскому климату одежду на вполне европейские, но неудобные и непрактичные для России наряды.  

    Реформы Петра I раскололи общество и привели к образованию двух различных укладов — «почвы» и «цивилизации» — по терминологии В. Ключевского. «Почва» — это уклад, основные черты которого сложились в условиях Московского царства. С ним была связана основная масса населения. Здесь господствовал коллективизм, уравнительный принцип социальной справедливости, антисобственнические настроения. «Почва» развивала богатейшие традиции народной культуры, культивировала свои системы обрядов, обеспечивавших непрерывность и жизненность традиций. «Цивилизация» — это уклад западного типа. Его выражала профессиональная интеллигенция и предприниматели, связанные с промышленным производством. Начало ему положили реформы Петра I. Между «почвой» и «цивилизацией» была пропасть. Это отразилось и в лингвистическом разрыве. «Почва» говорила на русском языке, «цивилизация» — на французском. Практически в рамках одной страны сосуществовали два общества, обладавшие разными ценностями, идеями, тяготевшие к различным путям развития. Расколотость России, противостояние двух культур — важнейший фактор, определивший развитие России в XVIII—XIX веках. Другие противоречия накладывались на этот глубинный раскол.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности  культуры Просвещения в России. Художественная культура второй половины XVIII века

    Реформы Петра I подготовили почву для распространения идей Просвещения в России. В его царствование появилось много новшеств, в частности, газеты, журналы, портретная живопись и др. В страну начали проникать философские и общественно-политические идеи западноевропейских мыслителей. Но в целом движение Просвещения под общим названием «вольтерьянства» получило некоторое распространение в России в 40—60-е гг. XVIII в.

    Просвещение было крупным идейным течением, охватившим большинство европейских стран. Просветители с различной степенью глубины и обоснованности стремились проанализировать общественные отношения и государственные формы с позиции свободного, ничем не ограниченного разума. Деятели Просвещения верили в общее благоденствие и искренне желали его... Сталкиваясь с жадностью, лицемерием, ханжеством, духовным убожеством, стяжательством, просветители бичевали эти пороки, веря в то, что путем просвещения, разъяснения их можно устранить и «естественный человек» предстанет во всем блеске своих добродетелей. В этой иллюзии заключался их глубокий трагизм.

    Русское Просвещение являет собой неоднородную и многослойную картину. Его характерной чертой было то, что просветительские взгляды исповедовали и пытались проводить в жизнь идеологи «просвещенного абсолютизма». Просвещение не было подготовлено в России внутренним развитием страны, его идеи были позаимствованы в основном у французов небольшой прослойкой интеллигентного дворянства.

    Это было неудивительно, ибо в России XVIII в. еще не сложилось «третье сословие» — главный творец и ведущая движущая сила идей Просвещения. Семена, попав на российскую почву, дали иные всходы, чем на Западе. Вскрылись глубинные противоречия между присущими Просвещению идеями социального равенства, внесословной ценности человека и российской действительностью с самодержавным государством и крепостнической системой. В российском Просвещении были поддержаны в принципе «просвещенное самодержавие» и «просвещенное дворянство» как главное сословие страны. Даже один из наиболее последовательных просветителей Н. И. Новиков отмечал в письме литератору Г. В. Козицкому, что дворяне есть «не что иное, как люди, которым государь вверил некоторую часть людей же, во всем им подобных, в их надзирание».

    Если французское Просвещение носило светский характер, то российские просветители не обсуждали вопрос о существовании Бога. Даже М. В. Ломоносов был деистом. Яркой чертой российского Просвещения был патриотизм, чем оно отличалось от космополитизма европейского Просвещения. Впоследствии патриотизм был характерен и для многих видных деятелей русского либерализма. Гуманистические тенденции российского Просвещения проявлялись в том, что наши общественные деятели настаивали на усилении просветительской роли государства, создании разветвленной системы государственного образования, открытии доступа к науке, государственной и общественной жизни талантливым выходцам из низших слоев общества. В этом отношении во многом совпадали взгляды таких разных мыслителей, как А. Кантемир и М. Щербатов, Н. Новиков и А. Радищев, Д. Фонвизин и Н. Карамзин. Большую роль сыграли ученые-просветители, и прежде всего М. В. Ломоносов, в создании русского научного языка.

    Оригинальным явлением нашего Просвещения была попытка создания «новой породы людей». Восприняв идею Руссо, согласно которой в условиях полной изоляции от порочной социальной среды из ребенка можно вырастить человека идеального, совершенного во всех смыслах, русские социально-педагогические утописты решили ее осуществить, не учтя, правда, добавления Руссо, что ребенка, дабы его изолировать, нужно поместить на Луну или на необитаемый остров.

    В 1764 г. Екатерина II утвердила разработанное И. И. Бецким «Генеральное учреждение о воспитании особого пола юношества». Ставилась цель: воспитать «новую породу, или новых отцов и матерей». Отцы и матери воспитают в тех же правилах своих детей, те — своих «и так следуя из родов в роды в будущие веки». Предусматривалось создать закрытые «воспитательные училища», куда поступали бы дети не старше 5—6 лет, пока они еще не испорчены дурным влиянием и неправильным воспитанием. Находясь в училище до 18—20 лет, они даже с ближайшими родственниками должны встречаться только в определенные дни и в присутствии воспитателей. Надлежало воспитывать такие качества, как страх божий, похвальные склонности, трудолюбие, учтивость, благопристойность, «соболезнование о бедных», знание «домостроительства», «отвращение от всяких продерзостей», опрятность. Интересно, что в качестве «экспериментального материала» избирали бедных дворянских сирот и вообще неимущих дворян, безродных подкидышей, нищих, которых родители были не в состоянии прокормить. Вот кто должен был стать «людьми новой породы». Открытие Московского воспитательного дома нашло в стране немедленный отклик. В Петербурге появился его филиал, крупные администраторы стали открывать подобные учреждения в своих губерниях, дворяне, купцы и даже смекалистые крестьяне последовали их примеру. Реальная жизнь показала, что сочинять уставы и проекты куда проще, чем претворять их на практике. С такой быстротой, как оно и начиналось, все движение сошло на нет. Екатерина II потеряла интерес к эксперименту и забыла Бецкого, который долго умирал одиноким слепым стариком.

    Литература. Радикальное обновление всех сфер общественной и духовной жизни нашло свое отражение и в литературе. Господствующим направлением в литературе был классицизм. Его особенности заключались в приоритете гражданской тематики произведений, в воспевании разума – «верховного судьи» над окружающим миром. Приверженцы классицизма предпочитали изображать не конкретного человека, а некую абстрактную персону с набором  положительных и отрицательных качеств: невежество и просвещенность, черствость и доброту, скупость и щедрость и т.д.

В развитии русской литературы XVIII века можно выделить 3 этапа. Первый – с начала века до конца 20 гг. Литературные произведения того времени отличаются пестротой как по жанру, так и по стилю, в них отчетливо ощущается связь с предшествующим периодом. Второй этап – 30 - 50 гг – становление русского классицизма. Его основоположниками стали А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков. Возникают новые классические жанры, реформируется литературный язык и стихосложение. А.Д. Кантемир добился литературной славы своими сатирами. Из-за содержавшихся в них острот, шуток и сарказмов, направленных против власти имущих и духовенства, нажил себе влиятельных врагов при дворе. В. Тредиаковский внес значительный вклад в теорию литературы, разработав принципы русского стихосложения. Многие его произведения написаны в форме од, имевших глубокое философское содержание и высокое гражданское звучание.

    Не меньших высот русский классицизм достиг в творчестве М.В. Ломоносов. Ученый-энциклопедист блистательно вошел в литературу своей знаменитой одой «На взятие Хотина», написанной им во время обучения в Германии. В своих произведения он славит величие России, твердо верит в то, что может «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».

    Представителем дворянского классицизма был воспитанник Кадетского корпуса А.П.Сумароков был непримирим к общественному злу, несправедливости. Он заявлял открыто: «Доколе дряхлостью иль смертью не увяну, против порока я писать не перестану!» Особой популярностью пользовались его басни. Он написал их более 400.

    Третий этап развития литературы приходится на 60-90 гг. Большую роль в обществе стали играть взгляды просветителей. Под их влиянием русский классицизм поднимается на новую степень своего идейного и художественного развития. Наиболее выдающимися писателями этого времени являются Д.И. Фонвизин и Г.Р. Державин. Д.И. Фонвизин приобрел славу и известность своими пьесами «Бригадир» (1769) и особенно «Недоросль». В свих произведениях, которые не потеряли актуальности и сегодня, в равной мере осуждал как «русских французов», так и необразованных и развращенных безграничной помещичьей властью представителей провинциального дворянства.  Г.Р. Державин придерживался консервативных взглядов, но  всюду искал правду, боролся с несправедливостью, требовал соблюдения законов и поэтому остался в истории литературы, по выражению А.С. Пушкина, «бичом вельмож».

    Общественно-политическая мысль. В условиях российской действительности второй половины XVIII века появляется критика наиболее жестких форм крепостничества, деспотизма самодержавия. Русские мыслители проявляют интерес к идеям Просвещения. Другая часть дворянской интеллигенции попадает под влиянием масонства. Масонство не было однородным: выделялись и весьма уверенные ложи, и радикальные. Общей их чертой были религиозно-нравственные искания. Екатерина II сначала вполне терпимо относилась к масонам. Однако с началом французской революции императрица стала подозревать масонов в политической неблагонадежности и запретила их организации. Одним из крупнейших масонов и выдающимся деятелем Просвещения в России был Н.И. Новиков. С его именем связано создание первых ярких сатирических журналов «Трутень», «Живописец», «Кошелек». Новиков бичевал помещиков-крепостников, высмеивал взяточничество судейских чинов и другие пороки с указанием конкретных лиц.

    В это же время в общественной мысли России формируется и левое радикальное крыло – течение дворянской революционности. Его выразителем стал А.Н. Радищев, высказавший убеждение, что «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». Этими идеями проникнута написанная им ода «Вольность», рефрен которой - неизбежное падение «самодержавства». Однако и славу, и мучения ему принесла другая работа – «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он постарался передать весь ужас крепостнической жизни в России. В книге содержались прямые призывы к насильственному уничтожению существующих порядков. Неслучайно Екатерина II заявила, что Радищев – «бунтовщик хуже Пугачева».[2]

    Театр и музыка. Первый национальный театр был создан Ф. Волковым в Ярославле в 1750 году, а через шесть лет открыт русский театр в Петербурге. С петровского времени в обиход высших слоев общества широко входит музыка. Появляются регулярные концерты. С середины XVIII века популярной становится опера. Вначале исполнялись произведения итальянских, французских композиторов. Затем появились первые профессиональные композиторы и в России (Е. Фомин, Д. Бортнянский), были написаны национальные оперы, родился жанр камерной лирической песни — романса.

    Архитектура. В петровское время появляется новый стиль – русское барокко. Расцвет барокко приходится на годы царствования Елизаветы (1741-1761). Этот стиль пришелся по вкусу дворянской аристократии своей пышностью, торжественностью, праздничностью. Самым ярким представителем нового тиля в середине столетия в России стал Ф.Б. Растрелли. Его талант наиболее полно раскрылся в дворцовом строительстве. В Петербурге он строит дворцы елизаветинским вельможам: графу Воронцову на Садовой улице, барону Строганову на Невском проспекте, в Москве – князю Голицыну. Зодчий перестроил Большой дворец в Петергофе. Но из всех дворцов, выделяются своим совершенством два – Екатерининский дворец в Царском селе и петербургский Зимний дворец. Грандиозным по замыслу сооружением зодчего стал комплекс Смольного монастыря, отличающийся богатством архитектурных форм, украшений, отделки. Замысел архитектора не был полностью претворен в жизнь. После смерти императрицы работы пришлось остановить, лишь в 30-е гг. XIX века его достроил архитектор В.П. Стасов.

    В царствование Екатерины II (1762-1796) в России утвердился новый художественный стиль – классицизм. Классицизм в архитектуре характеризуется четкостью и геометризмом форм, логичностью планировки, сочетанием стены с ордером и сдержанным декором.      Русский классицизм во второй половине XVIII в. переживает два этапа: ранний классицизм (60-е –начало 80-х гг) и строгий классицизм (середина 80-х-90-е гг.). Крупнейшим русским зодчим, начавшим новую линию в архитектуре, был А.Ф. Кокоринов. Главное его творение- здание Академии художеств в Петербурге. В проектировании фасадов принял участие французский мастер Ж.Б. Валлен-Деламот .Видным архитектором первого периода является итальянский зодчий Антонио Ринальди по проекту которого в 1768-1785 гг на Миллионной ул. возводится Мраморный дворец, для облицовки его фасада использовано 32 сорта мрамора.

    К этому времени относится  и творчество В .Баженова, прежде всего его знаменитый проект Большого Кремлевского дворца – сложный по плану, с грандиозной ионической колоннадой. В Москве по проектам М. Казакова построены здания Сената в Кремле, Голицинская больница, дом-усадьба Демидова.

    Строгий классицизм представлен в первую очередь творениями И.Е. Старова, Ч. Камерона, Дж .Кваренги. Наиболее весомый вклад И.Е. Старов внес в архитектуру усадьбы, выработав ее особый классический тип. Лучшим его творением стал Таврический дворец (1783-1789), построенный для фаворита Екатерины Г.А. Потемкина. Главная черта архитектуры дворца – аскетическая простота и строгость фасада контрастируют с богатством и сложностью интерьеров. Мощь, строгое величие приданы Старовым Троицкому собору Александро-Невской лавры, усыпальнице Александра Невского.

    Среди иностранных мастеров, работавших в России в этот период, выделяется шотландец Ч.Камерон. В 1780-е годы он создал ряд дворцово-парковых ансамблей: комплекс в Царском селе и ансамбль Павловска (Дворец, колоннада Аполлона, Храм дружбы).

    Наиболее ярким выразителем строгого классицизма и представителем итальянской школы был Дж. Кваренги. Среди созданных им шедевров, во многом определяющих лицо  Петербурга, - Эрмитажный театр, здание Ассигнационного банка на Садовой ул., здание Академии наук, Конногвардейский манеж, дворцы и дома знати. Нельзя не отметить его великолепные загородные дворцы – Английский в Петергофе и Александровский в Царском селе. Сам Кваренги лучшей постройкой своей жизни считал Смольный институт (1806-1808).

    Живопись. Век Петра и Екатерины можно назвать веком расцвета русского портрета. Основоположниками портретного жанра являются Н.И. Никитин и А.М. Матвеев. Иван Никитин, которого Петр отправил учиться живописи за границу, получил звание придворного живописца и «гофмалера персонных дел». Художник создал галерею портретов знаменитых людей той эпохи (С.Г. Строганова, Г.И. Головкина). К лучшим работам Никитина принадлежит портрет Петра на смертном одре.

Информация о работе Основные тенденции развития культуры России в новое время