Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:17, доклад
Промышленный переворот (фабричное пр-во, транспорт, торговля) протекал на протяжении XVIII в. сначала незаметно, а с 60-х годов стремительно. Важнейшей предпосылкой промышленного переворота явилась Английская буржуазная революция середины XVII в., которая устранила препятствия для роста капиталистических отношений и открыла путь мощному развитию производительных сил страны. Промышленный переворот был подготовлен также переменами, происшедшими в английском сельском хозяйстве. На протяжении XVII и XVIII вв. в английской деревне не прекращался процесс вытеснения мелкого и среднего крестьянского хозяйства. Происходила капиталистическая перестройка сельского хозяйства.
Начало промышленного переворота.
Промышленный переворот (фабричное пр-во, транспорт, торговля) протекал на протяжении XVIII в. сначала незаметно, а с 60-х годов стремительно. Важнейшей предпосылкой промышленного переворота явилась Английская буржуазная революция середины XVII в., которая устранила препятствия для роста капиталистических отношений и открыла путь мощному развитию производительных сил страны. Промышленный переворот был подготовлен также переменами, происшедшими в английском сельском хозяйстве. На протяжении XVII и XVIII вв. в английской деревне не прекращался процесс вытеснения мелкого и среднего крестьянского хозяйства. Происходила капиталистическая перестройка сельского хозяйства.
Промышленный переворот был подготовлен быстрым ростом английской промышленности в первой половине XVIII в. В XVII—XVIII вв. мелкое товарное производство все более уступает свое место мануфактуре. Мануфактура подготовляла изобретение машин и их распространение, создала кадры обученных искусных рабочих. В первой половине XVIII в. складываются значительные кадры наемных рабочих, предшественников будущих фабричных рабочих. Это еще не рабочие в современном смысле слова, так как они тесно связаны со своим собственным хозяйством, имеют участки земли и нередко остаются собственниками средств производства — станка или верстака.
Политическое развитие
Политический строй, порожденный переворотом 1688 г., явился выражением компромисса между частью буржуазии — ее торговой и финансовой верхушкой — и земельной аристократией. Сохранению политического союза между этими двумя правящими классами способствовало то обстоятельство, что значительная часть феодальных землевладельцев давно стала на путь капиталистической перестройки своих хозяйств. Верхушка обоих классов крепко держала в своих руках все нити управления страной, сходившиеся в английском парламенте.
Интересы класса землевладельцев были представлены в парламенте более полно, чем интересы буржуазии. Тем не менее крупная буржуазия всегда имела возможность защитить свои интересы.
На политической сцене в Англии XVIII в. продолжали действовать две основные партии — виги и тори.
Стремясь обеспечить рабочей силой нарождавшуюся промышленность, английские законодатели на протяжении XVIII в. систематически проводили политику сурового принуждения к труду. Законодательным путем государство внедряло дисциплину и беспрекословное послушание на работе. Политика господствующих классов строилась на основе взаимных уступок за счет народных масс.
Промышленная революция
В середине XVIII в. значение колоний для английского капитализма возрастает. Внутренний рынок Англии вследствие обнищания широких масс трудового населения не мог поглотить быстро растущую продукцию ее промышленности, и поэтому колонии начинали приобретать значение как рынок сбыта для английских товаров. Одновременно возрастало значение колоний как поставщика некоторых важных продуктов — сахара, табака и др. Главными соперниками в борьбе за колонии становятся две страны быстро развивающегося капитализма — Англия и Франция. Борьба между ними заполняет большую часть XVIII и начало XIX в. (война между ними). В середине XVIII в. английский капитализм вступил в новую стадию. Для перехода от мануфактурной ступени развития капитализма к фабричной существовали все необходимые предпосылки: в результате огораживаний произошло обезземеление крестьян; ремесленники, не выдерживая конкуренции с мануфактурой, разорялись и переходили на положение наемных рабочих. Большие капиталы отдельных лиц позволили совершить промышленную революцию. Появилась техника, машины, транспорт.
Промышленная революция
Стремительное развитие английской промышленности в 60—80-х годах XVIII в. сопровождалось быстрым вовлечением значительных масс новых рабочих в производство. Пользуясь наплывом массы умирающих с голода, разоренных крестьян и ремесленников, капиталисты снижали заработную плату, оплачивая рабочую силу по цене ниже ее стоимости. Наиболее распространенной формой борьбы рабочих против гнета капиталистической фабрики было в этот период уничтожение машин. Движение рабочих против машин являлось формой стихийного протеста рабочих против капитализма. Размах этого движения был столь значительным, что уже в 1769 г. парламент принял специальный закон, каравший смертной казнью за разрушение машин. Тем не менее движение рабочих против машин продолжалось. С появлением промышленного пролетариата рабочее движение усиливается и принимает принципиально новый характер — становится движением за объединение рабочих для совместной борьбы против капиталистов.
Наряду с движением рабочего класса развернулась борьба разоряемого крестьянства.
Одновременно промышленная революция явилась катастрофой и для многих отраслей ремесленного производства, оказавшихся не в состоянии бороться с конкуренцией крупной промышленности.
Широкий размах движения, острый характер классовой борьбы, развернувшейся в стране, встревожил имущие классы. С разных концов страны в адрес правительства поступали непрестанные просьбы о помощи. На подавление народного движения правительство мобилизовало весь аппарат насилия — полицию, армию, суд.
Английское просвещение
Культурное движение Просвещения получило свое начало в Англии. Здесь, на взрыхленной буржуазной революцией почве зародились многие из тех идей, которые наиболее характерны для всего «века Просвещения». Одной из таких идей была идея «естественного человека». Ее выдвинул уже Гоббс, но Гоббс считал естественным для человека лишь безграничное стремление к собственной выгоде; отсюда мысль о необходимости внешнего принуждения, для того чтобы поддерживать общественный порядок. Для просветителей же XVIII в. «естественный человек» превращается в некую абстракцию «человека вообще» — существа, в основе своей разумного, доброго и общественного. Мыслители новой, буржуазной Англии как бы реабилитируют «естественного человека», высказываясь против принуждения и в политической и в религиозной области.
Согласно их представлению, чувства,
потребности и свойства «естественного
человека» являются нормой по отношению
к исторически сложившимся
Заключавшаяся в этих мыслях идеализация
буржуазного общественного
До XVIII в. в Англии не было мастеров, которых можно поставить в один ряд с ведущими живописцами Европы. Однако в XVI—XVII вв. здесь работали два выдающихся художника — немец Ханс Хольбейн Младший и фламандец Антонисван Дейк. Их влияние во многом определило неповторимый путь английской живописи в XVIII столетии. Прежде всего это проявилось в особом внимании к жанру портрета: он занял главное место, потеснив пейзаж и исторический жанр. Очень важным для английских художников было ощущение самобытности национальной культуры: оно вызывало желание идти во всём своим путём, и опыт европейской живописи часто воспринимался ими критически.
Первым
по-настоящему крупным
Крупнейшим
представителем английской
Томас Гейнсборо еще при жизни был признан наиболее выдающимся мастером английской живописи XVIII в. Главным жанром в творчестве Гейнсборо был портрет. Добившись успеха, мастер получал заказы от английской знати и королевских особ, создал целую галерею портретов творческих личностей. Создавал также поэтические образы крестьянских детей. Изысканные и утонченные, портреты Гейнсборо, как правило, написаны на фоне пейзажа. Гейнсборо обладал исключительным даром передачи сходства и настроения модели, сочетая это качество со свежестью и живостью живописной манеры. Помимо портретов, Гейнсборо писал пейзажи, к которым на протяжении всей жизни испытывал особое пристрастие. На пейзажи Гейнсборо повлияла голландская традиция XVII в. Как и голландские художники, он изображал живописные сельские виды, обязательно включая в них человека. Гейнсборо ценил в природе естественную, скромную красоту, созвучную переживаниям человека. Он любил лесные и речные виды с извилистыми тропинками, свободно растущими деревьями, порой принимающими причудливые формы. Его творчество подготовило расцвет английского романтического пейзажа в первой половине XIX в.
В 1768 году ДжошуаРейнолдс был избран на пост президента только что открытой Королевской академии художеств, а еще через год Георг III посвятил живописца в рыцари. К этому событию мастер отнесся, по-видимому, прохладно, поскольку на церемонию посвящения он просто "забежал" в перерыве между двумя сеансами в своей мастерской. И, наконец, в 1774 году Рейнолдс стал придворным художником (хотя, отметим, члены королевской семьи предпочитали заказывать портреты не ему, а Томасу Гейнсборо).
Он – первый живописец короля, председатель клуба писателей, блестящий оратор. На его парадных обедах и в его мастерской собирается весь цвет лондонского общества – военные и политические деятели, ученые, писатели, актеры, знаменитые красавицы. Каждые два года на торжественном акте Академии Рейнольдс держал речь, посвященную различным проблемам теории и практики искусства. Мысль о том, что, как ни необходимо для художника формировать свое творчество на глубоком и основательном изучении старых мастеров, важнейшим для него является сохранение творческой самостоятельности, особенно важна для Рейнольдса.
Приняв пост президента Королевской академии, Рейнолдс активно включился в ее работу и прочитал студентам курс из пятнадцати лекций, в которых высказал свои взгляды на живопись. Свой курс он читал в академии с 1769 по 1790 год (сначала ежегодно, а потом раз в два года). Каждая лекция Рейнолдса была выпущена отдельным изданием, а в 1779 год)' появился сборник, куда вошли они все. Некоторые из них еще при жизни мастера издавались на французском, немецком и итальянском языках. Написанные внятно и просто, эти лекции отличаются глубиной мысли и содержат множество интересных замечаний относительно теории и практики живописи. Сейчас они считаются лучшим искусствоведческим исследованием среди всех, когда-либо написанных "практикующим художником". Кроме того, они представляют большой интерес с точки зрения изучения эстетики XVIII века.
Один из покровителей молодого художника лорд МаундЭджкамп познакомил Джошуа с будущим адмиралом ОгастесомКеппелом. Этот морской офицер получил в 1749 году назначение на Средиземное море и предложил художнику совершить путешествие на своем корабле. Так исполнилась мечта Рейнольдса побывать в Италии.Прибыв в начале лета 1749 года в Италию, Рейнольдс отправляется в Рим. Художник провел в Италии около трех лет, посетив, в частности, Флоренцию и Венецию. Наибольшее влияние оказали на него Тициан и Веронезе, Корреджо и ван Дейк. Но он не увлекается слепым копированием больших мастеров, стремясь выработать собственный стиль. По мотивам «Афинской школы» Рафаэля Рейнольдс сделал карикатуру на английское общество в Риме (1751).Возвращаясь обратно в Англию через Францию, художник проводит месяц в Париже. Обосновавшись с 1753 года в Лондоне, Рейнольдс становится самым известным портретистом британской столицы.
Информация о работе Особенности исторического развития Англии 18 века