Особенности культуры башкир

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 23:19, реферат

Описание работы

«Очерки по культуре народов Башкортостана». В книге дается широкая картина состояния и развития культуры и искусства Башкортостана. Опираясь на данные археологии, этнографии, лингвистики, авторы рисуют яркий образ самобытной культуры республики, ее национального и жанрового многообразия. Авторским коллективом предпринята попытка охватить отдельные аспекты истории становления и развития культуры начиная с древних культовых обрядов, верований, развитие языка до появления профессиональных видов искусства: музыки, театра, танца, изобразительного искусства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Происхождение башкир. Уровень культуры…………………………6
Глава 2. Верования древних башкир. Распространение ислама в Башкортостане………………………………………………………………..… 13
Глава 3. Добровольное присоединение Башкортостана к России и его влияние на культуру…………………………………………………………..... 17
Глава 4. Шежере как историко-литературный источник……………………………………………………………………...…..22
Глава 5. Материальная культура башкир……………………………………27
Заключение…………………………………………………………………….. 33
Библиографический список…………………………………………………… 34

Файлы: 1 файл

башкиры (1).docx

— 63.28 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Челябинский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

Кафедра немецкого языка

 

 

 

 

Хакимова Рита

 

Особенности культуры башкир

 

 

 

 

 

Научный руководитель: 

 доктор педагогических наук, доцент

И.А. Бобыкина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск - 2013

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава  1. Происхождение башкир. Уровень культуры…………………………6

Глава 2. Верования древних башкир. Распространение ислама в Башкортостане………………………………………………………………..… 13

Глава 3. Добровольное присоединение Башкортостана к России и его влияние на культуру…………………………………………………………..... 17

Глава 4. Шежере как историко-литературный источник……………………………………………………………………...…..22

Глава 5. Материальная культура башкир……………………………………27

Заключение…………………………………………………………………….. 33

Библиографический список…………………………………………………… 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

При написании реферата о влияние  определенных исторических периодов на культуру башкирского народа была использована  следующая литература:

«Очерки по культуре народов  Башкортостана». В книге дается широкая картина состояния и развития культуры и искусства Башкортостана. Опираясь на данные археологии, этнографии, лингвистики, авторы рисуют яркий образ самобытной культуры республики, ее национального и жанрового многообразия. Авторским коллективом предпринята попытка охватить отдельные аспекты истории становления и развития культуры начиная с древних культовых обрядов, верований, развитие языка до появления профессиональных видов искусства: музыки, театра, танца, изобразительного искусства.

Книга подготовлена коллективом ученых в содружестве с деятелями  культуры, конечно же, не претендует на всеобъемлемость. Ведь мир культуры безграничен, да и культура постоянно развивается. Появляются новые творческие коллективы и новые имена, возвращаются из небытия неправедно забытые.

«История и культура Башкортостана. Хрестоматия». Статьи написаны понятным языком и содержат наиболее интересные факты. Авторы попытались охватить все стороны человеческой деятельности, верования и знания, традиции и праздники, музыкальное творчество, национальные костюмы. Не была забыта и достаточно существенная часть в культуре любого народа, а именно материальная культура: хозяйство, жилище, утварь, национальная кухня.

Эта книга может быть полезна  всем, кто интересуется историей и  культурой Башкортостана и башкирского  народа.

«История Башкортостана. Часть 1.С древнейших времен до 1917 г.» В учебнике описывается не только история Башкортостана с древнейших времен до 1917 г., но и культура в определенные исторические периоды. Как она изменялась, и что влияло на эти изменения. Учебник включает в себя такие вопросы как материальная и духовная культуры башкирского народа, культура Башкортостана в XVII-XVIII в. в первой половине XIX в. и в начале XX в.

«Башкортостан: Краткая  энциклопедия». Издание настоящей краткой энциклопедии «Башкортостан» осуществлено согласно Указу Президента и соответствующих постановлений Правительства Республики Башкортостан и является первым опытом создания энциклопедических работ в республике. И надо отметить, что первый опыт более чем удачный.

При работе над энциклопедией ставилась  задача ознакомить читателей с основными  сведениями истории, археологии, этнографии, культуре, общественному и государственному устройству, рассказать о природе, населении  и экономике, народном хозяйстве, торговле и т.д.

Книга состоит из двух частей. Первая представляет собой обзорный очерк, характеризующий историю края с  древнейших времен до наших дней, развитие политической, социально – экономической  и культурной жизни Башкортостана. Во второй части помещено более 2600 статей, расположенных в алфавитном порядке  и посвященных конкретным событиям и явлениям, объектам, людям и  отдельным понятиям.

«История культуры башкир»  Кузбуков Ф.Т. В книге анализируется история развития духовной и материальной культуры башкир с древнейших времен до настоящих дней. Пособие разработано на основе лекций, прочитанных в Башкирском государственном университете.

«История Башкортостана  с древнейших времен до 60–х годов XIX века». В книге дано систематизированное изложение истории Башкортостана от появления человека в крае до падения крепостного права. На основе новейших исследований, архивных и опубликованных источников показаны жизнь древнего населения Южного Урала, культура, присоединение Башкирии к русскому государству, превращение ее в многонациональный край, социально - экономические отношения в регионе в XVI – первой половине XIX в. Большое внимание уделено изучению освободительного движения и культуры народов Башкортостана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Происхождение башкир. Уровень культуры

Вплоть до недавнего времени  многие вопросы истории Башкортостана  оставались слабоизученными. В особенности  много было проблем по древней  и средневековой истории края. Лишь в последние десятилетия  историки приступили к обстоятельному изучению прошлого башкир. Основная причина  слабой изученности ранних периодов истории башкирского народа заключается  в недостатке источников. Исследователи  истории народов черпают сведения в основном из двух источников: это  сочинения древних историков, путешественников и данные археологии. Башкиры испокон  веков жили на Южном Урале, тем  самым их теория оказалась вне  пределов обычных маршрутов восточных  и европейских путешественников. Лишь один Ахмед ибн - Фадлан, посетивший Приуралье в 922 г[1]., оставил описание древних башкир. В сочинениях же ибн – Русте, Масуди, Рубрука, Карпини[2] сведения о башкирах почерпнуты из недошедших до нас сочинений. Они отрывочны и, более того, чрезвычайно противоречивы.

С присоединением к России те или  иные стороны жизни башкирского  общества начинают находить регулярное отражение в различного рода актах и иных документах. После присоединения в крае побывало много русских ученых, путешественников и писателей. Башкортостан привлекал внимание своими просторами, богатой природой, любопытной этнографией, а также своеобразным расположением – на стыке Европы и Азии. Побывали в Башкортостане и научные деятели из-за рубежа. Их поражала первозданность взаимоотношений коренных жителей Южного Урала.

Британский путешественник Маккензи Уоллес отмечал: «В продолжение всех своих странствий я не встретил такого добродушного и гостеприимного приема, как у мусульманских башкир»[3]. В XVIII в. организуется несколько экспедиций для исследования края. В 1734 г. в составе Оренбургской экспедиции, которую возглавлял И. К. Кирилов, в Уфу приезжает И. П. Рычков, первый в России член – корреспондент Академии наук[4]. В результате многолетнего изучения природы, экономики и хозяйства Оренбургского края, Рычков создал труды, имеющие большое значение для изучения прошлого Башкортостана. Во второй половине XVIII в. Российская Академия наук организовала две экспедиции в районы Поволжья и Западной Сибири. Первую экспедицию (1768-1974) возглавлял академик П.С. Паллас, вторую (1768-1972) академик И.П. Лепехин[5]. Обе экспедиции побывали и в Башкортостане. Ученые собрали обширный материал о естественных богатствах Южного Урала, охарактеризовали этнографию.

В начале XIX в. вышел обстоятельный труд «Хозяйственное описание Пермской губернии»[6]. Здесь довольно-таки подробно говорится о пермских башкирах. В середине XIX в. была опубликована книга В.М. Черемшанского «Описание Оренбургской губернии». Автор сообщает много интересных сведений о быте башкир. По фактическому материалу данная работа не утратила своей ценности и в наши дни. Среди научных исследований, вышедших в конце XIX в., наиболее значительным является труд В.М. Флоринсого «Башкирия и башкиры». В данный период вышел еще ряд интересных работ – это «К этнографии башкир» П.С. Назарова, «Башкиры» А.Е. Алектарова и монография Д.П. Никольского «Башкиры» В 1925 г. вышла первая этнологическая монография о башкирах. Это работа С.И. Руденко «Башкиры». Она была переиздана в 1955 г[7].

В последние годы в научный оборот были включены интереснейшие документы. Этими документами оказались  башкирские шежере[8] (родословные или генеалогические летописи). Составление и знание родословной сначала было необходимостью. Эта необходимость диктовалась обычаями патриархально – родовых отношений, необходимостью устранения кровосмешения. Башкир должен был знать имена своих предков до 10 –15-го колена. Впоследствии башкирский просветитель – демократ Мухаметсалим Уметбаев в этой связи подчеркивал: «Асаба – башкиру необходимо знать три вещи: первое – свое происхождение, т.е. свой род, второе – объяснение звезд по названиям и третье – знание легенд и песен…»[9]

Уже в период господства патриархально  – родовых отношений шежере стали перерастать свое первоначальное назначение. Они стали сопровождаться рассказами о событиях, которые происходили при жизни того или иного предка. Тем самым они стали превращаться в своеобразную историю рода и племени.

Древняя территория башкир охватывала современный Башкортостан, а также  часть Челябинской, Курганской, Оренбургской, Свердловской, Пермской, самарской  и Саратовской областей, восточные  районы Татарстана и северо-западные районы Казахстана. Другими словами, древняя территория проживания наших  предков включала в себя часть  Среднего Урала, весь Южный Урал, Зауральскую  низменность, а также Приуралье. Именно такая обширная территория позволяла башкирам вести кочевой образ жизни.

Первые века первого тысячелетия  до н. э. ознаменовались установлением  тесных связей между скотоводческими  племенами Приуралья и оседло-земледельческими племенами Средней и Передней Азии. В степной полосе, где не было естественных преград для передвижения, складываются крупные племенные объединения с общей культурой. Так, в VII в. до н. э. на юге Башкортостана обитали савроматы. В лесостепной полосе р. Камы и по нижнему течению р. Белой жили тиссагеты. Памятники, оставленные тиссагетами, известны в археологической литературе под названием ананьинской культуры.

Формирование народа происходило  в результате длительного исторического  процесса. Рассматривая этот вопрос, необходимо учесть своеобразие географии Башкортостана. Нахождение на стыке Европы и Азии открывало широкий путь для бесконечного передвижения разнородных племен. В результате здесь смешивались многочисленные этнические культуры. Тем более, степная полоса Южного Урала служила своеобразным мостом для передвижения между Европой и Азией, связующим звеном этих континентов. Отсюда сложность вопроса о коренных жителях.

В III в. н.э. начинается «Великое переселение  народов», которое было вызвано движением  гуннов на запад. Это процесс не обошел и территория Южного Урала. С IV в. начинается массовое проникновение кочевых  племен в Поволжье и Западный Башкортостан. С гуннами свое происхождение  связывают башкиры минских родов. В VII – IX вв. происходит расселение на Южном  Урале племен бурзян, тангаур, усерган. До этого они ходили в Печенежско-Огузкое племенное объединение. Первоначальным местом своего расселения башкиры этих племен считали долину реки Сыр-Дарьи, берега Аральского моря. С печенежско-огузким временем этнической истории башкир связано появление этнонима «башкорт». «Корт», «курт» на древнем огузком языке означает «волк». Среди южных башкир широко распространена легенда: мифический волк был предводителем башкир в период их переселения с Сыр-Дарьи на Южный Урал. Поэтому они почитали волка как свой тотем.

Тесные этнические связи башкир с югом усилились в эпоху переселения  в южно-уральские степи половцев (или кыпсаков). В XI в. в Восточной Европе половцы образовали обширное племенное объединение. Осколками кыпсакского (или куманского) племенного объединения являются башкирские племена кыпсак, тамъян – на юго-востоке, канлы – на западе.

Активное переселение булгар на территорию Западного Башкортостана  повлияло на этнический состав этой части  края. Северо-запад заняли племена  байляр, буляр, гайна, танып, гирей, еней и др.

Во второй половине IX в. мадьяры, теснимые огузами и печенегами, покинули Приуралье и ушли в Венгрию. До ухода с Приуралья мадьяры были соседями башкирских племен, находились с ними в тесном этническом контакте. Часть башкирских племен ушла с мадьярами, а часть мадьяр остались в Башкортостане. Об этом свидетельствует название и состав племен Юрматы. Согласно преданиям, на заре истории башкир произошла их борьба с мадьярами, в результате чего мадьяры вынуждены были покинуть Южный Урал.

В XII – XIV вв. в процесс башкирского  этногенеза включаются тюркские и монгольские  племена, т.е. те племена, которые пришли в составе татаро-монгольских  завоевателей. В составе северо-восточных  башкир (айлинцев, катайцев) довольно-таки значителен монгольский этнический компонент. Вместе с тюркскими племенами часть северо-восточного Башкортостана заняли сальюты. Это племя также этнически восходит к монголам.

Вообще вопрос об этногенезе башкир очень сложен. Это связано с  тем, что в формировании народа, в  сложении его материальной и духовной культур участвовали разнородные  этнические группы. Определенный след в этническом облике не только башкир, но и остальных народов Восточной  Европы оставили монгольские племена. На ранних этапах в процесс формирования башкир включились предки современных  угро-финских народов. Возникновение  экономических и культурных связей между отдельными районами древней  территории Башкортостана содействовало  стиранию резко выраженных племенных  особенностей. В условиях становления  феодальных отношений наметилась тенденция  к объединению, к слиянию племенных  групп Южного Урала и Приуралья в одну башкирскую народность. Башкирский народ сложился во II-X вв. в результате длительного процесса дроблений и передвижений, скрещивания и ассимиляции племен. Основную роль сыграли здесь тюрко-язычные племена.

Древнее искусство Башкортостана  представлено палеолитическими рисунками  в Каповой пещере. Шульганташ предстает как громадный подземный дворец. Рисунки мамонтов, лошадей, носорога, выполненные красной хной на стенах пещеры, были обнаружены в 1955 г. Эта уникальная живопись сопоставима лишь с аналогичными памятниками, найденными во Франции и Испании. Первобытный художник не обращал особого внимания на отдельные детали, звери нарисованы контурно. Вместе тем они схвачены в движении.

Информация о работе Особенности культуры башкир