Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 23:19, реферат
«Очерки по культуре народов Башкортостана». В книге дается широкая картина состояния и развития культуры и искусства Башкортостана. Опираясь на данные археологии, этнографии, лингвистики, авторы рисуют яркий образ самобытной культуры республики, ее национального и жанрового многообразия. Авторским коллективом предпринята попытка охватить отдельные аспекты истории становления и развития культуры начиная с древних культовых обрядов, верований, развитие языка до появления профессиональных видов искусства: музыки, театра, танца, изобразительного искусства.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Происхождение башкир. Уровень культуры…………………………6
Глава 2. Верования древних башкир. Распространение ислама в Башкортостане………………………………………………………………..… 13
Глава 3. Добровольное присоединение Башкортостана к России и его влияние на культуру…………………………………………………………..... 17
Глава 4. Шежере как историко-литературный источник……………………………………………………………………...…..22
Глава 5. Материальная культура башкир……………………………………27
Заключение…………………………………………………………………….. 33
Библиографический список…………………………………………………… 34
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)
Кафедра немецкого языка
Хакимова Рита
Особенности культуры башкир
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, доцент
И.А. Бобыкина
Челябинск - 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Происхождение башкир. Уровень культуры…………………………6
Глава 2. Верования древних башкир.
Распространение ислама в Башкортостане……………………………………………
Глава 3. Добровольное присоединение
Башкортостана к России и его влияние
на культуру…………………………………………………………
Глава 4. Шежере как историко-литературный
источник…………………………………………………………
Глава 5. Материальная культура башкир……………………………………27
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………… 34
Введение
При написании реферата о влияние определенных исторических периодов на культуру башкирского народа была использована следующая литература:
«Очерки по культуре народов Башкортостана». В книге дается широкая картина состояния и развития культуры и искусства Башкортостана. Опираясь на данные археологии, этнографии, лингвистики, авторы рисуют яркий образ самобытной культуры республики, ее национального и жанрового многообразия. Авторским коллективом предпринята попытка охватить отдельные аспекты истории становления и развития культуры начиная с древних культовых обрядов, верований, развитие языка до появления профессиональных видов искусства: музыки, театра, танца, изобразительного искусства.
Книга подготовлена коллективом ученых в содружестве с деятелями культуры, конечно же, не претендует на всеобъемлемость. Ведь мир культуры безграничен, да и культура постоянно развивается. Появляются новые творческие коллективы и новые имена, возвращаются из небытия неправедно забытые.
«История и культура Башкортостана. Хрестоматия». Статьи написаны понятным языком и содержат наиболее интересные факты. Авторы попытались охватить все стороны человеческой деятельности, верования и знания, традиции и праздники, музыкальное творчество, национальные костюмы. Не была забыта и достаточно существенная часть в культуре любого народа, а именно материальная культура: хозяйство, жилище, утварь, национальная кухня.
Эта книга может быть полезна
всем, кто интересуется историей и
культурой Башкортостана и
«История Башкортостана. Часть 1.С древнейших времен до 1917 г.» В учебнике описывается не только история Башкортостана с древнейших времен до 1917 г., но и культура в определенные исторические периоды. Как она изменялась, и что влияло на эти изменения. Учебник включает в себя такие вопросы как материальная и духовная культуры башкирского народа, культура Башкортостана в XVII-XVIII в. в первой половине XIX в. и в начале XX в.
«Башкортостан: Краткая энциклопедия». Издание настоящей краткой энциклопедии «Башкортостан» осуществлено согласно Указу Президента и соответствующих постановлений Правительства Республики Башкортостан и является первым опытом создания энциклопедических работ в республике. И надо отметить, что первый опыт более чем удачный.
При работе над энциклопедией ставилась
задача ознакомить читателей с основными
сведениями истории, археологии, этнографии,
культуре, общественному и
Книга состоит из двух частей. Первая представляет собой обзорный очерк, характеризующий историю края с древнейших времен до наших дней, развитие политической, социально – экономической и культурной жизни Башкортостана. Во второй части помещено более 2600 статей, расположенных в алфавитном порядке и посвященных конкретным событиям и явлениям, объектам, людям и отдельным понятиям.
«История культуры башкир» Кузбуков Ф.Т. В книге анализируется история развития духовной и материальной культуры башкир с древнейших времен до настоящих дней. Пособие разработано на основе лекций, прочитанных в Башкирском государственном университете.
«История Башкортостана с древнейших времен до 60–х годов XIX века». В книге дано систематизированное изложение истории Башкортостана от появления человека в крае до падения крепостного права. На основе новейших исследований, архивных и опубликованных источников показаны жизнь древнего населения Южного Урала, культура, присоединение Башкирии к русскому государству, превращение ее в многонациональный край, социально - экономические отношения в регионе в XVI – первой половине XIX в. Большое внимание уделено изучению освободительного движения и культуры народов Башкортостана.
Глава 1. Происхождение башкир. Уровень культуры
Вплоть до недавнего времени
многие вопросы истории Башкортостана
оставались слабоизученными. В особенности
много было проблем по древней
и средневековой истории края.
Лишь в последние десятилетия
историки приступили к обстоятельному
изучению прошлого башкир. Основная причина
слабой изученности ранних периодов
истории башкирского народа заключается
в недостатке источников. Исследователи
истории народов черпают
С присоединением к России те или иные стороны жизни башкирского общества начинают находить регулярное отражение в различного рода актах и иных документах. После присоединения в крае побывало много русских ученых, путешественников и писателей. Башкортостан привлекал внимание своими просторами, богатой природой, любопытной этнографией, а также своеобразным расположением – на стыке Европы и Азии. Побывали в Башкортостане и научные деятели из-за рубежа. Их поражала первозданность взаимоотношений коренных жителей Южного Урала.
Британский путешественник Маккензи Уоллес отмечал: «В продолжение всех своих странствий я не встретил такого добродушного и гостеприимного приема, как у мусульманских башкир»[3]. В XVIII в. организуется несколько экспедиций для исследования края. В 1734 г. в составе Оренбургской экспедиции, которую возглавлял И. К. Кирилов, в Уфу приезжает И. П. Рычков, первый в России член – корреспондент Академии наук[4]. В результате многолетнего изучения природы, экономики и хозяйства Оренбургского края, Рычков создал труды, имеющие большое значение для изучения прошлого Башкортостана. Во второй половине XVIII в. Российская Академия наук организовала две экспедиции в районы Поволжья и Западной Сибири. Первую экспедицию (1768-1974) возглавлял академик П.С. Паллас, вторую (1768-1972) академик И.П. Лепехин[5]. Обе экспедиции побывали и в Башкортостане. Ученые собрали обширный материал о естественных богатствах Южного Урала, охарактеризовали этнографию.
В начале XIX в. вышел обстоятельный труд «Хозяйственное описание Пермской губернии»[6]. Здесь довольно-таки подробно говорится о пермских башкирах. В середине XIX в. была опубликована книга В.М. Черемшанского «Описание Оренбургской губернии». Автор сообщает много интересных сведений о быте башкир. По фактическому материалу данная работа не утратила своей ценности и в наши дни. Среди научных исследований, вышедших в конце XIX в., наиболее значительным является труд В.М. Флоринсого «Башкирия и башкиры». В данный период вышел еще ряд интересных работ – это «К этнографии башкир» П.С. Назарова, «Башкиры» А.Е. Алектарова и монография Д.П. Никольского «Башкиры» В 1925 г. вышла первая этнологическая монография о башкирах. Это работа С.И. Руденко «Башкиры». Она была переиздана в 1955 г[7].
В последние годы в научный оборот были включены интереснейшие документы. Этими документами оказались башкирские шежере[8] (родословные или генеалогические летописи). Составление и знание родословной сначала было необходимостью. Эта необходимость диктовалась обычаями патриархально – родовых отношений, необходимостью устранения кровосмешения. Башкир должен был знать имена своих предков до 10 –15-го колена. Впоследствии башкирский просветитель – демократ Мухаметсалим Уметбаев в этой связи подчеркивал: «Асаба – башкиру необходимо знать три вещи: первое – свое происхождение, т.е. свой род, второе – объяснение звезд по названиям и третье – знание легенд и песен…»[9]
Уже в период господства патриархально – родовых отношений шежере стали перерастать свое первоначальное назначение. Они стали сопровождаться рассказами о событиях, которые происходили при жизни того или иного предка. Тем самым они стали превращаться в своеобразную историю рода и племени.
Древняя территория башкир охватывала современный Башкортостан, а также часть Челябинской, Курганской, Оренбургской, Свердловской, Пермской, самарской и Саратовской областей, восточные районы Татарстана и северо-западные районы Казахстана. Другими словами, древняя территория проживания наших предков включала в себя часть Среднего Урала, весь Южный Урал, Зауральскую низменность, а также Приуралье. Именно такая обширная территория позволяла башкирам вести кочевой образ жизни.
Первые века первого тысячелетия до н. э. ознаменовались установлением тесных связей между скотоводческими племенами Приуралья и оседло-земледельческими племенами Средней и Передней Азии. В степной полосе, где не было естественных преград для передвижения, складываются крупные племенные объединения с общей культурой. Так, в VII в. до н. э. на юге Башкортостана обитали савроматы. В лесостепной полосе р. Камы и по нижнему течению р. Белой жили тиссагеты. Памятники, оставленные тиссагетами, известны в археологической литературе под названием ананьинской культуры.
Формирование народа происходило
в результате длительного исторического
процесса. Рассматривая этот вопрос, необходимо
учесть своеобразие географии
В III в. н.э. начинается «Великое переселение
народов», которое было вызвано движением
гуннов на запад. Это процесс не обошел
и территория Южного Урала. С IV в. начинается
массовое проникновение кочевых
племен в Поволжье и Западный Башкортостан.
С гуннами свое происхождение
связывают башкиры минских
Тесные этнические связи башкир
с югом усилились в эпоху переселения
в южно-уральские степи
Активное переселение булгар на территорию Западного Башкортостана повлияло на этнический состав этой части края. Северо-запад заняли племена байляр, буляр, гайна, танып, гирей, еней и др.
Во второй половине IX в. мадьяры, теснимые огузами и печенегами, покинули Приуралье и ушли в Венгрию. До ухода с Приуралья мадьяры были соседями башкирских племен, находились с ними в тесном этническом контакте. Часть башкирских племен ушла с мадьярами, а часть мадьяр остались в Башкортостане. Об этом свидетельствует название и состав племен Юрматы. Согласно преданиям, на заре истории башкир произошла их борьба с мадьярами, в результате чего мадьяры вынуждены были покинуть Южный Урал.
В XII – XIV вв. в процесс башкирского этногенеза включаются тюркские и монгольские племена, т.е. те племена, которые пришли в составе татаро-монгольских завоевателей. В составе северо-восточных башкир (айлинцев, катайцев) довольно-таки значителен монгольский этнический компонент. Вместе с тюркскими племенами часть северо-восточного Башкортостана заняли сальюты. Это племя также этнически восходит к монголам.
Вообще вопрос об этногенезе башкир
очень сложен. Это связано с
тем, что в формировании народа, в
сложении его материальной и духовной
культур участвовали
Древнее искусство Башкортостана представлено палеолитическими рисунками в Каповой пещере. Шульганташ предстает как громадный подземный дворец. Рисунки мамонтов, лошадей, носорога, выполненные красной хной на стенах пещеры, были обнаружены в 1955 г. Эта уникальная живопись сопоставима лишь с аналогичными памятниками, найденными во Франции и Испании. Первобытный художник не обращал особого внимания на отдельные детали, звери нарисованы контурно. Вместе тем они схвачены в движении.