Особенности культуры башкир

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 23:19, реферат

Описание работы

«Очерки по культуре народов Башкортостана». В книге дается широкая картина состояния и развития культуры и искусства Башкортостана. Опираясь на данные археологии, этнографии, лингвистики, авторы рисуют яркий образ самобытной культуры республики, ее национального и жанрового многообразия. Авторским коллективом предпринята попытка охватить отдельные аспекты истории становления и развития культуры начиная с древних культовых обрядов, верований, развитие языка до появления профессиональных видов искусства: музыки, театра, танца, изобразительного искусства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Происхождение башкир. Уровень культуры…………………………6
Глава 2. Верования древних башкир. Распространение ислама в Башкортостане………………………………………………………………..… 13
Глава 3. Добровольное присоединение Башкортостана к России и его влияние на культуру…………………………………………………………..... 17
Глава 4. Шежере как историко-литературный источник……………………………………………………………………...…..22
Глава 5. Материальная культура башкир……………………………………27
Заключение…………………………………………………………………….. 33
Библиографический список…………………………………………………… 34

Файлы: 1 файл

башкиры (1).docx

— 63.28 Кб (Скачать файл)

Благодаря высоким теплоизоляционным  свойствам войлока, юрта одинаково  надежно защищала и от холода, и  от летней жары. Для обогрева и приготовления  пищи в непогоду и зимнее время  в середине юрты разводили очаг, над которым подвешивали котел.

Состоятельные семьи имели по 2 и более юрт. В почетной, или гостевой, юрте (аҡ тирмə), крытой белым войлоками, жил глава семьи или кочевой группы с женой, в хозяйственной (черной) – молодые члены семьи, дети и работники. Здесь же хранились разного рода припасы, утварь. В гостевой юрте стены завешивали паласами, вышивками, одеждой, земляной пол устилали кошмами и коврами. В ней справой стороны от входа занавесом отделяли хозяйственную или женскую половину, откуда подавались кушанья и напитки во время трапезы.

Другим типом жилища был бревенчатый  срубный дом. В северной части  Башкирии, в лесных и горных районах, особенно там, где продолжали жить ассимилированные башкирами племена местного происхождения, бревенчатый дом являлся преобладающим. Срубные постройки постепенно, по мере перехода к полуоседлости, появились и у кочевников, которые ставили их на зимниках, а кое-где, в первую очередь в долинах горных рек, также и на местах летних кочевий.

Бревенчатая башкирская изба в начальных  порах во многом повторяла, особенно в интерьере, обстановку войлочной  юрты. В ней сооружали большие  нары, чего не было в юрте, но убранство  нар было таким же, как и почетной половины юрты: их сплошь застилали  кошмами и паласами, на одном конце  на особых подставках складывали горкой постельные принадлежности, узорные  войлоки и паласы и перетягивали узорной лентой. Печи еще не было, ее заменял своеобразный глинобитный  камин (сыуал) с жердевым каркасом и прямым дымоходом. На небольшие окна натягивали брюшину (ҡарындыҡ), бычий пузырь (ҡыуыҡ), через который едва проникал солнечный свет.

В степной части башкиры строили  глинобитные и, реже, пластовые (из дерна) дома. В качестве подсобного помещения, где готовили пищу и хранили продукты, сооружали асалык из луба, тына или плетня. На летовках такие постройки для многих являлись основным жилищем. Довольно широко был распространен конусообразный шалаш, составленный из прислоненных друг к другу толстенных жердей. На кратковременных стоянках, особенно во время больших сборищ и празднеств, делали двускатные шалаши и наклонные заслоны (сыт).

Таким образом, жилые помещения  башкир были разнообразны. В этом сказалось  разнообразие природных условий  края и то обстоятельство, что в  процессе сложения башкирского этноса в его состав вошли различные  этнические образования (племена, группы племен), каждое со своими культурными  навыками и традициями.

Скот находился в основном под  открытым небом, на летних и зимних пастбищах. Для той части скота, который необходимо было иметь при  жилище, делались жердевые загоны и  сараи. Новорожденный молодняк содержали  в жилом доме, пока не окрепнут.

Формы поселений всецело зависели от структуры социальной организации  и хозяйственно – бытового уклада. Башкирские аулы представляли, как  правило, поселения кочевых групп, которые состояли из родственных  семей, объединенных вокруг одного состоятельного хозяина и зависимых от него экономически. Кочевая группа включала также выходцев из других родов, оказавшихся в той  или иной форме зависимости от главы группы. Поэтому население  аула (кочевая группа) и родовое  подразделение не были тождественны.

В условиях кочевой жизни каждый аул имел несколько мест поселений. Зимние поселения отличались от весенне-летних и осенних наличием более капитальных  жилых построек и помещений для  скота. В них создавались также  запасы продовольствия и корма. Надо сказать, поскольку к зимникам сгонялся не весь скот, а лишь рабочие лошади и маточное поголовье, часть населения  проводила зиму при стадах и табунах  на отдельных пастбищах с непродуктивным скотом и молодняком.

С переходом к оседлости постоянные аулы, как правило, возникали на местах зимников. Это был естественный процесс, так как и прежде в зимниках проходил наиболее продолжительный  период жизни населения в году, и они располагались в местах, удобных для жизни и хозяйственной  деятельности аула.

Пища

В соответствии с укладом хозяйства  основу пищевого рациона большей  части башкир составляли мясные и  молочные продукты. Удельный вес мяса в пищи был велик летом и осенью. В этот период его потребляли в свежем виде, на лето – вялили и коптили. Особым лакомством считались казы – вяленые колбасы из конского жира и мяса.

Из коровьего молока делали сливки и сметану, масло, различные виды творога, сыр, кислое молоко, простоквашу, айран. Корот, красный творог и топленое масло заготовляли впрок. Большую роль в жизни башкир играл целебный напиток из кобыльего молока – кумыс, который тоже заготовляли на зиму путем замораживания. Традиционным праздничным блюдом башкир являлось мясное кушанье с бульоном бишбармак.

У башкир сложилось и земледельческая  кухня[25]. Видимо, к глубокой старине  восходит традиция потреблять зерна  в цельно – каленом виде (ҡурмас). К древнейшим блюдам относится күжə - род супа из целых зерен ячменя, полбы или пшеницы. Каленые зерна дробили в ступах или размалывали в каменных жерновах, получалась мукообразная масса талҡан, который брали с собой в дальний путь и ели, размешивая водой или молоком. Каши из пшена, ячменной, полбяной и пшеничной крупы являлись гостевым блюдом. Для торжественных случаев особое кушанье из муки на сметане (саламай, əүмəлə). Хлеб пекли из пресного теста, обычно в виде лепешек в золе. О древности использования злаков в пищу говорит широкое распространение в прошлом напитка буза, приготовляемого из проросших зерен. Однако удельный вес пищевых блюд из злаков, из-за незначительных масштабов земледелия, был невелик.

В пищевой рацион башкир входили  продукты охоты. Они потребляли мясо многих обитающих в крае диких  животных и зверей, птиц, а также  рыбу.

Довольно рано проник в Башкирию чай. В процессы торговли и обмена с южными краями привозили, правда, в небольших количествах, сладости и фрукты. Значительно место среди  сладких блюд занимал мед. Как  и топленое масло, мед применялся для консервирования ягод и плодов. Башкиры собирали клубнику, смородину, землянику, черемуху, вишню, костику, бруснику, клюкву и другие ягоды, часть из них сушили, другую консервировали в масле меде, а из клубники, земляники и смородины делали пастилу (ҡаҡ).

Весной башкиры пили березовый  сок. Было принято снимать камбий – мякоть вновь образовавшийся древесины  – у березы, осины и некоторых  других деревьев. Из трав в пищу шли  дикий лук, чеснок, особой популярностью  пользовалась луковица сараны, которую  заготовляли также в прок. Листья клубники, вишни, душицы использовали вместо чая. Потребление диких плодов, ягод, трав и различных кореньев особенно возрастало в голодные годы. В такие годы использовали также кору различных деревьев, желуди.

Бытовая утварь

Условия кочевой жизни требовали  и удобную для перевозки утварь. Наиболее подходящим для изготовления сосудов и посуды материалом башкиры  считали шкуры скота. Как и  другие кочевники, они умели снимать  шкуру животных без разрезов линии  ног и живота. Из такой шкуры  делали большие сосуды для хранения запасов кумыса и кислого молока. Из кожи задних ног лошади изготовляли большие бутылеобразные сосуды (ботлоҡ, дөмбәй), из шкуры передних ног – меньшие бутылки (ҡуллыҡ, ҡуллас, муртай). Впрочем, ботлоҡ и муртай различались не столько по размерам, сколько по форме, а велечина каждого вида сосуда зависела от возраста животного. Кожа головы лошади шла на изготовление сосуда в виде ведерка (баш күнәк) с расширяющимся днищем, употреблявшегося для дойки кобылиц. Из кожи шеи делали низкую кадушку (көрәгә) для подачи гостям кумыса и бузы. Кожаные сосуды, благодаря прочности и легкости, были удобны для перевозки жидких продуктов вьюнком на лошадях.

Одежда

Основными материалами для изготовления одежды были домашней выделки сукно, овчина, меха и, конечно же, фабричные  ткани.

Башкирский костюм многообразен и  богат. Для населения горной Башкирии характерна нарядная верхняя одежда, обшитая цветным сукном и позументом. Красочны были праздничные белые  чекмени. Колоритным женским убором был шлемообразный ҡашмау. В бассейне р. Демы верхняя одежда в углах подола и на спине украшалась монетами. На нагрудник (hаҡал) нашивали разнообразные серебреные бляхи. На северо-востоке Башкортостана головным убором женщин сжил ҡушьяулыҡ. В старину здесь также носили налобники (hарауыс).

Драгоценными камнями, металлическими бляхами украшался поясной ремень (ҡəмəр), его мог заменить и билбау. Верхней одеждой служил әлән.

В целом национальная одежда башкир привлекает внимание практичностью  и простотой, и в то же время  праздничные костюмы удовлетворяли  самые изысканные вкусы. Складывалась она на протяжении столетий и отражает национальное своеобразие народа.

Заключение

Любой народ – явление уникальное. Каждый внес что-то свое – неповторимое – в цивилизацию. И вести речь о том, кто внес больше и кто  меньше, какая нация древнее, а  какая моложе – занятие, в принципе, бессмысленное. Величие народа –  вещь неизмеримая. Оно не определяется только грандиозными архитектурными сооружениями, глубокомысленными философскими трактатами, иными неповторимыми памятниками  материальной культуры. Есть народы, которые  достигли захватывающих высот в  области духовной культуры. К этой группе следует отнести и башкир.

Башкиры на протяжении столетий создали  чрезвычайно богатую и многогранно  уникальную культуру. Более ранние памятники (особенно материального  характера) в силу главенствующего  кочевого образа жизни, к сожалению, не сохранились, но и дошедшие до нас  свидетельствуют о жизнестойкости народа, о его огромном духовном потенциале. Можно с уверенностью сказать, что башкирский народ является уникальным и неповторимым в своем  роде.

В наши дни, когда культура не знает  национальных преград, башкиры, сохраняя свое богатое наследие, осваивая духовные ценности других народов, принимают  самое деятельное участие в развитии общей цивилизации.

И хочется закончить словами  Мустая Карима: «Жаль, конечно, что наши предки - кочевники не оставили своим далеким потомкам белокаменных городов и сказочных храмов, тисненных золотом книг и дивных картин. Но мы признательны им за то, что веками они создавали сами себя и сберегли себя, достойно сберегли родную речь и песню…»

 

Библиографический список

1. «Башкортостан: Краткая энциклопедия».  – Уфа: Научное издательство  «Башкирская энциклопедия», 1996, 672 с. 

2. «История Башкортостана. Часть  1. С древнейших времен до 1917 г.»  Учебное пособие – Под ред.  И.Г. Акманова – Изд. 1-е – Уфа: Башкирское издательство «Китап». 1993 – 240 с.

3. «История и культура Башкортостана.  Хрестоматия»/ Под ред. Ф.Г. Хисамитдиновой. – М.: ОА МДС, 1997 – 480 с.

4. Кузбеков Ф.Т. «История культуры башкир». Уфа: Китап, 1997. – 128 с.

5. «Очерки по культуре народов  Башкортостана». Учебное пособие  по курсу «История, литература  и культура Башкортостана»/Сост. Бенин В.Л. Уфа: Китап, 1994. – 160 с.

[1] История Башкортостана с древнейших  времен до 60-х годов XIX века  – Уфа: Китап, 1996 – 165 с.

[2] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 11 с.

[3] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 11 с.

[4] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 12 с.

[5] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 12 с.

[6] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 12 с.

[7] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 12 с.

[8] Башкортостан: Краткая энциклопедия. – Уфа: Научное издательство  «Башкирская энциклопедия», 1996 –  644 с. 

[9] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 13 с.

[10] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 21 с.

[11] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 24 с.

[12] История и культура Башкортостана.  Хрестоматия/Под ред. Ф.Г. Хисамитдиновой. – М: АО МДС, 1997 – 234 с.

[13] История Башкортостана с древнейших  времен до 60-х годов XIX века  – Уфа: Китап, 1996 – 136 с.

[14] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 29 с.

[15] История Башкортостана с древнейших  времен до 60-х годов XIX века  – Уфа: Китап, 1996 – 138 с.

[16] История Башкортостана с древнейших  времен до 60-х годов XIX века  – Уфа: Китап, 1996 – 143 с.

[17] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 31 с.

[18] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 32 с.

[19] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 32 с.

[20] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 33 с.

[21] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 37 с.

[22] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 37 с.

[23] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 38 с.

[24] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 38 с.

[25] История Башкортостана с древнейших  времен до 60-х годов XIX века.160 стр. 

 


Информация о работе Особенности культуры башкир