Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 23:19, реферат
«Очерки по культуре народов Башкортостана». В книге дается широкая картина состояния и развития культуры и искусства Башкортостана. Опираясь на данные археологии, этнографии, лингвистики, авторы рисуют яркий образ самобытной культуры республики, ее национального и жанрового многообразия. Авторским коллективом предпринята попытка охватить отдельные аспекты истории становления и развития культуры начиная с древних культовых обрядов, верований, развитие языка до появления профессиональных видов искусства: музыки, театра, танца, изобразительного искусства.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Происхождение башкир. Уровень культуры…………………………6
Глава 2. Верования древних башкир. Распространение ислама в Башкортостане………………………………………………………………..… 13
Глава 3. Добровольное присоединение Башкортостана к России и его влияние на культуру…………………………………………………………..... 17
Глава 4. Шежере как историко-литературный источник……………………………………………………………………...…..22
Глава 5. Материальная культура башкир……………………………………27
Заключение…………………………………………………………………….. 33
Библиографический список…………………………………………………… 34
Благодаря высоким теплоизоляционным свойствам войлока, юрта одинаково надежно защищала и от холода, и от летней жары. Для обогрева и приготовления пищи в непогоду и зимнее время в середине юрты разводили очаг, над которым подвешивали котел.
Состоятельные семьи имели по 2 и более юрт. В почетной, или гостевой, юрте (аҡ тирмə), крытой белым войлоками, жил глава семьи или кочевой группы с женой, в хозяйственной (черной) – молодые члены семьи, дети и работники. Здесь же хранились разного рода припасы, утварь. В гостевой юрте стены завешивали паласами, вышивками, одеждой, земляной пол устилали кошмами и коврами. В ней справой стороны от входа занавесом отделяли хозяйственную или женскую половину, откуда подавались кушанья и напитки во время трапезы.
Другим типом жилища был бревенчатый
срубный дом. В северной части
Башкирии, в лесных и горных районах,
особенно там, где продолжали жить ассимилированные
башкирами племена местного происхождения,
бревенчатый дом являлся
Бревенчатая башкирская изба в начальных порах во многом повторяла, особенно в интерьере, обстановку войлочной юрты. В ней сооружали большие нары, чего не было в юрте, но убранство нар было таким же, как и почетной половины юрты: их сплошь застилали кошмами и паласами, на одном конце на особых подставках складывали горкой постельные принадлежности, узорные войлоки и паласы и перетягивали узорной лентой. Печи еще не было, ее заменял своеобразный глинобитный камин (сыуал) с жердевым каркасом и прямым дымоходом. На небольшие окна натягивали брюшину (ҡарындыҡ), бычий пузырь (ҡыуыҡ), через который едва проникал солнечный свет.
В степной части башкиры строили глинобитные и, реже, пластовые (из дерна) дома. В качестве подсобного помещения, где готовили пищу и хранили продукты, сооружали асалык из луба, тына или плетня. На летовках такие постройки для многих являлись основным жилищем. Довольно широко был распространен конусообразный шалаш, составленный из прислоненных друг к другу толстенных жердей. На кратковременных стоянках, особенно во время больших сборищ и празднеств, делали двускатные шалаши и наклонные заслоны (сыт).
Таким образом, жилые помещения башкир были разнообразны. В этом сказалось разнообразие природных условий края и то обстоятельство, что в процессе сложения башкирского этноса в его состав вошли различные этнические образования (племена, группы племен), каждое со своими культурными навыками и традициями.
Скот находился в основном под открытым небом, на летних и зимних пастбищах. Для той части скота, который необходимо было иметь при жилище, делались жердевые загоны и сараи. Новорожденный молодняк содержали в жилом доме, пока не окрепнут.
Формы поселений всецело зависели от структуры социальной организации и хозяйственно – бытового уклада. Башкирские аулы представляли, как правило, поселения кочевых групп, которые состояли из родственных семей, объединенных вокруг одного состоятельного хозяина и зависимых от него экономически. Кочевая группа включала также выходцев из других родов, оказавшихся в той или иной форме зависимости от главы группы. Поэтому население аула (кочевая группа) и родовое подразделение не были тождественны.
В условиях кочевой жизни каждый
аул имел несколько мест поселений.
Зимние поселения отличались от весенне-летних
и осенних наличием более капитальных
жилых построек и помещений для
скота. В них создавались также
запасы продовольствия и корма. Надо
сказать, поскольку к зимникам сгонялся
не весь скот, а лишь рабочие лошади
и маточное поголовье, часть населения
проводила зиму при стадах и табунах
на отдельных пастбищах с
С переходом к оседлости
Пища
В соответствии с укладом хозяйства основу пищевого рациона большей части башкир составляли мясные и молочные продукты. Удельный вес мяса в пищи был велик летом и осенью. В этот период его потребляли в свежем виде, на лето – вялили и коптили. Особым лакомством считались казы – вяленые колбасы из конского жира и мяса.
Из коровьего молока делали сливки и сметану, масло, различные виды творога, сыр, кислое молоко, простоквашу, айран. Корот, красный творог и топленое масло заготовляли впрок. Большую роль в жизни башкир играл целебный напиток из кобыльего молока – кумыс, который тоже заготовляли на зиму путем замораживания. Традиционным праздничным блюдом башкир являлось мясное кушанье с бульоном бишбармак.
У башкир сложилось и земледельческая кухня[25]. Видимо, к глубокой старине восходит традиция потреблять зерна в цельно – каленом виде (ҡурмас). К древнейшим блюдам относится күжə - род супа из целых зерен ячменя, полбы или пшеницы. Каленые зерна дробили в ступах или размалывали в каменных жерновах, получалась мукообразная масса талҡан, который брали с собой в дальний путь и ели, размешивая водой или молоком. Каши из пшена, ячменной, полбяной и пшеничной крупы являлись гостевым блюдом. Для торжественных случаев особое кушанье из муки на сметане (саламай, əүмəлə). Хлеб пекли из пресного теста, обычно в виде лепешек в золе. О древности использования злаков в пищу говорит широкое распространение в прошлом напитка буза, приготовляемого из проросших зерен. Однако удельный вес пищевых блюд из злаков, из-за незначительных масштабов земледелия, был невелик.
В пищевой рацион башкир входили продукты охоты. Они потребляли мясо многих обитающих в крае диких животных и зверей, птиц, а также рыбу.
Довольно рано проник в Башкирию чай. В процессы торговли и обмена с южными краями привозили, правда, в небольших количествах, сладости и фрукты. Значительно место среди сладких блюд занимал мед. Как и топленое масло, мед применялся для консервирования ягод и плодов. Башкиры собирали клубнику, смородину, землянику, черемуху, вишню, костику, бруснику, клюкву и другие ягоды, часть из них сушили, другую консервировали в масле меде, а из клубники, земляники и смородины делали пастилу (ҡаҡ).
Весной башкиры пили березовый сок. Было принято снимать камбий – мякоть вновь образовавшийся древесины – у березы, осины и некоторых других деревьев. Из трав в пищу шли дикий лук, чеснок, особой популярностью пользовалась луковица сараны, которую заготовляли также в прок. Листья клубники, вишни, душицы использовали вместо чая. Потребление диких плодов, ягод, трав и различных кореньев особенно возрастало в голодные годы. В такие годы использовали также кору различных деревьев, желуди.
Бытовая утварь
Условия кочевой жизни требовали
и удобную для перевозки
Одежда
Основными материалами для изготовления одежды были домашней выделки сукно, овчина, меха и, конечно же, фабричные ткани.
Башкирский костюм многообразен и богат. Для населения горной Башкирии характерна нарядная верхняя одежда, обшитая цветным сукном и позументом. Красочны были праздничные белые чекмени. Колоритным женским убором был шлемообразный ҡашмау. В бассейне р. Демы верхняя одежда в углах подола и на спине украшалась монетами. На нагрудник (hаҡал) нашивали разнообразные серебреные бляхи. На северо-востоке Башкортостана головным убором женщин сжил ҡушьяулыҡ. В старину здесь также носили налобники (hарауыс).
Драгоценными камнями, металлическими
бляхами украшался поясной
В целом национальная одежда башкир
привлекает внимание практичностью
и простотой, и в то же время
праздничные костюмы
Заключение
Любой народ – явление уникальное.
Каждый внес что-то свое – неповторимое
– в цивилизацию. И вести речь
о том, кто внес больше и кто
меньше, какая нация древнее, а
какая моложе – занятие, в принципе,
бессмысленное. Величие народа –
вещь неизмеримая. Оно не определяется
только грандиозными архитектурными сооружениями,
глубокомысленными философскими трактатами,
иными неповторимыми
Башкиры на протяжении столетий создали
чрезвычайно богатую и
В наши дни, когда культура не знает национальных преград, башкиры, сохраняя свое богатое наследие, осваивая духовные ценности других народов, принимают самое деятельное участие в развитии общей цивилизации.
И хочется закончить словами Мустая Карима: «Жаль, конечно, что наши предки - кочевники не оставили своим далеким потомкам белокаменных городов и сказочных храмов, тисненных золотом книг и дивных картин. Но мы признательны им за то, что веками они создавали сами себя и сберегли себя, достойно сберегли родную речь и песню…»
Библиографический список
1. «Башкортостан: Краткая
2. «История Башкортостана. Часть 1. С древнейших времен до 1917 г.» Учебное пособие – Под ред. И.Г. Акманова – Изд. 1-е – Уфа: Башкирское издательство «Китап». 1993 – 240 с.
3. «История и культура
4. Кузбеков Ф.Т. «История культуры башкир». Уфа: Китап, 1997. – 128 с.
5. «Очерки по культуре народов
Башкортостана». Учебное пособие
по курсу «История, литература
и культура Башкортостана»/
[1] История Башкортостана с
[2] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 11 с.
[3] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 11 с.
[4] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 12 с.
[5] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 12 с.
[6] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 12 с.
[7] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 12 с.
[8] Башкортостан: Краткая энциклопедия. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996 – 644 с.
[9] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 13 с.
[10] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 21 с.
[11] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 24 с.
[12] История и культура
[13] История Башкортостана с
[14] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 29 с.
[15] История Башкортостана с
[16] История Башкортостана с
[17] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 31 с.
[18] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 32 с.
[19] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 32 с.
[20] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 33 с.
[21] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 37 с.
[22] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 37 с.
[23] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 38 с.
[24] Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. – 38 с.
[25] История Башкортостана с