Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 23:19, реферат
«Очерки по культуре народов Башкортостана». В книге дается широкая картина состояния и развития культуры и искусства Башкортостана. Опираясь на данные археологии, этнографии, лингвистики, авторы рисуют яркий образ самобытной культуры республики, ее национального и жанрового многообразия. Авторским коллективом предпринята попытка охватить отдельные аспекты истории становления и развития культуры начиная с древних культовых обрядов, верований, развитие языка до появления профессиональных видов искусства: музыки, театра, танца, изобразительного искусства.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Происхождение башкир. Уровень культуры…………………………6
Глава 2. Верования древних башкир. Распространение ислама в Башкортостане………………………………………………………………..… 13
Глава 3. Добровольное присоединение Башкортостана к России и его влияние на культуру…………………………………………………………..... 17
Глава 4. Шежере как историко-литературный источник……………………………………………………………………...…..22
Глава 5. Материальная культура башкир……………………………………27
Заключение…………………………………………………………………….. 33
Библиографический список…………………………………………………… 34
В связи со злостными нарушениями
условий присоединения со стороны
русского правительства, по мере возрастания
колониального гнета
В исторических песнях, например, отражены героика, трагизм многочисленных попыток сводолюбивого народа добиться освобождения от колониального гнета. Так, в песне «Урал», которая стала своеобразным национальным гимном башкир, поется о том, как беспощадно подавлялись выступления масс против угнетателей:
Урал ты мой, когда в твоих лесах
Срезаю прут, чтоб погонять коня,
Кровь батыров, погибших за свободу,
Из-под ножа стекает у меня.[18]
Присоединение к Русскому государству сопровождалось строительством крепостей и городов. Это в целом сыграло положительную роль в развитии культуры края, хотя власти, в первую очередь, преследовали сови интересы. В отношении же основания города Уффы цели обеих сторон совпали. Правительству был необходим опорный пункт для укрепления своей власти в Сибири, башкирам накладно было возить ясак в Казань. Желание башкир основать город подтверждается и данными шежере. И вот в 1574 г. отряд русских стрельцов на правом берегу реки Белой, недалеко от устья реки Караидель построили небольшую крепость. Вначале городок именовался Тура-тау, а когда сделали ограждение из дубовых бревен, назвали Иманкала, одновременно – Уфа.[19] Происхождение слова «Уфа» окончательно не выяснено. Существует несколько предположений. По мнению известного тюрколога Н.К. Дмитриева, например, оно происходит от «уба», что означает небольшую возвышенность или курган. В.И. Филоненко выдвигал гипотезу о происхождении его от древнетюркского слова «уфяк» - «небольшой». Н без оснований в последние годы склоняются и к тому, что название города связано с башкирским племенем «өпәй».
Бирск был основан самими башкирами еще в 1555 г. Статус города получает в 1663 г. С 1766 г. как пристань начинает функционировать Стерлитамак. В 1735 г. основывается, вопреки желанию башкир, город Оренбург, а с 1743 г. продолжает развиваться на новом (нынешнем) месте (на старой территории – г. Орск). В 1762 г. начинается строительство Белорецкого завода, город – с 1923 г. Белебей – город с 1781 г.[20]
Присоединение нашло широкое отражение в произведениях литературы и искусства. Панорамно изображаются эти события в истерическом романе Кирея Мэргена «Крыло беркута». Романтикой овеяна поэма Тимера Юсупова «Тропа предков», воссоздающая картины того времени. О решаюшем шаге башкир в середине XVI в. языком музыки говорится в талантливо написанной опере Загира Исмагилова «Послы Урала».
16 июня 1957 г. в ознаменование
400-летия добровольного
В данную эпоху наблюдается дальнейшее развитие традиционных жанров башкирского фольклора: сказок, легенд, сказов, песен, баитов, загадок, пословиц и поговорок. Исследователи края подчеркивали, что дар сказки сказывать, песни петь, издавна присущ башкирскому народу. Идея познания мира, проникновение в тайны природы и использование ее богатств составляет существенную сторону волшебных сказок. В этом отношении характерна сказка «Акъял батыр». Бытовые сказки интересны тем, что в них можно найти такие подробности, о которых невозможно узнать ни в каких источниках. Они показывают кочевую жизнь древних башкир: скотоводство, охоту, условия быта.
Обширное место в народном творчестве занимают легенды, предания. Они повествуют об исторических событиях, как правило, связанных с местностью, где происходили рассказываемые в них истории. Очень часто они служат ключом к объяснению непонятного уже названия местности или селения.
Национальные музыкальные
Приятным, мелодичным звуком привлекает внимание и кубыз (губной варган). Археологи связывают его появления с эпохой позднего неолита. Инструмент главным образом женский. Мал, хранение несложно. Встречаются две разновидности кубыза: деревянный и металлический.
Выделяется и струнный щипковый инструмент – домбра. Под ее аккомпанемент сэсэны в кубаирах прославляли подвиги батыров, воспевали красоту родной земли, призывали на борьбу против колониального гнета. Возможно, это явилось одной из причин исчезновения домбры у башкир. Кыл-кумыз, дунгур (дөңгөр, ударный) и сурнай (hорнай, как сигнальный инструмент) упоминаются в фольклорных произведениях. Так, звуки сурная собирали народ на йыйыны. Звуки сурная использовали, таким образом, как сигнал.
Глава 4. Шежере как историко-литературный источник
С древних времен у многих народов сложился обычай изустной, а позднее и письменной передачи истории родов и племен. На этой основе возникли хроники европейских народов, скандинавские саги, славянские летописи и родословные тюркских народов. Таковыми являются и башкирские шежере (генеалогические летописи).
Во многих шежере отражена борьба башкирских племен с казанскими, сибирскими ханами, ногайскими мурзами. В шежере почти каждого племени подробно говорится и о событиях присоединения Башкортостана к России. Такие шежере, наравне с грамотами Ивана Грозного, приобрели характер юридического документа на земельные владения. Поэтому их хранили очень бережно, о местах хранения знал лишь небольшой круг людей.
По своему типу башкирские генеалогические летописи чрезвычайно разнообразны. Есть шежере, представляющие собой только генеалогическое древо рода, а в некоторых из них описание исторических событий и личностей сочетается с легендами и преданиями. Последний тип шежере является наиболее ценным для историка. Рассматривается он как историко-литературный памятник. Таки ешежере представляют большой интерес с точки зрения языка, стиля. Лучшие образцы стали неповторимым, самобытным национальным явлением литературы.
Башкирские шежере в известной степени носят энциклопедический характер: в них содержатся различные сведения по истории и быту народа, описание обычаев и нравов, юридических и морально-этических норм. На основании того, что шежере составлялись грамотными людьми и нередко имеют установленное авторство, их можно причислить к образцам индивидуального творчества. С другой стороны, участие нескольких авторов создает цепочку коллективного творчества. Отсюда, следует, что структура шежере многослойна, а стиль разнороден.
Башкирские родословные сильно отличаются от русских летописий. Если для русских летописей характерно наличие различных редакций, их обновление и изменение, то для башкирских шежере такие изменения недопустимы. Шежере лишь дополнялись, однако начальные части сохранялись в первозданном виде. Внесение изменений в то, что написано предками и аксакалами, считалось непозволительным.
Шежере тяготеют к исторической повести, связаной с проявлением авторского понимания и оценки истории рода или народа в целом. Составитель шежере вместо обыкновенного перечисления имен дает красочное описание, облекает его в литературно-художественную своеобразную форму, при недостатке материала прибегает к домыслу и фантазии. Таким образом, во многих шежере документальность сочетается с художественностью, факт сочетается с вымыслом. Таковы, например, объемные шежере родов юрматы, мин, бурзян, кыпсак, усерган, табын, тамъян. Эти шежере являются в определенной мере художественным отражением истории башкирских родов.
Отдельные родословные охватывают довольно-таки большой исторический период. Например, шежере рода ай содержит трактовку событий, начиная с древних времен до XVII в. Сюда включен период Булгарского государства и Золотой Орды.
Стремление осветить историю башкирских родов в тесной связи с историей родственных народов, акцентирование внимания на вопросах объединения родов и племен, дружбы народов, мирных взаимоотношений, борьбы за свободу – все это придает шежере демократический, патриотический и интернациональный дух, своеобразный публицистический пафос.
Обычно в начальных частях повествования, связанных с описанием событий давнего прошлого, доминирует фольклорный материал: мифы, легенды, предания. Исторические сведения здесь ограничены. Для шежере фольклор является и своеобразным источником и важным компонентом стиля. Вот один пример – шежере башкир племени юрматы: «В давние времена на этой земле жили ногайцы. Они кочевали повсюду, по долинам рек Зай и Шишма. Потом на этой земле неожиданно появился дракон. Находился он на расстоянии дня и одной ночи ходьбы. С тех пор прошли многие годы. С ним боролись. Много людей погибло. После этого дракон исчез. Народ остался в спокойствии. В то время пребывали под властью Амат Хамата».[21] События времен правления хана отражаются здесь в мифологической форме. Это явление можно рассматривать как элемент, заимствованный из древней мифологии башкир.
Генеалогические летописи, как правило,
концентрируют внимание на самых
острых исторических моментах жизни
народа. Часто встречаются ситуации,
воспроизводящие различные
Несмотря на то, что многие шежере содержат имена 30-40 поколений родов и повествуют о многих сопутствующих им событиях, посторожены они очень компактно. Поэтому стиль шежере всегда сжат и экспрессивен.
Различие в составных частях шежере, смена стиля делают его композицию и структуру как бы пестрой. Однако, в сущности, мифологический и легендарный характер введения, генеалогическая часть, более подробное реалистическое изложение исторических событий в центральной части предполагают наличие единой, усложненной композиционно-структурной основы.
Своеобразие стиля шежере тесно связано с двумя основными источниками: письменной литературой и народным творчеством. А него иногда проникают героический эпос, кубаиры, песни, афористическое творчество и даже элементы обрядового фольклора. Они придают ему народно-демократический дух. Таково шежере рода карагай-кыпсак. В основу данного шежере заложен мотив и сюжет эпоса «Кусяк бий».
Во время устного бытования шежере вполне возможно существование их в форме стихов и кубаиров. «Для кочевых башкир было вполне естественным составление родоплеменных генеалогий в стихотворной форме», - пишет, например, Р.Г.Кузеев.[23] Однако подобные поэтические шежере, за исключением одного – двух образцов, не дошли до наших дней. Лучшее из них – шежере рода усерган – написано в форме кубаира. Когда шежере еще передавалось из уст в уста, целям быстрого запоминания и длительного сохранения в памяти наиболее соответствовала форма исполнения в виде кубаира. Позже, с приобретением шежере письменного оформления и превращения его в полуофициальный документ за ним окончательно закрепляется прозаическая форма.
Существует несколько
Башкирские шежере, таким образом, не укладывались в рамки генеалогических летописей. Издавна они функционировали в качестве исторических памятников. Шежере имеют прямой выход в художественную литературу. Играют значительную роль в формировании историко-литературного жанра.
Глава 5. Материальная культура башкир
Жилища и поселения
Основным типом жилища башкир – кочевников балы переносная войлочная юрта (тирмə). Внешне она напоминает полусферическую фигуру, покрытую войлоком. Стены юрты высотой около 170-180 см составлялись из слегка изогнутых деревянных планок. Щиты скреплялись между собой волосяными веревками и образовывали замкнутый круг. Каркас крыши состоял из жердочек, насажанных верхними концами в купольный круг и соединенных внизу с выступающими концами решеток стен, которые по верхнему краю стягивались узким полотнищем, сотканным в ковровой или паласной технике. Стены и крыши юры покрывались войлоком. Наверху оставлялось отверстие, служащее одновременно в качестве окна и дымохода. Юрта имела двухстворчатые дощатые двери, иногда закрывалась циновкой или войлоком. Диаметр средней юрты составлял 5- 6 метров.