Особенности культуры башкир

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 23:19, реферат

Описание работы

«Очерки по культуре народов Башкортостана». В книге дается широкая картина состояния и развития культуры и искусства Башкортостана. Опираясь на данные археологии, этнографии, лингвистики, авторы рисуют яркий образ самобытной культуры республики, ее национального и жанрового многообразия. Авторским коллективом предпринята попытка охватить отдельные аспекты истории становления и развития культуры начиная с древних культовых обрядов, верований, развитие языка до появления профессиональных видов искусства: музыки, театра, танца, изобразительного искусства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Происхождение башкир. Уровень культуры…………………………6
Глава 2. Верования древних башкир. Распространение ислама в Башкортостане………………………………………………………………..… 13
Глава 3. Добровольное присоединение Башкортостана к России и его влияние на культуру…………………………………………………………..... 17
Глава 4. Шежере как историко-литературный источник……………………………………………………………………...…..22
Глава 5. Материальная культура башкир……………………………………27
Заключение…………………………………………………………………….. 33
Библиографический список…………………………………………………… 34

Файлы: 1 файл

башкиры (1).docx

— 63.28 Кб (Скачать файл)

Недавно были обнаружены палеолитические  рисунки в Игнатьевской пещере в Челябинской области и Идрисовой пещере на берегу р. Юрюзань. Изображения на них выделяются своей схематичностью. Первобытные люди на Урале кроме наскальной живописи создавали и небольшие статуэтки. Известна фигура женского торса, найденная В.М. Раушенбах в 1960 г. Представляет интерес глиняное изображение человеческой головы со стоянки Сабакты III (Башкирское Зауралье). Эти находки относятся к эпохе неолита (новый каменный век, VIII-III тысячелетия до н.э.) и говорят о пробудившемся интересе человека к себе. Вместе с тем создавались и статуэтки животных. Выполнялись они из кости, раковины.

К произведениям искусства следует  отнести и украшение одежды, а  также разного рода изделия. На этой основе постепенно зарождается декоративно - прикладное искусство. В данную эпоху  Южный Урал становится своеобразным центром каменной индустрии.

Начиная с эпохи железа сложились новые этнокультурные общности: на северо-западе – ананьинцы, а в южных степях савроматы. В начале I тысячелетия н.э. у кочевников-скотоводов развивается прикладное искусство. В науке его называют искусством звериного стиля[10]. Он характерен для савроматов. В их искусстве наиболее популярны были изображения хищников: орлов, фантастических грифонов, волков, пантер, барсов. Звериный стиль был в основном декоративным. Им украшали изделия практического назначения, связанные, в частности, со снаряжением воина. Мотивы хищных животных, птиц по языческим поверьям должны были придавать особую силу хозяину этого оружия.

В эпоху железа получает широкое  развитие и ювелирное искусство. Распространяются такие украшения, как серьги, сережки-амулеты, ожерелья, браслеты, бляшки. Они были тесно  связаны с древними верованиями. Выполняя культовые и магические функции, они вместе с тем служили  и знаками отличия, говорили о  своеобразии вкусов.

К средневековью относится высеченные из камня фигуры людей – «каменные  бабы» (hынташ). Ставились они над могилой и, как полагают исследователи, изображали двойника покойника. Такие каменные изваяния были найдены на Южном Урале.

В целом древнее искусство Южного Урала несет черты языческой  культуры. Оно говорит о стремлении наших предков выразительными средствами передавать свои мысли, свои переживания, свое понимание красоты и реалий действительности. Эти памятники  позволяют определить уровень культуры прошлых эпох.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Верования древних башкир. распостранение ислама в башкортостане

История культуры любого народа не будет  полной без учета религии, ибо  религия до известной ступени  развития общества была основной идеологией. Поэтому она проникла во все сферы  деятельности человека, в той или  иной мере сопровождала его от рождения до последнего дыхания.

Башкиры, как один из тюрко-язычных  народов, проповедовал ислам. Эта религия, наряду с буддизмом и христианством, является одной из наиболее распространенных религий. Возникает ислам в арабском обществе в начале VII в. Сложился он не сразу. Арабские племена, населявшие Аравийский полуостров, нуждались в объединении, в усилении политических и экономических связей. Различные части территории Аравии были объектом притязаний великих империй того времени – Византии и Ирана. В таких условиях идеологическим орудием, пригодным для объединения, оказался ислам. Он воспринимал моральные и религиозные поучения ранних форм единобожия. В нем присутствуют элементы иудаизма и христианства, т.е. многими узами связан с другими религиями.

Каким образом ислам – религия  развитого феодализма – распространилась среди народов Приуралья, которые находились на уровне родоплеменного строя? Ведь развитие религиозных представлений тоже имеет свою последовательность. Причин несколько: во-первых, ислам опирался на те же языческие обряды, которые выполнялись и башкирами; во-вторых, религия эта насаждалась не только путем проповедей, но и силою оружия в эпоху монгольского ига.

Башкиры, как и многие другие народы до принятия единобожия, были язычниками. Следует заметить, что даже сегодня  встречаются народности, которые удержались в язычестве. Оно дает базу для внутреннего равновесия. На этой основе происходит согласие человека с самим собой и с окружающей природой. Здесь сказывается уважительное отношение к природе, осознание своей огромной ответственности перед нею. Жрецы язычества или в просторечье – колдуны были хорошо осведомлены о законах природы, о возможностях человека. Разумеется, часть накопленных знаний была ложной – никто не застрахован от ошибок. Но большая часть сослужила хорошую службу.

Обожествление сил и явлений  природы – характерные черты  древних верований башкир. Ахмед  ибн-Фадлан, известный арабский путешественник, посетивший Башкортостан в 922 г., писал, что башкиры верили в 12 богов. Эти боги, по представлениям башкир, управляли времена года, а также дождем, ветром, людьми, жизнью и смертью. «Мы видели, - сообщает путешественник, - как одна группа из них поклоняется змеям, другая группа поклоняется рыбам, еще одна группа поклоняется журавлям. Мне сообщили, что они когда-то вели войну с какими-то людьми из числа своих врагов, причем они, враги, обратили их в бегство, и что журавли закричали позади них, врагов, так что они испугались и сами обратились в бегство, после того как обратили в бегство этих башкир. Поэтому они, эти башкиры, стали поклоняться журавлям и говорить: «Эти журавли наш господь, так как он обратил в бегство наших врагов». За это они им и поклоняются».[11]

Тут мы имеем дело с тотемистическими взглядами. Это характерно не только для древних башкир. Тотемизм был  распространен у всех народов  мира. И пережитки его сохранились  во всех религиях. Согласно тотемистическим  взглядам, отдельные группы людей  родственными узами связаны с  некоторыми животными и растениями. В башкирских сказках таковым  очень часто выступает медведь.

Памятники народного эпоса указывают  на древние космогонические представления  башкир. В некоторых произведениях  солнце предстает в образе женщины, а луна – мужчины. В мифах о  небесных светилах луна рисуется в  виде джигита – красавца, который  весело или грустно смотрит с  неба на людей. Согласно мифу, девушка  засмотрелась на джигита, влюбилась. Тот в свою очередь ответил взаимностью, и он соединяются. Существует и другой вариант. Сиротка пожаловалась на свою горькую судьбу, что мачеха заставляет ее каждую ночь ходить за водой. Луна пожалела ее и забрала к себе. В полнолуние, согласно мифу, она шествует с коромыслом на плечах за водой. И зовут ее – Зухра[12].

Ветер, бурю, ураган древние башкиры  представляли себе в образе страшных чудовищ, подобных змеям. По поверьям, обыкновенная змея, прожив более ста лет превращается в аждаху, которая, достигнув 500-летнего возраста, становится юхой. Юха же может принять облик человека. Не случайно башкиры о двуликом человеке говорят: как змея-юха.

Помимо одухотворения небесных светил и других явлений природы, древние башкиры верили в существование  всевозможных духов. Одну категорию  духов составляют духи-хозяева (гор, лесов и вод). Подобное встречается  и у русских: водяной, леший, домовой, например. Отголоски таких верований  дают о себе знать сегодня. После  захода солнца не рекомендуется ходить в баню – в это время якобы  там парится домовой, поэтому  могут быть разные неприятности.

Как и другие тюркские племена, башкиры  верили в самостоятельное существование  и бессмертие души. По поверьям, когда  человек спит, душа на время оставляет  тело, поэтому советовали будить человека осторожно, чтобы душа успела возвратиться.

На базе знания природы рождается  народная медицина. Древние башкиры  хорошо знали целебные возможности  всевозможных трав, растений и широко использовали их в врачевании.

Ислам начинает проникать в Башкортостан в Х в. Многие его каноны несут в себе черты язычества. Основоположник религии Мухаммед опирался главным образом на языческие обряды. Арабы доисламких времен в своих поверьях были рационалистичны: их обряды имели определенный практический смысл. Тот же пост (ураза), например. С одной стороны, воздержание в еде полезно для организма. Люди знали это уже в те далекие времена. С другой стороны, пост был связан и с нехваткой продуктов питания. Пост совершается в месяц «Рамазан». Слово это происходит от арабского «рамад» - знойное время – тяжелое в Аравии время года, когда запасы продовольствия кончаются, а палящее солнце выжигает подножный корм для скота. В этот период древние арабы были вынуждены воздерживаться в еде. Задолго до ислама месяц «Рамазан» считался священным – в это время не велись войны между арабскими племенами, прекращались набеги на караваны, запрещалось убивать людей.

В Башкортостане ислам распространялся  купцами, мусульманскими миссионерами из средней Азии и Волжском Булгарии. Наибольшее распространение ислам получает при господстве Золотой Орды. Он насаждался силою оружия. Оккупированная монголо - татарами территория была разделена между потомками Чингисхана. Улус (поместье, владение) его старшего сына Джучи лежал к западу ль Иртыша (включая в себя Приуралье, Поволжье, Северный Кавказ, Крым, Хорезм, низовья Сырдарьи) до Новгородских земель на севере. Этот улус Джучи назывался «Кыпсакским ханством), а в русских летописях - Золотой Ордой. Под игом Золотой Орды находился и Башкортостан.

Наибольшее распространение ислама в Башкортостане происходит в  эпоху господства Золотой Орды. Но, несмотря на бесспорные успехи ислама, народные массы продолжали упорно держаться  старых верований. Даже, тогда когда  ислам сделался господствующей религией в Башкортостане, пережитки старых религиозных представлений были долго еще живы в народном сознании.

Глава 3. Добровольное присоединение башкортостана к россии и его влияние на культуру

Каждый народ имеет переломные и решающие этапы в своем историческом развитии. Одним из таких этапов в истории башкирского народа явилось добровольное присоединение  к Русскому государству.

Для объективной оценки этого важнейшего события в судьбе башкир необходимо хотя бы в общих чертах представить  историческую обстановку того времени. После освобождения от монгольского ига могущество Русского государства  начинает, быстро расти. Однако на Востоке  еще не было спокойно. Казанское  и Астраханское ханства своими постоянными  набегами разоряли русские земли, уводили  многих в плен. Казанское ханство  держало в своих руках волжский торговый путь и тем самым препятствовало общению России со странами Востока, народами Поволжья и Приуралья. Интересы дальнейшего развития государства требовали принятия решительных мер против Казани. И царь Иван Грозный организовал военный поход. Ожесточенная борьба за взятие Казани продолжалась с 25 августа до конца сентября 1552 г[13]. С взятием Казани (2 октября 1552 г.) самостоятельное существование Казанского ханства прекратилось. Иван Грозный обратился к народам бывшего Казанского ханства с грамотами. В них он призывал добровольно принять русское подданство и платить ясак (дань). Он обещал не трогать их земли, религию и обычаи, т.е. оставить все так, как было до монгольского нашествия. Плюс к тому обещал защиту и покровительство от всех врагов.[14] Здесь проявилась дальновидная и осторожная политика царя. Он правильно рассчитал, что башкиры, разоренные бесконечными феодальными распрями, сами добровольно примут его разумное и здравое предложение.

Гибкая дипломатия Белого царя, как  называли Грозного башкиры, дала свои результаты: наши предки с одобрением встретили его предложение. Но в  условиях политической раздробленности  присоединение не могло произойти  единым актом. Оно растянулось на несколько лет. Первыми принимают  русское подданство в конце 1554 г. племена Западного Башкортостана[15], т.е. те, которые ранее входили  в состав Казанского ханства. В связи  с казанскими событиями пределы  Башкортостана спешили покинуть ногайцы. Они воевали в то время  с минцами и пытались силой заставить их откочевать вместе с ними. Однако ногайцы встретили упорное сопротивление. Об этом свидетельствуют шежере. В нем говорится, что башкиры единодушно выразили свое мнение: не следует оставлять земли предков. Минцы с одобрением встретили предложения Грозного и послали к царю четырех послов во главе с Канзафар бием.

Почти одновременно с минцами снарядили своих послов и юрматынцы во главе с Татигас бием. Объединенные послы были направлены от племени усерган (представитель Бикбау), бурзян (Илчикей бий), кыпсак (Каракузяк), тамъян (Шагали-Шакман). Весной 1557 г.[16] процесс вхождения основной массы башкир в состав Русского государства завершился. Послы получили почетное звание «тархан» и были освобождены от уплаты ясака. При юридическом оформлении присоединения были оговорены условия: башкиры обязаны были нести военную службу – охранять восточные границы, участвовать в военных походах вместе с русскими и платить ясак.

Присоединение в целом имело  прогрессивное значение для башкир. Было покончено с господством  Ногайского, Казанского и Сибирского ханств, с бесконечными междоусобными войнами. Все это положительно сказалось и в хозяйстве, культуре края. Русские крестьяне переселенцы принесли с собой более производительное земледелие. Под их влиянием башкиры переходили к более прогрессивному виду ведения хозяйства.

Башкиры с одобрением встретили  присоединение. Об этом свидетельствуют  произведения устного народного  творчества. В эпическом сказании «Кусяк бий», например, повествуется о том, как враждовали племена бурзян и кыпсак. В конце подчеркивается, что подобным раздорам был положен конец лишь после подданства Белому царю. А вот следующее сказание «Куз-Курпяч и Маян-Сылу» отличается в этом отношении противоречивостью. Присоединение оценивается отрицательно, а Белому царю дается положительная характеристика. Это, видимо, связано с разновременным наслоением, т.е. произведение создавалось кусками в разное время и подход того или иного автора к одним и тем же событиям был различным.

Фольклорные произведения, письменные памятники убедительно показывают, что в момент присоединения это  событие оценивается весьма положительно. Особенно выделяются в этом отношении  шежере. Почти в каждом из них подчеркивается одобрительное восприятие башкир. В шежере племени юрматы, например, говорится: «…Вернувшись, домой, я собрал весь народ и сказал: ай, соплеменники мы к Белому бию-падишаху ходили, подчинились, стали его рабами. Мне, Татигачу, падишах пожаловал чин мурзы, Азная сделал старостой… Согласились платить ясак из ста куниц. А теперь и вы примете ли (все это?) – спросил. Весь народ сказал, хорошо, каждый из нас всей душой согласен…»[17]

Информация о работе Особенности культуры башкир