Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:50, контрольная работа
Официально-деловой стиль используется преимущественно в сфере официальных деловых отношений. Он реализуется при составлении государственных актов, инструкций, договоров, законов, официальных сообщений, документации различного характера (заявления, справки, отчеты, протоколы). Официально-деловой стиль реализует функцию сообщения. Сообщение в данном случае регулирует отношения между людьми, между гражданами и государством, содержит инструкцию, разъясняет какие-либо нормы и правила, переводит отраженные в том или ином документе различные стороны человеческих отношений в разряд официально-деловых.
Введение 3
1 Составление заявления 6
2 Составление доверенности 8
3 Составление объяснительной записки 11
4 Составление расписки 15
5 Резюме как особый вид документа 16
Заключение 18
Практическое задание 19
Список литературы 23
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: Культура речи
по теме: Особенности официально-делового стиля речи. Составление личной документации
Исполнитель: студентка
Направление: юриспруденция
Профиль
Группа: ЮРп-2011Р
Ф.И.О: Рожкова Л. Н.
Екатеринбург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Составление заявления 6
2 Составление
доверенности 8
3 Составление
объяснительной записки
4 Составление расписки 15
5 Резюме как особый вид документа 16
Заключение
Практическое задание 19
Список
литературы
ВВЕДЕНИЕ
Официально-деловой стиль
используется преимущественно в
сфере официальных деловых
Официально-деловой стиль реализует функцию сообщения. Сообщение в данном случае регулирует отношения между людьми, между гражданами и государством, содержит инструкцию, разъясняет какие-либо нормы и правила, переводит отраженные в том или ином документе различные стороны человеческих отношений в разряд официально-деловых.
Общими признаками делового стиля являются:
В лексике это широкое употребление стандартных оборотов речи, специальной терминологии, устойчивых словосочетаний неэмоционального характера.
В морфологии - употребление глаголов несовершенного вида (в уставах, кодексах, законах); совершенного вида (в более конкретных документах – протоколах собраний, распоряжениях, актах); кратких прилагательных, большого количества отыменных предлогов и союзов (в соответствии, в связи, согласно, в силу того что, ввиду того что); отглагольных существительных в форме родительного падежа; существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии (сторож Сидорова, преподаватель Петрова);
В синтаксисе - употребление осложненных простых предложений(обособленные обороты, однородные члены).
Если говорить о речевых
жанрах, о структуре официально-
3
В первом можно выделить язык дипломатии (дипломатические акты) и язык законов, а во втором - служебную переписку, деловые бумаги.
Язык дипломатии имеет
свою систему терминов (международные
термины). Правила дипломатической
вежливости выработали определенные формы начала
и особенно концовок различного рода дипломатических
приемов. Так, личная нота пишется в первом
лице от имени подписывающего ноту. Имеется
обращение, обыкновенно с добавлением
слова «уважаемый» (но оно факультативно),
и заканчивается перед подписью так называемым
«комплиментом»: «Прошу Вас, господин
Посол, принять уверения в моем весьма
высоком уважении». Поверенному в делах:
«Прошу Вас, господин Поверенный в делах,
принять уверения в моем глубоком уважении».
Для синтаксиса языка дипломатии характерны
длинные предложения, развернутые периоды
с разветвленной союзной связью, с причастными
и деепричастными оборотами, инфинитивными
конструкциями, вводными и обособленными
выражениями. Нередко предложение состоит
из отрезков, каждый из которых выражает
законченную мысль, оформлен в виде абзаца,
но не отделен от других точкой, а входит
формально в структуру одного предложения.
Такое синтаксическое строение имеет,
например, преамбула (вводная часть) Устава
Организации Объединенных Наций. Язык
законов. Это официальный язык, язык государственной
власти, на котором она говорит с населением.
Язык законов требует, прежде всего, точности.
Здесь недопустимы какие-либо двусмысленности,
инотолкование. Главное – конкретность
выражения мысли.
Другая важная черта языка законов - обобщенность выражения. Законодатель стремится к наибольшему обобщению, избегая частностей и деталей. Например: «Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения имуществом в пределах, установленных законом». Для языка законов характерны также полное отсутствие индивидуализации речи, стандартность изложения, так как закон обращается не к конкретному,
4
отдельному человеку, но ко всем людям или группам людей. Поэтому язык законов абстрагируется от индивидуальных речевых особенностей людей и требует известной стереотипности изложения.
Однако и стандартность,
и обобщенность, и безличность
языка законов не исключают его
выразительности. Она заключается
не в образности, не в словесных
украшениях, а в полном соответствии языковых средств задачам,
назначению речи, в сжатых и точных формулировках
мыслей.
5
СОСТАВЛЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ
Заявление – это документ, содержащий просьбу, предложение или жалобу какого-либо лица, адресованный организации или должностному лицу учреждения.
Заявление пишется по следующей форме:
1. Наименование адресата (кому); пишется вверху, справа.
2. Имя, отчество и фамилия подавшего заявление (чье, кого).
3. Должность или адрес автора. Если заявление пишется на имя сотрудника той же организации, в которой работает автор заявления, то последний, помимо обязательных Ф.И.О., должен указать свою должность. Если заявление адресовано в чужую организацию, то подающий заявление указывает дополнительно и свой домашний адрес.
4. Приняты два основных варианта оформления верхней части заявления.
5. Текст заявления
содержит точное изложение
6. Подпись заявителя ставится внизу справа.
7. Дата подачи заявления должна быть проставлена ниже подписи и слева, причем число и год пишутся цифрами, а месяц обозначается словами (15 февраля 2008 г.).
В заявлении недопустимы слова с уважением, уважаемому и подобные.
1. Для выражения причины
в заявлении используются
ввиду (чего?) |
Ввиду срочного отъезда из города… |
в силу (чего?) |
В силу отсутствия средств… |
вследствие |
Вследствие изменения расписания… |
за неимением (чего?) |
За неимением средств на покупку аппаратуры… |
по причине (чего?) |
По причине болезни… |
согласно (чему?) |
Согласно утвержденному плану… |
в связи с (чем?) |
В связи с отсутствием… |
В конструкции с предлогом
6
2. Для того чтобы стиль
Сложное предложение |
Простое предложение |
В связи с тем, что я должен срочно уехать в командировку … |
В связи со срочным отъездом в командировку … |
Вследствие того что я переехал на новую квартиру … |
Вследствие переезда на новую квартиру … |
Так как я долго отсутствовал … |
В связи с долгим отсутствием … |
3. В заявлении следует указывать точные и конкретные данные, например: предоставить академический отпуск с 5.06.10 г. сроком на 1 год; принять на работу с 16.02.10.; справка из поликлиники № 14 г. Нижневартовска прилагается.
7
СОСТАВЛЕНИЕ ДОВЕРЕННОСТИ
Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемым одним лицом другому для представительства перед третьими лицами.
На основании доверенности поверенное лицо (тот есть то, кому выдана доверенность) имеет право на совершение от лица, выдавшего доверенность – доверителя – определенных действий.
Объем полномочий поверенного (т.е. тех действий, которые он имеет право совершать от имени доверителя) определяет сам доверитель. Отсюда можно выделить несколько основных видов доверенностей. Так, генеральная или полная доверенность возлагает на поверенного право совершать все допустимые законом действия от имени организации-доверителя. Доверенность специальная - лишь ряд однородных действий в определенный промежуток времени (например, представительство по всем делам в арбитражном или общем судах; получения товарно-материальных ценностей, регулярно поступающих в адрес организации и т. д.). На основании разовой доверенности допустимо совершение поверенным какого-либо конкретного юридического действия (например, представительство в арбитражном суде по одному конкретному делу, либо получение каких-то документов).
Действие доверенности прекращается в следующих случаях:
При оформлении доверенности используется фирменный бланк организации, содержащий указание на её организационно-правовую форму и наименование, а также основные реквизиты (почтовый адрес, телефоны, банковские реквизиты).
8
Но возможно использование и просто листа бумаги с оттиском углового штампа организации.
Для наиболее часто используемых доверенностей, а также для тех, формы которых утверждены государственными органами, существуют типографски исполненные бланки (доверенности на право получения товарно-материальных ценностей и денежных средств др.), что позволяет правильно их оформить, избежав различного рода ошибок.
В тексте доверенности обязательно должны быть прописью указаны место и дата ее составления (подписания). Например, «г. Москва, двадцать первое февраля одна тысяча девятьсот девяносто восьмого года». Следует отметить, что если в доверенности отсутствует дата ее совершения, то такая доверенность признается ничтожной, т.е. не имеющей юридической силы с момента выдачи.
Следующим моментом, который необходимо отразить в доверенности, является срок её действия. Такой срок может быть различным – от нескольких дней (при совершении каких – либо разовых действий) до трех лет. Срок действия может быть определен конкретной датой («действует до 8 мая 1999 г.») или же определенным промежутком времени с момента ее выдачи («в течение 1 года со дня выдачи»). Если в доверенности по каким-то причинам не указан срок ее действия, такая доверенность имеет силу в течение одного года со дня ее совершения.
Удостоверенная нотариусом доверенность, предназначенная для совершения действий за границей и не содержащая указаний о сроке её действия, сохраняет силу до её отмены доверителем. По правилам, срок действия доверенности указывается в ее конце.
В доверенности необходимо отразить полное наименование организации-доверителя, ее местонахождение, а также фамилию, имя, отчество (а в необходимых случаях и занимаемую должность) поверенного. Не лишним будет отразить паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность поверенного.
Информация о работе Особенности официально-делового стиля речи. Составление личной документации