Особенности поведения и менталитета российских и американских студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 20:37, реферат

Описание работы

Целью данной работы является установление особенностей поведения и менталитета российских и американских студентов. Объектом моего исследования является положение студентов в США и России, предметом - влияние особенностей поведения и менталитета американских и российских студентов на их положение в обществе.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 128.09 Кб (Скачать файл)

Введение

Изучая в университете или колледже  дисциплину «Английский язык», мы получаем очень много интересной информации о жизни общества, истории, традициях и обычаях англоязычных стран. Но наибольший интерес у меня вызывают тексты об организации образования в США.

Юноши и девушки становятся студентами в среднем в 16-18 лет, после поступления в колледж, техникум или высшее учебное заведение. Юноши и девушки считаются студентами 4-6лет до окончания учебного заведения. Но как это ни странно, все студенты по-разному относятся к образованию.

Целью данной работы является установление особенностей поведения и менталитета российских и американских студентов. Объектом моего исследования является положение студентов в США и России, предметом - влияние особенностей поведения и менталитета американских и российских студентов на их положение в обществе.

Я ставили перед собой задачи выявить и сравнить особенности поведения студентов США и России, объяснить причины, обуславливающие эти особенности и выяснить, как они влияют на положение студентов.

В ходе исследования я использовали специальную литературу, интернет,  знания, полученные на уроках английского языка, а так же общение с иностранными студентами.

 

 

 

 

 

Глава I. Отношение российского студента и студента – американца к системе образования в своей стране.

1.1 Причины различия менталитета американского и российского студента к системе образования

То, что наша система образования кардинально отличается от зарубежной, не для кого не секрет. Отличается всем: системой, преподавателями, учебным материалом и планом, спецификой преподавания в ВУЗах, вступительные экзамены и конечно же, сами студенты.

  Все это достаточно объяснимо: Россия долгое время была «безграмотной», в то время, как в Европе уже работали первые школы. А когда дворяне начали пользоваться услугами иностранных учителей, в других странах уже начали появляться первые ВУЗы. Таким образом, сегодняшняя наша система имеет прочную фундаментальную базу, в то время как прикладная европейская нацелена исключительно на карьеризм.1 Нет сомнений, что вектор развития высшего образования России подталкивается к англо-саксонской модели системы высшего образования, наиболее ярко реализованной в стране европейских переселенцев - США. В конце XX века США превратились в державу, во многом диктующую правила игры на рынке образовательных услуг. 
 Есть еще один нюанс: к примеру, в юридический ВУЗ студент-американец поступает после 22 лет, то есть в вполне осознанном и зрелом возрасте. Российские дети начинают учиться в университетах, в том числе и на юридическом факультете, совсем юными и несформировавшимися.

  Опыт показывает, что российские студенты выбирают свою будущую профессию, а также учебное заведение, исходя, в основном, из материального положения семьи, стоимости обучения и расположения учебного заведения: чем ближе к дому, тем лучше. Американские же студенты исходят из других соображений. Для них важно, чтобы профессия была интересной, и уехать от дома подальше.2 В США студенты активно пользуются кредитами и грантами для оплаты своей учебы (кредит они возвращают после обучения в ВУЗе). Американские студенты еще со «школьной скамьи» знают, что они хотят, как этого достичь (слово “how” часто используется в разговорной речи: «как это получить/достичь?” “как это работает и как заработать?”)3, и получают моральную и материальную поддержку. Что касается российских студентов, то тут дело обстоит сложнее: большинство не уверены, что выбрали специальность по душе, а другие уже знают заранее, что не будут работать по специальности.4

Исходя из политических и экономических соображений, то в России молодые специалисты не всегда находят работу по специальности или вообще остаются безработными. Американские студенты имеют больше шансов на успех, их больше ценят именно как молодых и уверенных в себе специалистов. Американские студенты высоко ценят себя, знают свои права. В случае ущемления своих прав, они не боятся их отстаивать в отличие от российских студентов. Американские студенты более подготовлены к жизни, так как начинают вести самостоятельную жизнь после 16 лет. Они привыкли не надеяться на чью-либо помощь, а рассчитывать на свои силы. Их отличают целеустремленность и стремление к серьезным вершинам. В России студенты, окончившие вузы менее самостоятельны и уверены в себе. Обладая большим объемом знаний, для достижения успеха им нередко не хватает твердости характера.   Также в США студенты всячески демонстрируют социальные и деловые инициативы, их к этому привлекает государство. Например, американец принимает участие в различных конференциях, в учебных судебных процессах, активно пишет статьи различной тематики. Американские вузы больше дают практики, чем теории, больше дают возможности проявить себя как личность, показать свой индивидуализм, чем в российских заведениях.5 И еще: американские студенты открыто демонстрирует при поступлении в вуз или перед работодателем свои вне учебные достижения (спортивные победы или какое-либо хобби), нашему же российскому студенту и в голову не придет указать свои спортивные заслуги или победы в каких-либо конкурсах. Но не все так плохо: в России подобные проекты уже начинают активно использоваться.6

Индивидуализм у американских студентов воспитывается со школы. Приведу пример, из записки наблюдателя: «Уроки по 90 минут без перерыва. Перерыв между уроками семь минут! Этого времени хватает только для того, чтобы перейти из одного класса в другой. Они даже не успевают сходить на перемене в туалет. Причина в том, чтобы дети как можно меньше находились наедине друг с другом без контроля учителя. Отчасти это связано с тем, что школа несет ответственность за учеников в то время, когда они в стенах школы. Администрация стремится избежать возможных инцидентов в виде драк и применения наркотиков. В результате американская школа целенаправленно взращивает индивидуалистов, так же как в свое время школа советская сознательно воспитывала коллективистов.»7 Особенности российской системы высшего образования во многом побуждают студентов тоже к коллективной деятельности, так как большинство курсов являются обязательными, не все из них в равной степени интересны для студентов. В то время, американские студенты, кроме обязательных курсов, имеют право выбирать дополнительные учебные дисциплины, которые ему интересны, тем самым развивая индивидуализм в академической группе. 8

 

1.2    Различия в поведении  американского и российского  студента в высшем учебном  заведении

1.2.1 Различия учебных программ в США и в России

 

Американская система университетского образования очень сильно отличается от нашей. Она создавалась в стране с культурой и традициями, отличающимися от наших, в других социально-экономических условиях. Для того, чтобы продемонстрировать контраст, рассмотрим пример на основе учебных программ.

Учебная программа МГУ:9

1.Соответствует основным требованиям, предъявляемым к программам российских  вузов.

2.Летом (чаще всего после окончания  школы) абитуриенты сдают вступительные  экзамены.

3. Студенты обучаются 5- 6 лет в зависимости от получаемой степени

4.Занятия проходят 6 дней в неделю  ( с понедельника до субботы) и занимают до 8 часов в день иногда. Каждая пара продолжается 2 академических часа.

5.В течение первых лет обучения  в основном изучаются общие  дисциплины, затем идут предметы  по специальности

6. Три вида учебных занятий : лекции, семинары, спецкурсы, практические занятия. Все курсы являются обязательными.

7. Для получения диплома необходимо  успешно освоить определённое  количество учебных дисциплин  и написать дипломную работу, связанную со специализацией.

8. Лекции читаются студентам  одного курса (одного года поступления) на протяжении всего курса  обучения.

 

Учебная программа Hamilton College:

1. Соответствует общим принцам  учебных программ для американских  гуманитарных колледжей

2.Для поступления требуется  заявление, ведомость, ведомость со  школьными оценками, список факультативных  занятий, рекомендательные письма, результаты, стандартного тестирования.

3. Студенты обучаются 4-6 лет в  зависимости от получаемой степени. При получении степени магистра, можно сократить срок обучения  на 1 год, увеличив объём изучаемых  дисциплин  за 1 семестр.10

4. Студенты сами выбирают учебный  план. Помимо профилирующей дисциплины  студент должен выполнить базовое  « требование распределения». За время обучения необходимо освоить 4-5 предметов в семестр. Каждый предмет длиться не менее 2,5 часов в неделю.

5. Студенты проводят на занятиях  приблизительно 10 часов в неделю.

 

Дополнительно хочу отметить, что дипломы с отличием имеются во многих университетах, но не во всех. Для получения диплома с отличием недостаточно хорошо учиться. Необходимо изучить некоторые курсы, которые специально объявляются как курсы для дипломов с отличием. Например, в университете Беркли для получения диплома с отличием по физике необходимо изучить курс теоретической физики примерно аспирантского уровня. Как известно, диплом с отличием в наших университетах выдается только на основе оценок по изученным курсам.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что различия в учебных программах сильно влияет на поведение и мировоззрение студентов в этих странах. В американских вузах нет устойчивых академических групп. Даже при изучении профилирующей дисциплины состав группы меняется. В российских вузах, обучаясь в одних и тех же группах на протяжении нескольких лет, студенты узнают интересы друг друга, и следовательно, распределяют «роли» в группе. Таким образом, они знают, к кому обратиться за помощью при возникновении различных проблем. Далее из примера вытекает следующее утверждение, что после двух лет обучения, студент-американец принимает окончательное решение, какую область знаний он будет изучать,  в отличие от российского студента, который к концу третьего курса может осознать, что он выбрал не ту профессию. Это может привести к потере интереса в данной области, получения плохих оценок и/или исключение из университета.11

 

1.2.2  Социальная и личностная активность

Ной

 В США американские вузы стремятся пополнить ряды своих студентов не только «ботаниками» и вундеркиндами. Они хотят, чтобы студенческая жизнь била ключом не только в аудиториях, но и за их пределами. Им нужны музыканты для оркестров, классически подготовленные балетные танцоры и танцовщицы для групп брейк-данса, а также студенты с опытом работы, которые могли бы возглавить группы во время внеклассных занятий. Всесторонне развитый студент, который увлекается художественным творчеством, спортом и помогает преподавателям и при этом имеет хорошую успеваемость, намного предпочтительнее того, кто все школьные годы не отрывался от учебников.

 

   Именно такая система приёма в вузы закладывает фундамент внеклассной жизни студента. Американские старшеклассники привыкли сочетать множество потребностей с множеством обязанностей и, естественно, сохраняют это умение в студенческие годы. Однако в вузе, как правило, резко увеличивается количество и круг внеклассных занятий. Отчасти это объясняется более гибким учебным расписанием, чем в российских вузах ( см. пример выше - учебный план МГУ и Hamilton College) которое позволяет заниматься внеклассными делами и днем, и вечером, а не только в послеобеденное время, как в школе.

К примеру, если вы строите свои планы на период после окончания вуза, вы можете вступить в клуб по интересам в определенной области. Если же вы намерены продолжить свое образование в области юриспруденции, вы можете вступить в Ассоциацию участников инсценированных судебных процессов и оттачивать свои навыки аргументации и анализа на различных конкурсах, проводимых ассоциацией по всей стране.12

В российских вузах тоже созданы условия для творчески одарённых студентов и имеют все возможности для их реализации. Проводятся различные концерты, выставки, театральные постановки, спортивные соревнования, социальные акции и т.д. Практика вовлечения студентов на добровольной основе в те или иные проекты только приходит  к нам в Россию.

Молодых американцев с самого раннего возраста вовлекают в различные благотворительные проекты, работу на добровольной основе, студенческие конкурсы. Это связано с особенностями американского общества, которое ожидает от своих сограждан проявления активной социальной позиции, а также с тем, что в большинстве компаний США уже разработана система объективных критериев, используемых при отборе выпускников, — студенты хорошо понимают, что работодатели ценят проявление личной и деловой инициативы за рамками университетской программы. Любопытно, что также принимаются во внимание личностные достижения, не связанные напрямую с учебой, — например, наличие спортивных разрядов, всевозможных хобби.

Российским же студентам и в голову не придет перечислять свои спортивные заслуги в резюме или при подачи заявлению в университет, а это может оказаться весомым аргументов в пользу зачисления в высшее учебное заведение или  приём на работу в американских вузах. А американский работодатель рассматривает в подобных достижениях проявление одаренной и всесторонне развитой личности. Поэтому я повторюсь ещё раз, что американские студенты более открыто демонстрируют достижения, более яростно движутся к своей цели, использую свой арсенал:  накопленный опыт, знания и спортивные достижения. У российских студентов, по моему мнению, данное качество заложено хуже, так как зависит ещё и от политических и экономических условий в стране и от самого общества в целом.

 

ф1.2.3  Отношения внутри коллектива и к преподавателю, отношение к учёбе

 

Основное отличие американских студентов — более прагматичный подход к приобретаемым знаниям и изначальное отношение к ним как к основе будущей карьеры. В России же многие студенты при всей своей одаренности и глубине воспринимают студенчество как период беспечности, когда всё обратимо — можно проспать, прогулять, не выучить, списать…

Российская система славится академизмом и хорошей фундаментальной базой, а американская — более прикладная и нацеливает студентов на будущую профессию. Как было сказано выше, студенты в США поступают в университет гораздо позже — в возрасте 22 лет и старше.

Соответственно, американские студенты более зрелые и серьезные. К тому же в большинстве своем они самостоятельно финансируют обучение и им, как правило, предстоит возвращение кредита после окончания учебы. Такое бремя ответственности сильно влияет на отношение к учебе и будущей работе. В России в большинстве случаев учёбу оплачивают родители. Но, тем не менее, российский студент более смел в своих изучениях и освоении новых пространств. У него на кону не стоит карьера, и на него ничего не давит со стороны, поэтому он может себе позволить жить, учиться и познавать ярко и открыто, наслаждаясь каждым мигом и часом, проведенном в высшем учебном заведении.13 Возьмём пример сдачи экзаменов в российском и американском университетах. Понятие о пересдаче в американских университетах нет. Курс придётся оплачивать  заново и тратить на него ещё один семестр. В российских вузах, человек, который провалил экзамен или сдал на «неуд» не остаётся на дополнительный год. У студента есть шанс пересдать экзамен. Некоторые перестают по сто раз.14

Информация о работе Особенности поведения и менталитета российских и американских студентов