Особенности поведения и менталитета российских и американских студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 20:37, реферат

Описание работы

Целью данной работы является установление особенностей поведения и менталитета российских и американских студентов. Объектом моего исследования является положение студентов в США и России, предметом - влияние особенностей поведения и менталитета американских и российских студентов на их положение в обществе.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 128.09 Кб (Скачать файл)

В то время как в России организация празднования дня рождения является обычно обязанностью именинника, что не предусматривает каких-либо сюрпризов, в Америке празднование дня рождения организуется родственниками или друзьями именинника, обычно устраивающими разнообразные сюрпризы.

Во время праздничного застолья в России предлагаются тосты, гости шутят и развлекаются сами. В США же основная ответственность за развлечение гостей ложится на хозяина.

Американцы в большинстве случаев поддерживают достаточно большую дистанцию общения - слишком короткая дистанция у американцев связывается с посягательством наличное пространство, агрессией или сексуальным домогательством.

Американская коммуникативная дистанция в целом больше, чем русская. Важно, что сокращение дистанции в американской коммуникативной культуре не свидетельствуете дружеском расположении, как в русской коммуникации.

Американцы намного больше улыбаются в общении, чем русские. В Америке улыбка является неотъемлемой частью разговора, при этом американцы улыбаются незнакомым людям в транспорте, на улице и в других местах. Улыбка в американском общении прежде всего выражает вежливость и доброжелательность, а также личное преуспевание; всех этих функций у русской улыбки нет, она более ситуативна и адресуется в первую очередь личным знакомым, демонстрирует личное положительное отношение к собеседнику. Улыбка в русском общении обычно не выражает благодарность, в то время как в американском общении такая функция у улыбки есть.

У русских считается неприличным класть ноги на мебель, сидеть на столе или на полу, сидеть, скрестив руки за головой. В общественных местах не принято, чтобы женщина сидела, скрестив ноги, а мужчина -подперев лодыжку коленом другой ноги. В американской коммуникативной культуре все это вполне допустимо.

Все приведенные примеры кратко систематизированы и представлены в Таблице 1.

Коммуникативные факторы

Русское коммуникативное поведение

Американское коммуникат ивн ое поведение

Контактность

высокая

высокая

Неформальность

приоритетна

желательна

Коммуникативная самоподача

сдержанная

агрессивная

Вежливость

пониженная

нормативная

Регулятивность

выраженная

не выражена

Конфликт но ст ь

повышенная

пониженная

Тематика общения

широкая

ограниченная

Ориентация на собеседника

слабо выраженная

выраженная

Коммуникативный самоконтроль

ослабленный

заметный

Коммуникативная реакция

эмоционально выраженная

эмоционально выраженная

Объем общения

повышенный

средний

Невербальное поведение

средняя активность

умеренная активность


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.  Жизненные цели российских и американских студентов в глобальной перспективе

 

“Ценностные ориентации - это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека”23, определяющий его взаимоотношения с другими людьми, преобразования личности, в том числе и по отношению к самой себе, являющий существо образа жизни индивида. В этом определении отмечается важнейшая роль ценностных ориентаций человека в качестве одного из регуляторов его поведения и деятельности.

В российском социуме влияние глобализации проявляется не только и не столько в модернизации экономики, сколько в формировании нового сознания и менталитета, ориентированного на принципы и идеалы глобального мира.

Качественные изменения в социокультурной среде оказывают глубокое влияние на формирование жизненных целей» стратегий всех слоев и социальных групп общества, особенно молодежи, в том числе и студенческой. В силу специфики данной возрастной группы, незавершенности се становления, деформация прежней системы жизненных ценностей» целей и возникновение новых затронули данную социальную группу в большей степени. В рамках понимания молодежи как важнейшего социального ресурса проблема ее самоопределения становится наиболее актуальной. Важно исследовать процесс трансформации жизненных целей и ценностей современной студенческой молодежи США и России, уточнив» в какой степени эти трансформации обусловлены влиянием американизации.

Было проведено исследование студентов крупных вузов России и США (Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, и Университет Денвера, США, г. Денвер).24

В каждом из университетов было опрошено примерно равное количество студентов: США - 115 чел., Россия - 111 чел.

Анализ ответов респондентов позволил выявить наиболее общие тенденции актуальных жизненных целей и ценностей молодежи в России и США. Рассмотрены более значимые ценности : первый вопрос, который был задан респондентам,  «Что такое молодость с Вашей точки зрения?» .На поставленный вопрос о задачах молодости в России 91% респондентов нашли себя в предложенных ответах, 28% американских студентов предложили свои варианты, среди которых такие, как: "Opportunity to prepare yourself for your future and have as much fun as possible".(Перевод: Возможность подготовить себя к будущему и получать максимум удовольствия от жизни.) «А lime to mature and understand the world (your entire life)».(Перевод: Время, чтобы развиваться и понять мир (всю жизнь). В целом в ответах респондентов четко проявилось возрастное отношение к жизни:

- во-первых, в восприятии молодости  как пространства для самоопределения 45% опрошенных в России и 28% в США отметили, что молодость - что «возможность реализации стремлений в настоящем»;

- во-вторых, в понимании ценности  молодости как «возможности жить  без забот» выбрали данный вариант 12% российских студентов и 28% американских.

Результаты опроса показали, что у подавляющего большинства молодежи как в России (78%), так и в США (70%) есть главная цель в жизни. Тем не менее у американской молодежи процент тех, кто признал ее отсутствие, а также затруднился с ответом о наличии главной цели в жизни, немного больше: 14% студентов в США (16% затруднились ответить) и 12% студентов в России (11% затруднились с ответом). На поставленный в открытой форме вопрос, в чем заключается эта главная цель, наиболее распространенными ответами в Америке, были: «I want to put myself in a situation where I will be happy for the rest of my life».

(Перевод: Я хочу поместить себя в такую ситуацию, где буду счастлив до конца жизни.)

«I want a job that I enjoy doing, I just don't know what yet». (Перевод: Я хочу работу, которая приносила бы удовольствие, просто еще не знаю, что именно это должно быть.)

По поводу особенностей жизненных целей студентов двух стран можно, можно заключить следующее.

Во-первых, российские студенты более консервативны: для них значима ориентация на семью, родителей. Во-вторых, в списке предпочтений у студентов, опрошенных в России, отсутствуют коллективистские 
ценности и ориентация на «дальний» коммуникативный круг (общественное признание, польза для общества, людей и т.п.). Выделенный акцент можно было предполагать: Россия переходит от одной - коллективистской - системы ценностей к другой — индивидуалистической. Молодые люди наиболее восприимчивы к сигналам перехода. Индивидуалистические ориентиры находят свое проявление по большей мере в достижительных стратегиях, где достижение доминирует над самореализацией. При этом молодые люди не проявили приверженности к гедонистическим целям, что объясняется стремлением найти свое место в исторически «открывающемся обществе». Молодежь США в своих ответах на поставленный в 
открытой форме вопрос о главной жизненной цели четко обозначила стремление к самореализации и самоменджменту. Среди ответов респондентов данной группы занимающихся встречаются следующие:

«I only know I love art and design and want to take my life in that direction*. (Перевод: Я только знаю, что люблю искусство и дизайн и хочу развивать свою жизнь в :»том направлении.)

"Realize ту goal to be established in a career that love, i.e. working in a museum*. (Перевод: Моя цель - построить карьеру в любимой сфере, т.е. работая в музее.)

Видно, что достижение социальной успешности строится молодыми американцами с ориентацией на собственную индивидуальность и представления, а не по сложившимся в обществе меркам социальной 
успешности.

В отличие от сверстников из России, американские студенты глубоко ориентированы не столько на помощь семье, сколько на общественное признание, помощь людям и обществу в целом, о чем свидетельству- 
ют их ответы:

«То provide as much help as I can through the practice of medicine to as many people as I сап». (Перевод: Предоставить максимум помощи в рамках медицинской практики максимальному количеству людей.)

«I want to improve ту country by working in politics, government or поп profit*. (Перевод: Я хочу сделать свою страну лучше, работая в политике, правительстве или некоммерческой организации.)

Ответы респондентов также далее свидетельствуют о том, что в молодежной среде США сохраняется традиционная временная перспектива в жизненном планировании. А именно: на обозримом «горизонте» (3-5 лет) их жизненных планов присутствует конкретная профессия и место работы: «Work with the government. On security issues, terrorism*. (Перевод: Работать на правительство. По секретным вопросам, проблеме терроризма.)

В анкетах были воссозданы именно планы, что свидетельствует о сохранении веры молодежи в будущее страны, в эффективность правительства в ситуации обшей неопределенности. Сравнительный анализ ответов студентов России отражает картину иных настроений. Респонденты представили нам не планы, а «открытые жизненные проекты»: «достичь карьеры, открыть свое дело, уехать жить за границу», «большой заработок, Lexus», «стать уважаемым, обеспеченным человеком», «сделать успешную карьеру», «найти хорошую работу и расти в профессиональном смысле».

Проекты предусматривают восприимчивость к сигналам из внешней среды и адаптацию.

  Постоянны наши российские респонденты в своем стремлении увеличить личностный адаптивный ресурс, способный помочь в достижении успеха. При этом молодые люди не склонны возлагать надежды на активность правительства в оптимизации ситуации в стране и не проявляют готовности принять участие в мерах» предпринимаемых правительством. Таким образом, и в этой части опроса российские студенты ориентированы на индивидуализацию сознания и поведения.

Нам было интересно сфокусировать внимание на ответах респондентов, где в качестве главной жизненной цели упоминается счастье.

Американские студенты: Я хочу поместить себя в такую ситуацию, 
где буду счастлив до конца жизни, Выйти замуж, иметь детей и быть счастливой, Быть счастливым и успешным, Моя главная цель быть счастливым независимо от того, что я делаю Счастье и удовлетворение. В согласии с целью сделать других лучше своим присутствием.

Российские студенты:

- Быть всегда счастливым(ой).

- Успех, личное счастье и счастье  близких.

Ориентация на увеличение человеческого счастья, стремление к нему, причинно воздействуя на другие стороны общественного развития (экономическую, политическую в том числе), дают гармонично развивающуюся систему. Ответы наших респондентов обнаружили различие в понимании ценности счастья как смысла жизни. В США из 63 ответивших на открытый вопрос о том, в чем заключается главная цель их жизни, 15 человек упомянули счастье; в России из 72 ответивших только 3 человека выделили счастье в качестве цели.

Вероятно, традиция «американской мечты» трудиться- и своим трудом заслужить себе достойную жизнь придает уверенности молодым американцам в справедливости достигаемого счастья. В современной России цель достижения счастья не представляется рациональной и прагматичной. Стремление к счастью вытесняется стремлением к успеху.

С помощью закрытого опроса исследователи попытались реконструировать иерархию ценностей российских н американских студентов (табл. 2).

 

Таблица 2

 

 

Распределение, полученное в результате обработки ответов респондентов, говорит о том, что лидирующие позиции в ранговой шкале студентов обеих стран занимают ценности частной жизни. Для российской молодежи это здоровье, семья, дети, любовь. Для молодых людей США здоровье, независимость, свобода и любовь.

К категории лидирующих ценностей в молодежной среде обеих стран относится ценность здоровья. Но опыт исследований, посвященных межкультурному анализу, позволяет раскрыть различия в понимании  
ценности здоровья в молодежной среде России и США.

В своей статье «Ценности российских и американских студентов: опыт межкультурных сопоставлений»

Д.В. Каширский пишет о том, что здоровье для американского студента приобретает смысл с точки зрения деятельностного подхода и находит свое выражение в посещении бассейна, стадиона, спортивной секции и пр.

Здоровье же для российского студента предстает как необходимый ресурс, объективно данная реальность, его необходимо сохранить, но свой истинный личностный смысл данная ценность приобретает в

 
момент ее потери.

Семья в равной степени важна для студентов как в России, так и в Америке. Однако результаты других исследований позволяют уточнить ситуацию: само понимание ценности семьи различается: для американцев это в большей степени близкие люди, достойные доверия, с которыми поддерживаются длительные отношения в течение жизни. Для россиян это прежде всего близкие родственники, готовые поддерживать эмоционально и финансово.

Анализ ответов респондентов также выявил, что ценность любви одинакова для российских (76% опрошенных в России) и американских студентов (70% опрошенных в США). Хотя смысл, который студенты вкладывают в понятие «любовь», разнится. Для россиян это, в первую очередь, «сказка, мечта, эйфория», для американцев — «дружеские отношения, возможность проводить время вместе» .

Ценность независимости, свободы является традиционной для американцев, всего 2% респондентов из опрошенных нами отрицали ее значимость. Удивили ответы россиян: 61% из опрошенных признали ценность свободы в качестве важной и 35% отметили вариант «скорее важна, чем не важна».

Информация о работе Особенности поведения и менталитета российских и американских студентов