Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 08:40, реферат
Первые цивилизации на Земле зародились на Востоке. «Древний Восток», как и многие другие историко-географические термины, - понятие до какой-то степени условное. Название это сохранилось с тех времён, когда страны, обозначаемые этим термином, либо составляли восточные области Римской империи (Египет, Сирия и др.), либо лежали к востоку от её границ (как-то Персия (в будущем Иран), Индия и, наконец, Китай).
Предпосылки к цивилизации на Востоке сложились примерно к VII тысячел етию до н. э. Первые классовые общества и ранние государства возникли в Египте и Шумере (IV тыс. до н. э.).
1.Вступление
2.Папирус Эберса
3.Папирус Смита
4.Заключение
5.Список использованной литературы
ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России
Кафедра Иностранных языков
РЕФЕРАТ
Тема: Письменные медицинские памятники цивилизаций Древнего Востока
Челябинск 2013 год
Оглавление
1.Вступление
2.Папирус Эберса
3.Папирус Смита
4.Заключение
5.Список использованной литературы
1.Введение
Первые цивилизации на Земле
зародились на Востоке. «Древний Восток»,
как и многие другие историко-географические
термины, - понятие до какой-то степени
условное. Название это сохранилось с
тех времён, когда страны, обозначаемые
этим термином, либо составляли восточные
области Римской империи (Египет, Сирия
и др.), либо лежали к востоку от её границ
(как-то Персия (в будущем Иран), Индия и,
наконец, Китай).
Предпосылки
к цивилизации на Востоке сложились примерно
к VII тысячел етию до н. э. Первые классовые
общества и ранние государства возникли
в Египте и Шумере (IV тыс. до н. э.). Еще в
V тыс. до н. э. в долинах крупнейших рек
Евразии появились племена, предки будущих
великих народов: в Индии на берегах Ганга,
в Китае в районах Желтой реки (Хуанхэ),
в Египте в дельте Нила, в Месопотамии
в долинах Тигра и Евфрата. Болотистые
места, образующиеся ежегодным разливом
огромных рек, постепенно превращаются
в ухоженные земли благодаря ирригационным
работам первых земледельцев нашей Земли.
Истоки языка врачевания теряются
в цивилизациях Древнего Востока. Создателями
древнейшей письменности в истории человечества
являлись египтяне и шумеры, жители Шумера
— страны, расположенной по нижнему течению
рек Тигра и Евфрата в Междуречье (Месопотамия).
Появление
письменности датируется для Египта концом
4-го тысячелетия до н. э., а для Шумера —
началом 3-го тысячелетия до н. э.
До нас дошло
10 египетских медицинских трактатов, написанных
иероглифами на папирусе. Наиболее ценные
из них два папируса 2-го тысячелетия до
н. э. (ок. 1550 г. до н. э.) — папирус Эберса
и папирус Смита. О назначении папируса
Эберса свидетельствует его название
— "Книга приготовления лекарств для
всех частей тела". Она содержит около
900 прописей для лечения органов пищеварения,
дыхательных путей, уха, горла, носа, ожогов
и кровотечения, глазных, кожных, паразитарных
и других болезней. Папирус Смита — это
лишь часть обширного трактата, наиболее
древнего из сохранившихся в истории медицины
текстов по хирургии — о строении человеческого
тела и оперативном лечении. В нем встречается
много специальных слов "детства"
новой науки. Некоторые из них, например
термин для головного мозга, были абсолютно
новыми и до того времени неизвестными.
На территории
Шумера и других древнейших государств
Месопотамии, Вавилона и Ассирии, унаследовавших
культурные достижения Шумера, археологи
нашли Десятки тысяч клинописных табличек,
в том числе и медицинского содержания.
Среди них имеются и такие, которые использовались
как своего рода учебные двуязычные терминологические
словарики. Так, ко второй половине 2-го
тысячелетия относится сборник, составленный
из более чем 30 табличек. В этом сборнике
по тематическому принципу, последовательно
"от головы до пят", подобраны названия
частей тела, органов, а также их функций.
Другие сборники — это комбинации табличек
по признакам болезней или по названиям
пораженных частей тела, они представляют
своего рода номенклатуру болезней.
Таким образом,
врачевание, медицинские знания достигли
в Египте, Шумере, а затем в Вавилонии и
Ассирии определенных успехов. Получила
развитие медицинская литература. С
уже имеющихся оригиналов переписывались
медицинские трактаты, учебные пособия,
словари. В библиотеках скапливались папирусы
или клинописные глиняные таблички с данными
из различных областей знаний, включая
медицину. Вавилонский царь Хаммурапи
(1792—1750 гг. до н.э.) в одном из своих законов
впервые выделил в качестве самостоятельной
профессию врача.
В настоящее время известно около 10 папирусных свитков с медицинскими текстами. Эти тексты, а также свидетельства историков и писателей древности, изображения на стенах гробниц и надгробных стелах дают нам представление о медицинских знаниях древних египтян. Поговорим подробнее о двух медицинских папирусах — папирусе Эберса и папирусе Смита.
2.Папирус Эберса
Медицинский папирус найден в одной из египетских гробниц. Это был рецепт-гигант, написанный 1500 лет до н. э. жрецами на папирусе длиной примерно в 21 метр. Немецкий египтолог Георг Эберс приобрел его в 1875 г. и затем опубликовал. Впоследствии этот перечень получил название «Папирус Эберса».
Самую обширную информацию дает большой медицинский папирус Эберса (XVI век до н.э), найденный в 1872 г. в Фивах. Склеенный из 108 листов папируса, он достигает в длину 20,5 м и называется «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». В тексте встречается множество ссылок на его божественное происхождение и упоминаний о других древних источниках медицинских знаний.
Исторические параллели:
Представление о том, что искусство врачевания было даровано людям богами, было свойственно многим культурам Древнего Востока. Именно поэтому медицинские школы создавались при храмах. Египтяне приписывали составление древнейших медицинских папирусов Имхотепу и Тоту, вавилоняне считали, что тайны искусства врачевания впервые поведал людям Оанн, человек-рыба, посланник бога Эа — обитателя вод. В Индии автором священных медицинских текстов считался Брахма (Брама), один из триады высших богов. Легенды и летописи рассказывали о том, что первые медицинские трактаты, открывающие секреты искусства врачевания, падали с неба, передавались мудрецам в форме священных (сакральных) текстов и ритуалов или были найдены в храмах во времена первых царей. Это часто затрудняет датировку древних, античных и средневековых медицинских текстов, дошедших до нашего времени.
Папирус Эберса содержит 900 прописей лекарств для лечения заболеваний органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла, носа, глаз, кожи. Заглавие каждого рецепта выделено красной краской, форма его, как правило, лаконична. Вначале стоит заголовок, например, «Средство для изгнания крови из раны», затем перечисляются составные части с указанием дозы, в конце дается предписание, например: «варить, смешать». В папирусах упоминается множество лекарственных растений. Среди них — знакомые нам лук и алоэ. Лук почитали как священное растение. Это было связано не только с его ценными лекарственными свойствами, но и с необычным строением: концентрические слои луковицы символизировали устройство вселенной. Сок алоэ египтяне использовали не только для лечения, но и для бальзамирования умерших. В античные времена этим соком лечили раны, ожоги и опухоли.
Применение тех или иных лекарств зависело от времени года. Например, одно лекарство для глаз рекомендовалось применять только зимой, другое — во всякое время года. При назначении лекарства учитывали и возраст больного. Так, взрослым в качестве мочегонного средства рекомендовали лекарство на основе зеленых фиг, а детям для той же цели рекомендовали делать припарки из папируса, пропитанного маслом. Если подростку давали лекарство в виде пилюли, то для маленького ребенка его растворяли в молоке. На полях медицинских папирусов постоянно встречаются пометки против некоторых лекарств: «это лекарство хорошее», «мне удавалось вылечить», «заметь это, так как это действительно хорошее средство». В состав лекарств входили растения (лук, мак, папирус, финики, гранат, алоэ, виноград), животные продукты (мед, молоко), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра).
Широко применялись в медицинских целях части тела и жир животных. Так, например, мазь для роста волос готовилась из следующих составных частей: сало газели, змеиный жир, жир крокодила, сало бегемота.
Один из разделов папируса Эберса посвящен косметическим средствам, В нем приводятся прописи для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей. Египетский врач был искусным в косметике, он должен был знать, как можно изменить цвет лица и цвет волос, сделать тело красивым.
В теоретической части папируса Эберса изложены представления о причинах болезней: естественных (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды и т.д.) и сверхъестественных (например, вселение злого духа умершего человека в тело больного), дано описание сердца, сосудов, многих органов и тканей. Перечислены основные методы обследования больного: осмотр, ощупывание и выслушивание
Папирус Эберса содержит одно из самых древних описаний ингаляции, которая рекомендовалась при лечении болезней груди и горла: «растереть растения Гем и Емем, поставить на огонь и поднимающийся пар втягивать через тростинку в течение дня.» А вот описание другого метода ингаляции: «возьми семь камней, накали их на огне; возьми один из них, наложи на него немного этого снадобья и заключи его в новый сосуд с пробитым дном, вставь тростинку в дыру, возьми тростинку в рот так, чтобы ты мог втягивать пар, и съешь потом чего-нибудь жирного, например, жирного мяса или масла».
Древнеегипетские хирурги пользовались разнообразными инструментами, в том числе каменными и металлическими ножами, ланцетами, пинцетами, бритвами и.т.д. Они делали такие сложные операции, как ампутации конечностей, трепанации черепа, операции на позвоночнике. Папирус Эберса упоминает об «открытии зрения в зрачках позади глаз», так называли операцию по удалению катаракты. Однако основные сведения по хирургии содержатся в папирусе Смита.
3.Папирус Смита.
Египтянам принадлежит один из самых древних из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела и хирургическом лечении (проведении операций), первое дошедшее до нас описание мозга. Эти сведения содержатся в папирусе Смита (XVI в. до н.э.). На ленте длиной 4,68 м запечатлена анатомия и хирургия древних египтян, описаны 48 случаев травматических повреждений черепа, мозга, шейных позвонков, грудной клетки и позвоночника и методы их исцеления. Лечение некоторых болезней было явно безнадежно, сведения о них имели для врачей только теоретическое значение. Среди такого рода сведений — древнейшее описание паралича верхних и нижних конечностей с потерей речи и слуха в результате травматического повреждения мозга. Много места занимает описание ран и травм, полученных в сражениях, вывихов и переломов. На кровоточащую свежую рану накладывали кусок сырого мяса, затем края ее сшивали при помощи игл и ниток. Гноящиеся раны присыпали хлебной или древесной плесенью.
Исторические параллели:
Изучение медицинских текстов Древнего Египта часто дает основание для интересных сопоставлений и разнообразных исторических параллелей. Приведем еще один пример, также связанный с работами современников и коллег А.Флеминга. Вот рецепт «лекарства от слепоты» из папируса Эберса: «возьми жидкость из глаз свиньи, одну долю сурьмы, одну долю окиси свинца, одну долю дикого меда, смешай все и приготовь порошок, который всыпай в ухо больного, после чего он выздоровеет тотчас». В качестве основного лекарственного средства здесь предложена «жидкость из глаз свиньи». Современные ученые нашли в слезной жидкости человека и животных различные вещества, содержащие биологические активные компоненты, однако целительное действие слез было известно уже в древности из эмпирических наблюдений.
Описания различных повреждений головы, шеи, груди, позвоночника изложены в форме «Наставлений», содержащих рекомендации по лечению этих травм: «Наставление относительно вывиха челюсти», «Наставление относительно перелома руки с зияющей раной». Для лечения переломов использовались шины из тростника и жесткие повязки, которые крепились с помощью бинтов. Эти повязки получали, опуская полотно в алебастр или специальные затвердевающие смолы. Кроме того, лаются советы по диагностике и лечению незаживающих язв. Их лечили прикладыванием различных растительных средств, жиров и минералов. Врачу рекомендовалось наблюдать за ходом заживления и изменять лечение, если понадобится. Раны и травмы подразделяются на излечимые, сомнительные и безнадежные. В зависимости от того, являлся ли случай сомнительным или безнадежным, врачу рекомендовалось принять одно из решений: «я буду его лечить», «я буду бороться», «я не буду его касаться». Вот пример таких рассуждений: «если ты пользуешь больного, у которого рана на виске, и эта рана зияет, то тогда ты должен исследовать его рану, если ты найдешь его височную кость неповрежденной, то ты должен сказать: эта рана на виске, и это страдание я буду лечить».
В папирусе Смита встречаются такие рекомендации для хирургов, которые звучат удивительно современно. «Когда перед тобой человек с поврежденной ключицей и ты увидишь, что она короче и стоит не так, как другая... скажи себе: вот болезнь, которую я стану лечить. И тогда ты должен уложить его навзничь, подложить нечто между лопатками и расправить ему плечи, чтобы сломанные кости стали на свое место. И ты должен сделать из ткани два жгута и связать ими руки сзади».
Подобным образом и в наше время хирурги лечат повреждение ключицы: отводят плечи назад и связывают сзади руки больного.
Наряду с рациональными средствами хирурги использовали заклинания. Особенно часто — при лечении серьезных ран и травм. Так, при лечении раны лба, размозжившей часть черепа, папирус Смита рекомендует произносить такие слова:
Изиды враг, который в ране,
Выходи дьявол, который в крови.
Соперник Гора по обе стороны рта Изиды.
Эта крепость не падет,
Нет врагов изнутри..
Я под защитой Изиды,
Мой спаситель — сын Осириса
Вот примеры рекомендаций медицинских папирусов по обследованию больного: «Если ты осматриваешь больного, страдающего желудком, и обнаружишь, что его желудок колеблется под твоими пальцами, как бурдюк, наполненный маслом... — положи свою руку на больного и ударь по ней...». «Посмотри на свои плечи, на свою грудь. Посмотри наверх, вниз. Если "больной не может это сделать, он страдает вывихом позвонков шеи...». Однако прежде всего обследование больного было направлено на изучение работы сердца.
Медицинские папирусы не содержат учения о пульсе в таком виде, как, например, оно было разработано позже в китайской, арабской и тибетской едицине. Однако начало этих представлений можно увидеть в папирусе Смита: «Обследование — это подобно подсчету некоторого количества... Измерение подобно подсчету ...делает возможным... применить подсчет в случае болезни человека, чтобы знать о работе сердца. А каналы или сосуды от сердца идут ко всем членам. Итак, если жрец богини Сохмет или любой другой врач положит свои руки или коснется пальцами головы, затылка, любой ноги, он измеряет работу сердца, потому что совместно с сердцем пульсирует каждый сосуд всех членов... понятие измерения вводится для того, чтобы знать, что произошло». Интересно отметить, что рассуждая о происхождении болезней в результате изменений сердца и кровеносных сосудов, авторы различных медицинских папирусов ссылаются на «Книгу сердца» — более древний источник, не дошедший до нашего времени.
Исторические параллели:
Информация о работе Письменные медицинские памятники цивилизаций Древнего Востока