Предмет этнологической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 18:05, лекция

Описание работы

Содержание этнологии (этнографии, народоведения) совсем не совпадает с теми обыденными представ¬лениями, которые совершенно неосновательно приписывают этой науке интерес лишь к экзотическим странам и народам, к архаическим проявлениям быта и социальной реальности, а также к малосущественным и далеким от запросов жизни элементам народной культуры.

Файлы: 1 файл

Lektsii.doc

— 843.50 Кб (Скачать файл)

В середине XIX в. Англия начала расширять колониальные владения из Индии на восгок и захватила Мьянму.

В науке существует точка зрения, что древнейшим населением Таиланда было население, говорившее на кхмерских языках. В последние века до нашей эры на территорию современного Таиланда начались миграции монголоидного населе­ния, говорившего на языках тайской (таи, лао) и других групп, постепенно ассимилировавшего древних местных жителей. Этническая история Лаоса исследована мало, достоверно известно лишь то, что предки современных лао и горных тайских народов стали продвигаться на его территорию во второй половине I тысячелетия до н.э. Миграции растянулись на длительное время. Самая крупная этническая группа страны - лао — консолидировалась к XIV в. К XIX в. относится переселение на территорию Лаоса некоторых групп мяо-яо и населения, говорившего на тибето-бирманских языках.

Значительные проблемы осгаются невыясненными в связи с древнейшими этапами этнической истории Вьетнама. Судя по антропологическим данным, в позднем палеолите на его севере обитало население южномонголоидного типа. Однако эта концепция еще нуждается в дальнейшем подтверждении. Большая же часть Вьетнама, как и соседних областей, была в глубокой древности заселена веддо-австралоидами, которые постепенно вытеснялись и ассимилировал монголоидами. шедшими с севера. Предки вьетов пришли на места расселения в I тысячелетии до н.э.

В первой половине III тысячелетия до н.э. началось переселение южных монголоидов с континента на острова Индонезии и Филиппин. По языку они принадлежали к австронезийской (или малайско-полинезийской) семье. Эти миграции продолжались длительное время и завершились к рубежу нашей эры. В результате сложились разнообразные этнические группы и распространили малайские языки. Первые монголоиды-переселенцы интенсивно смешивались с местным населением. Потомками этой  волны переселения стали батаки,  некоторые группы даяков.

Следующие, более поздние волны переселенцев-монголоидов сложились в этнические группы, в антропологическом тине которых вовсе не заметно влияния древнего компонента. В их числе можно назвать яванцев, в Малайзии - малайцев. В первых веках нашей эры на Яву и в западную часть Суматры совершилая миграция из Южной Азии, имевшая не столько антропологические, сколько культурные последствия.

Древнейшее население Филиппин было, как предполагается, преимущест­венно австралоидным по антропологическому тину. Примерно в то же время,  что и в Индонезию, во II-Iтысячелетиях до н.э. на острова Филиппин начались крупные миграции монголоидов, выходцев с Азиатского континента. австронезийцсв по языку. Частично они смешались с аборигенным населением.

Республика Мьянма. На языках тибето бирманской группы сино-тибетской семьи говорят мьянма (бирманцы), составляющие 3/4 населения государства, карены, кая, нага, на языке особой группы той же семьи - качины. На языке тайской группы семьи кадаи говорят шан. К народам мон-кхмерской группы австроазиатской семьи относятся моны, паланг, ва .Королевство Таиланд  населяют сиамцы (кхонтаи), лао, лы, фуан и другие народы, говорящие на языках тайской группы семьи кадаи; австроазиатская семья представлена мон-кхмерской группой (мои, кхмеры, горные кхмеры, кхму и др.); к сино-тибетской языковой семье относятся китайцы, а также карены, лису и другие (тибето-бирманская группа). Кроме того, в Таиланде обитают народы языковой группы мяо-яо. В Лаосской Народно-Демократической Республике преобладают представители тайской группы семьи кадаи: лао, горные таи (тхай, лы и др.); мон-кхмерской группы австроазиатской семьи: кхму, цутенг, горные кхмеры (суй, ктанг и др.) и т.д.; сино-тибетской семьи: китайцы и семьи мяо-яо.

Сложен этнический состав Социалистической Республики Вьетнам: мон—кхмерской группы, к которой относятся вьеты, или кинь, составляющие  населения страны. К той же языковой группе относятся близкие к вьетнамцам сравнительно немногочисленные мыонг и тхо, обитающие на севере Вьетнама, а также кхмеры, горные кхмеры Несколько народов Вьетнама, обитающих в обширных предгорных областях Северного Вьетнама, говорят на языках тайской группы семьи кадаи. Это тай, нунг, тхай. Проживают во Вьетнаме также представители китайской языковой группы сино-тибетской семьи - китайцы (хоа), а также народы тибето—бирманской группы той же семьи - народы шанзиу, хани и др.; западноавстронсзийской группы австронезийской семьи - народы чам (тям), зярай, эдс и др.; семьи мяо-яо: мео (мяо) и зао (яо).

Однороднее этнический состав Камбоджи Свыше 3/4 ее населения составляют представители мон-кхмерской грунт австроазиатской семьи - кхмеры. К этой же группе относятся горные кхмеры. Кроме того – тайские народы и представители сино-тибетской семьи.

Конституционная монархия Федерации Малайзия многонациональна по этническому составу. Большая часть населения говоре языках занадноавстронезийскои группы австронезийской семьи: это малайцы, а также яванцы, банджа джакун и др. Кроме того, там обитают представители австроазиатской семьи: сенои и семанги. Довольно велико число китайцев  и индийцев.

На тысячах островов Республики Индонезии  проживает множество крупных малых народов, большая часть которых говорит на австронезийских языках. Однако они не образуют единого этнического целого и распадаются на многие народы и племена, говорящие на близких языках. Государственным язык республики является бахаса индонесиа, образованный из ряда малайских диалект» однако им владеет далеко не все население государства.

2. В Юго-Восточной Азии существует наибольшее о мире разнообразие хозяйственно-культурных типов: от современных аграрно-промышленных до наибо­лее примитивных, основанных на присваивающих отраслях хозяйственной деятельности.

В болотистых местностях и труднодоступных областях население занимается охотой, рыболовством, собирательством.  Широко в прошлом был распространен ХКТ ручных земледельцев, обрабывающих поля на выжженных участках леса (подсечно-огневой тип) без применения искусственного орошения, сочетавших обработку земли с охотой и  рыболовством, собирательством. В наше время значительное их число пешло к более прогрессивным видам хозяйства: орошаемому и даже плужному земледелию. Подавляющее число населения Юго-Восточной Азии относится к ХКТ плужного и мотыжного ирригационного земледелия. С каждым десятилетием все большее число населения оказывается втянутым в современные процессы промышленного развития.

Этнология не знает более первобытного ХКТ, чем бродячая охота и собирательство. Представители этого типа хозяйства заселяют наиболее географически изолированные гористые и болотистые области островов и Индокитая, где они мало или совсем еще не подвергались влиянию более развитых соседей.

К более высокому ХКТ (или его подтипу) относится также распространенное мотыжное земледелие с искусственным орошением. В качестве примера можно назвать племена нага, обитающие ни границах Бирмы и Индии. Они возделывают террасные поля на склонах гор и холмов.. Основная культура у мотыжных земле­дельцев - рис. Ручным орошаемым земледелием занимаются также часть даяков, горных кхмеров, горных таи, горных батаков Суматры, ифугао и другие народы на Филиппинах, некоторые группы папуасов Западного Ириана.У ручных земледельцев самое широкое распространение имеют различные домашние производства.

В различных регионах Юго-Восточной Ачии существуют значительные различия в структуре сельского хозяйства, но основное внимание уделяется продовольственным и техническим культурам Почти повсеместно главная продовольственная культура - орошаемый рис, и только в отдельных засушливых горных местностях его  занимает кукуруза или суходольный рис. Особое значение имеют бобовые, масличные, клубневые, плантационные продовольственные культуры: бананы, ананасы, кокос, мандарины, манго. Плужное земледелие ведется, как правило, в орошаемой форме. Поля располагаются в долинах или на террасах по склонам ход куда проводятся из источников оросительные системы. Сооружаются оросительные каналы, отводится излишняя дождевая вода. В отдельных горных местностях плужное земледелие ведется в неорошаемой форме: сеют суходольный рис и кукурузу.Земледельцы разводят, как правило, тягловый рабочий и молочный скот, на Индокитайском полуострове и в некоторых местностях Мьянмы культивируют чайный куст, кофейное дерево, сахарный тростник, кокосовые пальмы, бананы. Во Вьетнаме, как по всей Юго-Восточной Азии, наиболее важными продовольственными культурами являются рис и кукуруза.  Немаловажной отраслью хозяйства плужных земледельцев является ремесло, имеющее древние традиции. Ремесленники и зготовляют орудия труда. предметы быта, керамику. Ко всем мире знамениты батиковые ткани, изготовля­емые яванцами. малайцами и некоторыми другими народами на основе сложной технологи вощения.

Развитые плужные земледельцы исполыуют теперь по большей части орудия труда соременного вида и, за исключением простейшего крестьянского инвентаря, фабричного производства. Традиционные сельскохозяйственные орудия имеют у разных народов известные черты сходства. Повсеместно распространенный плуг без отвала или плуг с отвалом, «вертикальная» борона. В качестве тягловой силы используютс буйволы. Убирают урожай ножами и серпами. У ручных земледельцев орудия в значительной мере собственного производ­ства, хотя некоторые предметы покупные, заводского изготовления. Нередко орудия труда покупаются у местных ремесленников. В целом преобладают орудия  традиционного вида. Широко еще используются простейшие палки, изготовляемые из твердых пород дерева с и обожженным концом, которыми при посеве делаются в почве ямки.

Земледельческое население устраивает поселения чаще всего по берегам рек и озер, на морском побережье, где располагается и большая часть городов земледельцев прибрежных областей встречаются поселения рядового плана одной или нескольких улиц. В глубине Индокитая и островов преобладают поселения кучевого плана, Постоянные обитатели побережий рек и нередко проводят всю жизнь на воде, где они устраивают плавучие поселки. Горные племена, как правило, яа небольших поселениях, кучевых в плане и сильно укрепленных. Жилища преобладают двух типов: свайные и наземные.. В древности свайные постройки были обычным явлением, но со времен ряда народов, например у яванцев, были вытеснены наземными. Крыша - двускатная. В Малайзии и на островах Юго-Восточной Азии распространена так называемая седловидная крыша. В качестве традиционного материала для кровли используются пальмовые листья. Для Вьетнама типичны наземные каркасные жилища с кирпично-глинобитным земляным заполнением стен. Они разгораживаются легкими перегородками. образуя два-три помещения. Хозяйственные постройки возводя  во дворе. Усадьба огораживается колючей живой изгородью. В деревенских поселениях Мьянмы, Таиланда, Лаоса, Западной Малайзии традиционное жилище сооружается на сваях из дерева, бамбука, пальмовых листьев.

Внутреннее убранство сельских домов в странах Юго-Восточной Азии о очень просто и похоже у разных народов. На полах стелют циновки, на ко сидят, едят, спят. Украшением жилых помещений служат развешанные по ( оружие, художественно выполненные предметы быта, утварь. В городах, в кварталах, где живет зажиточное население, интерьер напоминает европейский с некоторыми национальными дополнениями в виде вышивок, ковриков, ( развешиваемого по стенам.

Одежда народов Юго-Восточной Азии чрезвычайно разнообразна, этнические традиции особенно сильно проявляются в ее отделке, однако по покрою имеет много общего. Старинная традиционная одежда была  несшивной. В новейшее время она все более вытесняется сшивной, часто покупной одеждой.

Традиционная мужская вьетнамская одежда состояла из набедренной повязки и широких штанов и короткой куртки или халата. Головным убором служит плетеная конусовидная шляпа. Традиционный женский костюм включал распашную кофту, длинные, до щиколотки штаны, в холодное время  дополнялся стеганой курткой или халатом. На голове носили плет широкополые шляпы. Мужской и женской обувью служили сандалии. В кос присутствовала традиционная цветовая гамма с преобладанием белого и чер цветов

Лао мужчины ходят в широких коротких штанах, куртке, сандалиях. Для женщин обычна несшивная одежда, состоящая из куска ткани, обернутого вокруг тела от подмышек до колен, опоясанная шарфом

Традиции ношения национальной одежды сохраняются у народов Мьянм Мужской костюм состоит из широкого прямоугольного куска ткани, которь обертывают вокруг бедер и носят как юбку, а также рубашки или куртки. Ег дополняют шляпа и сандалии. Женский костюм такой же, как у мужчин, но  покрой шире. В настоящее время получили распространение покупные ткани, и костюм дополняется иногда европейского покроя рубашками. кофтами, шортами.

3. В соответствии с большим разнообразием общественных отношений в Юго-Восточпой Азии до нашего времени, при господстве семьи классового общества еще есть пароды, у которых можно встретить наиболее примитивные виды парной семьи.

На семейно-брачные отношения сильнейшее влияние оказывают религиозные обычаи: в Индокитае - буддийские, в Малайзии и Индонезии - мусульманские, на Филиппинах - христианские. У представителей ХКТ ручного земледелия и бродячих охотников и собирателей семья еще сохраняет архаический облик и представлена различными видами парной семьи.

Духовная культура и творчество народов Юго-Восточнои Азии исключитено богаты и разнообразны, имеют чрезвычайно давние и прочные традиции. Богато представлен фольклор и Таиланде. Популярностью в народе пользуются разные виды театральных представлении: театр жестов, кукол, маскированных актеров. Во всем мире знамениты бирманский и кхмерский балет, возникший и получивший профессиональное завершение па основе народных традиций. Широко популярен у народов этих стран театр, в котором исполняются песни по мотивам местных и индийских мифологических и фольклорных произведений. Издавна в Индонезии огромной любовью у народа пользовались представления театра теней ваянг-пурво, в котором исполняются пьесы героического содержания на основе местного и индийского фольклора и мифологии. Такие представления в сельских местпостях в праздничные дни иногда продолжались по нескольку дней с перерывами на сон и еду. Столь же популярен театр марионеток и костюмированных актеров. Большую известность имеют ганские национальные оркестры «гамелан», состоящие из десяткон и сотен удар­ных инструментов.

Информация о работе Предмет этнологической науки