Предмет этнологической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 18:05, лекция

Описание работы

Содержание этнологии (этнографии, народоведения) совсем не совпадает с теми обыденными представ¬лениями, которые совершенно неосновательно приписывают этой науке интерес лишь к экзотическим странам и народам, к архаическим проявлениям быта и социальной реальности, а также к малосущественным и далеким от запросов жизни элементам народной культуры.

Файлы: 1 файл

Lektsii.doc

— 843.50 Кб (Скачать файл)

3. У многих народов Восточной Азии вплоть до недавнего времени сохранялись пережиточные формы клановой (патронимической) организации, накладывающей отпечаток на многие стороны общественного сознания и семейного быта.У китайцев патрилинейная группа родственных семей, поддерживающих определенное общественное, идеологическое и отчасти также и хозяйственное. Браки внутри такой группы семей были запрещены. В условиях сохранения патриархальных и феодальных пережитков в деревне предписываемая традицией взаимопомощь членов клана маскировала отношения имущественного неравенства и эксплуатации. Традицией клановая организация послужила основой объединения китайцев-эмигрантов (хуацао) в условиях чуждой для них среды обитания. Во всех странах, где сейчас есть более или менее значительные общины хуацяо повсеместно существуют корпоративные обьединения однофамильцев. Сходные с китайскими есть также у корейцев.

Особенности социальной организации в известной мере находят свое отражение в специфике систем личных имен. Внешним признаком принадлежности к определенной группе родственных групп (клану) у народов Восточной Азии чаще всего является общее клановое имя. Исторически оно восходит к имени или прозвищу первопредка, иногда к названию первоначального поселения клана.

Многие черты культуры народов Восточной Азии сформировались под воздействием тех или иных религиозных представлений. Хотя ни одна из мировых религий не возникла на территории данного региона, большинство из них в той или иной мере получило распространение у восточноазиатских народов. В меньшей мере это касается христианства. Наибольшее воздействие на культуру народов Восточной Азии оказал буд­дизм. Наибольшее историческое значение имела среди них школа «чань» («дзен» - япон.). У монголов и тибетцев господствующей религией стал буддизм-ламаизм.Особенностью религиозных систем, сложившихся у большинства народов Восточной Азии, был их глубокий синкретизм. Пришлые религии впитали в себя различные традиционные местные верования.

Богатая мифология народов Восточной Азии типологически может быть поделена на несколько отдельных циклов, причем выявление совпадающих иных вариантов мифа, существующих у разных народов, нередко может быть указанием на древние генетические или ареальные связи. Одним из важнейших является цикл космогонических мифов, повествующих о трансформации первоначального хаоса и появлении из него земли, неба и человеческих существ, созданных богиней Нюйва (китайцы), Аматерасу (японцы) .

Самостоятельный цикл составляют этногонические мифы, в которых отражаются древние тотемистические представления. Эпос занимает важное место в фольклоре китайцев (цикл «Троецарствие»), ицзу («Ашма») и других народов Восточной Азии. Особенностью, китайского героического эпоса является своеобразное переплетение устных и книжных версий. Высоким уровнем художественных достоинств отличается народная поэзия, наиболее древние образцы которой представлены в антологиях «Шицзин» и «Юэфу» (Китай), «Кокинсю» (Япония). У многих восточноазиатских народов поэтическое творчество по-прежнему неотделимо от музыки; это органическое единство до сих пор  характерно для мяо -яо (любовная лирика).

Одной из важных особенностей духовной культуры народов Восточной и Азии является существование у них длительной письменной традиции. Древней системой письма в этом регионе была древнекитайская иероглифика,  начала II тысячелетия до н.э. и непрерывно развивающаяся вплоть до наст. времени.

Лекция  9. Народы  Африки. Часть1.

План:

1.     Народы Северной Африки

2.     Народы Восточной Африки

 

1. Африка - это одна пятая часть суши нашей планеты. Площадь материка с относящимися к нему островами - 30,3 млн кв. км.  Многие исследователи считают, что Африка была «колыбелью человечества», и там начался длительный процесс антропогенеза..                                            

Судя по археологическим данным, Африка была с древнейших времен населена человеком современного вида, начиная с эпохи раннего палеолита. При этом палеоантропологический материал свидетельствует о местном, автохтонном происхождении всех африканских антропологических типов.

В настоящее время принято выделять на этнической карте Африки не более 500 народов, представляющие собою более или менее крупные этносы, нередко включающие родственные племена и этнические группы.                                        

Сложна и еще далека от решения географическая и этническая классификация Африки. Последнее время наметилась устойчивая тенденция деления частей Африки на географическо-этнографические области: Северную, Восточную, Центральную,Западную и Южную. Известные науке особенности исторического пути развития Африки позволяют, хотя в известной мере условно, выделить как самостоятельные части также: Северную, Северо-Восточную и огромные пространства «Черной Африки» южнее , Сахары.

Большинство населения Магриба принадлежит к средиземноморской ветви европеоидной расы. На самом юге региона и в оазисах Сахары живут негроидные народы и харатины - потомки негров-рабов. Народы Магриба говорят на языках афроазийской семьи. На языках бербер­ской группы говорят кабилы, шильх, туареги, большинство населения этих стран говорят на арабском языке.

В Магрибе выделяются несколько географических зон - прибрежные области с мягким субтропическим климатом (на севере и западе); горные районы и долины;полупустыни и пустыни на юге. На севере и западе прибрежные жители занимаются рыбной ловлей. Земледельцы здесь сеют зерно­вые (ячмень, твердые пшеницы, кукурузу); возделывают виноград, ранние овощи, фрукты; выращивают табак и цитрусовые. Разводят и крупный рогатый скот, окрещенный с зебу. Жители гор - оседлые землепашцы или отгонно-пастбищные скотоводы.  Небольшие искусственно орошаемые поля располагаются на террасах, расположен­ных ярусами на склонах гор. Выращивают зерновые: зимой - овес, летом - кукурузу, овощи и фрукты. Животноводство, в частности овцеводство, - отгонное, связанное с вертикальной зональностью. Пастбищные земли — общее владение полупустынях, земледельческое население сосредоточено-шить в оазисах, вдоль вади или вокруг колодцев. Жители их занимаются выращи­ванием поливных культур. Главная из них - финиковая пальма, древесина и листья которой используются для построек, а плоды служат основой питания жителе пустынь. Выращиваются также фрукты (инжир, гранаты, персики, виноград зерновые (ячмень, кукуруза, твердая пшеница), овощи.Большинство населения н этих краях - кочевники. Это мавры, туареги,берберские и арабские племена- Они занимаются верблюдоводством, разведение овец и коз.

Сельские ремесленники занимаются ткачеством, гончарством, обработкой кожи и металла. Ткачи изготавливают шерстяные ткани, занимаются ковроделием, выделывая переметные сумы, покрытия для шатров, ковры. Гончары знают и гон­чарный круг, и технику налепом. Далеко известны ножи и мечи туарегов, удиви­тельной красоты деревянные седла для верблюдов: с высокой лукой, украшенные яркой росписью и инкрустацией серебряной и медной проволокой. В городах я поселках развито столярное мастерство (в том числе изготовление сундуков и шкатулок с резьбой и инкрустацией); чеканка, гравировка по меди, ювелирное мастерство.

Пища африканских народов имеет некоторые общие особенности. Ее важная часть — каши и лепешки (просяные, пшеничные, кукурузные); растительный белок дают бобы, горох, арахис; животный белок - рыба (особенно вяленая), мясо (птица, козлятина, баранина, дичь, значительно реже - говядина или верблюжатина). В ка­честве жиров используются растительные масла — пальмовое, арахисовое, оливко­вое; у скотоводов-кочевников - бараний жир. Широко употребляются овощи и фрукты, особое место занимают финики. Ферментации подвергают только молоко, приготовляют творог и разные виды кислого молока. Самое распространенное блюдо - «кускус» — шарики из рисовой или пшеничной каши. которые едят с остры­ми соусами и приправами..Мясо едят редко.  Основной напиток  - вода. алкогольные - просяное или ячменное пиво и пальмовое вино. Лишь на самом севере занимаются виноградарством и виноделием. По всей Африке тради­ционно двухразовое питание - утром и после захода солнца.

Жилища народов Северной Африки разнообразны. Города, как правило, сохраняют деление на две части: арабскую (медина) и европейскую. В сельской местности различаются жилища горцев, земледельческих и скотоводческих народов. Горцы, занимающиеся отгонным скотоводством, обычно имеют два вида поселений: постоянное - укрепленная деревня с четырьмя башнями по углам и временное - группа палаток (дуар) или легкое жилище на горных пастбищах (азиб).. Местами сохраняется старинное жилище «гурби» - хижина, крытая тростником или соломой со стенами из дерева, камня или глины, смешанной с соломой. Более рас­пространены дома так называемого арабского тина - глинобитные четырехуголь­ные. чаще всего одноэтажные, с плоскими кровлями

Жилища кочевников - легко переносимая палатка или шатер. Большинство жителей Северной Африки носит одежду общеарабского типа это длинная белая рубаха («джеллаба»), теплый, чаще темный бурнус поверх нее тюрбан. Купцы в городах носят феску. Обувь - туфли без задников. Непременная принадлежность мужского костюма – сумка на красных плетеных шнурах и обоюдоострый загнутый вверх кинжал. Женщины носят легкие шаровары, длинные платья из белой, розовой, бледно-зеленой ткани. Горожанки закрывали лицо особым покрывалом («чаршаф»), иногда из разноцветно- прозрачной материи. Сельские жительницы ходят с открытыми лицами. В города преобладает костюм европейского типа.

Оригинальна одежда туарегов. Мужской костюм состоит из широких шаровар длинной до икры. очень широкой «гандуры» (четырехугольного куска ткани) сложенного и сшитого по бокам: покрывала которым закутывал голову и закрывали лицо, оставляя только глаза.

До сих пор своеобразие социальной организации сохраняют туареги. В обществе женщины пользуются большим уважением, самостоятельностью и влиянием. Они имеют право собственности и наследования, право выбора мужа.

В религиозном отношении население Северной Африки довольно однородно. Мусульмане составляют подавляющее большинство (например, в Алжире - 90%, Тунисе и Мавритании - более 99%).. Все они сунниты маликитского или ханифитского мазхабов. Христиане составляют ничтожную часть населения. Практически это только европейцы, которые уезжают из этих стран.  Богатая культура народов Магриба продолжает старые традиции. Арабская литература дополняется новой литературой на кабильском языке. Слияние местных и арабских традиций породило особый архитектурный стиль, отличающийся пыш­ным орнаментальным убранством: резьбой по дереву и стуку, мозаикой из керами­ческих плиток, узорной кладкой из цветного камня, витражами, арабесками - изре­чениями из Корана, выполненными различными каллиграфическими стилями.

Восточная часть Северной Африки представляет своеобразную область вследствие того, что Нил, вдоль которого в основном обитают народы этого регио­на, создает особые природные условия, определяющие здесь облик хозяйства, куль­туры и истории населения.

Египет со времен колониального периода, благодаря необычайно подходящим природным условиям, стал поставщиком монокультуры - хлопка, особого шелковистого тонковолокнистого сорта.

Скотоводство из-за отсутствия пастбищных территорий не получило здесь развития. Местное стойловое скотоводство обеспечивает лишь нужды в рабочем скоте (быки, буйволы, ослы). С древнейших времен в долине Нила сформировал ХКТ орошаемого плужного земледелия. Сегодня в земледелии Египта применяет и современная технология, но она распространена только в отдельных местах небольших масштабов.

Население занимается также рыболовством на Ниле. Широко представлены высокоразвитые ремесла: ткачество, кузнечество, обработка металлов, ювелирное искусство. Распространены производство обуви, одежды, ковров и пр. Феллахи изготовляют домашнюю утварь из глины: женщины вручную, мужчины -гончарном круге. Широко развито искусство плетения из соломы, из листьев финиковой пальмы. Традиционное ткачество все более вытесняется дешевыми фабричными изделиями.

Дома основного населения - четырехугольные в плане, одноэтажньк плоской крышей. Материал - сырцовый кирпич, белая глина, известняк. Пол зем яной, устилается циновками.

2. В Восточной Африке обитает население Бурунди, Джибути, Замбии, Зимбабве, Кении, Коморских островов , Маврикия , Мадагаскара , Малави, Мозамбика, Реюньона , Руанды, Сейшельских островов , Сомали, Танзании, Уганды, Эфиопии.

Население северной половины региона принадлежит к эфиопской расе, зани­мающей промежуточное положение между негроидами и европеоидами. Большая часть населения юга Восточной Африки относится к негроидной расе, еще южнее обитает население, относящееся к бушменскому типу. Местами в зону тро­пического леса вкраплены группы представителей пигмейской (негрильской) расы.

Согласно принятой в науке этнолингвистической классификации население северо-восточной области региона входит в афразийскую (семито-хамитскую) семью народов и языков; население восточной части, вклиниваясь узкой полосой в Кению и Танзанию, состоит из народов нило-сахарской семьи. В экваториальных областях и далее к югу живут народы подгруппы бенуэ-конго группы нигер-конго нигеро-кордофанской семьи, известные в литературе как народы банту. Шире всего в регионе распространен язык суахили. Во всех странах проживают также выходцы из Европы, Ближнего Востока и Азии. Население Мадагаскара - малагасийцы, их язык относится к австропезийской семье языков.

Основными традиционными занятиями населения Восточной Африки были и остаются земледелие и скотоводство. Подсобное значение имеют местами рыбо­ловство, охота, собирательство. В традиционном земледелии широко представлены зерновые, тропические и субтропические культуры. Земледельческий ХКТ произ­водящего хозяйства уже в древности складывался главным образом как мотыжное земледелие в подсечно-огневой и переложной формах. Плуг издавна был известен населению Эфиопии, а век назад был заимствован южными сомали (саб). Только в  Эфиопии крупный рогатый скот и верблюды использовались как тягловая сила.. Эта страна считается одним из древнейших центров земледельческой куль­туры и родиной ряда злаковых (твердые безостые пшеницы, черный ячмень ) и кофе. Здесь и теперь выращивают хлебные злаки тефф, дурру, дагуссу, бобовые, ячмень, пшеницу, хлопок. Кофе собирают как дикорастущий, так и с плантаций кофейного дерева. Чем дальше к югу, тем шире используются мотыга и палка-коналка с каменным круглым утяжелителем на конце На юге Эфиопии - террасовая технология земледелия.

Земледелие сочетается с отгонным скотоводством разной степени интен­сивности. Придомное стойловое содержание скота с заготовкой кормов и под­кормкой ведется только в отдельных местах Эфиопии, в области озер и островов на озерах. Со времен колонального времени этот вид скотоводства широко распрост­ранен на европейских формах.

Информация о работе Предмет этнологической науки