Предмет этнологической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 18:05, лекция

Описание работы

Содержание этнологии (этнографии, народоведения) совсем не совпадает с теми обыденными представ¬лениями, которые совершенно неосновательно приписывают этой науке интерес лишь к экзотическим странам и народам, к архаическим проявлениям быта и социальной реальности, а также к малосущественным и далеким от запросов жизни элементам народной культуры.

Файлы: 1 файл

Lektsii.doc

— 843.50 Кб (Скачать файл)

Но уже в начале ХХ в.  ремесленные и домашние производства стали приходить в упадок, выстесняем фабричными изделиями. Снизилось качество ковров, которые стали к тому выделываться с учетом вкусов европейских и американских покупателей.

Несмотря на быстрый в последние десятилетия рост городов и городской населения, основная часть обитателей Передней Азии продолжает жить в сельских местностях. Старинные города имеют но планировке и общему облику много общего. Их центр составляет площадь, где располагаются культовые и общественные сооружения, сосредоточены торговые помещения и склады, восточные базары. В прилегающих кварталах находятся дома зажиточных горожан, знати, чиновников. Чем дальше от центра, тем улочки становятся все боле извилистыми и узкими, особенно в кварталах ремесленников и бедноты, расположенных на окраинах. Некогда города окружались мощными оборонительными сооружениями, их развалины привлекают в наши дни многочисленных туристов.В  последние десятилетия в облике городов произошли существенные изменена Появились широкие прямые улицы, рассчитанные на автомобильное движение, по сторонам которых тянутся современные роскошные жилые многоэтажные дом банки, магазины, конторы, к примеру, в столице Объединенных Арабских Эм ратов Абу-Даби, а также во многих других. Но окраины и этих современнь городов сохраняют традиционный восточный облик.

Сельские поселения значительно различаются в зависимости от местньых традиций и географических условий. На Аравийском полуострове они располагаются на равнинах и в горах, в Иране, главным образом, на плоскогорьях,  предгорьях, в долинах рек, в Турции тяготеют к морскому побережью и тянутся по долинам, в Афганистане сосредоточиваются в котловинах и горных долинах. Равнинные поселения обычно крупные, в плане кучевые, с беспорядочной застройкой кварталов. Более правильную планировку имеют вновь возникающие поселения или основанные переселенцами. Горные поселения меньше но размерам. семей, либо отдельными семьями. 

Типы жилищ у земледельческого и скотоводческого населения разнообразны в зависимости от этнических традиций и местных условий. Традиционные, и в наше время еще широко распространенные, жилища земледельцев равнин и предгорий представляют собой обычно прямоугольные, реже квадратные в плане постройки, сооружаемые из камней, из сырцового кирпича. В горах, иногда и в предгорьях встречаются дома в ниде укрепленных башен. Планировка жилищ варьируется в зависимости от местных традиций и имущественного положения. У мусульманского населения каждый дом разделяется на две части: переднюю, мужскую, предназначенную также для приема гостей, и заднюю, женскую, куда досгуп посторонним мужчинам воспрещен. Число комнат зависит от богатства хозяина, поэтому беднейшая часть населения довольствуется жилищем из одной комнаты, или, как это нередко встречается в Иране, особенно на окраинах больших городов, хижиной-будкой, сооруженной из подручных материалов. В сельских местностях усадьба, окруженная высокой оградой -дувалом. включает также хозяйственные постройки, цветник, виноградник, огород.

Кочевые жилища представлены среднеазиатским и переднсазиатским тинами. К числу первых относится кибитка - разборное жилище туркмен, состоящая из легкого деревянного решетчатого каркаса, покрытого нойлоками. Переднеазиатский тип представлен различными но размеру, форме и материалу палатками. традиционно изготовляемыми из шерсти, а сегодня зачастую из брезента, натягиваемого на шесты. Размеры и формы кочевых жилищ зависят не только от этнических традиций, но в значительной мере от зажиточности их хозяев.

При всем разнообразии традиционной одежды народов Передней Азии в ] много общего по составу и покрою. Наибольшие различия наблюдаются в головных уборах, которые часто связаны с племенной принадлежностью, особенно в их цвете и составе тканей. Традиционный мужской костюм состоит из широкой, до пояса  колен белой рубахи, штанов с широким шагом, узких у туркмен или широчайших шароваров у белуджей, и наплечной одежды - халата или плаща качестве примера можно привести бедуинов, туркмен, пуштунов. Традиционная одежда, сохраняющаяся в наше время и в больших городах,, которую нередко носят за рубежом даже дипломатические представители эт народов, состоит из широкой рубашки и штанов, плащей с рукавами или прорезями специфического головного убора из платка и шерстяных шнуров. Примерно такая же основа костюма у туркмен, который дополняет либо стеганый халат из бумажной или шелковой материи, либо у зажиточных людей халат из верблюжьей шерс исключительной прочности и практически водонепроницаемый. Головным убор служит шапка из овчины или каракуля.

Однако в последние десятилетия традиционный костюм все больше выстесняется покупной одеждой, часто полувоенного покроя, особенно у воинственна племен. Мужчины-кочевники редко расстаются с оружием, причем традиционно сабли и кинжалы заменил теперь целый арсенал легкого и тяжелого стрелково оружия.

Традиционная женская одежда, которая повсеместно сохраняется в большей степени, чем мужская, состоит обычно у всех народов Западной Азии из длинно почти до пяток, рубахи—платья и узких длинных до щиколоток штанов. Плат дополняются в разные сезоны и в зависимости от зажиточности безрукавкам кафтанами, плащами, халатами. Этнические и областные различия проявляются по большей части в цвете ткани, деталях костюма и головном уборе. Однако имеют и некоторые исключения.. При всем разнообразии женских головных уборов, их основу составляв платок или несколько платков, иногда на жестком каркасе, украшенных ювелирными изделиями. У ряда земледельческих народов в прошлом, а в Иране, купеческой и мелкобуржуазной среде арабских стран, и в наше время, существуй обычай закрывать лицо женщине волосяной сеткой и особым образом накидь ваемым на голову халатом с ложными рукавами.

Традиционная пища различна у земледельцев и номадов, этнических и об­ластных групп. Основу пищи составляют по-разному приготовленные пресные лепешки, блюда из растительной и животной пищи. Масло используется как жи­вотное, так и растительное, хотя и у кочевников по традиции в большей степени употребляется масло животного происхождения. Мясо в качестве повседневной пищи доступно лишь зажиточному городскому и сельскому населению, для осталь­ных же, в том числе и для кочевников—скотоводов, это преимущественно праздничная еда. Распространены блюда из риса, эммера, овощей. Большое значение в пищевом рационе в условиях жаркого климата имеют разнообразные напитки: кофе, зеленый и черный чай, чай с мятой. Номады употребляют в пищу большое количество разнообразных кисломолочных продуктов из верблюжьего, а в новейшее время и коровьего молока.

3. Семья и семейные отношения у большинства народов Передней Азии и сегодня основываются, главным образом, на нормах религии и обычного права, и единственным исключением является часть городского населения Турции, которое уже не придерживается традиционных религиозных правил. У мусульманских народов брачные отношения определяются религиозным правом - шариатом, Допускающим полигамию и ставящим женщину в полную зависимость от мужчины. На практике нормы шариата соблюдаются в разных странах неодинаково. Например, и Турции в образованных слоях общества женщина примерно равна по правам с мужчиной, тогда как в Иране, ряде арабских стран, положение женщины остается зачастую приниженным, хотя все больше появляется образованных Женщин и работающих по найму.

Что касается разрешенного шариатом многоженства (полигамии), то оно имеет относительно ограниченное н жизни распространение и только среди опре­деленных слоев общества: духовенства, купечества, менял, ростовщиков, зажи-очных ремесленников. Для большинства населения многоженство невозможно по экономическим причинам.

И в наши дни общественные отношения в Западной Азии характеризуются значительной пестротой и традиционностью. В Израиле и Турции сложились развитые капиталистические отношения. Однако в отдельных странах Аравийского полуострова, в Иране наряду с капиталистическими еще сильны и феодальные отношения, архаическая общинная система землепользования. Кон­сервации докапиталистических пережитков во многом способствует исламское духовенство. Наиболее традиционные общественные отношения сохраняются у номадов, определяемые частной собственностью на скот, общественным владением и поль­зованием пастбищами, отсутствием монопольной собственности на средства про­изводства у какого-либо класса или социального сословия. При этом у номадов в ходе сложения кочевнического хозяйственно-культурного типа возникли значи­тельная имущественная и социальная дифференциация.

4. Народы Передней Азии создали за тысячелетия цивилизации огромные духовные ценности, нашедшие отражение в памятниках письменности и устном народном творчестве, изобразительном искусстве, музыке, пении, танцах. Богато народное творчество в арабских странах, включающее многообразные жанры фольклора: эпические произведения, сказки, легенды, сказания о происхож­дении племен, их истории, исторические предания. Существует богатейшая сред­невековая и современная светская и духовная литература, важный исторический памятник мусульман - священная книга Коран. У номадов, в прошлом почти поголовно неграмотных, впрочем как и у большинства в прошлом сельского населения Западной Азии, особенно развито устное народное творчество. Из-за религиозных запретов лишь небольшое распространение получило театральное и изобрази­тельное искусство. Первое ограничивалось ярмарочными представлениями, причем преследуемыми духовенством и светскими властями, а второе отмечено пора­зительно высоким развитием каллиграфии, книжной миниатюры, многокрасочной орнаментальной отделкой глазурованной плиткой внешних стен и интерьера религиозных и общественных зданий, дворцов, усыпальниц.

Разнообразно турецкое народное искусство. Существуют самые рачличд фольклорные жанры: исторические предания, сказки, легенды

В религиозном отношении подавляющая часть обитателей Западной Аз исповедует ислам разных толков. Священная книга мусульман - Коран. Правоверный мусульманин ограничен в жизни множеством ппавил и запретов: исполнением ежедневных молитв, постов, отказом от употреб­ления в пищу ряда продуктов и напитков, обязанностью уплаты религиозного иялога «зякят», совершением паломничества в Мекку и многими другими. Большинство мусульман относятся к религиозным течениям суннизма и шиизма.

Христианство сложилось в Восточном Средиземноморье в первых веках нашей эры и до эпохи арабского завоевания имело широкое распространение во многих областях Передней Азии. Однако в наши дни число христиан сравнительно невелико. Это ливанские марониты, армяне-монофизиты и представители других христианских толков. Имеются православные: греки, ассирийцы и некоторые другие группы населения.

У отдельных малых народов бытуют синкретические религии, возникшие на основе древних языческих верований, христианства и ислама.  В Израиле доминирующая религия - иудаизм.

 

Лекция 6. Народы Южной Азии.

План:

1.     Этногенез и этническая история.

2.     Особенности хозяйства и материальной культуры.

3.     Особенности семейно- брачных и социальных отношений.

4.     Духовная культура.

 

1.  Южная Азия включает полуостров Индостан, остров Шри-Ланка, Андаманские , Никобарские, Лаккадивские и Аминдивские острова. Площадь 4,5 млн кв. км.

Данные о древнейших языках Южной Азии отсутствуют, и лишь высказываются предположения, что они могли быть родственными языкам азиатско-океанийской зоны. Как считается, в III тысячелетии до н.э. протодравиды и протомунда расселялись по большей части на территории Южной Азии, где они смешивались с древним, веддоидным по антропологическому типу, населением.. Арии основали несколько ранних государств. Их древнейшая история известна по священным книгам: Ведам (древнейшая ее часть -  Ригведа), описаниям ритуалов, жертвенных и магических заклинаний, обширному собранию комментариев к Ведам, составившим ведическую литературу. Позднее, в скифскую эпоху, на север и северо-запад субконтинента стали проникать волны ираноязычного населения, сохранившегося там до нашего времени в виде пуштунов, белуджей и других групп населения. Еще в древности на крайнем северо-востоке Индостана стали формироваться монголоидные по антропологическому облику и тибето-бирманские по языку группы населения.

К середине I тысячелетия до н.э. на остров Шри-Ланка, где до этого обитали, главным образом, малочисленные племена веддов, стали переселяться предки сингалов, говоривших на индоевропейском языке, и дравидоязычных тамилов.

К XVI – XVII вв. относится первое проникновен. в Южную Азию европейцев: сначала португальцев, а вслед за ними голландцы, французы, англичане. Начинается колонизация Индии, вследствие которой  Южная Азия оказалась британским владением. И, наконец, после длительной национально-освободительной борьбы в 1947 г. Индия и Пакистан, а в 1949г. - Цейлон. При этом между Индией и Пакистаном английские власти провели границы без учета исторических, экономических культурных традиций, что привело к продолжающимся до нашего времен межгосударственным трениям.

В Южной Азии обитает множество народов (по некоторым подсчетам до 800). при этом на 23 языках из существующих говорит 97% всего населения, прочив же народы небольшие или совсем немногочисленные. Многие малые народы относятся к так называемому племенному населению и сохраняю  в разной степенх пережитки первобытнообщинных отношений.

По антропологическому признаку большая часть народов Северной Индии, Пакистана, Бангладеш, части Непала принадлежит к южным европеоидам, однако с известной примесью местного древнего населения. На юге Индостана и частично на Шри-Ланке обитают представители дравидской расы. На крайнем северо-востоке, на границах с Бирмой, в Пенале имеются довольно значительные группы монголоидного населения. На Андаманских островах обитали пигмеи-негритосы, ныне уже почти вымершие, а на Шри-Ланке представители веддоидной расы - ведды. Веддодные черты прослеживаются и у многих крупных, особенно дравидских, народов.

Информация о работе Предмет этнологической науки