Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 18:05, лекция
Содержание этнологии (этнографии, народоведения) совсем не совпадает с теми обыденными представ¬лениями, которые совершенно неосновательно приписывают этой науке интерес лишь к экзотическим странам и народам, к архаическим проявлениям быта и социальной реальности, а также к малосущественным и далеким от запросов жизни элементам народной культуры.
Большинство земледельческого населения полуострова Индокитай за исключением Малакки - мьянма, сиамцы, лао, вьеты, кхмеры и другие – исповедуют разные толки буддийской религии, сочетающиеся с традиционными народ верованиями, аграрными культами, культами предков, магическими и анимистическими представлениями. Большая часть обитателей Западной Малазии и Индонезии мусульмане суннитского толка. Своеобразна древняя религия жителей острова Бали, сохранивших некогда принесенные мигрантами из Азии буддийские и индуистские верования, слившиеся в одну религию. Племена охотников и собирателей, многие группы ручных земледе сохраняют и до настоящего времени древние первобытные религиозные верования: анимистические, тотемистические, магические представления, культ предков.
На Филиппинах у развитых народов господствуют различные толки христиаской религии, у моро - ислам.
Лекция 8. Народы Восточной Азии.
План:
1. Этногенез и этническая история.
2. Хозяйство и материальная культура.
3. Особенности социальных отношений. Духовная культура.
1. Обширный регион Восточной Азии охватывает КНР, Японию, КНДР, Корейскую Республику, Монгольскую Республику .
В конце V - начале IV тысячелетия до н.э. на территории Восточной Азии существовало несколько центров формирования неолитических культур. Один из них был расположен в восточном приморском районе современного Китая (провинции Цэянсу и Чжэцзян), где возникла культура Цинляньган. Вероятно, именно на основе населения культуры Цинляньган сложилась группа этносов, австронезийская по языку, которая по зднее получила наименование «восточные и». Одновременно с культурой Цинляньган на западе, в долине главного притока Хуанхэ реки Вэйхэ возникла в конце V - начале IV тысячелетия до н.э. другая развитая неолитическая культура - Яншао. Западная ветвь яншаосцев стала впоследствии основой формирования предков тибето-бирманских народов, восточная же вошла в состав древнекитайского этноса. Трудно определить время проникновения на Японские островах первонасельников – протоайнов, сформировавшихся, вероятнее всего, в части Юго-Восточной Азии. Племена южного происхождения участвовали и в происхождении древних корейцев.
В начале I тысячелетия до н.э. на Среднекитайской равнине проходил длительный процесс сложения древнекитайского этноса, самоназванием которого, стало «хуася».
Примерно в тот же период в степях Монголии складывается этническая общность алтаеязычных кочевников сюнну. На смену сюнну в лесостепной зоне Монголии в первых веках нашей эры пришли монголоязычные сяньбийцы
В VII- XII вв. на территории Восточной Азии сложились все основные народы, которые могут рассматриваться в качестве предков современного населения Вост. Азии. Этот период отмечен процессом консолидации японского и корейского этносов, формированием предков современных маньчжуров, сложением тюркской этнолингвистической общности, обособлением отдельных народов тайской группы, созданием государственности у предков современных тибетцев, завершением процесса этногенеза монголов и сложением этнической общносги современных китайцев. К началу XX в. из всех крупнейших этносов Восточной Азии наиболее консолидиронанными были японцы и китайцы.
В таких странах, как Китайская Народная Республика и Монголия, за последние десятилетия отчетливо прослеживаются процессы сближения различных этнических общностей, существующих в рамках единых государств. Этому способствует распространение культуры и языка численно преобладающего этноса, объединиющего вокруг себя другие народы страны.
В современную эпоху одной из закономерностей этнических процессов является преобладание в ряде регионов этнообьединитсльных процессов над этноразделительными. Процесс внутренней консолидации этих этнических общностей проявляется в культурном и языковом сближении ранее обособленных субэтнических подразделений и формирования у них четкого самосознания. Именно появление единого самосознания и, как следствие этого, общего этнического самоназвания может рассматриваться как свидетельство завершения консолидации народа. В то же время, по-видимому, еще рано говс окончательном сложении таких народов Южного Китая, как мяо и яо.
Вместе с тем в современную эпоху происходит своеобразный возрождения тех небольших по численности этносов, которые еще сравнит. недавно казались уже полностью ассимилированными своими соседями. В Китае характерно, в частности, для маньчжуров, почти полностью утративших свою и традиционную специфику материальной культуры. То же явление наблюдается сейчас в Японии, где потомки древнейшего населения архипелага айны, фактически растворившиеся в среде японцев, выступают за изучение молодежью айнского языка, восстановление народного ремесла,этнического самосознания - важная тенденция развития современных народов Восточной Азии, прослеживающаяся также и в большинстве регионов Земли.
В Восточной Азии представлены пять крупных языковых семей: алтайская, сино-тибетская, австронезийская, кадаи и австроазиатская. Исключение в этом смысле состаляют айны, занимающие в этой классификации изолированное положение.
Алтайская семья языков делится на три основные группы. К первой из них: тюркской - принадлежат в Восточной Азии уйгуры, салары, казахи и киргизы (ареал расселения основной массы тюркских народов находится в Синьцзяне - Западном Китае). В монгольскую группу входят монголы МНР и Внутренней Монголии на территории КНР, а также проживающие в КНР дунсян. Тунгусо-маньчжурская группа представлена главным образом на сев- востоке КНР - это прежде всего маньчжуры, а также сунгарийские народы (хэчжэ), эвенки и орочены. В настоящее время к алтайской семье часто относят также корейский и японский языки (что еще требует доказательств).
Сино-тибетская семья представлена в Китае двумя группами языков китайской и тибето-бирманской. К первой из них относится китайский язык с его многочисленными диалектами, степень расхождения между которыми сопоставима с различиями между отдельными тюркскими, славянскими или романскими языками. В тибето-бирманскую группу входят языки тибетцев, а также ицзу, туцзя, хани, лису, наси (все эти народы населяют юго-западную часть КНР).
Австроазиатские языки распространены в наше время, главным образом, за пределами рассматриваемого региона - в Юго-Восточной Азии. На территория Китая они представлены группой мон-кхмер. С австро-азиатскими языками нередко сближают и языки семьи мяо-яо.
Австронезийская семья, на языках которой говорят преимущественно за пределами Восточной Азии - в Юго-Восточнои Азии и Океании. Представлена языками коренного населения острова Тайвань (гаошань).
Подавляющее большинство коренного населения Восточной Азии принадлежит к монголоидной большой расе первоначальное формирование которой происходило именно в этом регионе. В расовом отношении народы Восточной Азии обнаруживают, таким образом, гораздо большее единство, чем в языковом. Монголоидная большая раса может быть подразделена на две малые расы, обычно именуемые н отечественной антропологической литературе тихоокеанскими и континентальными монголоидами.
Южноазиатская группа тихоокеанских монголоидов представлена многочисленными народами, обитающими на юге КНР.
Сложен вопрос о месте, занимаемом в антропологической классификации народов Восточной Азии современными японцами. Морфологически они занимают промежуточное положение между восточноазиатскими и южноазиатскими монголоидами, причем в их антропологическом типе прослеживаются черты, заметные также и в облике мон-кхмерских народов Южного Китая . Своеобразен антропологический тип айнов, отличающийся относительной светлокожестью и сильным развитием третичного волосяного покрова.
2. В Восточной Азии отчетливо прослеживается непосредственная связь хозяйственно-культурных типов с географической средой, прежде всего с природно -климатической зональностью, характером ландшафта. С этой точки зрения данном регионе представлены различные хозяйственно-культурные типы двух географических поясов - теплого (субтропического и отчасти тропического) и умеренного. Существенное влияние на формирование хозяйственно-культурны типов оказывает степень увлажненности: в аридной зоне умеренного пояса исторически сложились совершенно иные типы хозяйственной деятельности, нежели в других зонах того же пояса. Большое значение имеет в этом отношении вертикальная зональность (в высокогорных районах складываются специфические хозяйственно-культурные типы).
Отдельные черты хозяйственно-культурных типов лесных собирателей и охотников теплого пояса можно и в наши дни обнаружить, например, у мон-кхмерских народов КНР В качестве пережитка у некоторых тунгусо-маньчжурских народов КНР прослеживаются отдельные черты хозяйственно-культурного типа таежных охотников. Хозяйственно-культурный тип ручных земледельцев умеренного пояса сложился на Средне-Китайской равнине еще в конце V тысячелетия до н.э. Выращивание в поймах рек засухоустойчивых культур(чумиза и просо). На юге некоторые особенности ручного земледелия остались и поныне у гаошань Тайваня , хайнаньского ли и мяо –яо. Для них характерно вырашивание корнеплодов и клубнеплодов( таро, ямс, батат) ,а также рисосеяние. Основные орудия палка копалка и мотыга. Третий ХКТ - пашенные земледельцы умеренного пояса , ставший господствующим у китайцев, корейцев, мавньчжуров после широкого распространения железных орудий с сер. I тыс.до н.э. Тягловое животное – буйвол. Зерновые культуры: пшеница, просо, чумиза, менее - рис. Характерны бобовые- соя. Среди распространенных технических – хлопчатник, тут.
Среди народов юга Вост.ьАзии распространен ХКТ земледельцев теплого пояса( в том числе юг Кореи и Япония). Основа – рисосеяние с использованием буйволов и бесполозного плуга.Овощеводство и цитрусовые. Технические – чай и масличные, хлопок. У народов горных регионов юга Вост.Азии (тибетцы, ицзу) сложился тип пашенных земледельцев высокогорий, возд. тяжелым плугом гречиху овес и ячмень.
Четвертая группа ХКТ связана со скотоводческим населением монгольских, тюркских и тунгусо –маньчжурских народов. На территории совр еменной Монголии уже в сер. I тыс. до н.э. складывается ХКТ кочевников аридной зоны.
Разнообразие типов жилища у народов Восточной Азии определяется особенностями хозяйственно-культурных типов. Образ жизни оседлых земледельцев обусловил распространение у них постоянных, долговременных ж|илищ тогда как у кочевников преобладают различного рода разборно- переносные жилища. Специфика хозяйственного уклада и естественно-природ.среды сказывается также в конструкции дома и традиционном наборе строительных материалов.
У земледельческих народов Восточной Азии жилище может быть дифференцировано в зависимости от уровня пола относительно поверхности. Отличительной особенностью жилища у большинства народов Восточной Азии является так называемая каркасно-столбовая конструкция, где тяжесть кровли ложится на каркас из столбов и балочных перекрытий, а стены таковых не несут сколько-нибудь значительной нагрузки и даже вообще могут отсутствовать. Каркасно-столбовая конструкция характерна для заглубленных землю, наземных и для свайных жилищ древних и современных народов Вост. Азии — китайцев, корейцев, японцев, тайских и мон-кхмерских народов.У уйгуров Синьцзяна, а также у тибетцев и ицзу имеют распространение дома с несущими стенами, возводимыми из сырцового кирпича и тесаного камня.
К середине I тыс. н.э. у кочевников Восточной Азии появилась юрта с разборным дёревянным каркасом, сохранившаяся в быту современных монгольских и тюркских народов. Основным типом жилища кочевников высокогорий является шатер из кошмы или грубой шерстяной ткани натягиваемый на каркас из жердей
Черты одежды кочевников-скотоводов издревле отражали специфику их хозяйственно - культурного уклада. «Изобретением» кочевников были штаны совершенно необходимые при верховой езде и лишь сравнительно поздно заимствованные земледельческими народами. Помимо штанов основным компонентом костюма кочевников Восточной Азии была наплечная распашная одежда типа халата, причем вплоть до позднего средневековья у них преобладала манера запахивать халат на левую сторону (правая пола наверху).
У народов юга Восточной Азии, принадлежавших к ХКТ ручных земледельцев теплого пояса, первоначально были распространены набедренные повязки (у мужчин) и несшитые юбки типа саронга (у женщин), а наплечная одежда и обувь зачастую отсутствовали вовсе. Однако на протяжении веков одежда этих народов значительно изменилась (главным образом, под влиянием китайцев, чему способствовали эпохальные изменения климата - перемещение на юг северной границы субтропиков). В настоящее время у большинства народов КНР распространена правозастежная наплечная одежда, сохраняющая значительные локальные различия в покрое и орнаментации. Своеобразна традиционная одежда корейцев, в особенности женская, состоящая из короткой кофты, широких шаровар и юбки. повязываемой выше талии длинным кушаком.
На фоне прогрессирующей нивелировки особенностей материальной культуры народов Восточной Азии обращает на себя внимание прочное сохранение этнических традиций одежды в такой индустриально развитой стране, как Япония.
В пище народов Восточной Азии противопоставлены друг другу два различных комплекса. Первый из них характерен для скотоводов-кочевников, второй - для земледельцев. Основу рациона кочевых народов Восточной Азии составляют мясные и молочные продукты. Молоко, которое, кстати, никогда не употрябляется ими в сыром виде, используют для приготовления большого числа продуктов - простокваши, кумыса, масла, сыров. Мучные блюда - кусочки теста, сваренные в бараньсм жире, поджаренное тесто, замешанное на пенках ,не являются основными.
Напротив у всех земледельцев имеется противопостовление «основной» еды( мучной и крупяной) и «второстепенной»(мясной, рыбной, овощной). Среди различных видов «основной еды» абсолютно преобладал рис, сваренный на пару; у северных китайцев вместо риса часто употреблялись пареные на пару несоленые хлебцы из пшеничной или кукурузной муки, а также разнообразные лепешки. «Второстепенная еда» готовится из мелко порезанных продуктов, приготавливаемых чаще всего путем жарки в глубокой полусферической сковороде. Особенностью японской кухни является употребление в пищу сырой рыбы, сдобренной различными приправами. Молоко и в особенности кисломолочные продукты большинство восточноазиатских земледельческих народов в пищу не употребляют. Многие народы юга Восточной Азии (в частности,таи) предпочи обычному рису клейкие сорта, которые на севере используются только в праздничной пище. Кроме того, в рационе народов Восточной Азии большую роль играет рыба.