Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 14:24, контрольная работа
После себя Хосе Ортега-и-Гассет оставил большое публицистическое наследие, которое по праву относится к лучшим образцам мировой публицистики. Заявленные в них темы, яркие образы, ни на кого не похожий стиль – всё это притягивало и до сих пор притягивает к ним читателей всего мира.
Кроме принесшего ему мировую известность «Восстания масс», он является автором множества других очерков и эссе по культуре и искусству («Дегуманизация искусства», «Искусство в настоящем и прошлом», «Идеи и верования», «Две главных метафоры и т.д.). «Восстание масс» посвящено тревожной европейской общественной обстановке, которая сложилась на рубеже 20-30 годов двадцатого века
1. Введение.
2. Основная часть.
2.1. Массовая культура
2.2. История и причины феномена масс, массы и элита.
2.3. Элитарная культура.
2.4. Основные черты массового человека.
2.5. Проблемы массовой и элитарной культур в творчестве Х. Ортеги-и-Гассета.
2.6. Упадок западной цивилизации.
2.7. Государство как высшая угроза.
2.8. Диктатура масс.
2.9. Принцип демократии.
2.10. Развлекательность массовой культуры.
2.11. Смысл жизни.
2.12. Проблема специализации.
2.13. В чём состоит сущность жизни по мнению Х. Ортеги?
3. Заключение.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ.
Контрольная работа.
Вариант № 6: Проблема массовой и элитарной культур в творчестве Х. Ортеги-и-Гассета.
Выполнила:Самсонова О.Г.
Группа 3213060061
Спец/напр ПО-н (050100.62)
1. Введение.
2. Основная часть.
2.1. Массовая культура
2.2. История и причины феномена масс, массы и элита.
2.3. Элитарная культура.
2.4. Основные черты массового человека.
2.5. Проблемы массовой
и элитарной культур в
2.6. Упадок западной цивилизации.
2.7. Государство как высшая угроза.
2.8. Диктатура масс.
2.9. Принцип демократии.
2.10. Развлекательность массовой культуры.
2.11. Смысл жизни.
2.12. Проблема специализации.
2.13. В чём состоит сущность жизни по мнению Х. Ортеги?
3. Заключение.
1. Введение.
Хосе Ортега-и-Гассет (JoséOrtega y Gasset, 9.05.1883 - 18.10.1955) - испанский философ, публицист, общественный деятель, представитель философии жизни и философии антропологии. Большая часть работ Ортеги-и-Гассета - художественно-публицистические очерки, насыщенные его философскими идеями, которые оказали влияние на европейскую мысль в самых разных областях - философии, истории, социологии, эстетике. Наибольшую известность получила его книга «Восстание масс», в которой впервые был зафиксирован феномен возникновения «массового сознания» в современном обществе. Подлинную реальность, дающую смысл человеческому бытию, усматривал в истории, истолковывая ее в духе экзистенциализма как духовный опыт непосредственного переживания. Один из главных представителей концепций "массового общества" массовой культуры ("Восстание масс", 1920-1930) и теории элиты. В эстетике выступил как теоретик модернизма ("Дегуманизация искусства", 1925).
После себя
Хосе Ортега-и-Гассет оставил
большое публицистическое
Кроме принесшего
ему мировую известность «
Давая оценку
пошлому столетию, Ортега считает,
что век двадцатый принёс
В своих трудах Х. Ортега не только анализировал проблемы 19-20 веков, имеющие место в культуре и обществе, но и указал возможные пути их решения.
2. Основная часть.
2.1. Массовая культура.
Истоки массовой
культуры иногда видят в
Х. Ортега
усматривает в возрастании
Массовая культура
сформировалась одновременно с
обществом массового
В массовой культуре, по мнению Ортеги, преобладает чувственная экспрессия, получение удовольствия. Он выдвигает концепцию массовой и элитарной культур. Ещё в средние века, когда общество было разделено на два социальных слоя – знатных и плебеев – существовало благородное искусство, которое было условным, идеалистическим, т.е. художественным, и народное - реалистическое и сатирическое. «Новое искусство, - считает Ортега, - разделяет публику на два класса – тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его, т.е. на художников и тех, кто художниками не являются» (2). Тогда и возникает представление о «творческой элите», которая, естественно, составляет меньшую часть общества, и о «массе» - количественно основной части населения.
В это период
происходит разделение
2. 2. История и причины феномена масс, массы и элита.
Х. Ортега
в своих трудах подробно
Примеров массового поведения немало и в древней истории. Даже город с самого начала сам по себе был местом сборища масс. Начинался он с пустого места – с площади, с рынка, агоры в Греции, форума в Риме. Всё остальное было лишь придатком, необходимым для ограждения этой пустоты. Первоначальный «полис» был не скоплением жилых домов, а местом народных собраний, т.е. специальным местом для выполнения общественных функций. «Город не возник, подобно хижине или дому, чтобы укрыться от непогоды, растить детей и для прочих личных и семейных дел. Город предназначен для решения дел общественных» (3). Характерный пример массового поведения в Риме – бои гладиаторов, собиравшие огромные толпы людей, желавших посмотреть на эти «экстремальные» побоища.
Рассматривая
предтечи современной
Хосе Ортега исследует в динамике изменение представлений усреднённого человека о жизни и её благах. Человек 19 века ощущал в жизни растущее общее материальное улучшение. Никогда раньше до этого средний человек не решал своих экономических проблем с такой лёгкостью. Наследственные богачи относительно беднели, индустриальные рабочие обращались в пролетариев, а люди среднего калибра с каждым днём расширяли свой экономический горизонт.
Каждый день
вносил что-то новое и
Начиная со второй половины 19 века, средний человек уже был свободен от социальных перегородок. Заурядный человек привык осознавать, что все люди равны в своих правах. 19 век стал, по существу, революционным, но не потому, что стал известен многочисленными потрясениями, а потому, что поставил заурядного человека, т.е. огромные социальные массы, в совершенно новые жизненные условия, радикально противоположные прежним.
Тот факт, что весь феномен, вполне вероятно, вызван только лишь развитием либеральной демократии, приводит Ортегу к следующим выводам:
- либеральная демократия,
вооружённая творческой
- если эта форма и
не лучшая из всех возможных,
то каждая лучшая будет
Возврат к
форме низшей, чем форма 19 века,
был бы для общества
Отсюда следует неутешительный вывод: «… мы должны теперь обратиться против 19 века, Если он в некоторых отношениях оказался исключительным и несравненным, то он столь же, очевидно, страдал коренными пороками, так как он создал новую породу людей – мятежного «человека массы». Теперь эти восставшие массы угрожают тем самым принципам, которым они обязаны жизнью. Если эта порода людей будет хозяйничать в Европе, через каких-нибудь 30 лет Европа вернётся к варварству. Наш правовой строй и вся наша техника исчезнут с лица Земли так же легко, как многие достижения былых веков и культур…» (4).
По Х. Ортеге,
обезличенная масса – скопище
посредственностей, - вместо того, чтобы
следовать рекомендациям
Х. Ортега
даёт определение человека
Для испанского
философа человек «массы» - это
не обездоленный и
Информация о работе Проблема массовой и элитарной культур в творчестве Х. Ортеги-и-Гассета