Проблема массовой и элитарной культур в творчестве Х. Ортеги-и-Гассета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 14:24, контрольная работа

Описание работы

После себя Хосе Ортега-и-Гассет оставил большое публицистическое наследие, которое по праву относится к лучшим образцам мировой публицистики. Заявленные в них темы, яркие образы, ни на кого не похожий стиль – всё это притягивало и до сих пор притягивает к ним читателей всего мира.
Кроме принесшего ему мировую известность «Восстания масс», он является автором множества других очерков и эссе по культуре и искусству («Дегуманизация искусства», «Искусство в настоящем и прошлом», «Идеи и верования», «Две главных метафоры и т.д.). «Восстание масс» посвящено тревожной европейской общественной обстановке, которая сложилась на рубеже 20-30 годов двадцатого века

Содержание работы

1. Введение.
2. Основная часть.
2.1. Массовая культура
2.2. История и причины феномена масс, массы и элита.
2.3. Элитарная культура.
2.4. Основные черты массового человека.
2.5. Проблемы массовой и элитарной культур в творчестве Х. Ортеги-и-Гассета.
2.6. Упадок западной цивилизации.
2.7. Государство как высшая угроза.
2.8. Диктатура масс.
2.9. Принцип демократии.
2.10. Развлекательность массовой культуры.
2.11. Смысл жизни.
2.12. Проблема специализации.
2.13. В чём состоит сущность жизни по мнению Х. Ортеги?
3. Заключение.

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 59.66 Кб (Скачать файл)

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ.

 

 

 

 

Контрольная работа.

 

 

 

 

 

Вариант № 6: Проблема массовой и элитарной культур в творчестве Х. Ортеги-и-Гассета.

 

 

 

 

 

 

Выполнила:Самсонова О.Г.                  

                   Группа 3213060061

                  Спец/напр ПО-н (050100.62)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          ПЛАН.

 

 

1. Введение.

2. Основная часть.

2.1.  Массовая культура

2.2. История и причины  феномена масс, массы и элита.

2.3. Элитарная культура.

2.4. Основные черты массового  человека.

2.5. Проблемы массовой  и элитарной культур в творчестве  Х. Ортеги-и-Гассета.

2.6. Упадок западной цивилизации.

2.7. Государство как высшая  угроза.

2.8. Диктатура масс.

2.9. Принцип демократии.

2.10. Развлекательность массовой  культуры.

2.11. Смысл жизни.

2.12. Проблема специализации.

2.13. В чём состоит сущность  жизни по мнению Х. Ортеги?

3. Заключение.

 

  

 1. Введение.

    Хосе Ортега-и-Гассет (JoséOrtega y Gasset, 9.05.1883 - 18.10.1955) - испанский философ, публицист, общественный деятель, представитель философии жизни и философии антропологии. Большая часть работ Ортеги-и-Гассета - художественно-публицистические очерки, насыщенные его философскими идеями, которые оказали влияние на европейскую мысль в самых разных областях - философии, истории, социологии, эстетике. Наибольшую известность получила его книга «Восстание масс», в которой впервые был зафиксирован феномен возникновения «массового сознания» в современном обществе. Подлинную реальность, дающую смысл человеческому бытию, усматривал в истории, истолковывая ее в духе экзистенциализма как духовный опыт непосредственного переживания. Один из главных представителей концепций "массового общества" массовой культуры ("Восстание масс", 1920-1930) и теории элиты. В эстетике выступил как теоретик модернизма ("Дегуманизация искусства", 1925).

     После себя  Хосе Ортега-и-Гассет оставил  большое публицистическое наследие, которое по праву относится к лучшим образцам мировой публицистики. Заявленные в них темы, яркие образы, ни на кого не похожий стиль – всё это притягивало и до сих пор притягивает к ним читателей всего мира.

      Кроме принесшего  ему мировую известность «Восстания  масс», он является автором множества других очерков и эссе по культуре и искусству («Дегуманизация искусства», «Искусство в настоящем и прошлом», «Идеи и верования», «Две главных метафоры и т.д.). «Восстание масс» посвящено тревожной европейской общественной обстановке, которая сложилась на рубеже 20-30 годов двадцатого века

      Давая оценку  пошлому столетию, Ортега считает,  что век двадцатый принёс человечеству огромные плодотворные завоевания. Главное из них – победа политической демократии и парламентаризма, а так же совершившее огромный скачок развитие техники. Сюда же необходимо добавить увеличение в несколько раз населения планеты, особенно больших городов. Но, вместе с тем, создав новые источники богатства и комфорта, он дал большой массе людей ощущение лёгкости жизни, лишил её нравственной требовательности к себе, чувства ответственности перед настоящим и будущим, уважения к труду и традиционным нормам общественной морали. Этот исторический феномен Ортега называет «восстание масс».

     В своих  трудах Х. Ортега не только  анализировал проблемы 19-20 веков,  имеющие место в культуре и обществе, но и указал возможные пути их решения.

   

     2. Основная  часть.

     2.1. Массовая культура.

     Истоки массовой  культуры иногда видят в античности, ссылаясь на аналоги относительной массовости и доступности популярных игрищ Древней Греции и Рима. Большинство же исследователей относят зарождение массовой культуры к эпохе становления буржуазного индустриального общества, характеризующейся бурным развитием техники, внедрением унифицированных технологий – прежде всего технических средств тиражирования, транслирования материальной и культурной продукции. Однако не только техника, которая сама по себе нейтральна, но политические и социокультурные условия составляют ту почву, на которой произрастает феномен, получивший название массовой культуры.

     Х. Ортега  усматривает в возрастании роли  масс угрозу «восстания масс»  и вытеснения элиты «усреднённым  индивидом», «человеком-массой», навязывания  обществу своих узколобых стандартов. «Масса – это средний человек». «Это – совместное качество, ничейное и отчуждаемое, это человек в той мере, в какой он не отличается от других и повторяет общий тип.. Масса – всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же «как все», и не только не удручён, но доволен собственной неотличимостью» (1).

     Массовая культура  сформировалась одновременно с  обществом массового потребления. Радио, телевидение, современные средства связи, а за тем видео и компьютерная техника способствовали её распространению. В западной социологии массовая культура рассматривается как коммерческая, поскольку произведения искусства, науки, религии выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже произвести прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя музыки.

     В массовой  культуре, по мнению Ортеги, преобладает  чувственная экспрессия, получение удовольствия. Он выдвигает концепцию массовой и элитарной культур. Ещё в средние века, когда общество было разделено на два социальных слоя – знатных и плебеев – существовало благородное искусство, которое было условным, идеалистическим, т.е. художественным, и народное - реалистическое и сатирическое. «Новое искусство, - считает Ортега, - разделяет публику на два класса – тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его, т.е. на художников и тех, кто художниками не являются» (2). Тогда и возникает представление о «творческой элите», которая, естественно, составляет меньшую часть общества, и о «массе» - количественно основной части населения.

     В это период  происходит разделение культуры, формирование новых значительных социальных слоёв, получающих доступ к полноценному образованию, но не принадлежащих к элите. Получая возможность для осознанного эстетического восприятия явлений культуры, вновь возникающие социальные группы, постоянно коммуницирующие с массой, делают значимыми в общественном масштабе явления «элитарной» культуры и одновременно проявляют интерес к «массовой» культуре, а в некоторых случаях происходит их смешение.

    

    2. 2. История  и причины феномена масс, массы  и элита.

     Х. Ортега  в своих трудах подробно анализирует  европейскую историю. Постепенно  он приходит к выводу, что массовое  общество и повеление – закономерный  результат развития западной цивилизации.

     Примеров массового  поведения немало и в древней  истории. Даже город с самого  начала сам по себе был местом сборища масс. Начинался он с пустого места – с площади, с рынка, агоры в Греции, форума в Риме. Всё остальное было лишь придатком, необходимым для ограждения этой пустоты. Первоначальный «полис» был не скоплением жилых домов, а местом народных собраний, т.е. специальным местом для выполнения общественных функций. «Город не возник, подобно хижине или дому, чтобы укрыться от непогоды, растить детей и для прочих личных и семейных дел. Город предназначен для решения дел общественных» (3). Характерный пример массового поведения в Риме – бои гладиаторов, собиравшие огромные толпы людей, желавших посмотреть на эти «экстремальные» побоища.

     Рассматривая  предтечи современной цивилизации,  Ортега утверждает, что в её  основе лежит 19 век, успех которого  слагается из двух крупных  элементов: либеральной демократии и техники. Всё это заключается в одном слове: «цивилизация», смысл которого раскрывается в его происхождении от слова civis (греч.) – т.е. гражданин, член общества. Все достижения цивилизации, в таком случае, служат тому, чтобы  сделать общественную жизнь возможно более лёгкой и приятной.

Хосе Ортега исследует  в динамике изменение представлений  усреднённого человека о жизни и  её благах. Человек 19 века ощущал в жизни  растущее общее материальное улучшение. Никогда раньше до этого средний человек не решал своих экономических проблем с такой лёгкостью. Наследственные богачи относительно беднели, индустриальные рабочие обращались в пролетариев, а люди среднего калибра с каждым днём расширяли свой экономический горизонт.

     Каждый день  вносил что-то новое и обогащал  жизненный стандарт, С каждым днём положение укреплялось, независимость росла. То, что раньше считалось бы особой милостью судьбы и вызывало умилённую благодарность, стало рассматриваться как законное благо, за которое не благодарят, которое требуют. Такая свободная жизнь должна была вызвать в «средних душах» ощущение, которое можно охарактеризовать как освобождение от бремени, от всех помех и ограничений. В прошлые же времена такая свобода жизни абсолютно недоступна для простых людей. Наоборот, для них жизнь всегда была тяжёлым бременем – физическим и экономическим. С самого рождения они были окружены запретами и препятствиями, им оставалось одно – страдать, терпеть и приспособляться.

     Начиная со  второй половины 19 века, средний  человек уже был свободен от  социальных перегородок. Заурядный человек привык осознавать, что все люди равны в своих правах. 19 век стал, по существу, революционным, но не потому, что стал известен многочисленными потрясениями, а потому, что поставил заурядного человека, т.е. огромные социальные массы, в совершенно новые жизненные условия, радикально противоположные прежним.

     Тот факт, что  весь феномен, вполне вероятно, вызван только лишь развитием  либеральной демократии, приводит Ортегу к следующим выводам:

- либеральная демократия, вооружённая творческой техникой, представляет собой наивысшую из всех известных нам форм общественной жизни;

- если эта форма и  не лучшая из всех возможных,  то каждая лучшая будет построена  на тех же принципах;

     Возврат к  форме низшей, чем форма 19 века, был бы для общества самоубийством.

Отсюда следует неутешительный вывод: «… мы должны теперь обратиться против 19 века, Если он в некоторых отношениях оказался исключительным и несравненным, то он столь же, очевидно, страдал коренными пороками, так как он создал новую породу людей – мятежного «человека массы». Теперь эти восставшие массы угрожают тем самым принципам, которым они обязаны жизнью. Если эта порода людей будет хозяйничать в Европе, через каких-нибудь 30 лет Европа вернётся к варварству. Наш правовой строй и вся наша техника исчезнут с лица Земли так же легко, как многие достижения былых веков и культур…» (4).

     По Х. Ортеге, обезличенная масса – скопище  посредственностей, - вместо того, чтобы  следовать рекомендациям естественного  элитарного меньшинства, поднимается против него, вытесняет «элиту» из традиционных для неё областей – политики и культуры, что, в конечном счёте, приводит ко всем общественным бедам нашего века. Сытая, безликая, агрессивная масса выступает разрушителем культуры. Происходит нарушение гармонии духовной и материальной сфер жизни. После чего, потеряв всякие ориентиры, масса низводит истинную возвышенную культуру, становящуюся чуждой, до её эрзаца и суррогата – «массовой культуры». А последняя реанимирует низшие аспекты сознания и инстинкты пройдённых ступеней эволюции – животной и животно-человеческой.

      Х. Ортега  даёт определение человека элиты:  он «проводит жизнь в служении. Жизнь не имеет для него интереса, если он не может посвятить её чему-то высшему. Его служение – не внешнее принуждение, не гнёт, а внутренняя потребность. Когда возможность служения исчезает, он ощущает беспокойство, ищет нового задания, более трудного, более сурового и ответственного. Это жизнь, подчинённая самодисциплине – достойная, благородная жизнь. Отличительная черта благородства – не права, не привилегии, а обязанности, требования к самому себе. Noblesse oblige. «Жить в своё удовольствие – удел плебея; благородный стремится к порядку и закону» (Гёте)» (5). Благородная жизнь для Ортеги означает жизнь напряжённую, всегда готовую к новым, высшим достижениям. Он противопоставляет благородную жизнь обычной, косной жизни, которая «замыкается сама в себе, осуждённая на perpetuum mobile – вечное движение на одном месте, пока какая-нибудь внешняя сила не выведет её из этого состояния» (6).

     Для испанского  философа человек «массы» - это  не обездоленный и эксплуатируемый труженик, готовый к революционному подвигу, а прежде всего средний индивид. Будучи неспособным к критическому мышлению, «массовый» человек бездумно усваивает «ту мешанину прописных истин, несвязных мыслей и просто словесного мусора, что скопилась в нём по воле случая, и навязывает её везде и всюду, действуя по простоте душевной, а потому без страха и упрёка». Такого тина существо в силу своей личной пассивности и самодовольства в условиях относительного благополучия может принадлежать к любому социальному слою от аристократа крови до простого рабочего и даже «люмпена», когда речь идёт о «богатых» обществах. Вместо марксистского деления людей на «эксплуататоров» и «эксплуатируемых», Ортега, исходя из самой типологии человеческой личности, говорит о том, что «радикальнее» всего делить человечество на два класса: «на тех, кто строг и требователен к себе самому («подвижники»), берёт на себя труд и долг, и тех, кто снисходителен к себе, доволен собой, кто живёт без усилий, не стараясь себя исправить и улучшить, кто плывёт по течению» (7), оставаясь таким, какой есть, не силясь перерасти себя.

Информация о работе Проблема массовой и элитарной культур в творчестве Х. Ортеги-и-Гассета