Проблема массовой и элитарной культур в творчестве Х. Ортеги-и-Гассета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 14:24, контрольная работа

Описание работы

После себя Хосе Ортега-и-Гассет оставил большое публицистическое наследие, которое по праву относится к лучшим образцам мировой публицистики. Заявленные в них темы, яркие образы, ни на кого не похожий стиль – всё это притягивало и до сих пор притягивает к ним читателей всего мира.
Кроме принесшего ему мировую известность «Восстания масс», он является автором множества других очерков и эссе по культуре и искусству («Дегуманизация искусства», «Искусство в настоящем и прошлом», «Идеи и верования», «Две главных метафоры и т.д.). «Восстание масс» посвящено тревожной европейской общественной обстановке, которая сложилась на рубеже 20-30 годов двадцатого века

Содержание работы

1. Введение.
2. Основная часть.
2.1. Массовая культура
2.2. История и причины феномена масс, массы и элита.
2.3. Элитарная культура.
2.4. Основные черты массового человека.
2.5. Проблемы массовой и элитарной культур в творчестве Х. Ортеги-и-Гассета.
2.6. Упадок западной цивилизации.
2.7. Государство как высшая угроза.
2.8. Диктатура масс.
2.9. Принцип демократии.
2.10. Развлекательность массовой культуры.
2.11. Смысл жизни.
2.12. Проблема специализации.
2.13. В чём состоит сущность жизни по мнению Х. Ортеги?
3. Заключение.

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 59.66 Кб (Скачать файл)

     Достаточно  взглянуть, как неумно ведут  себя сегодня во всех жизненных  вопросах – в политике, в искусстве,  в религии – наши «люди науки», а за ним и врачи, инженеры, экономисты, учителя…  Как убого и нелепо они мыслят, судят, действуют! Непризнание авторитетов, отказ подчиняться кому бы то ни было – типичные черты человека массы – достигают апогея именно у этих довольно квалифицированных людей» (27). 

 

    2.13. В чём состоит сущность жизни по мнению Х. Ортеги?

     Жить – значит  находиться в мире. Мир, в котором  мы живём, состоит из вещей  приятных и неприятных, жестоких и благоприятных, угрожающих и отрадных: важно не то, являются ли вещи телами, а то, что они впечатляют нас, интересуют, радуют нас, пугают или заставляют нас страдать. Мир – это то, что нас интересует. И жить – это каждому находиться среди вопросов и проблем, которые его интересуют. То есть, не зная как, жизнь оказывается для себя самой тем, что открывает мир. Нельзя жить, если не находишься в мире, наполненном другими вещами, будь то предметы или существа; это значит видеть вещи и события, любить или ненавидеть их, желать или бояться. Жить – это быть занятым другим, что не является самим тобой. Жить – означает сосуществовать с окружающим.

     Жизнь оставляет  поле возможностей внутри мира, но мы не свободны – быть  или не быть в этом сегодняшнем  мире. Можно отказаться от жизни,  но если живёшь, нельзя выбрать для этого мир. Это придаёт жизни трагичность. Жить – это не выбирать по вкусу предварительно понравившееся место, как выбирают, в какой театр пойти вечером, - это значит оказаться, вдруг и не зная как, ввергнутым, попавшим, заброшенным в мир сегодняшний.

     Не мы сами  даём себе жизнь, но обнаруживаем  её как раз тогда, когда обнаруживаем сами себя. Подобное же происходит, если некто спящим перенесён за кулисы театра и, разбуженный внезапным толчком, выпущен на сцену перед публикой. Оказавшись там, что обнаруживает этот персонаж? Ведь он в сложном положении, не зная ни зачем, ни как оказался на сцене. Сложность в том, что нужно разрешит каким-нибудь достойным образом эту демонстрацию себя публике, чего он не добивался, не предвидел, к чему не был готов.  В основных чертах жизнь всегда непредвиденна. Нас не предупреждают перед появлением в ней, на её сцене. Но жизнь в целом и в каждый момент похожа на выстрел в упор.

     Этот образ  довольно точно передаёт сущность  жизни. Жизнь дана нам, лучше  сказать, брошена нам, или мы  брошены в неё на то, что  дано нам; Жить – это проблема, которую должны решать мы не  только в особо трудных случаях,  которые мы определяем как  конфликты или трудные ситуации, а всегда. Жизнь никогда нельзя предопределить. Даже будучи совершенно уверен в том, что произойдёт снами завтра, мы всегда рассматриваем это как возможность. Это другой сущностный и драматический атрибут, который нужно поставить рядом с предыдущим.

Огромной важности явление, с которым мы ознакомимся, уже  было нами определено: жить – это постоянно решать, чем мы будем. Чувствуется парадокс, скрытый в этом определении. Бытие, которое состоит не только в том. Что есть, сколько в том, что будет, стало быть, в том, чего ещё нет! Ведь это основной, нескончаемый парадокс нашей жизни.

 

      Заключение.

     В своём  творчестве Х. Ортега-и-Гассет  поясняет нам феномен человека-массы.  Он знакомит нас с понятиями массовой и элитарной культур. Характеризуя прошлый век, говоря о развитии науки и техники, о создании новых, почти безграничных источниках богатства и комфорта, об огромном увеличении самой массы людей, Ортега предупреждает нас о зарождении исторического феномена, который назвал «восстанием масс».

     Характерной  чертой современного общества, считает  он, стала его странная уверенность в том, что оно выше всех предыдущих эпох. Также одной из характерных черт общества стала растерянность, безрассудное и непонятное метание его во времени и культуре.

     Х. Ортега  развивает мысль о том, что  современное общество и его  культура поражены тяжёлой болезнью - засилием бездуховного, лишённого каких-либо стремлений человека – обывателя, навязывающего свой стиль жизни целым государствам.

     В основе  восстания масс, по Х.Ортеге, лежит  замкнутость души массового человека, что лишает его возможности  познать своё несовершенство. Но  умственные способности ему не впрок: сознавая, что он обладает ими, он ещё больше замкнулся в себе и не пользуется ими.

     Написанное  под впечатлением первой мировой  войны и накануне второй эссе  Х. Ортеги «Восстание масс» рассматривалось как пророческое, чему способствовали и последующие события: появление таких примеров социальной «патологии», как фашизм, нацизм и сталинизм с их массовым конформизмом, ненавистью к гуманистическому наследию прошлого, безудержным самовосхвалением и использованием наиболее примитивных наклонностей человеческой природы. В конечном счёте, Ортега стремился показать, что отнюдь не «классовые противоречия» и не пресловутые «происки империализма», а именно антигуманные установки, навязанные миллионам оболваненных людей в тоталитарных обществах, стали причиной всех трагедий 20 века.

     Другую проблему  Ортега видит в том, что Европа  осталась без морали. Человек  массы, по его мнению, отбросил  устаревшие заповеди не с тем,  чтобы заменить их новыми, лучшими; нет, суть его жизненных правил в том, чтобы жить, не подчиняясь заповедям.

     Проблема смысла  жизни человека, его свободы так  же актуальна для Х. Ортеги-и-Гассета,  который утверждал, что миру «необходимы новые основы жизни» (28).

В науке, по словам Ортеги, утверждается «человек-масса», который считает  себя совершенным. То же происходит в искусстве, где ощущается диктат улицы. «Степень культуры измеряется степенью развития норм. Где они мало развиты, там жизнь направляется только в общих чертах, где они развиты подробно, там они проникают во все детали во все области жизни, любой ценой, без всяких на то прав».

     Развиваются  средства массовой информации, они  «знакомят заурядного человека  с завоеваниями человеческого интеллекта, воплощёнными в изобретения, в технику, в те аппараты и чудеса, которые этот заурядный человек видит в витринах магазинов. Всё это создаёт в его мозгу впечатление фантастического всемогущества» (29). Меняется качество жизни, развивающееся производство высвобождает человеку время (он может потратить его на своё развитие, но…). Описывая самосознание «современного» человека тонус его жизни, Х. Ортега пишет о том, что характерной чертой жизни человека является «ощущение такой потенциальной силы, что по сравнению с нею все прошлые века кажутся карликами» (30).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление:

1. Введение…………………………………………………………………………………2

2. Основная часть…………………………………………………………………………..3

2.1.  Массовая культура……………………………………………………………………3

2.2. История и причины  феномена масс, массы и элита………………………………...3

2.3. Элитарная культура…………………………………………………………………...5

2.4. Основные черты массового  человека………………………………………………..7

2.5. Проблемы массовой  и элитарной культур в творчестве Х. Ортеги-и-Гассета……8

2.6. Упадок западной цивилизации………………………………………………………10

2.7. Государство как высшая  угроза……………………………………………………...10

2.8. Диктатура масс………………………………………………………………………..11

2.9. Принцип демократии…………………………………………………………………11

2.10. Развлекательность массовой  культуры…………………………………………….12

2.11. Смысл жизни…………………………………………………………………………12

2.12. Проблема специализации……………………………………………………………13

2.13. В чём состоит сущность  жизни по мнению Х. Ортеги?...........................................13

3. Заключение………………………………………………………………………………14

 

 

 

Список используемой литературы:

 

 

1. Хосе Ортега-и-Гассет  «Адам в раю» М.: Ермак, 2003

2. Хосе Ортега-и-Гассет  «Восстание масс» М.: Ермак, 2003

3. Хосе Ортега-и-Гассет  «Дегуманизация общества» М. 1991

4. Хосе Ортега-и-Гассет  «Избранные труды» М. 2000

5. Хосе Ортега-и-Гассет  «Человек и люди» М.: Ермак, 2003

6. Хосе Ортега-и-Гассет  О спортивно-праздничном чувстве  жизни. Философские науки, № 12, 1991

7. Хосе Ортега-и-Гассет  «Запах культуры» М.: Алгоритм, Эксмо, 2006

8. Ницше Ф. «Человеческое,  слишком человеческое» Сочинения.  М.: Мысль, 1990, Т.1

9. Ницше Ф. «По ту  сторону добра и зла» Сочинения.  М.: Мысль, 1990, Т. 2

10. Бердяев Н. А. «Философия  свободы» М. 1989

11. Тойнби А. «Постижение  истории» М. 1990

12. Хайдеггер М. «Письма  о гуманизме». В кн.: Проблема человека  в западной философии. М.: Прогресс, 1988, с. 314

13. Ясперс К. «Смысл  и значение истории». М.: Политиздат, 1991

14. Ерасов Б.С. «Социальная  культурология», Аспект-Пресс, Москва, 2000

15. Материалы Интернет-сайта  «Высшей Школы Культурологии».

16. Прокудин Д.В., Меерсон  Б.М. «Лекции по истории западной  цивилизации 20 века».

17. Ольшанский Д.В. «Основы  политической психологии» Екатеринбург, 2001

18. Шпренглер О. «Закат  Европы». М.: Мысль, 1993

19. Энциклопедический словарь  по культурологи. М., 1997

________________________________

(1)  Хосе Ортега-и-Гассет  «Восстание масс». М.: Ермак,2003

(2) Там же

(3) Там же

(4) Там же

(5) Там же

(6) Там же

(7) Там же

(8) Экзистенция – существование

(9) Хосе Ортега-и-Гассет  «Дегуманизация общества». М., 1991

(10) Концепция «дегуманизации  искусства» - взгляд на сущность  художественного творчества 20 века, сформулированный испанским философом Х. Ортегой – и-Гассетом.

(11) Ортега-и-Гассет «Дегуманизация  общества». М., 1991

(12) Хосе Ортега-и-Гассет  «Восстание масс». М.: Ермак,2003

(13) Там же

(14) Там же

(15) Там же

(16) Ортега-и-Гассет.  О  спортивно-праздничном чувстве жизни.  Философские науки, № 12, 1991

(17) Там же

(18) Там же

(19) Там же

(20) Там же

(21) Там же

(22) Хосе Ортега-и-Гассет  «Восстание масс». М.: Ермак,2003

(23) Там же

(24) Там же

(25) Там же

(26) Там же

(27) Там же

(28) Там же

(29) Там же

(30) Там же 

 


Информация о работе Проблема массовой и элитарной культур в творчестве Х. Ортеги-и-Гассета